Понятие и признаки преступления
Известный русский ученый Н.С. Таганцев писал: «Жизнь всех народов свидетельствует нам, что всегда и везде совершались и совершаются деяния, по разным основаниям не только признаваемые недозволенными, но и вызывающие известные меры общества или государства, направленные против лиц, их учинивших, деяния, признаваемые преступными; что всегда и везде существовали лица, более или менее упорно не подчиняющиеся требованиям правового порядка, велениям власти, ее охраняющей… Оканчиваются кровавые войны, замиряются народы, но нет конца борьбе человечества с этим мелким, но непобедимым врагом и не предвидится то время, когда карающая государственная власть перекует свои мечи в плуги и успокоится в мире»[17]. Преступление — базовое понятие уголовного права, вокруг которого формируются все иные уголовно-правовые понятия и институты. Как правило, понятие преступления определяется законодателем. Причем, есть два способа определить данное понятие. Первый способ – это указание на основные признаки преступления, в том числе и на его общественную опасность путем раскрытия ее содержания. Такое определение называется материальным определением. Второй способ – это указание на основные признаки преступления и прежде всего на его противоправность, без раскрытия сущности общественной опасности как его признака. Такое определение называется формальным определением. Уголовное законодательство большинства государств использует формальное определение понятия преступления. В Уголовном кодексе Республики Беларусь 1928 г. содержалось материальное определение понятия преступления, т.е. указывалось только на его материальный признак – общественную опасность и раскрывалось содержание этого признака (указывались наиболее важные объекты, на которые направлено преступление и которым в результате его совершения причиняется или может быть причинен вред).
В УК Республики Беларусь 1960 г. в определение понятия преступления наряду с признаком «общественная опасность» был введен признак «противоправность», хотя сущность общественной опасности раскрывалась с достаточной полнотой. Поэтому такое определение стали называть материально-формальным. В УК Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 1 марта 1994 г. сохранилось материально- формальное определение понятия преступления, однако из него было исключено указание на объекты преступного посягательства, то есть не раскрывалась сущность общественной опасности преступления. В ч. 1 ст. 11 действующего УК преступление определено как совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными УК, и запрещенное им под угрозой наказания. Данное определение понятия преступления также является материально-формальным. В нем закреплен наряду с другими обязательными признаками преступления и материальный признак — общественная опасность. Исходя из законодательного определения понятия преступления выделяются следующие его признаки: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость. Прежде чем рассматривать указанные признаки, отметим, что преступление – это деяние, т.е. действие или бездействие. За мысли или намерения, какими бы опасными они ни были, лицо не может нести уголовную ответственность по УК Республики Беларусь. Установление уголовной ответственности на основании образа мыслей человека, его намерений, а не совершенного им деяния, не характерно для уголовного законодательства цивилизованного государства, признающего незыблемым принцип законности. В этой связи уместно упомянуть высказывание К. Маркса, который писал: «Законы, которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, — это ничто иное, как позитивные санкции беззакония…Лишь постольку, поскольку я проявляю себя, постольку я вступаю в область действительности, - вступаю в сферу, подвластную законодателю. Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом»[18].
Общественная опасность Преступлением является не просто деяние, а деяние общественно опасное. В чем выражается общественная опасность преступления? Общественная опасность – это свойство деяния причинять существенный вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Лицо, совершая преступление, посягает на наиболее значимые общественные отношения, которые охраняются уголовным законом. Уголовный закон охраняет человека, стоит на страже его прав, свобод, интересов. Посягательства на жизнь человека, его здоровье, половую свободу или половую неприкосновенность, личную свободу, честь и достоинство личности, права и свободы человека и гражданина признаются общественно опасными, потому что они причиняют или ставят в опасность причинения вреда названным объектам. В связи с общественной опасностью (вредностью) таких посягательств они признаются преступными. В УК Республики Беларусь насчитывается свыше 60 наименований преступлений, посягающих на человека. Общественно опасными признаются и посягательства на мир и безопасность человечества, собственность и отношения в сфере экономической деятельности, общественную безопасность, здоровье населения, экологическую безопасность и природную среду, а также многие другие значимые общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Таким образом, общественная опасность является одним из главных признаков преступления. Ее принято называть материальным (сущностным) признаком.
