Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет, задачи, система юридической психологии.




Вопросы к зачету

по дисциплине «Юридическая психология»

По направлению подготовки «Юриспруденция»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

2 семестр - ОФО; ЗФО

 

1. История становления юридической психологии как науки.

2. Предмет, задачи, принципы юридической психологии.

3. Современная юридическая психология, её структура и система.

4. Методологические основы юридической психологии.

5. Методы юридической психологии, их классификация и характеристика.

6. Понятие личности в психологии и правовой науке. Психологическая структура личности.

7. Направленность, мотивационная сфера, потребности личности и их характеристика.

8. Ощущения и восприятия. Их роль и значение в профессиональной деятельности юриста.

9. Память и воображение. Их роль в деятельности юриста.

10. Мышление. Характеристика мыслительной деятельности юриста.

11. Речь в юридической работе. Виды и функции речи.

12. Внимание в профессиональной деятельности юриста.

13. Эмоции и чувства, психические состояния и их характеристика.

14. Основные формы переживания чувств (аффект, стресс, страсти, фрустрация и др).

15. Эмоциональная регуляция деятельности и поведения юриста.

16. Волевая регуляция деятельности и поведения юриста.

17. Индивидуально-психологические особенности личности (темперамент, характер, способности).

18. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста.

19. Психотехника профессионального общения.

20. Межличностные отношения в конкретной социальной группе. Понятие референтной группы.

21. Понятие, формы, уровни и структура правового сознания. Проблема формирования правового сознания.

22. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

23. Профессиограмма профессии юриста.

24. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

25. Психологические методы изучения личности субъектов правоприменительной деятельности.

26. Психологические особенности преступного поведения.

27. Личность преступника. Классификация и типология личности преступника.

28. Отклоняющееся (девиантное) поведение, его виды и концепции.

29. Психология группового преступления (психология преступной группы).

30. Психолого-криминалистическая характеристика лидера преступной группы.

31. Психология организованной преступности.

32. Психология насильственной и неосторожной преступности.

33. Судебно-психологическая экспертиза: цели и задачи.

34. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

35. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей.

36. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе (предмет, основания, поводы назначения, порядок проведения).

37. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе (предмет, основания, поводы назначения, порядок проведения).

38. Психология допроса. Общие социально-психологические условия ведения допроса.

39. Психологические особенности допроса в бесконфликтной и конфликтной ситуациях.

40. Психология допроса на очной ставке. Психологические особенности допроса несовершеннолетних. Психология лжи.

41. Психология потерпевшего.

42. Проблема несовершеннолетних в юридической психологии.

43. Психологические особенности судопроизводства.

44. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.

45. Психологический анализ коллектива осужденных.

46. Психологическое изучение и коррекция личности осужденного.

47. Психологические проблемы наказания и исправления преступников.

48. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания. Проблемы адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе.

49. Психологические основы терроризма.

50. Психология судебного процесса (при рассмотрении уголовных дел).

51. Психологическая характеристика сотрудника исправительного учреждения.

 

История развития юридической психологии

Юридическая психология – наука о функционировании психики человека, вовлеченного в правовые отношения. В сферу ее внимания попадает все богатство психических явлений: психические процессы и состояния, индивидуально-психологические особенности личности, мотивы и ценности, социально-психологические закономерности поведения людей, но все эти явления рассматриваются только в ситуациях правового взаимодействия.

Юридическая психология возникла как ответ на запросы юристов-практиков, по сути, это прикладная наука, призванная помогать юристу искать ответы на интересующие его вопросы..

Юридическая психология имеет отношение как к общей психологии, так и к юридическим наукам. Эта наука сравнительно молода, ей около двухсот лет. Но примечателен тот факт, что это направление возникло практически одновременно с психологией.

