Развитие личности дошкольника. Формирование внутренней позиции.
Развитие мотивационной сферы личности ребенка- дошкольника • Начало складывания индивидуальной мотивационной системы ребенка. • Появление соподчинения (иерархии) мотивов. • Появление мотивов достижения успеха, соревнования, соперничества. • Возникновение первичного чувства долга. • Появление мотивов, связанных с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторых других. Кроме этого дошкольником начинают усваиваться этические нормы, принятые в обществе. А также происходит первичное развитие воли – управление психическими процессами, первичное сознательное управление поведением, умение удерживать цель в центре внимания. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте Развитие самосознания после трех лет – дальнейшее накопление его познавательного, аффективного и волевого опыта. В этот период из эмоционального «Я», характерного для детей раннего возраста, вырастает рациональное, логическое самосознание, включающее в себя понимание идентичности себя и своего изображения. Появляется отстраненность от самого себя. Исходя из этого, можно утверждать, что в дошкольном возрасте у ребенка формируется «зеркальное Я». Самосознание – понимание того, что собой представляет ребенок, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («Я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.
Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. В этот период начинает формироваться половая идентификация: • ребенок осознает себя как мальчика или девочку; • происходит осознание стереотипов поведения по мужскому или женскому типу. Начинается осознание себя во времени. Психологическая характеристика готовности к школьному обучению. Традиционно выделяют следующие аспекты школьной зрелости – социальный, эмоциональный, интеллектуальный. В интеллектуальном аспекте выделяются такие характеристики готовности к обучению в школе, как перцептивная зрелость, умение произвольно концентрировать внимание, способность выделять основные признаки явлений и предметов, а также устанавливать между ними связь, способность логически запоминать, рационально подходить к действительности, владеть разговорной речью, умение понимать и использовать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, стремление узнавать новую информацию. По мнению детских психологов, фактор интеллектуального развития хоть и является необходимым, но одного его будет недостаточно для того, чтобы ребенок успешно перешел к школьному обучению. Эмоциональный аспект характеризует определенный уровень эмоциональной устойчивости, снижение уровня импульсивных реакций. При этом если ребенок гиперактивный, то ход этого процесса нарушается. Социальный аспект определяет сформированную потребность ребенка к общению с другими детьми, его участие в групповом взаимодействии, способность принимать интересы и обычаи детских групп. Данный компонент определяет формирования тех качеств у детей, благодаря которым они эффективно общаются с одноклассниками и учителями. В более глобальном понимании социальной зрелостью называют способность детей взять на себя социальную роль школьника и выполнять ее. Она выражается в том, как ученик относится к учебному заведению и деятельности, к учителю и самому себе, выступающему учеником. При сформировавшейся внутренней позиции школьник может включаться в учебный процесс, что выражается в произвольном поведении ученика. В этом компоненте также присутствует уровень развития мотивационной сферы. Если школьник психологически готов к школе, то ему, прежде всего, хочется получить новые навыки, умения и знания, а не только получить удовлетворение от внешней стороны (тетрадки, рюкзак, учебники и пр.)
При анализе достижения школьной зрелости следует учитывать ряд генетических, а также социально-психологических факторов, которые оказывают влияние на психическое и соматическое развитие детей в период его дошкольной жизни. Характер влияния таких факторов может определить причины, по которым происходит школьная незрелость. К этим фактором стоит отнести: - Недостатки в воспитательном процессе. - Невротическое развитие характера. - Недостатки соматического развития детей. - Повреждение центральной нервной системы, как пренатальное, так и раннее постнатальное.
Характеристика развития в подростковом и юношеском возрасте. Физическое и физиологическое созревание подростка. Общая характеристика развития познавательных процессов. Развитие самосознания в подростковом возрасте. Характеристика основных компонентов Я-концепции. Основное возрастное новообразование. Ведущая деятельность в подростковом возрасте. Полоролевая дифференциация. Характеристика основных закономерностей развития в юношеском возрасте. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Становление мировоззрения. Профессиональное самоопределение. Подростковый возраст (11/12–16 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И, хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно варьируются. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. • В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
• Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. • Подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. • В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. • Формируется новый образ физического «Я». • На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. • Дети с ранним развитием более адаптивны, больше уверены в себе, держатся спокойнее, легче строят отношения со сверстниками, они вызывают отношение к себе как к более взрослому. • К детям с поздним созреванием относятся чаще как к ребенку, что провоцирует их протест или раздражение, такие дети менее популярны среди сверстников, у них чаще формируется низкая самооценка и появляется чувство отверженности. Э. Шпрангер (1924) определяет границы подросткового внутри юношеского возраста: 13–19 лет у девушек, 14–21 у юношей. Первая фаза этого возраста, собственно подростковая, ограничивается 14–17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. Э. Шпрангер описывает три типа развития отрочества: • Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я». • Второй тип – плавный, медленный постепенный рост. Подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. • Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|