Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебное пособие. – М., 2003 (соответствующие главы).
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Антонович Н. Асмодей нашего времени (любое издание). Овсяннико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции (любое издание).
Семинарское занятие № 6 ИСТОРИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.К. ТОЛСТОГО ПЛАН Мировоззренческая позиция А.К. Толстого (отношения с редакцией некрасовского «Современника», революционными демократами, взгляд на социализм, назначение литературы и искусства, проблему художника). Суждения А.К.Толстого об историческом развитии России: «европеизм» писателя. 3. «Князь Серебряный» (1862) в традиции «вальтерскоттовского» романа: – особенности конфликта, место любовной коллизии в романе; – характеристика Никиты Серебряного, черты «лишнего» и «маленького» человека в главном герое; – особенности образа Елены Морозовой Образ Ивана Грозного в романе «Князь Серебряный» и в первой пьесе драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1864). Образ царя во второй и третьей пьесах драматической трилогии А.К. Толстого («Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). ЛИТЕРАТУРА История русской литературы XIX века: Учебник: В 2 т. / С.М. Петрова. – М., 1963. – Т. 2 (соответствующие главы). Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века: Учебник. – М., 1962 (соответствующие главы). История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебник / В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001 (соответствующие главы). Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебное пособие. – М., 2003 (соответствующие главы). Произведения А.К. Толстого (любое издание). Колосова Н. Рождение трилогии // Толстой А.К. Драматическая трилогия. – М., 1987. – С. 7–12.
Семинарское занятие № 7 ДРАМА «ГРОЗА» А.Н. ОСТРОВСКОГО КАК РУССКАЯ ТРАГЕДИЯ ПЛАН Театр Островского как модель национального мира. Гроза» как русская национальная трагедия. 3. Социальное и нравственно-этическое содержание конфликта, социум «Грозы» как отражение мира русской патриархальности. Дикой и Принципы создания типического. (Сравнить образы пьесы Островского с другими произведениями русской классики). Кулигин – герой-резонер калиновского мира. 6. Борис и Варя. Христианские и фольклорно-мифологические основы образа Катерины. 8. Лейтмотивы пьесы (песня, мотив птиц, полета). Пространственно-временная организация повествования. Гроза» в оценке русской критики. ЛИТЕРАТУРА Русская трагедия «Гроза» в русской критике и литературоведении. С-Пб., 2002. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы (конспект). История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебник / В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. – М., 2001 (соответствующие главы). Минералов Ю.И. История русской литературы XIX века (40–60-е годы): Учебное пособие. – М., 2003 (соответствующие главы). Холодов Е.Г. Мастерство Островского. – М., 1967. Лотман Л.М. А.Н. Островский и драматургия его времени. – М.; Л., 1961. Штейн А.Л. Три шедевра островского: Пьесы «Гроза», «Лес», «Бесприданница». – М., 1967.
Семинарское занятие №8 Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» ПЛАН 1. Братья Карамазовы» как итог и обобщение творческих исканий Ф.М. Достоевского. Своеобразие организации художественного мира (поэтика) романа (особенности жанра, сюжета, композиции, хронотоп, повествовательная структура и др.). 3. Природа семейного конфликта в романе. Христианский контекст этого конфликта. Идеологическая полифония в романе (Дмитрий, Иван, Алёша, Смердяков, старец Зосима и др.).
Роль «Легенды о Великом инквизиторе» в идейной структуре романа (указанную работу В.В. Розанова законспектировать). Женские образы в романе (Грушенька, Катерина Ивановна и др.). 7. Символический характер образа детства в романе (проиллюстрировать цитатами из текста романа): А) детские персонажные образы (Илюша Снигирев, Коля Красоткин, Лиза Хохлакова и др.); Б) коллекция «анекдотов» Ивана Карамазова; В) сон Мити в Мокром («Отчего дитё плачет?»); Г) речь Алеши у Илюшечкиного камня. Литература Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». - Л., 1977. Волынский А.Л. Человекобог и Богочеловек // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. - М., 1990. - С.74-85. Ковач А. Иван Карамазов: Фауст или Мефистофель? // Достоевский. Материалы и исследования. Т.14. - СПб., 1997. - С.153-163. Розанов В В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. - М., 1996.-С.11-113. Фокин П.Е. Поэма «Великий инквизитор» и футурология Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 12. - СПб., 1996. - С. 190-200. Щенников Г.К. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. - Челябинск, 1996.
Семинарское занятие № 9 Повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» ПЛАН
Эволюция мировоззрения Л.Н. Толстого и его творчество. 2. Особенности толстовского реализма в повестях позднего периода творчества («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «После бала», «Отец Сергий»). Мотив всепобеждающей жизни в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат». Образная система повести. 4. Черты своеобразия художественного метода Л.Н. Толстого (симфонизм мышления, открытость вопросов, «диалектика души», сопряжение противоречивых явлений как условие художественной целостности, пластичность образа и др.). Задание: проанализировать повесть «Смерть Ивана Ильича»
1. Почему автор сначала сообщает о смерти Ивана Ильича, описывает его похороны, и лишь после этого следует рассказ о жизни героя? 2. Установите роль автора-повествователя в создании образа Ивана Ильича: · раскрыть оценочность авторского слова, как бы всесторонне освещающего героя;
· роль прямых авторских характеристик основных моментов жизни Ивана Ильича; · как осуществляется возможность авторского проникновения во внутренний мир героя? Проследить, как изменяется метод ведения рассказа от начала к концу повести и то и в какой форме сообщает автор о жизни Ивана Ильича до болезни? 4. Когда слово предоставляется самому герою, когда появляется т.н. «внутренний монолог»? Как это связано с характером героя, с его внутренними метаморфозами? 5. Осмыслить художественную логику изображения жизни Ивана Ильича в конце повести, как бы заново пережитой умирающим. 6. Проследить закономерность в появлении, а также в изображении людей, окружающих Ивана Ильича, по ходу развития сюжета. Какой это имеет смысл? Почему мужик Герасим появляется только в начале и в конце повести, какую роль этот образ в идейной структуре текста? Литература Лебедев Ю.В. Судьба человека и смысл его жизни в мироощущении JI.H. Толстого // Литература в школе. - 1991. - № 1. — С.2-15. Набоков В В. Лекции по русской литературе. - М., 1996. - С.307-318. Маймин Е.А. Лев Толстой. - М., 1978. - С.15-157. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. - М., 1978. - С.239-248. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. - М., 1999. - С.321-337.
Семинарское занятие № 10 Поэтика чеховского рассказа ПЛАН Чем обусловлены черты художественной оригинальности чеховской прозы? Практическое задание (работа с текстом): 5. Особенность повествовательной структуры рассказа «Тоска» (1886): · особенности композиционного построения; · «внешний» и «внутренний» ракурс повествовательного «видения» образа Ионы; · система средств создания образа и характер их взаимоотношений; · роль диалогов в структуре рассказа; · специфика соотношения субъекта речи и субъектов сознания в рассказе; · роль сюжета и фабулы в раскрытии идеи чеховского рассказа. 6. Анализ идейно-образной структуры рассказа «Дом с мезонином» (1896):
· сравнительная характеристика усадеб Белокурова и Волчаниновых; · характер развития взаимоотношений в рамках треугольника: художник - Лида - Женя; · способность к диалогу участников событий; · кульминационное значение «идейного» спора художника и Лиды (в 3-ей главе); · смысл названия рассказа и роль «открытого» финала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|