Речь как средство коммуникации и мышления. Виды речи. Отличие речи от языка. Соотношение мышления и речи. Основные этапы развитие речи у ребёнка.
Речь – форма общения, опосредованная языком – посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил. Язык в действии. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правилам языка, и вместе с тем под действием ряда факторов (требования общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков) она изменяет и совершенствует язык. Язык – система знаков любой физической природы, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передача от поколения к поколению и хранение информации. Язык существует и реализуется через речь как звуко-словесное общение. Речь не исчерпывает природы языка. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Виды речи: 1.Внешняя: • Устная (диалогическая – взаимные реплики и монологическая) – слышимая речь, кем-то произносимая.•Письменная -- общение посредством письма. 2. Внутренняя – при подготовке к устной или письменной речи – фаза внутреннего проговаривания речи про себя. В общении участвуют две стороны – говорящий и слушающий. Говорящий выбирает слова, необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий – воспринимает. У обоих одинаковые правила и средства передачи мысли. Развитие речи у ребенка. Усвоение речи ребенком происходит только через общение. Первая форма речи, возникающая у ребенка – диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и явл. громкой. Эгоцентрическая речь явл. переходным этапом от внешней речи к внутренней.
Становление речи происходит в несколько периодов: • Фонетический период (до 2-х. лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова) • Грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания) • Семантический период (после 3-лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности) Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладение речью как средством общения, в течении первых двух лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок не понимает речи взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем – довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова – этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми – этап развития речевого общения. Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей на всех трех этапах становления.
Психическое развитие в раннем возрасте. Кризис 1 года. Общие закономерности развития в раннем возрасте. Характеристика основных новообразований. Физическое и моторное развитие. «Прямохождение». Когнитивное развитие и развитие речи. Активная и пассивная речь. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущая. Орудийные и соотносящие действия. Первые признаки самосознания и развитие личности ребенка раннего возраста. Основные новообразования раннего возраста Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития – совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.
К основным новообразованиям раннего возраста относятся: 1). Прямохождение. 2). Речевое общение. 3). Предметная деятельность. Развитие речи В раннем возрасте развитие речи идет по двум линиям: развитие пассивной речи, развитие активной речи. Развитие пассивной речи. Вначале ребенком понимается ситуация в целом, а не конкретный предмет или действие. Позднее значение ситуации преодолевается. Но только на третьем году речевые указания взрослого начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях. Ребенок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Развитие активной речи. Развитие активной речи до 1,5 лет происходит медленно. Ребенок усваивает от 30 до 100 слов и употребляет их очень редко. После 1,5 лет происходит переход к активной самостоятельной речи. На 2 году у ребенка резко возрастает интерес к окружающему миру. К этому возрасту дети знают уже примерно 300 слов, а к 3-летнему возрасту – 1200-1500 слов. Наряду с расширением словарного запаса и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя языка. Выделяют три основные пути усвоения языка и индивидуального развития речи ребенка:1. подражание,2. образование условно-рнфлекторных ассоциация,3. формулировка и проверка эмпирических гипотез. 3. Развитие предметной деятельности. У ребенка в период раннего детства формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования: действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению этих предметов в жизни человека. Общение в этом возрасте становится формой организации и средством осуществления предметной деятельности. Из числа действий, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, наиболее значимыми для его психического развития являются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные соотношения. Эти действия требуют учета свойства предмета и регулируются тем результатом, который нужно получить. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет – орудие – употребляется при воздействии на другие предметы.
Во второй половине раннего возраста формируется функция замещения, представляющая собой отождествление, предполагающее перенос значения с одного, специфического предмета на другой, неспецифический. Под замещением в широком смысле слова понимают перенос значения с одного объекта на другой, реальный или идеальный. Начиная выполнять правила пользования предметами, ребенок психологически входит в мир постоянных вещей. 4. Когнитивное развитие. Основное направление развития высших психических функций ребенка этого возраста – начало вербализации познавательных процессов, их опосредствование речью. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, в том числе способность к обобщениям, к переносу приобретенного опыта из первоначальных условий в новые ситуации, умение устанавливать связи между предметами и явлениями путем экспериментирования, запоминать их и использовать при решении задач. Основную роль в совершенствовании всех этих способностей в раннем возрасте играет восприятие. От него зависит улучшение памяти, речи, мышления, движений. Само восприятие под влиянием этих функций также развивается. На протяжении раннего возраста ведущим видом мышления является наглядно-действенное мышление. Примерно в три года происходит становление элементарного самосознания и начинает развиваться способность к произвольной саморегуляции. К трем годам появляются личностные действия и сознание «Я сам» – центральное новообразование этого периода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|