Диагностика ценностно-смысловой сферы личности
Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева как адаптация теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, составленного на основе теории стремления к смыслу жизни и логотерапии В.Франкла. Определение составляющих смысла жизни человека: цели в жизни, процесса жизни (интереса и эмоциональной насыщенности жизни), результативности жизни (удовлетворенности самореализацией), локус контроля – Я (Я – хозяин жизни), локус контроля – жизнь (управляемость жизнью). Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая методика для определения смыслов жизни человека. Методика «Жизненные цели» Э. Диси, Р. Райн в модификации Н.В. Клюевой и В.И. Чиркова. Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича для выявления иерархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина для диагностики 8 жизненных целей (терминальных ценностей) и значимости 5-ти жизненных сфер. Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной для оценки жизненных ценностей личности в различных жизненных сферах и определения, их направленности. Самоактуализация личности и проблема ее измерения. Концепция самоактуализирующейся личности А. Маслоу. Опросник личностных ориентаций Э. Шострома (POI) и его отечественные адаптации. Самоактуализационный тест (САТ) (2 основных и 12 дополнительных шкал). Вопросник самоактуализации личности (САМОАЛ) (11 шкал). Опросник личностной ориентации (ЛиО).
20. Мышление как процесс и как действие. Мыслительные операции. Фазы мыслительного процесса. Виды мышления. Особенности творческого мышления. Понятие интеллекта. Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщением и опосредованным отражением действительности.
Логические формы мышления: • Понятие отражает наиболее общие существенные свойства предметов и явлений. Существует обратная связь зависимость между объемом и содержанием понятия: чем больше объем, тем меньше содержание. • Суждение устанавливает связь между понятиями. Суждения, в отличие от понятий м.б. истинными или ложными. Истинность или ложность м.б. доказана логическим путем или практикой. Новые суждения возникают или как обобщение эмпирического опыта, или выводятся из других суждений. Суждение из которого выводят новое суждение – посылом, а новое суждение – вывод. • Умозаключение – процесс выведение нового суждения из уже существующих. Виды: дедуктивные (вывод получается в движении от общего посыла к частному); индуктивные (вывод получают при движении от частного к общему); умозаключения по аналогии (вывод делается на базе общего основания (сходства)). Операции мышления – анализ и синтез. Анализ – расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез – построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе. Анализ – выделение тех сторон О, которые существенны для решения данной задачи, это выявление строения исследуемого О, его структуры, отделение существенного от несущественного. Результаты анализа объединяются, синтезируются. Синтез – объединение элементов, частей, сторон на основе установления существенных связей между ними. Основным механизмом мышления явл. анализ через синтез: выделение новых свойств в О (анализ) осуществляется через соотнесение его (синтез) с другими О. анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений.
Операции мышления: • Абстракция – выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. • Обобщение – соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. • Конкретизация – операция, обратная обобщению. Из общего определения – понятия – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу. Виды мышления: • Вербально-логическое (теоритическое понятийное) – человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом., полученном при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме. • Конкретно-образное (теоретическое образное) – материал, который использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Пользуются люди творческого труда. • Наглядно-действенное – сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Используют люди, занятые реальным производственным трудом. • Наглядно-образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной оперативной памяти. Интеллект – психическая адаптация к новым условиям, акт внезапного понимания. Центральное понятие – операция – внутреннее действие S. Функции: организация и адаптация. Стадии развития: 1. Сенсомоторная (до 2 лет) – поведение строится на основе координации восприятия и памяти. 2. Дооперационное (2-11 лет) – интуитивное мышление. 3. Конкретных операций (7-12 лет) 4. Формальных операций. Интеллект – биологическая функция, единица мысли – группировка, объединения действия и О по их сходству и различию
Возрастная периодизация психического развития. Основные подходы к построению периодизаций. Критерии выделения возрастных периодов. Социальная ситуация развития, центральное возрастное новообразование, ведущая деятельность. Периодизация психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина). Периодизация развития личности (Л.И. Божович, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн).
Возрастная психология — это область знаний, акцентирующая внимание на психологических особенностях детей разного возраста, в то время как психология развития — это сфера знаний, содержащих информацию в основном о законах возрастного преобразования психологии детей. Возрастную психологию нельзя представлять себе вне развития, как нечто неизменное. Точно так же развитие немыслимо без выделения его возрастных особенностей. Основные подходы к построению периодизаций. Существует представление о развитии как непрерывном процессе, в соответствии с которым в процессе развития невозможно выделить отдельных периодов. В противовес такому взгляду существуют периодизации, основывающиеся на представлении о развитии как дискретном процессе, в котором можно выделить своеобразные качественно отличающиеся друг от друга периоды. Эмпирическая и теоретическая периодизация развития. Критерии выделения возрастных периодов · социальная ситуация развития, · ведущая деятельность и · центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Понятие «ведущая деятельность» было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|