Организация режима занятий
К вопросам организации режима жизнедеятельности студентов относятся: 1. Показатели умственной работоспособности человека: продуктивность, точность, скорость информационного труда. 2. Динамика и характерные периоды умственной работоспособности: период врабатываемости, период оптимальной работоспособности, период полной компенсации, период неустойчивой компенсации, период прогрессивного снижения работоспособности. 3. Основные факторы и условия эффективности информационного труда. При организации самостоятельной работы необходимо считаться с объективными свойствами и закономерностями человеческого организма. Ни сильная воля, ни самый совершенный самоконтроль не могут их устранить или компенсировать. Подобные попытки всегда кончались неудачами. Единственно правильная позиция - это знание, учет и использование свойств и закономерностей нашего организма для оптимальной организации учебной деятельности. Практическим способом реализации такой позиции является освоение целесообразных для себя режимов труда и отдыха. При этом следует опираться на достоверные научные знания, а не на гипотетические концепции, не имеющие опытного подтверждения. Режим занятий студента Студенту не приходится выбирать удобный для него режим аудиторных занятий. Никакие ссылки на то, что вы по природе "сова" или "жаворонок" и потому опаздываете на занятия, не являются для преподавателя серьёзным аргументом. В стенах вуза все подчиняется единому порядку. Время самостоятельной учебной работы студент может и должен регулировать в соответствии со своими индивидуальными особенностями. Наиболее значимыми из них являются.
Устойчивое бодрствование с высокой работоспособностью наш организм выдерживает не более четырех часов подряд. Затем необходим отдых продолжительностью не менее 30 минут (например, обеденный перерыв, как на производстве, ужин во время вечерних занятий в библиотеке). Период устойчивой работоспособности также включает перерывы, провалы активности. Они отнимают около 9% рабочего времени. Кроме того, 4% уходит на личные надобности. Получается, что примерно 10 минут каждого часа непременно расходуется на неизбежные паузы. Вот поэтому структура вузовских аудиторных занятий имеет такой вид: 45 минут занятие, 10 минут перерыв. Имеет смысл придерживаться такой же структуры занятий и во внеаудиторной самостоятельной работе (дома за рабочим столом, в библиотеке, в рабочей комнате общежития). При этом следует соблюдать дополнительные гигиенические рекомендации: во время перерывов не читать, а стараться смотреть вдаль, на крупные предметы (чтобы дать разгрузку глазным мышцам); делать гимнастические упражнения средней тяжести (в публичных местах приемы статической гимнастики); избегать разговоров и споров на серьезные темы (чтобы не понизить настрой на занятия). В организации самостоятельной работы нужно учитывать суточный ритм биологической активности человеческого организма, присущий большинству людей. Максимум активности, согласно современным научным данным, выпадает с 6-7 часов утра до 11-12 часов дня. Затем следует спад, особенно резкий с 14 до 15 часов. Последующий подъем приводит ко второму (правда, меньшему) максимуму активности с 18 до 21 часа. Сильный спад начинается с 23 часов, а с 2 до 4 часов ночи наступает самое глубокое снижение работоспособности (до 30% от среднесуточного уровня). Индивидуальные привычки и особенности, условия быта не так уж редко делают более значимым вечерний пик активности. Поэтому немало студентов считают, что именно в это время удается больше сделать.
