Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история»




ПЛАН

2. «Обыкновенная история в оценке В.Г, Белинского (по статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»).

3. «Обыкновенная история» как один из первых русских реали­стических романов. Авторская позиция и средства ее выраже­ния (проиллюстрировать примерами из текста).

4. Природа «диалогического» конфликта романа (Александр и Петр Адуевы) и его символический контекст (ответы на каждый из подвопросов необходимо иллюстрировать примерами из текста):

• пространственно-временные характеристики героев;

• способы выражения персонажных точек зрения (формы внешних и внутренних высказываний) и авторские харак­теристики;

• общая характеристика поэтического мироощущения Александра Адуева на материале его стихотворения «От­ коль порой тоска и горе...» (гл. П 1 -ой части).

• роль приема ситуативных контрастов (высокое - низкое) в романе;

• стилевые особенности речи героев (подробно проанали­зировать диалог Александра и Петра Ивановича в VI гла­ве 1-ой части);

• функция курсивных выделений в тексте романа и скрыто­го цитирования (литературных реминисценций): при вы­явлении источников цитирования внимательно изучите
примечания к роману;

• сюжетная динамика образов героев и композиционная ло­гика развития «диалогического» конфликта.

5.Система женских образов романа (Наденька Любецкая, Юлия Тафаева, Лизавета Адуева).

6.Смысл заглавия романа.

Литература

Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Русская литература XIX века в критических оценках и суждениях. Хрестома­тия литературно-критических материалов: В 2 ч. - Сургут, 2001. -Ч.1.-С.35-41.

Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. - М., 1996- -С.3-23.

Пруцков Н. Мастерство Гончарова-романиста. М.-Л., 1962.

Эткинд Е.Г. «Внутренний» человек и внешняя речь. Очерки психо­поэтики русской литературы XVIII-XIX вв. - М., 1999. - С.115-130.

Николина И.А. Цитаты и реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русский язык в школе. - 2002. - № 3. - С.54-61.

 

Семинарское занятие № 4

ПОЭЗИЯ 1850-1860 – Х ГОДОВ

ПЛАН

Неблагоприятное время для поэтов». Общие тенденции развития русской поэзии в 1940-1960 гг.

Космос Тютчева: хаос и природа. Романтическое двоемирие Тютчева: «день и ночь».

· «Космос» и «хаос» как определяющие категории поэтической онтологии Тютчева («День и ночь», «О чем ты воешь, ветер ночной...», «Сон на море» и др.). Вл. Соловьев о специфике тютчевского космизма (составить конспект статьи).

· Образ человека-микрокосма в лирическом сознании Тютчева («Душа моя элизиум теней», «Silentium» и др.). Мотив антич­ного стоицизма в лирике 1830-х гг. («Два голоса», «Цицерон» и др.).

· Образ «живой природы» и мотив «разлада» человека и природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа...», «Су­мерки», «Видение», «Весенняя гроза» и др.).

3.«Денисьевский цикл»: «любовь и смерть».

4.Россия и Запад. Статья «Россия и революция». Славянофильство Тютчева.

· Сакральный характер образа России в лирике Тютчева («Умом Россию не понять...», «Эти бедные селенья...», «Пророчест­во» и др.). Тютчев и славянофилы.

Фетовская концепция искусства.

6.Тематический диапазон фетовской лирики.

7.Импрессионистический характер лирического переживания поэзии А.А. Фета:

 

• отвлеченность сюжетной ситуации («Шумела полночная вьюга...»);

• ассоциативный характер художественной образности («Шопот, робкое дыханье...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»); деперсонификация лирического героя;

• ассоциативный принцип композиционной организации поэтического текста («На кресле отвалясь, гляжу на пото­лок...»);

• бессознательная и невыразимая природа лирического пе­реживания («Над озером лебедь в тростник протянул...»).

