Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени
Для изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени применяют три основных способа: фотографию (хронографию) рабочего дня, хронометраж, фотохронометраж. Фотография рабочего дня заключается в последовательном фиксировании затрат рабочего времени в течение рабочей смены (дня); при этом трудовой процесс расчленяется на крупные элементы – трудовые приемы, например поворот агрегата, засыпка семян и т.п. В процессе фотографии рабочего дня кроме затрат времени фиксируют наиболее важные данные работы машин (скорость, ширину захвата, количество сеялок), схему движения агрегата, его производительность и т.д. При нормировании труда в животноводстве указывают количество голов, продуктивность, способ удаления навоза и т.д. Разновидностями фотографии рабочего дня являются групповая фотография и самофотография. Групповую фотографию целесообразно применять на работах, выполняемых группой лиц – на току, при скирдовании сена, закладке силоса и т. п. Особенность групповой фотографии состоит в том, что при этом не производятся непосредственные замеры рабочего времени, а подсчитывается число элементов затрат времени. Общее количество случаев принимают за 100%, а затем находят процентное отношение по каждому элементу. Балансы рабочего времени смены составляют или по каждому работающему отдельно, или по всей группе работников. Такие данные позволяют определить согласованность действий работников, степень их загруженности, уточнить число работников, необходимое для выполнения задания. Особенность самофотографиирабочего дня заключается в том, что ее проводят сами работники (конечно, при соответствующей подготовке), которые фиксируют начало и окончание работы и продолжительность простоев с указанием их причин. Такой способ позволяет оперативно получить большое количество наблюдений за трудовыми процессами.
Хронометраж позволяет более детально изучить какую-либо часть трудового процесса. Например, прием «поворот посевного агрегата» разделяют на такие части, как остановка агрегата, подъем сошников сеялки, поворот, остановка, заглубление сошников. Совсем необязательно проводить наблюдение за приемом в течение всей смены, достаточно, как показывает практика, произвести 10–15 наблюдений. Фотохронометраж соединяет в себе два предыдущих способа. Трудовой процесс изучается не на протяжении определенного отрезка времени смены, а в течение всей смены (рабочего дня). Особенно широко фотохронометраж используется при нормировании труда в животноводстве. Для изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени используют также методы моментных наблюдений и киновидеосъемки. Способ моментных наблюдений может быть использован в ремонтных мастерских, на животноводческих комплексах, в теплицах. При этом способе регистрируется число моментозатрат рабочего времени, а не абсолютные его величины. Способ позволяет в короткие сроки и при небольшом числе наблюдателей охватить значительное количество изучаемых объектов и трудовых процессов. Моментные наблюдения ведут при обходе объектов по заранее установленному маршруту через определенные промежутки времени. При следовании по маршруту наблюдатель фиксирует состояние каждого объекта на определенный момент времени, перерывы (простои) фиксируются с указанием причин. Важным и своеобразным способом изучения трудовых процессов является видеосъемка, позволяющая наглядно зафиксировать и трудовой процесс, и его отдельные составные части – действия, движения. Видеосъемка дает возможность установить не только методы и приемы труда и затраты рабочего времени, но и отдельные показатели условий труда, состав работников, участвующих в трудовом процессе, их взаимодействие.
Материалы наблюдений за трудовыми процессами и затратами рабочего времени используются, во-первых, для установления норм труда, во-вторых, для изыскания возможностей для совершенствования трудовых процессов. На их основе разрабатывают меры по устранению малоэффективных, неловких и сложных движений, применению более рациональных маршрутов перемещения работников и движения механизированных агрегатов, экономии рабочего времени. Например, птичница при обслуживании кур-несушек на птицефабрике в среднем проходит за смену около 3 км, затрачивая на это 50–60 мин рабочего времени. Рационализация маршрутов ее передвижения при раздаче кормов, мойке поилок, выбраковке птицы позволяет сократить путь на 0,75–0,80 км. Используя материалы наблюдений за трудовыми процессами, можно предусмотреть сокращение простоев работников и техники, а следовательно, и потерь рабочего времени. Нормы труда на основные процессы сельскохозяйственного производства обычно устанавливаются в несколько этапов: изучение основных нормообразующих факторов, т.е. факторов, влияющих на величину нормы; наблюдение за трудовыми процессами и анализ полученных материалов; расчет норм труда. В основе любой нормы труда лежат: производительность механизированного агрегата, стационарной машины, транспортного средства, работника за 1 ч основной работы и количество часов основной работы за смену. Время основной работы в балансе времени смены должно быть по возможности максимальным за счет сокращения времени на обслуживание агрегата, времени вспомогательной работы, устранения потерь рабочего времени.
ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сущность, цели и принципы планирования Посредством планирования определяется и обеспечивается целенаправленное развитие предприятия. Планирование - это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее реального из них в ожидаемых условиях развития. В теории планирования выделяют 3 стороны:
• социально - экономическую, которая выражает экономические и социальные процессы расширенного воспроизводства, т.е. объект планирования; • методологическую, отражающую совокупность принципов и методов планирования, т.е. инструментарий познания и активного воздействия на социально - экономические процессы; • организационную, которая отражает структуру плановых органов и технологии разработки планов, т.е. субъект планирования. В условиях рынка важно не только планирование, но и прогнозирование экономики, поскольку план - это намеченный на какой - то период времени порядок работы, а прогноз представляет собой предвидение экономики предприятия в будущем, основанное на определенных данных. В современной науке выделяют пять классических принципов, сформированных А. Файолем: 1.Необходимость. Программа предстоящих действий безусловно необходима, так как прежде чем действовать, нужно знать чего хотим и что можем, а отсутствие плана сопровождается, как правило, колебаниями в принятии решения, ошибочными маневрами, переменой ориентации. Этот принцип отвечает требованию рынка по рациональному использованию ограниченных ресурсов. 2. Единство. Принцип предполагает взаимоувязку всех видов планов, наличие сводного плана по определенным разделам и показателям. 3. Непрерывность. В процессе хозяйственной деятельности на смену одному плану приходит другой (например, по обновлению продукта, повышению эффективности и т.д. в зависимости от целей). Кроме того, по периоду времени от стратегического плана -переход к тактическому, а затем к оперативному, т.е. осуществляется взаимодействие долгосрочных и краткосрочных планов. 4. Гибкость. Этот принцип предполагает возможность необходимых корректировок и уточнений показателей, а также координации действий в связи с постоянными изменениями в технике, технологии, организации производства, которые приводят к снижению расхода ресурсов и повышению эффективности как производственной, так и экономической деятельности.
5. Точность. Соблюдение данного принципа зависит от систем и методов, применяемых при планировании. Она может быть любой, но при обеспечении допустимой эффективности производства.
Методы планирования Методы планирования - это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых решений. На основе принципов рыночного планирования развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования. Система плановых показателей устанавливается произвольно, но она должна обеспечивать сопоставимость и сводимость отдельных показателей плана, отражать соответствующие процессы в обществе, на предприятии и способствовать повышению эффективности работы всех звеньев. Используют при составлении планов как абсолютные, так и относительные показатели. Абсолютные - характеризуют значения показателей в натуральном и денежном выражении. Относительные - характеризуют динамику соответствующих величин и их структуру (измеряются в % роста или прироста, отражают удельный вес частных составляющих в общем показателе). В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей, различают следующие наиболее применяемые на предприятии методы планирования: • нормативный • балансовый • системно - аналитический • програмно - целевой • проектно - вариантный (метод оптимизации технико-экономических решений) • математические Ни один из методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. В ходе системного анализа можно выявить все основные факторы, ограничивающие рост и мешающие планомерному развитию, выбрать пути преодоления отрицательных явлений, что позволит повысить эффективность всей деятельности. • Нормативный метод - один из способов разработки плановых документов, обоснования плановых решений и основан на использовании системы норм и нормативов, которая должна отражать прогрессивность достижений научно - технического прогресса и важнейшие цели развития предприятия или экономики в целом. • Балансовый метод имеет широкое применение на уровне территорий, отраслей и народного хозяйства в целом и предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, регионов и страны в целом.
Балансовый метод исходит из того, что каждый вид продукции является, с одной стороны, результатом какой - либо деятельности, с другой - ресурсом для потребления и позволяет увязывать натурально - вещественные и стоимостные пропорции. Планирование означает, что план обосновывается составлением балансов, в которых увязываются (балансируются) потребности и источники их удовлетворения. Различают балансы материальные, трудовые и финансовые. • Програмно - целевой метод предполагает разработку целевых, комплексных программ и обоснование плановых решений отдельных проблем, важнейших задач предприятия. Целевая комплексная программа (ЦКП) -это документ, где отражаются цель и комплекс мероприятий по всем направлениям с целью реализации проблем, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Как правило, ЦКП формируется в составе прогнозов. • Метод оптимизации технико - экономических решений основан на выборе наилучшего варианта по наиболее эффективному использованию ресурсов и конечных результатов. • Математические методы применяются крупными компаниями для обоснования рациональных решений. При этом используется математика для выделения наиболее существенных связей экономических переменных и объектов с целью решения целого комплекса взаимоувязанных проблем. Это решается с помощью математических моделей. Математическая модель - это система выражений, описывающая характеристики объекта моделирования и взаимосвязи между ними.
