Роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история»
ПЛАН 2. «Обыкновенная история в оценке В.Г, Белинского (по статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года»). 3. «Обыкновенная история» как один из первых русских реалистических романов. Авторская позиция и средства ее выражения (проиллюстрировать примерами из текста). 4. Природа «диалогического» конфликта романа (Александр и Петр Адуевы) и его символический контекст (ответы на каждый из подвопросов необходимо иллюстрировать примерами из текста): • пространственно-временные характеристики героев; • способы выражения персонажных точек зрения (формы внешних и внутренних высказываний) и авторские характеристики; • общая характеристика поэтического мироощущения Александра Адуева на материале его стихотворения «От коль порой тоска и горе...» (гл. П 1 -ой части). • роль приема ситуативных контрастов (высокое - низкое) в романе; • стилевые особенности речи героев (подробно проанализировать диалог Александра и Петра Ивановича в VI главе 1-ой части); • функция курсивных выделений в тексте романа и скрытого цитирования (литературных реминисценций): при выявлении источников цитирования внимательно изучите • сюжетная динамика образов героев и композиционная логика развития «диалогического» конфликта. 5.Система женских образов романа (Наденька Любецкая, Юлия Тафаева, Лизавета Адуева). 6.Смысл заглавия романа. Литература Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Русская литература XIX века в критических оценках и суждениях. Хрестоматия литературно-критических материалов: В 2 ч. - Сургут, 2001. -Ч.1.-С.35-41. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. - М., 1996- -С.3-23. Пруцков Н. Мастерство Гончарова-романиста. М.-Л., 1962.
Эткинд Е.Г. «Внутренний» человек и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. - М., 1999. - С.115-130. Николина И.А. Цитаты и реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» // Русский язык в школе. - 2002. - № 3. - С.54-61.
Семинарское занятие № 4 ПОЭЗИЯ 1850-1860 – Х ГОДОВ ПЛАН Неблагоприятное время для поэтов». Общие тенденции развития русской поэзии в 1940-1960 гг. Космос Тютчева: хаос и природа. Романтическое двоемирие Тютчева: «день и ночь». · «Космос» и «хаос» как определяющие категории поэтической онтологии Тютчева («День и ночь», «О чем ты воешь, ветер ночной...», «Сон на море» и др.). Вл. Соловьев о специфике тютчевского космизма (составить конспект статьи). · Образ человека-микрокосма в лирическом сознании Тютчева («Душа моя элизиум теней», «Silentium» и др.). Мотив античного стоицизма в лирике 1830-х гг. («Два голоса», «Цицерон» и др.). · Образ «живой природы» и мотив «разлада» человека и природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа...», «Сумерки», «Видение», «Весенняя гроза» и др.). 3.«Денисьевский цикл»: «любовь и смерть». 4.Россия и Запад. Статья «Россия и революция». Славянофильство Тютчева. · Сакральный характер образа России в лирике Тютчева («Умом Россию не понять...», «Эти бедные селенья...», «Пророчество» и др.). Тютчев и славянофилы. Фетовская концепция искусства. 6.Тематический диапазон фетовской лирики. 7.Импрессионистический характер лирического переживания поэзии А.А. Фета:
• отвлеченность сюжетной ситуации («Шумела полночная вьюга...»); • ассоциативный характер художественной образности («Шопот, робкое дыханье...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...»); деперсонификация лирического героя; • ассоциативный принцип композиционной организации поэтического текста («На кресле отвалясь, гляжу на потолок...»); • бессознательная и невыразимая природа лирического переживания («Над озером лебедь в тростник протянул...»).
8.Принцип ритмико-мелодической индивидуализации художественного образа: • звуковая образность (подберите 3-4 примера самостоятельно); • общий характер рифмовки (пронаблюдать самостоятельно и сделать вывод); • стиховая разностопность («Лесом мы шли по тропинке единственной...», «Она ему — образ мгновенный...»); • смена размера («Только в мире и есть, что тенистый...»); • синтаксическая упорядоченность («Как лилея глядится в • словесные и фразовые рефрены («Свеж и душист твой Структурный анализ стихотворения «Silentium»: • каковы особенности композиционного построения? • с чем связана повелительная интонация стихотворения; как меняется ее характер из строфы в строфу? • какова роль средств словесной образности? • в чем особенность ритмики и мелодики стихотворения? • как в особенностях художественной формы текста выражается его смысловая сущность? Литература Соловьев B.C. Поэзия Ф.И. Тютчева//Русская литература XIX века в критических оценках и суждениях. Хрестоматия литературно-критических материалов: В 2 ч.- Сургут, 2001.-Ч.П.-С.70-72. Лотман Ю.М О поэтах и поэзии. - СПб., 1996.-С.565-594. Касаткина В.Н. Поэзия Ф.И. Тютчева. - М., 1978. Гинзбург ЛЯ. О лирике. - М, 1997. - С.88-98. Петрова И.В. Мир, общество, человек в лирике Тютчева // Литературное наследство. Т.97. Федор Иванович Тютчев. Кн. I. - М., 1988. - С. 13-69. Баевский B.C. История русской поэзии. 1730-1980. - М., 1996. - С.150-168. Воронова О.Е, Импрессионизм как способ романтического мировидения в лирике А. Фета // Проблемы художественного метода, жанра, стиля в русской литературе. - М., 1995. - С.24-33. Гавриленко Т.А. Идея творческой свободы в сознании поэтов и критиков «чистого искусства» // Там же. - С.7-23. Григорьева АД., Иванова ИИ. Язык поэзии XIX-XX веков. Фет. Современная лирика. - М,, 1985.-С.3-125, Городецкий Б.П. Русские лирики: историко-литературные очерки. - Л., 1974.-С.146-155. Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т.Н. О стихах. - М., 1997.-С.21-32.
Занятие № 5 ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РУССКОГО РОМАНА. РОМАН И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» ПЛАН Роман «Отцы и дети»: а) время создания романа, б) как охарактеризован в романе 1859 год (портреты, пейзажи, авторские ремарки)»?
2. Проблема эпического времени и пространства в романе «Отцы и дети»: историческая панорама, своеобразие и функция биографий, значение точных датировок, содержание и значение финала, особенности сюжетного движения. Содержание и развитие конфликта: смысл заглавия романа, характер соотношения образов (Базаров и другие), Драматизм личности Базарова в оценке лит. критики. 5. Проблема авторской позиции (философское содержание романа, соотношение эпического и новеллистического).
Сюжетная модель «дворянского гнезда»: тип пространства, принципы художественного времени, состояние гармонии. 8. Оппозиция «русский человек - человек Запада»; Герой-протагонист, герой-антагонист, героини. Автор-демиург Проблема классического реализма. Жанровая специфика романов Тургенева и Гончарова. ЛИТЕРАТУРА Романы И.С. Тургенева (любое издание). Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день? Что такое обломовщина? (любое издание). Писарев Д.И. Базаров. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. – М., Л., 1967. Лебедев Ю.В. У истоков эпоса (очерковые циклы в русской литературе 1840 – 1860-х гг.). – Ярославль, 1975. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М., 1987. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман ХIХ в. – Л., 1982. История русской литературы XIX века: Учебник: В 2 т. / С.М. Петрова. – М., 1963. – Т. 2 (соответствующие главы). История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебник / В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001 (соответствующие главы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|