Противоправность Вторым признаком преступления является его противоправность, под которой понимается запрещенность общественно опасного деяния уголовным законом. Запрещенность уголовным законом означает, что общественно опасное деяние в качестве преступления предусмотрено в УК. Указание на вид преступления, его признаки, на ответственность, которая должна наступать в случае его совершения,— все это содержится в соответствующей статье Особенной части УК. Каким бы опасным совершенное деяние ни представлялось, оно не может быть признано преступлением, если не будет предусмотрено в уголовном законе.
В данном признаке преступления, который в отличие от общественной опасности называют формальным признаком, отражается демократический принцип законности, выражающийся в формуле: нет преступления, если об этом не указано в законе. Закрепление за преступлением признака противоправности обусловлено тем, что применение уголовного закона по аналогии не допускается. Это положение, являющееся одной из составляющих принципа законности, закреплено в ч. 2 ст. 3 УК. Круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, не бывает абсолютно постоянным, он изменяется в сторону сужения или расширения с развитием общества, с изменением исторических условий его существования. Об этом свидетельствует и история развития уголовного законодательства Республики Беларусь. Круг преступлений, предусматриваемых, например, уголовными кодексами Республики Беларусь 1928, 1960 и 1999 гг., далеко не однороден. В прежних кодексах можно встретить деяния, которые ныне не признаются преступными, и, наоборот, в новом УК немало таких деяний, которые ранее преступными не признавались. На целом ряде преступлений можно проследить историю развития белорусского общества. Именно, прежде всего, социально- политические и экономические условия создавали предпосылки для признания тех или иных деяний преступными или непреступными. Например, УК БССР 1928 г. предусматривал в качестве преступлений такие деяния, как отказ отдельных граждан от выполнения повинностей и работ, имеющих общегосударственное значение (ст. 94), злостное невыполнение постановлений и правил, обеспечивающих успешную коллективизацию сельского хозяйства, в том числе злостный убой и распродажу скота (рогатого и особенно лошадей) с целью воспрепятствования проведению мероприятий по обобществлению скота (94-1), убой лошадей без разрешения ветеринарного надзора кулаками и частными скупщиками (ст. 94-2), сокрытие наследственного имущества (ст. 96). Названные и многие другие преступления, предусмотренные в УК 1928 г., носили на себе отпечаток времени, связанный с социальными преобразованиями в стране в эпоху строительства социализма, которые оказались ничем не оправданными, в том числе и законами объективного экономического развития. Общественная опасность указанных деяний отпала в период последующего развития советского общества.
Вместе с тем круг преступного продолжал меняться, в том числе и в сторону его расширения. Во многом это объяснялось репрессивной политикой Советского государства. Например, указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. была введена уголовная ответственность за самовольный уход рабочих и служащих с предприятий и учреждений и за прогулы без уважительной причины, отмененная лишь в апреле 1956 г. На объеме преступного и наказуемого сказалась и Великая Отечественная война, с началом которой не только возросла общественная опасность целого ряда преступлений, но и потребовалось введение в этот круг новых деяний, ставших общественно опасными для данного периода времени. Например, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г., была установлена уголовная ответственность за распространение ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Немногим позднее стал рассматриваться как преступление самовольный уход рабочих и служащих с предприятий военной промышленности. 13 апреля 1942 г. была установлена уголовная ответственность за отказ или уклонение от трудовой повинности, а 16 апреля 1942 г. – за уклонение от мобилизации на сельскохозяйственные работы, самовольный уход с этих работ, а также за невыработку обязательного минимума трудодней. По окончании войны некоторые деяния уже не могли признаваться общественно опасными и были исключены из круга преступного и наказуемого. В последующие периоды развития нашего общества круг преступного также изменялся с учетом возникающих социальных потребностей и задач борьбы с антиобщественными деяниями. При принятии УК 1960 г. произошло значительное сокращение количества деяний, ранее призна[19]ваемых преступными. Однако в последующие годы количество таких деяний стало увеличиваться. Достаточно отметить, что в УК Республики Беларусь с 1961 г. по 2000 г. было включено свыше 60 новых составов преступлений (за этот же период исключено из УК чуть более 20 видов преступлений).