Виды планов и их содержание Планирование – важнейшая составная часть свободной рыночной системы, ее основной саморегулятор. Предприятие решает свои проблемы именно посредством планирования. Какую продукцию продавать? Сколько? Кому? Какие использовать ресурсы и как приспособиться к внутренним и внешним изменениям рынка? Этот небольшой перечень решаемых вопросов показывает, что основной объект планирования на предприятии - система планово - экономических показателей по производству, распределению и потреблению товаров и ресурсов. Существуют системы государственного регулирования, муниципальное или местное планирование, внутрипроизводственное или корпоративное проектирование, а также отраслевое, территориальное, республиканское и другие виды планирования. На предприятии выделяют два основных вида - технико-экономическое и оперативно-производственное. При технико-экономическом планировании разрабатываются системы показателей технического развития и экономики предприятия в единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени. В ходе разработки обосновываются объемы производства на основе взаимодействия спроса и предложения на продукцию, выбираются рациональные нормы использования ресурсов, определяются конечные финансово - экономические показатели. Оперативно - производственное планирование представляет собой последовательное развитие и завершение планов предприятия путем установления задания участкам, цехам, осуществления организационно - технического и управленческого воздействия с целью корректировки процесса производства.
Стратегическое планирование (С.П.) Стратегическое планирование представляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей предприятия. Стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу принимать основополагающие решения. Главная задача С.П. - обеспечить гибкость и нововведения в деятельность предприятия. При стратегическом планировании решаются четыре основные задачи: 1. Распределение ресурсов (кадры, технология, производственные и финансовые ресурсы). 2. Адаптация к внешней среде (улучшение отношений с окружением компании). 3. Внутренняя координация (обеспечение эффективности в организации производства с учетом сильных и слабых сторон). 4. Формирование стратегической организационной культуры (развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянный поиск, изменений, усвоение опыта). Этапы стратегического планирования: • Формулировка миссии организации (общей цели) и конкретных путей для ее достижения. • Изучение внешней среды. • Изучение внутренних потенциальных возможностей • Стратегические альтернативы, т.е. рост, сохранение, переориентация, ликвидация и далее выбор направления деятельности. Глубина, продолжительность стратегического планирования на определенную перспективу зависит от условий, возможностей и поставленных целей.
Порядок разработки годового плана. Механизм планирования - это совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. В этот механизм входят: • аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия; • функции планирования; • методы планирования. Все они взаимосвязаны как элементы одной системы. Процесс планирования состоит из следующих этапов: 1. Определение цели планирования. Это решающий фактор при выборе форм и методов планирования, а также критерий для принятия плановых решений и контроля за ходом реализации. Система целей зависит от внешних возможностей и ограничений (экономический, технологический и правовой характер внешней среды), внутренних возможностей и ограничений (наличие ресурсов), склонности к риску. 2. Анализ проблемы. Определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация с учетом условий планового периода, для чего проводится работа по сбору, обобщению и анализу исходной информации. Внутренняя информация характеризует потенциал предприятия (производственная мощность, численность, наличие запасов материальных ресурсов), а внешняя - содержит различные маркетинговые, конъюнктурные и общеэкономические прогнозные оценки. 3. Поиск альтернатив. Среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются наиболее подходящие. 4. Прогнозирование. Формируется представление о развитии планируемой ситуации путем проведения расчетов по принятым показателям и взаимной их увязки. Желательно разработать несколько вариантов. 5. Оценка и принятие решения. Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наилучшего варианта и принятия единственного планового решения. Отдельные плановые решения могут обсуждаться на совещаниях специалистов, советах, правлениях. Окончательный вариант утверждается первым руководителем.
