Правила работы с фактами при ред.текста. Анализ фактического материала
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Под анализом фактического материала подразумевается выбор и проверка фактов, оформление библиографических списков, цитат, редактирование таблиц и документов. Фактический материал (фактические данные) – это такие элементы текста, которые требуют проверки с точки зрения достоверности их содержания. Элементы текста, в которых фактические ошибки допускаются чаще всего: · числа; · единицы величин; · даты; · фамилии, имена; · названия; · термины; · географические сведения; · историзмы; · цитаты; · идиомы.
Выбор фактов и их проверка Факты — основа содержания любого служебного документа, поэтому отбор фактического материала, его проверка являются важнейшей частью работы с документом. 1. Прежде всего фактический материал должен быть достоверным. Все данные должны быть точными, т. е. тщательно проверенными. Нельзя допускать ошибки в географических названиях, в именах известных лиц, в приводимых библиографических данных. Если все же автор их допустил, то задача редактора — выявить и исправить эти ошибки. Задача редактора — сообщать автору обо всех вносимых в документ исправлениях. Если редактор сомневается в достоверности изложения или написании каких-либо сведений, необходимо обращаться к справочным пособиям. · Личные имена (антропонимы). При воспроизведении русского личного имени необходимо знать его полную форму (полное имя + отчество + фамилия), правильное написание каждой из трех частей, т.к. в русском языке возможны варианты имени (Наталья / Наталия), отчества (Никитична / Никитовна), а орфография фамилий может в некоторых случаях отступать от установленной нормы, например: Р а дионов, Скря п кина, Караченц о в.
· Географические и административно-территориальные названия должны быть проверены по специальным словарям и справочникам, желательно самых поздних изданий, т.к. в последние 10-20 лет политическая карта мира существенно изменилась. Орфография таких названий носит устоявший характер, который исключает вариативность. · Меры веса, длины, объема и т.д., которые могут быть неизвестны широкому читателю, такие, например, как миля, фут, дюйм, баррель или старые русские меры: пуд, фунт, четверть желательно пояснить при помощи современных и понятных эквивалентов, вынося в скобки или сноски: 1 пуд = 16 кг; 1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75 – 159, 88 л. · В официально-деловом и научном функциональных стилях термины не поясняются, за редким исключением, поскольку читатель подготовлен к восприятию и пониманию термина. В публицистическом стиле – в зависимости от подготовленности аудитории – возникает потребность толкования, разъяснения. · Необдуманное употребление идиом, как заимствованных, так и исконно русских, и ведет к ошибкам и коммуникативным неудачам. Например: Бюджет Российской Федерации напоминает тришкин кафтан. В этом случает требуется развернутое объяснение, какие особенности бюджета имеет в виду говорящий, так как не каждый из слушателей знает смысл этого выражения. 2. Фактический материал, изложенный в документе, должен быть достаточным для объективного решения вопроса. Учет всех фактов, их полнота, всестороннее рассмотрение проблемы — одно из основных требований к документу, так как на основании изложенного материала делают какие-либо выводы, так или иначе решают важные проблемы. Полнота и достоверность фактического материала определяют доказательность, достоверность документа. Но в документе необходимо излагать только важные сведения, а не те, которые можно считать малосущественными.
Важно подобрать основные аргументы, опереться на факты, которые в данный момент и в данной ситуации будут являться актуальными и иметь решающее значение. Пример: Директору школы на родительском собрании задают вопрос: «Когда планируется ремонт учебных кабинетов?». Ответ директора: «В школе имеются 5 учебных кабинетов для младших школьников, 10 кабинетов для старших классов, 7 кабинетов для администрации, библиотека, столовая, актовый и спортивный залы. Последний раз здание школы ремонтировали 2 года назад, в этом году будет отремонтирована столовая» (Получили ли родители ответ на поставленный вопрос? Вопрос по сути дела остался без ответа, потому что родителям не объяснили, когда же все-таки планируется ремонт учебных кабинетов. В данной ситуации и в данный момент сведения, сообщенные директором, не могут считаться важными или актуальными). 4. В деловых бумагах ответы на вопросы, жалобы, предложения должны быть полными и конкретными. Примеры фактических ошибок из школьных сочинений: · В основе взглядов Базарова были передовые идеи Чернышевского. · Старуха Изергиль – революционерка, рвется к свободе. Редактирование таблиц (из предмета «Информационные технологии», «Документы, корреспонденция и делопроизводство». Редактирование таблиц Таблица — это перечень систематизированных цифровых данных или каких-либо иных сведений, расположенных в определенном порядке по графам. Таблицы существенно облегчают зрительное восприятие изложенного материала. При редактировании таблиц необходимо учитывать следующее: 1. Таблица включает в себя следующие элементы: нумерационный заголовок, тематический заголовок, заголовки граф, подзаголовки граф, горизонтальные ряды (строки), боковик (заголовки строк), графы-колонки, сноска или примечание. 2. Нумерационный заголовок (Таблица 1) начинается с прописной буквы, печатается без знака «№», кавычек и точки на конце. 3. Тематический заголовок начинается с прописной буквы, остальные — строчные. После тематического заголовка точка не ставится. Переносов и сокращений в заголовке следует избегать. Если имеется подзаголовок, то его следует оформлять так же, как заголовок.
4. Шапка таблицы содержит заголовки и подзаголовки граф, а также наименование боковика. Заголовки граф пишут с прописной буквы, а подзаголовки — со строчной, если они составляют одно предложение с основным заголовком графы. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков граф знаки препинания не ставят. Отдельные графы «Единицы измерения», «Номер по порядку», «Примечание» в таблицу не включают. Единицу измерения или размерности, принятую для всех показателей таблицы, принято выносить в тематический заголовок (Искровые промежутки в воздухе, мм). Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах физических величин, то их указывают в заголовке каждой графы и выносят в боковик. Например:
Графа «Примечание» в таблице целесообразна в том случае, когда имеются самостоятельные примечания к большинству строк. Если примечания даны к одной или двум строкам таблицы, то их помещают под таблицей в виде сноски или примечания к таблице. 5. Текст всех строк боковика принято писать с прописной буквы. Запятая в боковике ставится вместо предлога в перед обозначением размерности (масса, т). 6. В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в таблице не приводятся, то на месте пропуска ставится тире. Одинаковый текст в графах размером не более одной строки заменяют кавычками. Текст, состоящий из двух или более строк, при первом повторении заменяют словами то же, а при последующих повторениях ставят кавычки. Не заменяют кавычками повторяющиеся цифры, знаки, математические и химические символы, сокращенные обозначения. Если в таблице есть графа с обозначением величины углов или долготы и широты, то знаки градуса, минуты, секунды ставятся только в первой строке. 7. Примечания и сноски в таблицах пишут непосредственно под таблицей, а не в конце страницы текста. 8. При наличии небольшого по объему цифрового материала, который нецелесообразно оформлять в виде таблицы, его оформляют в виде колонного набора. Выводы не нумеруют. Выводы так же, как и таблицы, могут иметь тематический заголовок, сноски и примечания. Например:
Физические свойства воды Относительная молекулярная масса 18,016 Радиус молекулы воды, нм 0,138 9. Необходимо правильно располагать цифровые данные: десятки располагаются под десятками, сотни — под сотнями, тысячи — под тысячами, десятые доли — под десятыми, сотые — под сотыми и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|