Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени




Для изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени применяют три основных способа: фотографию (хронографию) рабочего дня, хронометраж, фотохронометраж.

Фотография рабочего дня заключается в последовательном фиксировании затрат рабочего времени в течение рабочей смены (дня); при этом трудовой процесс расчленяется на крупные элементы трудовые приемы, например поворот агрегата, засыпка семян и т.п. В процессе фотографии рабочего дня кроме затрат времени фиксируют наиболее важные данные работы машин (скорость, ширину захвата, количество сеялок), схему движения агрегата, его производительность и т.д. При нормировании труда в животноводстве указывают количество голов, продуктивность, способ удаления навоза и т.д. Разновидностями фотографии рабочего дня являются групповая фотография и самофотография.

Групповую фотографию целесообразно применять на работах, выполняемых группой лиц на току, при скирдовании сена, закладке силоса и т. п. Особенность групповой фотографии состоит в том, что при этом не производятся непосредственные замеры рабочего времени, а подсчитывается число элементов затрат времени. Общее количество случаев принимают за 100%, а затем находят процентное отношение по каждому элементу. Балансы рабочего времени смены составляют или по каждому работающему отдельно, или по всей группе работников. Такие данные позволяют определить согласованность действий работников, степень их загруженности, уточнить число работников, необходимое для выполнения задания.

Особенность самофотографиирабочего дня заключается в том, что ее проводят сами работники (конечно, при соответствующей подготовке), которые фиксируют начало и окончание работы и продолжительность простоев с указанием их причин. Такой способ позволяет оперативно получить большое количество наблюдений за трудовыми процессами.

Хронометраж позволяет более детально изучить какую-либо часть трудового процесса. Например, прием «поворот посевного агрегата» разделяют на такие части, как остановка агрегата, подъем сошников сеялки, поворот, остановка, заглубление сошников. Совсем необязательно проводить наблюдение за приемом в течение всей смены, достаточно, как показывает практика, произвести 10–15 наблюдений.

Фотохронометраж соединяет в себе два предыдущих способа. Трудовой процесс изучается не на протяжении определенного отрезка времени смены, а в течение всей смены (рабочего дня). Особенно широко фотохронометраж используется при нормировании труда в животноводстве.

Для изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени используют также методы моментных наблюдений и киновидеосъемки.

Способ моментных наблюдений может быть использован в ремонтных мастерских, на животноводческих комплексах, в теплицах. При этом способе регистрируется число моментозатрат рабочего времени, а не абсолютные его величины. Способ позволяет в короткие сроки и при небольшом числе наблюдателей охватить значительное количество изучаемых объектов и трудовых процессов.

Моментные наблюдения ведут при обходе объектов по заранее установленному маршруту через определенные промежутки времени. При следовании по маршруту наблюдатель фиксирует состояние каждого объекта на определенный момент времени, перерывы (простои) фиксируются с указанием причин.

Важным и своеобразным способом изучения трудовых процессов является видеосъемка, позволяющая наглядно зафиксировать и трудовой процесс, и его отдельные составные части действия, движения. Видеосъемка дает возможность установить не только методы и приемы труда и затраты рабочего времени, но и отдельные показатели условий труда, состав работников, участвующих в трудовом процессе, их взаимодействие.

Материалы наблюдений за трудовыми процессами и затратами рабочего времени используются, во-первых, для установления норм труда, во-вторых, для изыскания возможностей для совершенствования трудовых процессов.

На их основе разрабатывают меры по устранению малоэффективных, неловких и сложных движений, применению более рациональных маршрутов перемещения работников и движения механизированных агрегатов, экономии рабочего времени. Например, птичница при обслуживании кур-несушек на птицефабрике в среднем проходит за смену около 3 км, затрачивая на это 50–60 мин рабочего времени. Рационализация маршрутов ее передвижения при раздаче кормов, мойке поилок, выбраковке птицы позволяет сократить путь на 0,75–0,80 км.

Используя материалы наблюдений за трудовыми процессами, можно предусмотреть сокращение простоев работников и техники, а следовательно, и потерь рабочего времени.

Нормы труда на основные процессы сельскохозяйственного производства обычно устанавливаются в несколько этапов: изучение основных нормообразующих факторов, т.е. факторов, влияющих на величину нормы; наблюдение за трудовыми процессами и анализ полученных материалов; расчет норм труда.