Цели и задачи оперативного планирования. Под оперативным планированием понимается осуществление текущей деятельности планово - экономических служб в течение короткого периода (год, квартал, месяц). Различают два вида оперативного планирования - календарное и текущее. Календарное планирование представляет собой распределение годовых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных заданий до конкретных исполнителей. В развитие годовых заданий составляются месячные планы по основным участкам и квартальные - по вспомогательным подразделениям. Оперативное планирование призвано обеспечить согласованную работу всех звеньев предприятия, выполнение планов производства с наименьшими затратами средств и труда. Главная задача оперативного планирования: довести задание до каждого работника, установить контроль за его выполнением и регулировать ход производства. Система оперативного планирования в общем виде - это совокупность различных методик и технологий плановой работы, или иначе с учетом рыночных отношений - это совокупность методов и способов расчета основных показателей, необходимых для регулирования хода процессов производства и реализации с целью достижения запланированных результатов при минимальных затратах ресурсов и рабочего времени. Дальнейшее развитие оперативного планирования будет способствовать решению следующих организационно- экономических задач: 1. Достижение согласованной работы всех звеньев на основе единой рыночной цели. 2. Совершенствование всей системы за счет повышения надежности плановых расчетов и снижения трудоемкости. 3. Повышение гибкости и оперативности планирования на основе более полного учета требований потребителей и последующей корректировки годовых планов. 4. Обеспечение непрерывности в процессе планирования и достижение тесного взаимодействия стратегических и текущих планов. 5. Создание на предприятии системы оперативного планирования, соответствующей требованиям и уровню развития конкретного предприятия. В конечном итоге оперативное планирование должно способствовать подъему производства и росту эффективности в условиях действующих рыночных отношений.
Планирование производства и реализации продукции. Производственный план является важнейшим разделом годового плана предприятия, так как служит основой для планирования материально- технического обеспечения, трудовых показателей, себестоимости и финансовых результатов. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий требованиям плана продаж по номенклатуре, ассортименту и качеству. В производственную программу включают планирование определенных показателей, характеризующих абсолютные значения по производству и реализации в натуральном и денежном выражении. В условиях рыночной экономики производственная программа тесно связана с такими понятиями как спрос и предложение. Планировать объемы по производству продукции необходимо в соответствии с договором на поставку ее потребителям. При планировании производства надо учитывать сложившуюся в данный период на предприятии хозяйственную ситуацию, оценить работу текущего года, сопоставить с показателями плана по выпуску и качеству продукции, цене и эффективности производственной деятельности, что позволит изыскать возможности для роста эффективности производства. Исходной базой для разработки производственной программы на плановый период являются: • расчеты производственной мощности; • план капитальных вложений (объемы реконструкции, технического перевооружения действующего производства, нового строительства, ввод мощностей и т.д.); • план развития горных работ; • условия планового периода - изменения по сравнению с текущим периодом по спросу, ценам, внедрению новых систем разработки и технологии подготовки производства. Производство должно быть обеспечено соответствующими материальными, энергетическими и трудовыми ресурсами. Основные показатели производственного плана необходимо увязать с главной целью предприятия и обеспечивать прибыльную работу, для чего нужен ориентир по безубыточному объему продаж. Принятие решения основывается на оптимальном соотношении трех величин: объем, затраты, результаты. Для составления плана в стоимостном выражении в производственной программе планируют возможные цены с учетом факторов, влияющих на изменение цен.
Исследование рынка и планирование сбыта. Важным этапом в деятельности предприятия является реализация продукции, направленная на главный коммерческий успех - прибыль. Поэтому исследование рынка сбыта, принятие решения о продаже имеет решающее значение как конечного звена в поступлении денежных средств на счет продавца. В основе этого лежит определение величины спроса и показателя рыночной доли для конкретных рынков. Рыночный спрос - это общий объем продаж на определенном рынке (в частности угля) соответствующих марок. Доля рынка - это отношение объема продаж определенного товара к суммарному объему продаж этого товара всеми участниками данного рынка. Для изучения используется метод анализа спроса и предложения. Сначала необходимо выполнить анализ продаж в предшествующем периоде. Основные задачи этого анализа: • изыскание резервов наиболее полного удовлетворения покупателей; • увеличение объема продаж (завоевание новых рынков); • максимально возможное использование производственной мощности, материальных и трудовых ресурсов; • повышение эффективности всей хозяйственной деятельности. При анализе дается оценка выполнения своих обязательств в разрезе покупателей, динамики производства и реализации, влияние факторов на изменение величины этих показателей, выявляются неиспользованные резервы. Соотношение спроса и предложения, а также уровни и соотношение цен характеризуют конъюнктуру рынка. Немаловажно для предприятия знать состояние рынка, его развитие, для чего надо иметь эффективную систему информационного обеспечения, в которую включается: 1. Общая информация - данные по ситуации в целом из государственной, отраслевой статистических форм отчетности. 2. Коммерческая информация - данные из деловых документов по вопросам сбыта. 3. Специальная информация, получаемая в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросы покупателей, специалистов, экспертов, выставок и материалов научных исследователей). Планированием сбыта занимаются коммерческие отделы под руководством главного руководителя. При этом составляется: а) краткосрочный прогноз на календарный год (по меся- б) среднесрочный прогноз от 2 до 3 лет; в) долгосрочный прогноз - свыше 3 лет. • мнение группы руководителей; • комбинация мнений работников службы сбыта; • прошлый товарооборот - использование результатов анализа для планирования с учетом изменяющихся условий; • анализ тенденций и циклов, при котором изучают факторы: • тенденции роста • колебания деловой активности • сезонные изменения • технические изменения • появление новых конкурентов • социальная напряженность. Результаты анализа используют для долгосрочного прогноза. План по сбыту является основой для разработки производственной программы.
