Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность процесса коммуникации




Человек не может существовать без общения с себе подобными. Это — одна из аксиом коммуникации: у человеческого поведения нет альтернативы, так как человек не может себя никак не вести. Даже находясь в одиночестве, человек ведет себя соответствующим образом. Любое поведение в ситуации взаимодействия имеет характер сообщения, то есть является коммуникацией. Отсюда следует, что как бы человек ни старался, он не сможет не общаться. Деятельность и бездействие, слова или молчание — все это имеет ценность сообщения: они оказывают влияние на других, и эти другие в свою очередь не могут не ответить на эти послания и, таким образом, сами общаются.
Иными словами, для осуществления коммуникации человеку не обязательно намеренно передавать сообщение. Но общение происходит всякий раз, когда один человек придает значение поведению другого человека или же своему собственному. В зависимости от того, насколько мы осознаем свое коммуникативное поведение, можно в определенной степени предвидеть его результаты, выбирать конкретные способы и методы общения на основании предполагаемой реакции собеседника. При неосознанности поведения собеседники обычно не способны предугадывать последствия общения, в то время как при осознанном поведении эти способности очень велики.

Но общение — это многогранный процесс, это категория, являющая собой социо-психологический механизм, способствующий возникновению контакта между людьми, который, в свою очередь, проявляется в обмене информацией, взаимопонимании и взаимовлиянии и, возможно, психологическом воздействии.

Вступая в такое взаимодействие друг с другом, люди обычно преследуют определенные цели. В их числе:

· обмен или передача информации;

· формирование умений и навыков (в процессе обучения);

· формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

· обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

· осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;

· обмен эмоциями.

На практике это взаимодействие бывает трех типов:

1. Я — Я (преподаватель — студент, юрист — клиент) — индивидуально-личностный тип;

2. Я — МЫ (устроитель пресс-конференции — журналисты, руководитель — коллектив) — индивидуальный тип;

3. МЫ — МЫ (две переговорные стороны, администрация — трудовой коллектив) — коллективно-общественный тип.

В зависимости от предмета (содержания) общения выделяют такие виды общения, как: межличностное, деловое, специально-профессиональное, научное, социально-политическое, информационно-коммуникативное, культурное (или межкультурное), религиозное (или межрелигиозное) и т.д.

Категория «общение» часто отождествляется с категорией «коммуникация». Это отождествление происходит само собой в англоязычных текстах, где кроме communica tion нет другого слова для перевода понятия «общение». В «Психологическом словаре» под редакцией В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова (М.: Педагогика-Пресс, 1996) дана отсылка: Коммуникация, см. Общение. Общение же определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера», т. е. обмене знаниями или эмоциями. Обществовед Ю. Д. Прилюк пришел к выводу, что «этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» тождественны».

Вне сомнения, эти два понятия вправе восприниматься как синонимы. А вообще, слово “коммуникация” имеет, по крайней мере, 8 значений. Вот они:

* общение,

* сообщение,

* информация,

* связь,

* средство связи,

* средство информации,

* контакт,

* соединение.

В целом, если мы рассматриваем категорию «общения”, главным образом, как социо-психологический феномен, то коммуникацию следует понимать именно в качестве акта общения. Г. Почепцов в своих рассуждениях о сути коммуникации высказывает такие мысли: “Под коммуникацией мы будем понимать процессы пе­рекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации сущес­твенен переход от говорения. Одного к действиям Друго­го. Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которы­ми являются два человека”.

В широком философском смысле термин “ коммуникация ” выступает синонимом понятия “сосуществование ”, или “ жизнь с другими ”, или, как писал М.Хайдеггер, “ бытие с другими ”. На обыденном уровне, согласно энциклопедическому словарю, коммуникация - это общение, передача информации от человека к человеку; "это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов ".

Ряд ученых - А. Леонтьев, в частности, вообще отождествляют коммуникацию и устное общение. Под общением здесь понимается обмен деятельностью, умениями, навыками, а также результатами деятельности, в том числе интеллектуальной. Действительно, коммуникацию следует рассматривать одной из форм взаимодействия людей в процессе общения, скорее, это информационный аспект общения.

Само это понятие пришло в наш язык — как, впрочем, и в другие - английский (communication), французский (communication), немецкий (Kommunikation), испанский (communicacion), итальянский (communicazione), португальский (comunicaccao) и т.д. — из языка латинского (от латинского communicatio — сообщение). Латинский глагол communicare у древних римлян обозначал: “что-либо делать совместно, вместе обсуждать, сообщать друг другу, информировать друг друга”.

В слове communicare скрыт корень munus, который у римлян означал “деятельность, службу, подарок, дружескую услугу”. Если посмотреть на историю этого слова с тех далеких времен, можно обнаружить центральное значение слога mei, которое у предшественников нашей культуры и цивилизации, индоевропейцев, означало “менять, обменивать”.

Собственно дефиниция коммуникации с позиций современной коммуникационной науки может быть предельно простой: коммуникация — это специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Проблемы исследования коммуникационных процессов входят в число наиболее актуальных и глобальных проблем для человечества. Определений, данных коммуникационному процессу, достаточно много. В коммуникативистике этот термин подразумевает передачу информации от ее отправителя к получателю. В самой простой дифференциации выделяют четыре формы такой передачи:

интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т.п.;

межличностная коммуникация, как правило, связана с идеальной моделью коммуникации, в ней участвуют двое участников;

групповая коммуникация: коммуникация внутри группы, между группами, коммуникация типа "индивид - группа";

массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп; являет собой систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...