В основе любой нормы труда лежат: производительность механизированного агрегата, стационарной машины, транспортного средства, работника за 1 ч основной работы и количество часов основной работы за смену. Время основной работы в балансе времени смены должно быть по возможности максимальным за счет сокращения времени на обслуживание агрегата, времени вспомогательной работы, устранения потерь рабочего времени.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Сущность, цели и принципы планирования

Посредством планирования определяется и обеспечивает­ся целенаправленное развитие предприятия.

Планирование - это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтерна­тивных вариантов и принятия наиболее реального из них в ожидаемых условиях развития. В теории планирования выде­ляют 3 стороны:

• социально - экономическую, которая выражает эконо­мические и социальные процессы расширенного вос­производства, т.е. объект планирования;

• методологическую, отражающую совокупность принци­пов и методов планирования, т.е. инструментарий по­знания и активного воздействия на социально - эконо­мические процессы;

• организационную, которая отражает структуру плано­вых органов и технологии разработки планов, т.е. субъ­ект планирования.

В условиях рынка важно не только планирование, но и прогнозирование экономики, поскольку план - это намеченный на какой - то период времени порядок работы, а прогноз пред­ставляет собой предвидение экономики предприятия в буду­щем, основанное на определенных данных.

В современной науке выделяют пять классических прин­ципов, сформированных А. Файолем:

1.Необходимость.

Программа предстоящих действий безусловно необходи­ма, так как прежде чем действовать, нужно знать чего хотим и что можем, а отсутствие плана сопровождается, как правило, колебаниями в принятии решения, ошибочными маневрами, переменой ориентации. Этот принцип отвечает требованию рынка по рациональ­ному использованию ограниченных ресурсов.

2. Единство.

Принцип предполагает взаимоувязку всех видов планов, наличие сводного плана по определенным разделам и показа­телям.

3. Непрерывность.

В процессе хозяйственной деятельности на смену одному плану приходит другой (например, по обновлению продукта, повышению эффективности и т.д. в зависимости от целей). Кроме того, по периоду времени от стратегического плана -переход к тактическому, а затем к оперативному, т.е. осущест­вляется взаимодействие долгосрочных и краткосрочных пла­нов.

4. Гибкость.

Этот принцип предполагает возможность необходимых корректировок и уточнений показателей, а также координации действий в связи с постоянными изменениями в технике, тех­нологии, организации производства, которые приводят к сни­жению расхода ресурсов и повышению эффективности как производственной, так и экономической деятельности.

5. Точность.

Соблюдение данного принципа зависит от систем и мето­дов, применяемых при планировании. Она может быть любой, но при обеспечении допустимой эффективности производства.

 

Методы планирования

Методы планирования - это совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых решений. На основе принципов рыноч­ного планирования развиваются и формируются в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные методы планирования. Система плановых показателей устанав­ливается произвольно, но она должна обеспечивать сопостави­мость и сводимость отдельных показателей плана, отражать соответствующие процессы в обществе, на предприятии и спо­собствовать повышению эффективности работы всех звеньев. Используют при составлении планов как абсолютные, так и от­носительные показатели. Абсолютные - характеризуют значе­ния показателей в натуральном и денежном выражении. Отно­сительные - характеризуют динамику соответствующих вели­чин и их структуру (измеряются в % роста или прироста, от­ражают удельный вес частных составляющих в общем показа­теле).

В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, при­меняемых путей получения и согласования тех или иных ко­нечных плановых показателей, различают следующие наиболее применяемые на предприятии методы планирования:

• нормативный

• балансовый

• системно - аналитический

• програмно - целевой

• проектно - вариантный (метод оптимизации технико-экономических решений)

• математические

Ни один из методов не применяется в чистом виде. В ос­нове эффективного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последова­тельном изучении состояния предприятия, его внутренней и внешней среды. В ходе системного анализа можно выявить все основные факторы, ограничивающие рост и мешающие плано­мерному развитию, выбрать пути преодоления отрицательных явлений, что позволит повысить эффективность всей деятель­ности.

• Нормативный метод - один из способов разработки плановых документов, обоснования плановых решений и основан на использовании системы норм и нормати­вов, которая должна отражать прогрессивность дости­жений научно - технического прогресса и важнейшие цели развития предприятия или экономики в целом.