Расширение круга преступного и наказуемого, т.е. введение в УК новых видов преступлений, ранее не признаваемых таковыми, называется криминализацией. Сужение же круга преступного, т.е. выведение из УК деяний, признаваемых преступными, называется декриминализацией. В процессе развития уголовного законодательства Республики Беларусь преобладает процесс криминализации, что подтверждается и на примере действующего УК. В частности, в новый УК включено более 70 видов преступлений, которые в соответствии с УК 1960 г. таковыми не признавались. К ним можно отнести, например, геноцид (ст. 127), экоцид (ст. 131), военные преступления и другие нарушения законов и обычаев войны (ст. ст. 132 – 137), склонение к самоубийству (ст. 146), умышленное лишение профессиональной трудоспособности (ст. 148), насильственные действия сексуального характера (ст. 167) и др. После двухлетнего действия УК 1999 г. в него было включено четыре новых состава преступления: незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей (ст. 177-1), сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь (ст. 261- 1), организация незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь (ст. 371-1), нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда на территорию Республики Беларусь (ст. 371-2). Одновременно декриминализировано два деяния: спекуляция (ст. 256) и нарушение правил торговли (ст. 260). Законом от апреля 2005 г. в УК введен ряд новых составов преступлений, связанных с торговлей людьми. Поскольку уголовное законодательство является важнейшим средством осуществления уголовной политики и прежде всего борьбы с преступностью, оно должно оперативно реагировать на все процессы, происходящие в обществе. На изменение круга преступного и наказуемого влияет целый ряд обстоятельств, в числе которых можно назвать следующие: 1) историческое развитие общества, связанное со сменой общественно- экономической формации; 2) социально- экономические и политические преобразования в обществе в рамках одной формации; 3) состояние войны или военных конфликтов; 4) возникновение новых общественных отношений, нуждающихся в уголовно- правовой защите; 5) появление и распространение новых общественно опасных деяний, борьба с которыми уголовно- правовыми средствами признается более эффективной; 6) заключение государством международных соглашений, обязывающих его устанавливать уголовную ответственность за те или иные деяния международного характера. В определенной мере на развитие круга преступного и наказуемого влияет и субъективный подход законодателя. Уместно при этом вспомнить слова К. Маркса, о том, что само по себе право не только может наказывать за преступления, но и выдумывать их.
Виновность
Третьим признаком преступления является виновность. Он означает, что общественно опасное, запрещенное уголовным законом деяние может быть признано преступлением только в том случае, если оно совершено при наличии вины: умышленно либо по неосторожности. Указанный признак впервые введен в законодательное определение понятия преступления, однако он признавался всегда его обязательным признаком, поскольку невиновное причинение вреда не признается преступлением. Вина – это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его общественно опасным последствиям. Уголовный закон различает две формы вины: умышленную (умысел) и неосторожную (неосторожность). В свою очередь умысел подразделяется на прямой и косвенный, а неосторожность – на легкомыслие и небрежность. Анализ форм и видов вины охватывается темой «Субъективная сторона преступления». Но следует помнить, что вопрос о вине в уголовном праве является одним из ключевых вопросов данной науки. Он настолько важен, что и закон и теория относят его к обязательным признакам и преступления, и состава преступления, учитывая то, что преступление является сознательным и волевым поведением, что не позволяет признать преступным деяние, которое, хотя и общественно опасно и противоправно, но совершено невиновно, т.е. при отсутствии вины: умышленной либо неосторожной. Указанный признак основывается на принципе личной виновной ответственности, сущность которого раскрыта в ч. 5 ст. 3 УК, согласно которой лицо подлежит уголовной ответственности только за те совершенные им общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, предусмотренные УК, в отношении которых установлена его вина, то есть умысел или неосторожность. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.