8.Принцип ритмико-мелодической индивидуализации художе­ственного образа:

• звуковая образность (подберите 3-4 примера самостоя­тельно);

• общий характер рифмовки (пронаблюдать самостоятельно и сделать вывод);

• стиховая разностопность («Лесом мы шли по тропинке единственной...», «Она ему — образ мгновенный...»);

• смена размера («Только в мире и есть, что тенистый...»);

• синтаксическая упорядоченность («Как лилея глядится в
нагорный ручей...»);

• словесные и фразовые рефрены («Свеж и душист твой
роскошный венок,..»).

Структурный анализ стихотворения «Silentium»:

• каковы особенности композиционного построения?

• с чем связана повелительная интонация стихотворения; как меняется ее характер из строфы в строфу?

• какова роль средств словесной образности?

• в чем особенность ритмики и мелодики стихотворения?

• как в особенностях художественной формы текста выра­жается его смысловая сущность?

Литература

Соловьев B.C. Поэзия Ф.И. Тютчева//Русская литература XIX века в критических оценках и суждениях. Хрестоматия литературно-критических материалов: В 2 ч.- Сургут, 2001.-Ч.П.-С.70-72.

Лотман Ю.М О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.-С.565-594.

Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. - М., 1978.

Гинзбург ЛЯ. О лирике. - М, 1997. - С.88-98.

Петрова И.В. Мир, общество, человек в лирике Тютчева // Литера­турное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Кн. I. - М., 1988. - С. 13-69.

Баевский B.C. История русской поэзии. 1730-1980. - М., 1996. - С.150-168.

Воронова О.Е, Импрессионизм как способ романтического мировидения в лирике А. Фета // Проблемы художественного метода, жан­ра, стиля в русской литературе. - М., 1995. - С.24-33.

Гавриленко Т.А. Идея творческой свободы в сознании поэтов и кри­тиков «чистого искусства» // Там же. - С.7-23.

Григорьева АД., Иванова ИИ. Язык поэзии XIX-XX веков. Фет. Современная лирика. - М,, 1985.-С.3-125,

Городецкий Б.П. Русские лирики: историко-литературные очерки. - Л., 1974.-С.146-155.

Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.Н. О стихах. - М., 1997.-С.21-32.

 

Занятие № 5

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РУССКОГО РОМАНА.

РОМАН И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

ПЛАН

Роман «Отцы и дети»: а) время создания романа, б) как охарактеризован в романе 1859 год (портреты, пейзажи, авторские ремарки)»?

2. Проблема эпического времени и пространства в романе «Отцы и дети»: историческая панорама, своеобразие и функция биографий, значение точных датировок, содержание и значение финала, особенности сюжетного движения.

Содержание и развитие конфликта: смысл заглавия романа, характер соотношения образов (Базаров и другие),

Драматизм личности Базарова в оценке лит. критики.

5. Проблема авторской позиции (философское содержание романа, соотношение эпического и новеллистического).

 

  1. Типологическая модель русского романа.Материал: романы Тургенева и Гончарова.

Сюжетная модель «дворянского гнезда»: тип пространства, принципы художественного времени, состояние гармонии.

8. Оппозиция «русский человек - человек Запада»;

Герой-протагонист, герой-антагонист, героини. Автор-демиург

Проблема классического реализма. Жанровая специфика романов Тургенева и Гончарова.

ЛИТЕРАТУРА

Романы И.С. Тургенева (любое издание).

Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? Что такое обломовщина? (любое издание).

Писарев Д.И. Базаров.

Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М., Л., 1967.

Лебедев Ю.В. У истоков эпоса (очерковые циклы в русской литературе 1840 – 1860-х гг.). – Ярославль, 1975.

Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987.

Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ в. – Л., 1982.

История русской литературы XIX века: Учебник: В 2 т. / С.М. Петрова. – М., 1963. – Т. 2 (соответствующие главы).

История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебник / В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001 (соответствующие главы).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...