• Балансовый метод имеет широкое применение на уров­не территорий, отраслей и народного хозяйства в целом и предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональ­ности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, регионов и страны в целом.

Балансовый метод исходит из того, что каждый вид про­дукции является, с одной стороны, результатом какой - либо деятельности, с другой - ресурсом для потребления и позволя­ет увязывать натурально - вещественные и стоимостные про­порции. Планирование означает, что план обосновывается со­ставлением балансов, в которых увязываются (балансируются) потребности и источники их удовлетворения. Различают ба­лансы материальные, трудовые и финансовые.

• Програмно - целевой метод предполагает разработку целевых, комплексных программ и обоснование плано­вых решений отдельных проблем, важнейших задач предприятия. Целевая комплексная программа (ЦКП) -это документ, где отражаются цель и комплекс меро­приятий по всем направлениям с целью реализации про­блем, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Как правило, ЦКП формируется в со­ставе прогнозов.

• Метод оптимизации технико - экономических решений основан на выборе наилучшего варианта по наиболее эффективному использованию ресурсов и конечных ре­зультатов.

• Математические методы применяются крупными ком­паниями для обоснования рациональных решений. При этом используется математика для выделения наиболее существенных связей экономических переменных и объектов с целью решения целого комплекса взаимоувя­занных проблем. Это решается с помощью математиче­ских моделей. Математическая модель - это система выражений, описывающая характеристики объекта мо­делирования и взаимосвязи между ними.

 

Виды планов и их содержание

Планирование – важнейшая составная часть свободной рыночной системы, ее основной саморегулятор. Предприятие решает свои проблемы именно посредством планирования. Ка­кую продукцию продавать? Сколько? Кому? Какие использо­вать ресурсы и как приспособиться к внутренним и внешним изменениям рынка? Этот небольшой перечень решаемых во­просов показывает, что основной объект планирования на предприятии - система планово - экономических показателей по производству, распределению и потреблению товаров и ре­сурсов. Существуют системы государственного регулирования, муниципальное или местное планирование, внутрипроизводст­венное или корпоративное проектирование, а также отрас­левое, территориальное, республиканское и другие виды пла­нирования.

На предприятии выделяют два основных вида - технико-экономическое и оперативно-производственное. При техни­ко-экономическом планировании разрабатываются системы показателей технического развития и экономики предприятия в единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени.

В ходе разработки обосновываются объемы производства на основе взаимодействия спроса и предложения на продук­цию, выбираются рациональные нормы использования ресур­сов, определяются конечные финансово - экономические пока­затели.

Оперативно - производственное планирование представ­ляет собой последовательное развитие и завершение планов предприятия путем установления задания участкам, цехам, осуществления организационно - технического и управленче­ского воздействия с целью корректировки процесса производ­ства.

 

Стратегическое планирование (С.П.)

Стратегическое планирование представляет собой ком­плекс решений и действий по разработке стратегий, необходи­мых для достижения целей предприятия.

Стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персона­лу принимать основополагающие решения. Главная задача С.П. - обеспечить гибкость и нововведения в деятельность предпри­ятия.

При стратегическом планировании решаются четыре ос­новные задачи:

1. Распределение ресурсов (кадры, технология, производст­венные и финансовые ресурсы).

2. Адаптация к внешней среде (улучшение отношений с ок­ружением компании).

3. Внутренняя координация (обеспечение эффективности в организации производства с учетом сильных и слабых сто­рон).

4. Формирование стратегической организационной культуры (развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянный поиск, изменений, усвоение опыта).

Этапы стратегического планирования:

• Формулировка миссии организации (общей цели) и кон­кретных путей для ее достижения.

• Изучение внешней среды.

• Изучение внутренних потенциальных возможностей

• Стратегические альтернативы, т.е. рост, сохранение, пе­реориентация, ликвидация и далее выбор направления деятельности.

Глубина, продолжительность стратегического планирова­ния на определенную перспективу зависит от условий, воз­можностей и поставленных целей.

 

Порядок разработки годового плана.

Механизм планирования - это совокупность средств и ме­тодов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация. В этот механизм входят:

• аппарат выработки целей и задач функционирования предприятия;

• функции планирования;

• методы планирования.

