Понятие и сущность процесса коммуникации
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Человек не может существовать без общения с себе подобными. Это — одна из аксиом коммуникации: у человеческого поведения нет альтернативы, так как человек не может себя никак не вести. Даже находясь в одиночестве, человек ведет себя соответствующим образом. Любое поведение в ситуации взаимодействия имеет характер сообщения, то есть является коммуникацией. Отсюда следует, что как бы человек ни старался, он не сможет не общаться. Деятельность и бездействие, слова или молчание — все это имеет ценность сообщения: они оказывают влияние на других, и эти другие в свою очередь не могут не ответить на эти послания и, таким образом, сами общаются. Но общение — это многогранный процесс, это категория, являющая собой социо-психологический механизм, способствующий возникновению контакта между людьми, который, в свою очередь, проявляется в обмене информацией, взаимопонимании и взаимовлиянии и, возможно, психологическом воздействии. Вступая в такое взаимодействие друг с другом, люди обычно преследуют определенные цели. В их числе:
· обмен или передача информации; · формирование умений и навыков (в процессе обучения); · формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; · обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; · осуществление коррекции, изменение мотивации поведения; · обмен эмоциями. На практике это взаимодействие бывает трех типов: 1. Я — Я (преподаватель — студент, юрист — клиент) — индивидуально-личностный тип; 2. Я — МЫ (устроитель пресс-конференции — журналисты, руководитель — коллектив) — индивидуальный тип; 3. МЫ — МЫ (две переговорные стороны, администрация — трудовой коллектив) — коллективно-общественный тип. В зависимости от предмета (содержания) общения выделяют такие виды общения, как: межличностное, деловое, специально-профессиональное, научное, социально-политическое, информационно-коммуникативное, культурное (или межкультурное), религиозное (или межрелигиозное) и т.д. Категория «общение» часто отождествляется с категорией «коммуникация». Это отождествление происходит само собой в англоязычных текстах, где кроме communica tion нет другого слова для перевода понятия «общение». В «Психологическом словаре» под редакцией В. П. Зинченко и Б. Г. Мещерякова (М.: Педагогика-Пресс, 1996) дана отсылка: Коммуникация, см. Общение. Общение же определяется как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективного характера», т. е. обмене знаниями или эмоциями. Обществовед Ю. Д. Прилюк пришел к выводу, что «этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» тождественны». Вне сомнения, эти два понятия вправе восприниматься как синонимы. А вообще, слово “коммуникация” имеет, по крайней мере, 8 значений. Вот они: * общение, * сообщение, * информация, * связь, * средство связи, * средство информации,
* контакт, * соединение. В целом, если мы рассматриваем категорию «общения”, главным образом, как социо-психологический феномен, то коммуникацию следует понимать именно в качестве акта общения. Г. Почепцов в своих рассуждениях о сути коммуникации высказывает такие мысли: “Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения. Одного к действиям Другого. Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека”. В широком философском смысле термин “ коммуникация ” выступает синонимом понятия “сосуществование ”, или “ жизнь с другими ”, или, как писал М.Хайдеггер, “ бытие с другими ”. На обыденном уровне, согласно энциклопедическому словарю, коммуникация - это общение, передача информации от человека к человеку; "это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов ". Ряд ученых - А. Леонтьев, в частности, вообще отождествляют коммуникацию и устное общение. Под общением здесь понимается обмен деятельностью, умениями, навыками, а также результатами деятельности, в том числе интеллектуальной. Действительно, коммуникацию следует рассматривать одной из форм взаимодействия людей в процессе общения, скорее, это информационный аспект общения. Само это понятие пришло в наш язык — как, впрочем, и в другие - английский (communication), французский (communication), немецкий (Kommunikation), испанский (communicacion), итальянский (communicazione), португальский (comunicaccao) и т.д. — из языка латинского (от латинского communicatio — сообщение). Латинский глагол communicare у древних римлян обозначал: “что-либо делать совместно, вместе обсуждать, сообщать друг другу, информировать друг друга”. В слове communicare скрыт корень munus, который у римлян означал “деятельность, службу, подарок, дружескую услугу”. Если посмотреть на историю этого слова с тех далеких времен, можно обнаружить центральное значение слога mei, которое у предшественников нашей культуры и цивилизации, индоевропейцев, означало “менять, обменивать”.
Собственно дефиниция коммуникации с позиций современной коммуникационной науки может быть предельно простой: коммуникация — это специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Проблемы исследования коммуникационных процессов входят в число наиболее актуальных и глобальных проблем для человечества. Определений, данных коммуникационному процессу, достаточно много. В коммуникативистике этот термин подразумевает передачу информации от ее отправителя к получателю. В самой простой дифференциации выделяют четыре формы такой передачи: интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т.п.; межличностная коммуникация, как правило, связана с идеальной моделью коммуникации, в ней участвуют двое участников; групповая коммуникация: коммуникация внутри группы, между группами, коммуникация типа "индивид - группа"; массовая коммуникация ориентирована на большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп; являет собой систематическое распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звуко- и видеозапись с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|