Две редакции повести Гоголя «Тарас Бульба»
«Тара́с Бу́льба» — повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород». В составе «Миргорода» повесть опубликована в 1835 году, в 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная Гоголем редакция, которая публикуется во всех современных изданиях. События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века[1]. Несмотря на авторское указание, что Тарас Бульба родился в XV веке, в пользу XVII века говорит и известный факт заядлого курения Бульбы: открытие табака европейцами произошло в самом конце XV века (благодаря Колумбу) и только к XVII веку широко распространилось. Указав XV век, Гоголь подчеркнул, что повесть — фантастическая, а образ — собирательный, но одним из прообразов Тараса Бульбы является предок известного путешественника куренной атаман Войска Запорожского Охрим Макуха, сподвижник Богдана Хмельницкого, родившийся в Стародубе в начале XVII в., который имел троих сыновей Назара, Хому (Фому) и Омелька (Емельяна), из которых Назар предал своих товарищей-казаков и перешел на сторону войска Речи Посполитой из-за любви к польской панночке (прототип гоголевского Андрия), Хома (прототип гоголевского Остапа) погиб, пытаясь доставить Назара отцу, а Емельян стал предком Николая Миклухо-Маклая и его дяди Григория Ильича Миклухи, учившегося вместе с Николаем Гоголем и рассказавшего ему семейное предание. Прообразом является также Иван Гонта, которому ошибочно приписывалось убийство двоих сыновей от жены-польки, хотя его жена — русская, и история — вымышленная. Различия между первой и второй редакцией Перерабатывая редакцию 1835 года для издания своих «Сочинений» (1842), Гоголь внёс в окончательный вариант ряд существенных изменений и значительных дополнений. Основное отличие второй редакции от первой сводится к следующему. Историко-бытовой фон повести значительно обогатился — дана более подробная характеристика возникновения казачества, запорожского войска, законов и обычаев Сечи. Сжатый рассказ об осаде Дубна заменён развернутым эпическим изображением сражений и героических подвигов казаков. Во второй редакции полнее даны любовные переживания Андрия и глубже раскрыт трагизм его положения, вызванный изменой.
Переосмыслению подвергся образ Тараса Бульбы. Место в первой редакции, где говорится о том, что Тарас «был большой охотник до набегов и бунтов», заменено во второй следующим: «Неугомонный, вечно он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в сёла, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма». Вложенные во второй редакции в уста Тараса призывы к товарищеской солидарности в борьбе с врагами и речь о величии русского народа окончательно дорисовывают героический образ борца за национальную свободу[2] В первой редакции казаки не называются «русскими», предсмертные фразы казаков, такие как «пусть славится во веки веков святая православная русская земля» отсутствуют[2]. Ниже приведены сравнения различий обеих редакций. Редакция 1835. Часть І
Редакция 1842. Часть І
В 1858 году граф Кушелев-Безбородько за 1200 рублей серебром купил у семьи Прокоповичей рукопись «Тараса Бульбы» и подарил её Нежинскому лицею. Эта, так называемая «нежинская рукопись», полностью написана рукой Николая Гоголя, внесшего немало изменений в пятой, шестой, седьмой главах, переработавшего 8-ю и 10-ю и, таким образом, представляет собой последнюю авторскую редакцию «Тараса Бульбы». Однако во всех последующих изданиях «Тарас Бульба» перепечатывался не с оригинала, а с издания 1842 года, «подправленного» Павлом Анненковым и Николаем Прокоповичем, которые, по мнению некоторых критиков, «прилизали» остроту, натурализм, а также лишили произведение художественной силы.[5] Повесть гоголя «Коляска» (1835 год) Действие происходит в городке Б., где ужасно скучно и на улицах ни души. Однажды в этот городок прибывает кавалерийский полк и сразу все меняется. Город оживает и принимает совершенно другой вид. К тому же, сюда является генерал, который любит устраивать званые обеды, на них всегда собирается много народа. В основном, это мужское общество, состоящее из офицеров и некоторых помещиков. Наиболее известен помещик по имени Чертокуцкий Пифагор Пифагорович. В свое время он служил в одном из кавалерийских полков, но вышел в отставку из-за участия в драке. С тех пор, Чертокуцкий не упускает ни одной возможности повидаться с господами офицерами. Генерал устраивает очередной званый обед. Собрались офицеры и несколько помещиков, среди которых и Чертокуцкий. После обеда генерал хвастает перед собравшимися гостями своей покупкой – великолепной гнедой кобылой. Все восхищаются красотой лошади, а Чертокуцкий интересуется наличием у генерала подходящего экипажа для такой кобылы. Когда выяснилось, что подходящего экипажа генерал не имеет, Чертокуцкий предлагает купить у него отличную коляску, очень удобную и красивую. Рассчитывая выгодно продать коляску, Чертокуцкий приглашает генерала и всех офицеров завтра к себе на обед.