Все они взаимосвязаны как элементы одной системы. Процесс планирования состоит из следующих этапов:

1. Определение цели планирования.

Это решающий фактор при выборе форм и методов пла­нирования, а также критерий для принятия плановых решений и контроля за ходом реализации. Система целей зависит от внешних возможностей и ограничений (экономический, техно­логический и правовой характер внешней среды), внутренних возможностей и ограничений (наличие ресурсов), склонности к риску.

2. Анализ проблемы.

Определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация с учетом условий пла­нового периода, для чего проводится работа по сбору, обобще­нию и анализу исходной информации. Внутренняя информация характеризует потенциал предприятия (производственная мощность, численность, наличие запасов материальных ресур­сов), а внешняя - содержит различные маркетинговые, конъ­юнктурные и общеэкономические прогнозные оценки.

3. Поиск альтернатив.

Среди возможных путей разрешения проблемной ситуа­ции отыскиваются наиболее подходящие.

4. Прогнозирование.

Формируется представление о развитии планируемой си­туации путем проведения расчетов по принятым показателям и взаимной их увязки. Желательно разработать несколько вари­антов.

5. Оценка и принятие решения.

Проводятся оптимизирующие расчеты для выбора наи­лучшего варианта и принятия единственного планового реше­ния. Отдельные плановые решения могут обсуждаться на со­вещаниях специалистов, советах, правлениях. Окончательный вариант утверждается первым руководителем.

 

 

Цели и задачи оперативного планирования.

Под оперативным планированием понимается осуществ­ление текущей деятельности планово - экономических служб в течение короткого периода (год, квартал, месяц). Различают два вида оперативного планирования - календарное и текущее.

Календарное планирование представляет собой распреде­ление годовых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных зада­ний до конкретных исполнителей.

В развитие годовых заданий составляются месячные пла­ны по основным участкам и квартальные - по вспомогатель­ным подразделениям.

Оперативное планирование призвано обеспечить согласо­ванную работу всех звеньев предприятия, выполнение планов производства с наименьшими затратами средств и труда.

Главная задача оперативного планирования: довести зада­ние до каждого работника, установить контроль за его выпол­нением и регулировать ход производства.

Система оперативного планирования в общем виде - это совокупность различных методик и технологий плановой рабо­ты, или иначе с учетом рыночных отношений - это совокуп­ность методов и способов расчета основных показателей, необ­ходимых для регулирования хода процессов производства и реализации с целью достижения запланированных результатов при минимальных затратах ресурсов и рабочего времени.

Дальнейшее развитие оперативного планирования будет способствовать решению следующих организационно- эконо­мических задач:

1. Достижение согласованной работы всех звеньев на ос­нове единой рыночной цели.

2. Совершенствование всей системы за счет повышения надежности плановых расчетов и снижения трудоемкости.

3. Повышение гибкости и оперативности планирования на основе более полного учета требований потребителей и после­дующей корректировки годовых планов.

4. Обеспечение непрерывности в процессе планирования и достижение тесного взаимодействия стратегических и текущих планов.

5. Создание на предприятии системы оперативного плани­рования, соответствующей требованиям и уровню развития конкретного предприятия.

В конечном итоге оперативное планирование должно спо­собствовать подъему производства и росту эффективности в условиях действующих рыночных отношений.

 

 

Планирование производства и реализации продукции.

Производственный план является важнейшим разделом годового плана предприятия, так как служит основой для пла­нирования материально- технического обеспечения, трудовых показателей, себестоимости и финансовых результатов. Произ­водственная программа определяет необходимый объем произ­водства продукции в плановом периоде, соответствующий тре­бованиям плана продаж по номенклатуре, ассортименту и ка­честву. В производственную программу включают планирова­ние определенных показателей, характеризующих абсолютные значения по производству и реализации в натуральном и де­нежном выражении.

В условиях рыночной экономики производственная про­грамма тесно связана с такими понятиями как спрос и предло­жение. Планировать объемы по производству продукции необ­ходимо в соответствии с договором на поставку ее потребите­лям. При планировании производства надо учитывать сложив­шуюся в данный период на предприятии хозяйственную ситуа­цию, оценить работу текущего года, сопоставить с показателя­ми плана по выпуску и качеству продукции, цене и эффектив­ности производственной деятельности, что позволит изыскать возможности для роста эффективности производства.

