Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательно-программирующие методы управления

Особая значимость научного обоснования управленческих воздействий определяет роль познавательно-программирующих методов, которые по мере развития научно-технического прогресса становится все более разнообразными. В зависимости от степени общности сферы области применения принято различать всеобщие, общенаучные и частнонаучные методы.[15]

Всеобщим методом познания является материалистическая диалектика, метод изучения и объяснения всего объективного мира. Этот метод пронизывает всю систему общенаучных и частнонаучных методов, которые применяются с материалистических позиций, с учетом законов и категорий диалектики.

Общенаучные методы, не обладая универсальностью диалектико-материалистического метода, применяются во многих областях науки. К ним относятся логические и эвристические методы (диалектическая и формальная логика, анализ и синтез, наблюдение, сравнение, выдвижение гипотез) и другие приемы мыслительной деятельности. Общенаучный характер имеют также формализованные методы (статистики, математики, кибернетики). Особое место в ряду общенаучных методов занимают моделирование и эксперимент. К общенаучным методам относятся различные социологические методы, соединяющие в себе основы логических и формализованных методов исследования (анкетирование, интервьюирование, изучение документов, контент-анализ и другие).[16]

К частнонаучным относятся методы, разрабатываемые той или иной отраслью знания для решения своих задач. Хотя эти методы питаются из общенаучных источников, они имеют специфическую направленность. Так, из общенаучного статистического метода проистекают методы демографической, уголовной, экономической статистики и т.д.[17]

В современных условиях интенсивной дифференциации и интеграции наук, их взаимопроникновения, частнонаучный характер того или иного метода относителен. Методы, создаваемые в рамках одной науки с успехом применяются в других.[18]

Более того, методы, применяемые в научных исследованиях, успешно используются и в практической, в частности, управленческой деятельности, поскольку их гносеологическая сущность не меняется в зависимости от области применения. Однако сказанное не дает основания называть эти методы собственно методами управления, можно лишь говорить об их применении и при решении управленческих задач.

К собственно управленческим относятся познавательно-программирующие методы, разрабатываемые специально для анализа систем и процессов управления, решения управленческих задач. Это возникшие сравнительно недавно методы системного анализа, исследования операций, моделирования, организационного проектирования, сетевого планирования, создание которых с самого начала было связано с ориентацией на решение задач управления. При этом многие из них оказались настолько богатыми по содержанию, что вышли за пределы теории управления и приобрели общенаучное значение. В рамках смежных наук широко используются системный подход, метод построения "дерева целей", программно-целевой метод и многие другие.[19]

В названных научных направлениях и методах нашли отражение характерная для современного этапа разработки методологических вопросов все большая дифференциация их содержания применительно к различным областям общественной практики. Чем специфичнее те или иные задачи, чем больше за их решением стоит проблем общего характера, тем более опосредована их методология. Поэтому развитие названных выше научных дисциплин и разрабатываемых в их рамках научных методов управления само по себе еще не является достаточным условием для практического применения этих методов в таких специфических системах управления как органы внутренних дел.[20]

Практика, в особенности на исполнительском уровне системы, в частности, в горрайорганах внутренних дел, при самом заинтересованном отношении к использованию современных научных достижений оказывается просто неспособной самостоятельно ориентироваться в огромном потоке научной информации и предметно ее использовать в своих целях. Попытки "прямой" реализации тех или иных научных методов, минуя специальную разработку соответствующих методических средств, малоперспективны. Отсюда потребность в разработке соответствующих научно-методических средств, являющихся важнейшим звеном механизма внедрения достижения науки в практику управления органами внутренних дел. Преобразование достижений тех отраслей знания, которые образуют методологические основы управления органами внутренних дел, в соответствующие прикладные методические средства - это и есть обеспечение этого управления познавательно-программирующими методами. В данном случае решается задача создания комплекса непосредственно практически значимых научно-методических рекомендаций, моделей, алгоритмов и т.д., в частности, анализа и оценки оперативной обстановки, изучения состояния борьбы с различными видами преступлений, криминологического прогнозирования, оценки деятельности подразделений и служб, планирования, расстановки сил и средств и др.[21]

Научно-методическое обеспечение управления органами внутренних дел позволит при решении конкретных задач пользоваться без существенных изменений тем или иным уже разработанным, теоретически обоснованным и практически проверенным методическим средством.

Если разработка и совершенствование различных научных методов представляют область интересов социологии, математики, статистики, теории принятия решений и т.д., то создание частных методических средств для решения задач управления - результат прикладных исследований.

Одним из наиболее важных направлений научно-методического обеспечения управления органами внутренних дел является разработка информационно-аналитических методик, предназначенных для подготовки управленческих решений.

Каждая из таких методик должна, во-первых, определять общие исходные положения по предмету анализа данной задачи, очерчивать круг основных элементов анализа - факторов, показателей, данных, подлежащих исследованию, во-вторых, рекомендовать (указывать) основные источники получения необходимой и достаточной информации, в-третьих, содержать конкретные совокупности приемов, правил, способов оперирования собранной информацией. Это могут быть и простейшие приемы сопоставления и выведения различных соотношений (процентов, уровней), и графические, статистические методы, и методы исследования операций, приспособленные для решения соответствующих задач. Предложения об использовании того или иного метода должны содержать указание о преследуемых в данном случае целях и раскрывать технологию применения метода, например, что с чем сравнивать или сопоставлять, за какой период и в каком объеме и т.д. В отдельных из них, кроме того, могут содержаться общие указания о значении возможных результатов анализа, о некоторых альтернативных гипотезах и способах их проверки.[22]

На примере управленческой деятельности горрайлинорганов выводы аналитической работы оформляются, как правило, в правовой форме (рапорт, докладная записка, аналитическая справка) и обычно содержит прогностическую оценку. При этом так называемые «методы программного прогнозирования в органах внутренних дел применяются, как правило, для решения сложных, комплексных задач оперативно-служебной деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, сложностью самих методов, а с другой – высокой ответственностью за результат исполнения сложных задач».[23]

При разработке управленческого решения в органах внутренних дел используется метод разработки проекта управленческого решения, который определяется содержанием задачи, а также разновидностью самого решения (приказ, инструкция, план и т.д.) и уровнем субъекта управления, который принимает данное решение.

В деятельности органов внутренних дел часто встречаются относительно одинаковые, в большей или меньшей степени стандартные задачи – действия на месте происшествия, преступления, ликвидация последствий технических аварий и т.д. Поэтому более распространенным методом является типовое программирование действий. На его основе разрабатываются типовые инструкции и планы, примерные положения и наставления. Непосредственно для разработки данных документов применяют метод моделирования ситуации и метод комплексного, поэтапного применения сил и средств. В нестандартных ситуациях при отсутствии резерва времени на анализ решения (обычно на месте локальных происшествий) находит применение эвристический метод принятия решений, в основе которого – эмпирически сформулированные правила, т.е. рекомендации, принимаемые без доказательства. Для правильного применения этого метода необходимо четкое знание своих прав и обязанностей, устойчивые навыки профессиональной деятельности, умение ориентироваться в нестандартных обстоятельствах, а также сознание ответственности за решение возложенных задач.[24]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...