Сам термин «психология» начал появляться в философской литературе уже в XVII–XVIII вв. и означал науку о душе, умение понимать душу человека, его устремления и поступки. В XIX в. психология выделяется в самостоятельную отрасль знания. Официальной датой рождения психологии традиционно считают 1879 г. – в этом году немецкий психолог и философ В. Вундт основал первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге.

Конец XVIII – начало XIX вв. отмечены ростом интереса ученых и общественников к проблеме человека. Принципы гуманизма (от лат. humanita– человечность), ведущего в то время философского течения, подтолкнули революционеров к созданию первой в Европе «Декларации прав человека и гражданина». Победа Великой французской революции (1789–1794) и принятие в 1789 г. нового законодательства положили начало активному внедрению юридической психологии в судебную практику.

В это время зародилась антропологическая школа права.

Более полувека спустя подобный процесс начался и в России. Введение после судебной реформы 1864 г.принципов равенства сторон обвинения и защиты, независимости судей и подчинения их только закону, независимой от государства свободной адвокатуры, суда присяжных позволили шире использовать практические психологические приемы.

В дореволюционной России юридическая, или как тогда говорили, судебная, психология развивалась достаточно мощно. Русский юрист, общественный деятель и выдающийся судебный оратор А.Ф. Кони внес значительный вклад в развитие юридической психологии. Его труды затрагивали проблемы взаимодействия участников следственного и судебного процессов, поведения свидетелей в зале суда, влияния речи судьи на суде на ход судебного разбирательства.

В 1912 г. в Германии проходит юридический конгресс, на котором юридическая психология обретает официальный статус в качестве необходимой составляющей первоначального образования юристов. Интересно и то, что, пока Запад решал вопрос о востребованности новой науки юристами, в Московском университете уже в 1906–1912 гг. читался курс «Уголовная психология».

Послереволюционный период оказался достаточно благоприятным для дальнейшего развития отечественной психологии. В это время активно трудились российские психологи и психофизиологи В.М. Бехтерев, В.П. Сербский, П.И. Коваленко. Отечественная наука во многом опережала зарубежную.

Значимое место отводилось и юридической психологии – необходимо было быстро наводить порядок в новом государстве: бороться с бандами, повсеместно орудовавшими в послевоенные годы, обеспечивать безопасность на улицах городов, воспитывать и перевоспитывать малолетних беспризорников. В 1925 г. в Москве был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. Он стал первым в мире специализированным криминологическим институтом. Сокрушительный удар по социальным и гуманитарным дисциплинам нанесли репрессии 1930-х гг. Не избежала этой участи и психология – были закрыты важнейшие лаборатории и исследовательские центры, подверглись репрессии многие видные ученые. Такое положение дел установилось на долгий срок, и только оттепель 1960-х гг. изменила его к лучшему.

С развитием космонавтики, техники, психология постепенно начала обретать статус самостоятельной и значимой дисциплины. Важным моментом стал 1964 г. – дата принятия специального постановления ЦК КПСС «О дальнейшем развитии юридической науки и улучшении юридического образования в стране». В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а уже в 1965 г. в программу подготовки юристов в высших учебных заведениях был введен курс «Психология (общая и судебная)». Дальнейшее осмысление теоретических и методологических проблем пришлось на конец 1960 – начало 1970-х гг.: появились первые крупные работы по юридической психологии А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.Д. Глоточкина, В.Ф. Пирожкова.На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.

После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.

В настоящий момент открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим. К новым, экспериментальным направлениям можно отнести введение института ювенальной юстиции, требующее введения в работу правоохранительных органов новых психологических структур: специализированного телефона доверия для подростков при отделениях милиции, групп воспитателей и психологов нового поколения в детских исправительно-трудовых учреждениях.

 

Предмет, задачи, система юридической психологии.

Современное развитие науки характеризуется, с одной стороны, дифференциацией научных знаний, а с другой стороны - интеграцией, взаимопроникновением одних отраслей в другие. Этот процесс приводит к созданию новых отраслей научного знания, связывающих между собой ранее обособленные друг от друга науки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...