Разумеется, нелепо всем придерживаться одного стандартного режима. Однако некоторые общие требования к распорядку занятий нужно принять. Например, резкий спад активности в середине дня целесообразно нейтрализовать обеденным перерывом, отдыхом и т.п. Совершенно не стоит заниматься в ночные часы. Ночью запоминание слабое, внимание неустойчивое, продуктивность работы низкая. Ссылки на успешность работы в ночное время некоторых выдающихся политических деятелей и ученых не дают права па выведение соответствующего общего правила. Сдвиг по времени их индивидуальной активности обычно находит вполне исчерпывающие объяснения. Например, выдающийся математик А.Н.Колмогоров приобрел привычку работать по ночам по весьма прозаической причине: в молодые годы ему пришлось жить в неудобной квартире, где невыносимый шум с улицы прекращался лишь в ночные часы. Практика показывает, что более трудный материал лучше усваивается в периоды максимальной активности, что заучивание информации оказывается прочнее в утренние часы, вскоре после сна, когда голова еще не заполнилась заботами и проблемами. Таким образом, ритм и темп самостоятельной работы следует устанавливать в соответствии со своими индивидуальными особенностями, психическими и физическими, объективными требованиями программ обучения. При этом полезно учитывать условия высокой продуктивности умственного труда: 1) наличие во всякой деятельности периода постепенного вхождения в эту деятельность ("период врабатываемости"); 2) выработка и сохранение привычной последовательности и систематичности в занятиях; 3) систематическое упражнение навыков; 4) обоснованное чередование труда и отдыха; 5) благоприятное отношение окружающих к учебной работе студента. Сильное воздействие на продуктивность самостоятельной работы оказывает поза тела в процессе занятий. Дело в том, что, во-первых, физическое положение тела рефлекторно вызывает соответствующее психическое состояние, а во-вторых, оно может способствовать или, наоборот, препятствовать утомлению. Поза должна быть удобной для тела. Сидя за столом, следует опираться обеими ступнями о пол. Спина также нуждается в опоре. Локти должны не свисать со стола, а лежать на нем (иначе ухудшается почерк и быстро устает рука).
Поза должна быть здоровой, т.е. естественной для тела. Чтение лежа и полулежа вредит зрению. Сидеть на стуле, подсунув под себя ногу, вредно для суставов и кровообращения. Сидеть скособочившись плохо для позвоночника и осанки. Здоровая поза предполагает: - возможность опираться на спинку стула частью спины ниже лопаток; - наличие расстояния от глаз до текста примерно в 33 см (это оптимальное расстояние для бинокулярного зрения); - достаточную освещенность рабочего места, наличие источника света слева; - удобную одежду, которая не сдавливает кровеносные сосуды и живот. Поза должна быть дисциплинирующей, не расхолаживать, так как слабый тонус мышц снижает внимание и провоцирует сонливость. Поэтому не следует заниматься, особенно заучивать материал и решать задачи, лежа на диване, развалившись в кресле, валяясь на полу и т.п. Поза должна быть привычной, стереотипной, рефлекторно вызывать готовность к работе. Учебная деятельность, как и всякая другая, со временем вызывает психическое и физическое утомление. Это неизбежное явление, хотя его наступление можно оттянуть. Прежде всего, правильной организацией труда, регулярным самоконтролем, волевыми усилиями. Можно использовать физиологические тонизаторы и стимуляторы - легкую гимнастику, умывание лица холодной водой, небольшой самомассаж мышц головы, шеи, рук, усиленное (вентиляционное) дыхание, прохладный душ и т.д. Не стоит студенту применять фармакологические стимуляторы: крепкий чай, крепкий кофе, энергетические напитки, разные тонизирующие медицинские препараты. У молодого организма и так достаточно резервов для борьбы с утомлением. Например, умственное утомление наступает, когда падает на 4% насыщенность крови кислородом (с 96% до 92%). Малорезультативны и бесперспективны попытки подстегивать работоспособность никотином, кофеином, алкоголем и т.п. Простой, экономичный и здоровый способ - серия интенсивных физических упражнений на свежем воздухе (хотя бы получасовая прогулка быстрым шагом со скоростью 7-8 км в час).