15. Планирование материально- технического обеспечения (МТО)
От организации снабжения, хранения материальных ресурсов и доставки к месту непосредственного потребления внутри предприятия, зависит возможность получения ресурсов, необходимых для процесса производства в определенные сроки, в заданных объемах и ассортименте. Поэтому главное при планировании разработка программы снабжения, прогнозирование потребности в материалах и оборудовании, создание необходимых запасов и контроль за использованием этих ресурсов. План МТО является важнейшим разделом годового плана. От тщательности его обоснования зависят не только выполнение производственной программы и эффективность работы предприятия, но и многих других, т.к. установленные в нем объемы поставок материальных ресурсов являются основанием для разработки плана производства и реализации других предприятий. Целью разработки плана МТО является оптимизация потребности в материально- технических ресурсах так как недостаток приведет к ухудшению качества продукции, а излишек - к снижению эффективности использования, созданию сверх нормативных запасов и «омертвлению» оборотных средств. Основные задачи: • своевременное и полное удовлетворение потребности; • обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов; • минимизация затрат на приобретение и хранение материальных ценностей; • определение оптимальных сроков поставки и размеров транспортных партий приобретаемых материальных ресурсов; • определение оптимальных уровней запасов ресурсов; • разработка политики экономии материальных ресурсов; • создание условий для эффективной деятельности подразделений предприятия. В настоящее время система МТО претерпела существенные изменения. Предприятия самостоятельно организуют материальное обеспечение, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, возможностей партнеров, информации о колебании цен, путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг. Приобретение осуществляется в основном по прямым договорам или у организаций материального снабжения, торговле, на ярмарке и т.д. В этих условиях методология планирования существенно меняется. Изменились и функции отделов материально - технического снабжения. Их работа носит аналитический характер и оказывает большое влияние на показатели деятельности предприятия (особенно себестоимость и прибыль). Службы материально - технического обеспечения должны изучать рынки материалов, цены и возможности приобретения качественных ресурсов по минимальным ценам. План составляется в натуральном и денежном выражении на год с разбивкой по кварталам. План состоит из расчетов потребности в ресурсах и плана закупок.
Структура плана материально - технического обеспечения
Потребность определяется с учетом особенностей производства в виде расчетных таблиц, классифицированных по характеру применяемых материалов: а) потребность в сырье и материалах; б) потребность в топливе и энергии; в) потребность в оборудовании. 1. Расчет потребности в отдельных видах материальных Исходной базой является план производства и достигнутые показатели потребления ресурсов года, предшествующему планируемому. 2. Анализ эффективности использования материальных ре- 3. Анализ рынка сырья и материалов, позволяющий оце- 4. Составляется баланс материально - технических ресур-
Планирование персонала и производительности труда. Основная роль на предприятии принадлежит кадровому потенциалу. Именно от кадров зависит степень эффективности использования средств производства и успешность деятельности в целом. Посредствам планирования решается главная цель - определение потребности в персонале на планируемый период для выполнения запланированного объема работ. При этом необходимо учесть следующие обстоятельства: • высвобождение персонала в связи с ростом производительности труда, сокращением некоторых объемов, простоев и других условий; • увеличение персонала в связи с расширением производства; • потребность в замещении в связи с увольнениями на законных основаниях (в армию, на пенсию, учебу и др. причинам) и по другим основаниям (собственное желание, вызванное неудовлетворительными условиями труда, взаимоотношениями в коллективе и т.д.). Основные задачи, решаемые в процессе планирования труда: • создание здорового и работоспособного коллектива для выполнения намеченной цели; • формирование оптимальной квалификационной структуры; • совершенствование организации труда и создание условий по повышению квалификации; • повышение производительности труда; • стимулирование труда и оптимизация средств на содержание персонала.