Исходной базой для разработки производственной про­граммы на плановый период являются:

• расчеты производственной мощности;

• план капитальных вложений (объемы реконструкции, технического перевооружения действующего производ­ства, нового строительства, ввод мощностей и т.д.);

• план развития горных работ;

• условия планового периода - изменения по сравнению с текущим периодом по спросу, ценам, внедрению новых систем разработки и технологии подготовки производ­ства.

Производство должно быть обеспечено соответствующи­ми материальными, энергетическими и трудовыми ресурсами. Основные показатели производственного плана необходимо увязать с главной целью предприятия и обеспечивать прибыль­ную работу, для чего нужен ориентир по безубыточному объе­му продаж. Принятие решения основывается на оптимальном соотношении трех величин: объем, затраты, результаты.

Для составления плана в стоимостном выражении в про­изводственной программе планируют возможные цены с уче­том факторов, влияющих на изменение цен.

 

Исследование рынка и планирование сбыта.

Важным этапом в деятельности предприятия является реа­лизация продукции, направленная на главный коммерческий успех - прибыль. Поэтому исследование рынка сбыта, принятие решения о продаже имеет решающее значение как конечного звена в поступлении денежных средств на счет продавца. В ос­нове этого лежит определение величины спроса и показателя рыночной доли для конкретных рынков.

Рыночный спрос - это общий объем продаж на определен­ном рынке (в частности угля) соответствующих марок.

Доля рынка - это отношение объема продаж определенно­го товара к суммарному объему продаж этого товара всеми уча­стниками данного рынка.

Для изучения используется метод анализа спроса и пред­ложения. Сначала необходимо выполнить анализ продаж в предшествующем периоде.

Основные задачи этого анализа:

• изыскание резервов наиболее полного удовлетворения покупателей;

• увеличение объема продаж (завоевание новых рынков);

• максимально возможное использование производствен­ной мощности, материальных и трудовых ресурсов;

• повышение эффективности всей хозяйственной деятель­ности.

При анализе дается оценка выполнения своих обязательств в разрезе покупателей, динамики производства и реализации, влияние факторов на изменение величины этих показателей, выявляются неиспользованные резервы.

Соотношение спроса и предложения, а также уровни и со­отношение цен характеризуют конъюнктуру рынка. Немало­важно для предприятия знать состояние рынка, его развитие, для чего надо иметь эффективную систему информационного обеспечения, в которую включается:

1. Общая информация - данные по ситуации в целом из го­сударственной, отраслевой статистических форм отчетности.

2. Коммерческая информация - данные из деловых доку­ментов по вопросам сбыта.

3. Специальная информация, получаемая в результате спе­циальных мероприятий по изучению рынка (опросы покупате­лей, специалистов, экспертов, выставок и материалов научных исследователей).

Планированием сбыта занимаются коммерческие отделы под руководством главного руководителя. При этом составля­ется:

а) краткосрочный прогноз на календарный год (по меся-
цам);

б) среднесрочный прогноз от 2 до 3 лет;

в) долгосрочный прогноз - свыше 3 лет.
Используются методы:

• мнение группы руководителей;

• комбинация мнений работников службы сбыта;

• прошлый товарооборот - использование результатов анализа для планирования с учетом изменяющихся усло­вий;

• анализ тенденций и циклов, при котором изучают факто­ры:

• тенденции роста

• колебания деловой активности

• сезонные изменения

• технические изменения

• появление новых конкурентов

• социальная напряженность.

Результаты анализа используют для долгосрочного про­гноза.

План по сбыту является основой для разработки производ­ственной программы.

 

15. Планирование материально- технического обеспечения

(МТО)

 

От организации снабжения, хранения материальных ресур­сов и доставки к месту непосредственного потребления внутри предприятия, зависит возможность получения ресурсов, необ­ходимых для процесса производства в определенные сроки, в заданных объемах и ассортименте. Поэтому главное при плани­ровании разработка программы снабжения, прогнозирование потребности в материалах и оборудовании, создание необходи­мых запасов и контроль за использованием этих ресурсов.