Наказуемость
Четвертым признаком преступления является его наказуемость. В ч.1 ст. 11 УК отмечается, что преступление – это такое деяние, которое запрещено УК под угрозой наказания. Это положение относится к признаку преступления: наказуемости. Он означает, что за любое из предусмотренных в уголовном законе преступлений предусматривается наказание (одно или несколько альтернативных), которое может быть фактически назначено в случае его совершения. В каждой норме Особенной части УК имеется санкция, которая свидетельствует о том, что если преступление запрещено уголовным законом, то оно запрещается именно под угрозой наказания. Указание на запрещенность деяния без санкции за его совершение противоречило бы самой сути уголовного закона, который, как это следует из ст. 1 УК, не только определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, но и устанавливает наказание и иные меры уголовной ответственности, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления. Наказуемость как признак преступления, вместе с тем, не означает, что в каждом случае совершения преступления обязательно должно быть виновному лицу назначено наказание. УК предусматриваются различные основания, позволяющие освободить виновного от уголовной ответственности либо не применять к нему наказания, предусмотренные в санкциях статей Особенной части УК, назначая иные меры уголовной ответственности, которые в санкциях не указаны. Следовательно, наказуемость как признак преступления можно определить как возможность применения к лицу, совершившему виновно общественно опасное и противоправное деяние, наказания, предусмотренного в санкции соответствующей статьи УК. Аморальность
Наконец, нельзя не упомянуть и о таком признаке преступления, как его аморальность. Аморальность — это противоречие преступления нормам нравственности (морали), сложившимся в обществе. Данный признак не получил законодательного закрепления. В теории уголовного права его считают факультативным (не обязательным) признаком преступления. Однако при определении, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, законодатель основывается, конечно же, на представлениях о нормах нравственности, существующих в обществе. Как правило, если деяние признается общественно опасным, оно противоречит и нормам морали в силу его вредности, негативной направленности на интересы человека, общества, государства. Если оно нарушает такие интересы, то оно должно признаваться и аморальным. Трудно себе представить такое преступление, которое не противоречило бы нормам морали. Вместе с тем, для признания совершенного деяния преступным не требуется установления его аморальности, поскольку этим признаком руководствуется прежде всего законодатель, относя те или иные деяния к общественно опасным и противоправным. Поэтому данный признак не включен в законодательное определение понятия преступления. При решении вопроса о том, является ли конкретное деяние (действие или бездействие) преступлением, необходимо, прежде всего, установить его запрещенность уголовным законом, а также наличие вины лица при его совершении. С учетом рассмотренных признаков преступления можно сформулировать его научное понятие: преступлением признается общественно опасное, предусмотренное в УК, виновное, наказуемое и аморальное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законом.
Категории преступлений Категории преступлений —это виды преступлений, различающиеся по характеру и степени их общественной опасности. Преступления, предусмотренные в УК, не все одинаковы по своей тяжести. Они отличаются друг от друга по характеру и степени общественной опасности. Характер общественной опасности является качественной характеристикой преступления и предопределяется различными признаками состава преступления (имеют различные объекты преступления, характеризуются различными признаками объективной и субъективной сторон преступления и т.п.). Например, различны по характеру общественной опасности хулиганство и грабеж; убийство и вымогательство имущества; бандитизм и лжепредпринимательство и т.п. Степень общественной опасности - это количественная характеристика опасности преступления. Она может быть меньшей или большей. На степень общественной опасности влияют и характер совершенного преступления, и значимость (важность) объекта посягательства, и способы совершения преступления, и форма вины, мотивы и цели преступления и т.д. Например, в зависимости от важности объекта преступления убийство рассматривается как более опасное преступление, чем, например, тяжкое, менее тяжкое или легкое телесное повреждение. Хищение имущества более опасно, чем нарушение авторского права. Бандитизм более опасен, чем грабеж. Все эти преступления направлены на различные по важности объекты и различаются именно в зависимости от важности объекта преступления. Различаются преступления и в зависимости от формы вины. Умышленное преступление более опасно, чем преступление, совершенное по неосторожности. Преступление, совершенное из корыстных или иных низменных побуждений, более опасно, чем преступление, совершенное по мотивам, не относящимся к низменным. Степень общественной опасности преступлений законодатель отражает в санкциях статей, предусматривающих ответственность за их совершение. За более опасное преступление устанавливается более строгая санкция. Теория уголовного права всегда придавала большое значение классификации преступлений в зависимости от характера и степени их общественной опасности. Отдельные элементы такой классификации закреплялись и в УК Республики Беларусь, действовавшем до 1 января 2001 г. В частности, в УК 1960 г. содержалась статья 7-1, в которой давался перечень тяжких преступлений. Закон также использовал термины: особо тяжкое преступление, преступление, не представляющее большой общественной опасности. Однако понятия данных видов преступлений в законе не давалось, равно как и отсутствовала единая законодательная классификация преступлений по указанному критерию. В действующем УК такая классификация проведена посредством введения самостоятельной статьи, посвященной категориям преступлений. Данная классификация, как пишет один из главных разработчиков УК А.