Званый обед у генерала затянулся до вечера. Мужчины много пили, рассказывали истории из жизни и выдумки, играли в вист, а разъезжаться стали около трех часов ночи. Заявившись домой, Чертокуцкий упал в кровать и заснул рядом с женой, ничего не сказав ей о приглашении гостей на обед. Утром жена не стала его тревожить, решив дать выспаться. А когда на дороге появилось несколько экипажей, направляющихся к их дому, хозяйка в ужасе побежала будить супруга. Чертокуцкий вскочил в одной рубашке, вспомнил о вчерашнем приглашении, понял, что гостей встречать нечем и, дабы избежать позора, решил спрятаться, а слуг предупредить, что хозяин уехал на целый день. Прятаться Чертокуцкий побежал в сарай и не придумал ничего лучше, чем залезть в ту самую коляску, которую накануне расхваливал генералу. Гости подъехали к дому. Новость о том, что хозяина сегодня дома не будет, возмутила прибывших на обед офицеров и самого генерала. Но затем было решено, хотя бы посмотреть коляску. Конюх выкатил ее из сарая на свет. Осмотрев коляску, генерал нашел ее самой обыкновенной и, решив, что, наверное, внутри она какая-то особенная, открыл дверцу. Увидев Чертокуцкого, изумленный генерал только сказал: «А, вы здесь!..» Потом захлопнул дверцу и уехал. Обрисовка тусклого прозябания владетелен усадеб, чиновных особ, развернутая в повести о ссоре и в «Старосветских помещиках», находит в «Коляске» свое непосредственное продолжение. Однако рядом с этим в нем’! выступают и те новые черты, которые выявляют связи «Коляски» с повествовательной манерой «Мертвых душ». По своей внутренней структуре «Коляска» делится на два звена, на две части. Первая из этих составных частей описание городка Б., вторая - рассказ о помещике Чертокуцком, «истории», приключившейся с ним. Картины, изображающие маленький провинциальный городок, запечатлевают атмосферу, уклад, общий тон жизни героев повести. Рисуя город Б. до того, как в нем остановился кавалерийский полк, писатель насыщает повествование колоритными бытовыми деталями. «Когда, бывало, проезжаешь его и взглянешь па низенькие мазаные домики, которые смотрят на улицу до невероятности кисло, то… невозможно выразить, что делается тогда на сердце… Глина на них обвалилась от дождя, и стены вместо белых сделались пегими; крыши большею частию крыты тростником, как обыкновенно бывает в южных городах наших; садики для лучшего вида городничий давно приказал вырубить». Описание «городского» быта в «Коляске» сразу же обрастает социально-типологическими зарисовками. «Низенькие домики часто видели проходящего мимо ловкого, статного офицера с султаном на голове, шедшего к товарищу поговорить о производстве, об отличнейшем табаке, а иногда поставить на карточку дрожки, которые должно было назвать полковыми, потому что они, не выходя из полку, успевали обходить всех: сегодня катался в них майор, завтра они появлялись в поручиковой конюшне, а чрез неделю, смотри, опять майорский денщик подмазывал их салом». Типологические зарисовки составляют органическую часть описания городского «общества». «Окружные помещики, о которых существовании никто бы до того времени не догадался, начали приезжать почаще в уездный городок, чтобы видеться с господами офицерами, а иногда поиграть в банчик, который уже чрезвычайно темно грезился в голове их, захлопотанной посевами, жениными поручениями и зайцами». Так же как изображение быта переходит в типологические зарисовки, так и описание провинциально-дворянской среды в «Коляске» тесно соединяется с раскрытием образа главного героя, его «приключений». Между первым разделом повести И ее второй частью существует тесная связь; герои предстает здесь как составной элемент определенной сферы жизни. Подобно Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу, Чертокуцкий принадлежит к «сливкам» провинциально-дворянской среды. Он - «один из главных аристократов Б… уезда, более всех шумевший на выборах и приезжавший туда В щегольском экипаже». Человек «размашистого» характера, Чертокуцкий ведет «широкий» образ жизни, постоянно находится в поисках новых впечатлений и удовольствий. «Он бывал на всех многолюдных ярмарках, куда внутренность России, состоящая из мамок, детей, дочек и толстых помещиков, наезжала веселиться бричками, таратайками, тарантасами и такими каретами, какие и во сне никому не снились. Он пронюхивал носом, где стоял кавалерийский полк, и всегда приезжал видеться с господами офицерами». «Аристократ» Чертокуцкий желает предстать перед окружающими во всем блеске своего положения. Но блеск этот показной, фальшивый. «Деятельность» Чертокуцкого носит пустопорожний характер, его огромная чванливость имеет своей изнанкой душевную скудость и трусость. Рассказ о пребывании Чертокуцкого на обеде у генерала и «конфузе», приключившемся затем с ним, построен таким образом, что в нем резко сопоставлены два совершенно разных облика героя - важного, самоуверенного барина и ничтожного хвастунишки, жалкого труса. И если первое - видимость, то второе - подлинное существо героя. Беря в качестве основы сюжетного развития повести один эпизод из жизни действующего лица, писатель рисует характер Чертокуцкого, глубоко раскрывая призрачность его внешней значительности. И так же, как коляска, которую Чертокуцкий расписывал как необыкновенную, оказались на деле самой неказистой, так и «представительным» герой оказался человеком непривлекательного облика, не заключающим в себе «совершенно ничего хорошего». Изображая героя в единстве со средой, Гоголь создал в «Коляске» значительные художественные обобщения, развенчивавшие знать, тех, кто считал себя солью земли. В этом плане «Коляска» явилась своего рода соединительным звеном между «поместными» повестями и «Мертвыми душами».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|