План МТО является важнейшим разделом годового плана. От тщательности его обоснования зависят не только выполне­ние производственной программы и эффективность работы предприятия, но и многих других, т.к. установленные в нем объемы поставок материальных ресурсов являются основанием для разработки плана производства и реализации других пред­приятий.

Целью разработки плана МТО является оптимизация по­требности в материально- технических ресурсах так как недос­таток приведет к ухудшению качества продукции, а излишек - к снижению эффективности использования, созданию сверх нор­мативных запасов и «омертвлению» оборотных средств.

Основные задачи:

• своевременное и полное удовлетворение потребности;

• обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов;

• минимизация затрат на приобретение и хранение мате­риальных ценностей;

• определение оптимальных сроков поставки и размеров транспортных партий приобретаемых материальных ре­сурсов;

• определение оптимальных уровней запасов ресурсов;

• разработка политики экономии материальных ресурсов;

• создание условий для эффективной деятельности под­разделений предприятия.

В настоящее время система МТО претерпела существен­ные изменения. Предприятия самостоятельно организуют мате­риальное обеспечение, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, возможностей партнеров, информации о колебании цен, путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг.

Приобретение осуществляется в основном по прямым до­говорам или у организаций материального снабжения, торговле, на ярмарке и т.д.

В этих условиях методология планирования существенно меняется.

Изменились и функции отделов материально - техническо­го снабжения. Их работа носит аналитический характер и ока­зывает большое влияние на показатели деятельности предпри­ятия (особенно себестоимость и прибыль). Службы материаль­но - технического обеспечения должны изучать рынки материа­лов, цены и возможности приобретения качественных ресурсов по минимальным ценам.

План составляется в натуральном и денежном выражении на год с разбивкой по кварталам.

План состоит из расчетов потребности в ресурсах и плана закупок.

 

Структура плана материально - технического обеспечения

 

 

  План издержек  
   

 

Потребность определяется с учетом особенностей произ­водства в виде расчетных таблиц, классифицированных по ха­рактеру применяемых материалов:

а) потребность в сырье и материалах;

б) потребность в топливе и энергии;

в) потребность в оборудовании.
План составляется в 4 этапа:

1. Расчет потребности в отдельных видах материальных
ресурсов.

Исходной базой является план производства и достигну­тые показатели потребления ресурсов года, предшествующему планируемому.

2. Анализ эффективности использования материальных ре-
сурсов, который позволяет корректировать обеспечение на ос-
нове уточненных данных по внедрению новой техники и прове-
дению экспериментальных работ, скорректированных норм
расхода и производственных запасов.

3. Анализ рынка сырья и материалов, позволяющий оце-
нить целесообразность приобретения и принятие решений о за-
купке.

4. Составляется баланс материально - технических ресур-
сов и планы закупок.

 

 

Планирование персонала и производительности труда.

Основная роль на предприятии принадлежит кадровому потенциалу. Именно от кадров зависит степень эффективности использования средств производства и успешность деятельно­сти в целом. Посредствам планирования решается главная цель - определение потребности в персонале на планируемый пери­од для выполнения запланированного объема работ. При этом необходимо учесть следующие обстоятельства:

• высвобождение персонала в связи с ростом производи­тельности труда, сокращением некоторых объемов, про­стоев и других условий;

• увеличение персонала в связи с расширением производ­ства;

• потребность в замещении в связи с увольнениями на за­конных основаниях (в армию, на пенсию, учебу и др. причинам) и по другим основаниям (собственное жела­ние, вызванное неудовлетворительными условиями тру­да, взаимоотношениями в коллективе и т.д.).

Основные задачи, решаемые в процессе планирования труда:

• создание здорового и работоспособного коллектива для выполнения намеченной цели;

• формирование оптимальной квалификационной струк­туры;

• совершенствование организации труда и создание усло­вий по повышению квалификации;

• повышение производительности труда;

• стимулирование труда и оптимизация средств на содер­жание персонала.

 

 

Планирование фонда заработной платы

Заработная плата и прежде всего ее размер, структура, распределение между различными категориями работающих являются не только экономической, но и социальной категори­ей. Именно заработная плата претерпела наибольшие измене­ния при переходе от плановой экономики к рыночной.

Планирование необходимого фонда зара­ботной платы, установление правильных соотношений в уров­нях заработной платы по категориям работающих и источников выплаты - главная социальная задача предприятий в рыночных условиях.