Планирование фонда заработной платы Заработная плата и прежде всего ее размер, структура, распределение между различными категориями работающих являются не только экономической, но и социальной категорией. Именно заработная плата претерпела наибольшие изменения при переходе от плановой экономики к рыночной. Планирование необходимого фонда заработной платы, установление правильных соотношений в уровнях заработной платы по категориям работающих и источников выплаты - главная социальная задача предприятий в рыночных условиях. При планировании фонда заработной платы (ФОТ) можно использовать следующие методы: 1. Метод прямого счета (поэлементный). Расчет планового фонда ведется отдельно для промыш-ленно - производственного персонала (ППП) и непромышленной группы. Фонд ППП рассчитывается по категориям персонала: рабочие и ИТР. В ФОТ рабочих включают прямой фонд (оплата по сдельным расценкам и тарифным ставкам повременно оплачиваемых рабочих), доплаты (руководство бригадой, за работу в ночное время, в праздничные дни, выполнение гособязанностей, оплата отпусков и др.), премии, выслуга лет. 2. Нормативный метод. Метод основан на использовании базового (стабильного) норматива заработной платы на 1000 рублей товарной продукции. 3. Метод обоснования средней заработной платы. Основан на использовании факторов, позволяющих увеличить уровень зарплаты работников по отношению к базовому периоду. Например за счет роста производительности труда, инфляции, объемов продаж, снижения себестоимости. Но надо при этом учитывать наличие источников для выплаты увеличенного фонда заработной платы. Тогда фонд оплаты труда по плану составит произведение среднесписочной плановой численности и плановой средней зарплаты работника.
Планирование издержек и себестоимости продукции. Поскольку издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и выполняемых услуг, то они могут служить препятствием в достижении главной цели предприятия в рыночных условиях, состоящей в максимизации прибыли. В силу ограниченности всех видов ресурсов производство не может существовать без определенных издержек. Они выступают главным ограничением, с которым сталкивается каждое предприятие в ходе реализации своих возможностей максимизации планируемых и получаемых доходов. Все затраты ресурсов -это альтернативные или вмененные издержки. Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой стоимость применяемых ресурсов в лучшем из других худших способов их потребления. Альтернативные издержки принято называть экономическими и они широко применяются в плановой и управленческой деятельности каждого предприятия. В процессе планирования отличают экономические издержки от бухгалтерских. Последние не включают альтернативную стоимость факторов производства, являющихся собственностью предприятия или неявными издержками. В бухгалтерские издержки включаются только явные затраты, представленные в виде платежей за приобретаемые ресурсы. Для определения экономических издержек к бухгалтерским надо добавить величину неявных расходов. Планирование основано на анализе альтернативных издержек, позволяющих сравнивать получаемые результаты с упущенными возможностями или экономической выгодой. Степень различия между этими видами издержек зависит от объема и видов ресурсов, предоставляемых предприятию ее владельцами. При планировании издержек на производство для предприятия важно выделять издержки в зависимости от объема выпуска продукции постоянные и переменные, а также общие и средние. Удельный вес постоянных издержек на горном предприятии очень высок (в пределах 60-75%) и управление ими имеет существенное значение для решения проблемы снижения себестоимости единицы продукции и повышения конкурентоспособности предприятия. Себестоимость продукции выражает в денежной форме издержки предприятия на производство и реализацию объема или единицы продукции в действующих экономических условиях.
18.1 Содержание плана по себестоимости продукции Целью планирования издержек является оптимизация текущих затрат, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов. При разработке плана решаются следующие задачи: • анализ стоимостных показателей производственной деятельности в целом по предприятию и отдельных его подразделений; • выявление возможностей по снижению плановой себестоимости в сравнении с предыдущим периодом; • составление калькуляции себестоимости основных видов продукции или отдельных процессов; • выявление нецелесообразных затрат и разработка мер по их ликвидации; • создание базы для разработки цен; • разработка мер по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между подразделениями предприятия. План издержек состоит из этапов: 1. Расчет снижения себестоимости за счет влияния технико-экономических факторов. 2. Расчет себестоимости единицы продукции. 3. Расчет сметы затрат на производство.
Планирование прибыли и рентабельности Главная задача каждого предприятия в условиях рынка заключается в организации производственно- финансовой деятельности с целью удовлетворения потр
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|