Понятие о мышлении. Этапы, виды, операции мышления. Роль речи в мышлении. Виды, функции, характеристики речи.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Мышление в психологии определяют как процесс познавательной деятельности человека, представляющий собой опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Основная принятая классификация различает следующие три вида: 1) наглядно-действенное мышление; 2) наглядно-образное мышление; 3) словесно-логическое (или понятийное) мышление. Наглядно-действенное мышление – это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Наглядно-образное мышление. Для этого вида характерна уже опора на образы предметов, на представления об их свойствах. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Мыслительный процесс условно можно разделить на следующие этапы: 1. Возникновение проблемной ситуации. 2. Сбор информации, ориентация в проблеме. 3. Операции с информацией (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстракция) 4. Принятие решения. 5. Разработка. К основным мыслительным операциям относятся: анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы; синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру; сравнение – установление отношений сходства и различия; обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует; конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного; систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.
Психология рассматривает речь, прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д. Традиционно выделяют три функции. 1. Сигнификативная -сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты, как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. 2. Функция обобщения. Она заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы. 3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на: информационную, волеизъявляющую и экспрессивную. Виды речи. Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую. Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Понятие о представлении, их свойства. Воображение – это деятельность по анализу и синтезу сенсорного опыта, которая либо обусловливается влиянием сознательно поставленной цели (в процессе творчества), либо происходит спонтанно, под воздействием чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Воображение присуще только человеку. Функции воображения. 1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. 2. Регулирование эмоциональных состояний. 3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи.
4. Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Воображение может быть пассивным (сновидения, грезы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на воссоздающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности. Основные свойства представлений: фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части; неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека; изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.
Понятие памяти. Виды, типы, процессы, закономерности, индивидуальные особенности памяти. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. словесно-логической памяти являются мысли, понятия, словесные формулировки. Именно ей принадлежит ведущая роль в процессе усвоения новых знаний при обучении. Зрительная память – потенциал зрительной памяти огромен, но вместе с тем именно она нередко подводит нас, воспроизводя воспринятые образы со значительными искажениями. Слуховая память направлена на восприятие и анализ звуков. Как правило, слуховая память работает вместе со словесно-логической, например, когда мы воспроизводим на слух лекцию, беседу, телефонный разговор. Двигательная память играет ведущую роль при овладении различными моторными навыками, например, при обучении игре на музыкальном инструменте, в процессе печатания на машинке, вождения автомобиля и т. д. К процессам памяти относятся следующие: 1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее
2) сохранение – процесс переработки и удержания информации; 3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала; 4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации. Типы памяти: Сенсорная (непосредственная).Это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим, и информация, находящаяся в сенсорной памяти, сохраняется не более 1,5 с. Кратковременная память действует до тех пор, пока ваше внимание находится в сосредоточенном состоянии, т. е. информация сохраняется в течение ограниченного времени (не более 30 с.). Долговременную память попадает информация, которая удерживалась в памяти посредством повторения более пяти минут. Сверхдолговременной памяти, т. е. воспоминаний, которым более через три месяца. Закономерности памяти Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания. Исследователи отмечают существенное разнообразие индивидуальных особенностей памяти у людей, что проявляется в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воссозданию. Скорость запоминания определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала, точность - соответствие воспроизводимого материала к материалу запоминаемому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|