В. Барков, стала фундаментом дифференциации уголовной ответственности. Выделение категорий преступлений основано на двух важнейших критериях: форма вины и степень общественной опасности. В качестве юридического индикатора общественной опасности выступает санкция, установленная законодателем за то или иное конкретное преступление[20]. Согласно ст. 12 УК преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления: не представляющие большой общественной опасности; менее тяжкие; тяжкие; особо тяжкие. К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание. Например, к таким преступлениям относятся: убийство при превышении пределов необходимой обороны (ст. 143), умышленное причинение легкого телесного повреждения (ст. 153), уклонение родителей от содержания детей (ст. 174), оскорбление (ст. 189), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 204) и др. Таких преступлений в УК Республики Беларусь насчитывается свыше 200. В санкциях указанных и других статей УК предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет, как правило, в альтернативе с другими более мягкими видами наказаний либо лишение свободы вообще не предусматривается, а предусматриваются иные более мягкие виды наказаний (арест, исправительные работы, штраф и т.п.). К менее тяжким преступлениям относятся: умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет; преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К менее тяжким преступлениям относятся, например: пропаганда войны (ст. 123), убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 140), убийство в состоянии аффекта (ст. 141), причинение смерти по неосторожности (ст. 144), истязание (ст. 154) и др. Менее тяжких преступлений в УК Республики Беларусь насчитывается около 200. К тяжким относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двенадцати лет. К тяжким преступлениям относятся, например: наемничество (ст. 133), разбой (ч.1 ст. 207), изнасилование (ч. 1 ст. 166) и др. Тяжких преступлений насчитывается в УК Республики Беларусь свыше 100. К особо тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни. К особо тяжким относятся, например: подготовка или ведение агрессивной войны (ст. 122), геноцид (ст. 127) убийство (ст. 139), получение взятки при отягчающих обстоятельствах (ч.3 ст. 430) и др. Всего в УК Республики Беларусь насчитывается свыше 60 особо тяжких преступлений. Таким образом, в качестве формального критерия предусмотренной законом классификации преступлений использовано такое обстоятельство, как степень строгости санкции статьи УК, предусматривающей ответственность за конкретное преступление (наказуемость преступления). Причем главным измерителем такой строгости является наказание в виде лишения свободы и его максимальные сроки. Фактическое же отнесение законодателем соответствующего общественно опасного деяния к той или иной категории преступлений, как и установление соответствующих санкций за их совершение, обусловливается комплексом факторов, влияющих на характер и степень общественной опасности общественного деяния (значимость объекта посягательства, форма вины, мотивы и цели преступления, характер и объем причиненного вреда и др.). Это потребовало в свою очередь взвешенного подхода законодателя к формированию санкций за совершение конкретных преступлений, вытекающего из объективной оценки их тяжести как в отдельности, так и в общей системе преступных деяний (оценка сравнительной степени общественной опасности). При определении указанных в ст. 12 УК категорий преступлений учитывалась и форма вины. Преступлениями, не представляющими большой общественной опасности, и менее тяжкими преступлениями могут быть как умышленные преступления, так и преступления, совершенные по неосторожности. Тяжкие и особо тяжкие преступления – это только умышленные преступления. Как указывает А.В. Барков, в зависимость от категории преступления поставлено решение практически всех вопросов уголовной ответственности: сроки судимости, сроки давности, освобождение от уголовной ответственности или наказания, виды наказания, виды лишения свободы и т.д. В наиболее «привилегированном» положении оказываются лица, совершившие преступления, не представляющие большой общественной опасности. В частности, приготовление к такому преступлению не влечет уголовной ответственности; условием ответственности за эти преступления может быть административная или дисциплинарная преюдиция; к лицам, совершившим такие преступления, может применяться освобождение от уголовной ответственности: с привлечением виновного к административной ответственности, в связи с деятельным раскаянием или в случае примирения с потерпевшим; допускается освобождение от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств[21]. Совершение тяжких или особо тяжких преступлений влечет для виновного более неблагоприятные последствия. Кроме того, что за совершение таких преступлений предусматриваются более строгие основные наказания, к виновным в таких преступлениях могут быть применены дополнительные наказания в виде лишения воинского или специального звания и конфискации имущества (для применения последней требуется наличие и корыстных побуждений). Совершение тяжких или особо тяжких преступлений является одним из критериев для признания наличия опасного и особо опасного рецидива, более строгий подход в таких случаях установлен для назначения наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров и т.п[22].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|