При планировании фонда заработной платы (ФОТ) можно использовать следующие методы:

1. Метод прямого счета (поэлементный).

Расчет планового фонда ведется отдельно для промыш-ленно - производственного персонала (ППП) и непромышлен­ной группы.

Фонд ППП рассчитывается по категориям персонала: ра­бочие и ИТР. В ФОТ рабочих включают прямой фонд (оплата по сдельным расценкам и тарифным ставкам повременно опла­чиваемых рабочих), доплаты (руководство бригадой, за работу в ночное время, в праздничные дни, выполнение гособязанно­стей, оплата отпусков и др.), премии, выслуга лет.

2. Нормативный метод.

Метод основан на использовании базового (стабильного) норматива заработной платы на 1000 рублей товарной продук­ции.

3. Метод обоснования средней заработной платы.

Основан на использовании факторов, позволяющих увели­чить уровень зарплаты работников по отношению к базовому периоду. Например за счет роста производительности труда, инфляции, объемов продаж, снижения себестоимости. Но надо при этом учитывать наличие источников для выплаты увели­ченного фонда заработной платы. Тогда фонд оплаты труда по плану составит произведение среднесписочной плановой чис­ленности и плановой средней зарплаты работника.

 

Планирование издержек и себестоимости продукции.

Поскольку издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и выполняемых услуг, то они могут служить препятствием в достижении главной цели предприятия в рыночных условиях, состоящей в максимизации прибыли. В силу ограниченности всех видов ресурсов производство не мо­жет существовать без определенных издержек. Они выступают главным ограничением, с которым сталкивается каждое пред­приятие в ходе реализации своих возможностей максимизации планируемых и получаемых доходов. Все затраты ресурсов -это альтернативные или вмененные издержки. Альтернативные издержки использования ресурсов представляют собой стои­мость применяемых ресурсов в лучшем из других худших спо­собов их потребления. Альтернативные издержки принято на­зывать экономическими и они широко применяются в плановой и управленческой деятельности каждого предприятия. В про­цессе планирования отличают экономические издержки от бух­галтерских. Последние не включают альтернативную стоимость факторов производства, являющихся собственностью предпри­ятия или неявными издержками. В бухгалтерские издержки включаются только явные затраты, представленные в виде пла­тежей за приобретаемые ресурсы. Для определения экономиче­ских издержек к бухгалтерским надо добавить величину неяв­ных расходов. Планирование основано на анализе альтернатив­ных издержек, позволяющих сравнивать получаемые результа­ты с упущенными возможностями или экономической выгодой. Степень различия между этими видами издержек зависит от объема и видов ресурсов, предоставляемых предприятию ее владельцами.

При планировании издержек на производство для предприятия важно выделять издержки в зависимости от объе­ма выпуска продукции постоянные и переменные, а также об­щие и средние. Удельный вес постоянных издержек на горном предприятии очень высок (в пределах 60-75%) и управление ими имеет существенное значение для решения проблемы сни­жения себестоимости единицы продукции и повышения конку­рентоспособности предприятия. Себестоимость продукции вы­ражает в денежной форме издержки предприятия на производ­ство и реализацию объема или единицы продукции в дейст­вующих экономических условиях.

 

18.1 Содержание плана по себестоимости продукции

Целью планирования издержек является оптимизация те­кущих затрат, обеспечивающая необходимые темпы роста при­были и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.

При разработке плана решаются следующие задачи:

• анализ стоимостных показателей производственной дея­тельности в целом по предприятию и отдельных его под­разделений;

• выявление возможностей по снижению плановой себе­стоимости в сравнении с предыдущим периодом;

• составление калькуляции себестоимости основных видов продукции или отдельных процессов;

• выявление нецелесообразных затрат и разработка мер по их ликвидации;

• создание базы для разработки цен;

• разработка мер по совершенствованию хозрасчетных взаимоотношений между подразделениями предприятия.

План издержек состоит из этапов:

1. Расчет снижения себестоимости за счет влияния техни­ко-экономических факторов.

2. Расчет себестоимости единицы продукции.

3. Расчет сметы затрат на производство.

 

Планирование прибыли и рентабельности

Главная задача каждого предприятия в условиях рынка за­ключается в организации производственно- финансовой дея­тельности с целью удовлетворения потр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...