Сколь бы ни была могучей работоспособность организма, со временем все же наступает утомление, которое преодолевается только отдыхом. Режим отдыха Тому, кто ставит перед собой задачу быстрого и полного восстановления работоспособности, следует придерживаться определенных правил отдыха. Отдых должен быть периодическим, следовать после каждого периода утомления и иметь достаточную длительность. Сокращение продолжительности и количества периодов отдыха как будто бы удлиняет время деятельности, но зато снижает эффективность труда. Создается лишь иллюзия увеличения работоспособности. Отдых следует начинать не с первых симптомов утомления. Имеет смысл руководствоваться несколькими критериями. Во-первых, в случае явного, очевидного падения продуктивности умственных усилий. Например, не удается запомнить и половину того, что обычно запоминается за аналогичный промежуток времени (например, количество выученных иностранных слов). Во-вторых, при наступлении ощущения сильного переутомления, когда начинают нарушаться привычные навыки, затрудняется речь, болит голова. В-третьих, с появлением непреодолимой сонливости. В-четвертых, в соответствии с принятым режимом деятельности, в котором перерывы на отдых заранее строго запланированы. Лучшим средством для преодоления умственного утомления является сон. По его организации (как ни странно это звучит) имеется целый ряд рекомендаций. Одни из них рассчитаны на повседневное применение, исполнение других - скорее роскошь. К числу заурядных, банальных рекомендаций относится стародавний совет докторов: засыпать не позже 24 часов, ибо лучший сон - это тот, который начинается до полуночи. Согласно современным данным медицинской науки, спать следует число часов кратное полутора, т.е. 3 часа, 4,5 часа, 6 часов, 7,5 часов и т.д. Дело в том, что сон протекает циклами, примерно по 80-100 минут и включает две основные фазы: медленный сон и быстрый, или парадоксальный, сон. Хотя быстрый сон составляет не более 20-30% общей продолжительности сна и в каждом цикле продолжается около 20 минут, однако его роль неизмеримо значительнее его арифметического удельного веса. Он является необходимым средством разгрузки и отдыха мозга от периода активного бодрствования. Без этой фазы самый продолжительный сон не производит оздоровляющего действия, что бывает, например, при регулярном приеме снотворных препаратов. Для полноценного отдыха необходимо соединение обеих фаз в каждом цикле. Особенно важна фаза быстрого сна, во время которого человек видит сновидения. Сокращение, перерыв, а тем более лишение человека этой фазы приводит к состоянию разбитости и усталости на весь последующий день, к появлению состояния тревожности, к ухудшению возможностей запоминания, к обвальному забыванию выученною материала.
Имеет смысл позаботиться о благоприятных условиях сна, одинаково важных для любого организма. Это удобная поза (поменьше спать на левом боку), тишина и темнота в помещении, чистый воздух (без сквозняка), невысокая подушка, достаточно жесткое ложе, наличие будильника (чтобы не мучаться всю ночь боязнью проспать). Надо иметь в виду, что хроническое недосыпание (типичная черта студенческого быта!) не восполняется ничем, кроме сна - ни вкусной и питательной пищей, ни фармакологическими средствами, ни крепким чаем или кофе. Эффективным средством преодоления утомления является кратковременный дневной сон. Достаточно и середине дня 10-15 минут сна даже в позе сидя за столом или полулежа в кресле, чтобы восстановить работоспособность. Для отодвигания, уменьшения и снятия утомления можно использовать физические упражнения. Во-первых, чередование умственной и физической деятельности значительно повышает работоспособность и увеличивает резервные возможности организма за счет регулярной тренировки. Во-вторых, нельзя забывать, что мышцы достигают 45% веса тела человека и нуждаются в регулярном и продолжительном упражнении. В третьих, согласно эффекту И.М.Сеченова, отдых психики достигается быстрее при физической нагрузке, а отдых телесный - при упражнении других, ранее бездействовавших групп мышц. Поэтому в борьбе с утомлением следует применять различные по сложности и тяжести физические упражнения в перерывах между занятиями, в паузах отдыха во время самостоятельной учебной работы. Кроме того, необходимо регулярно заниматься спортом для поддержания здоровья в целом. Обязательным элементом отдыха были и будут развлечения и праздники. Их выбор и способы проведения глубоко индивидуальны и вряд ли нуждаются в назидательных рекомендациях. Нужно только иметь в виду, что они объективно необходимы каждому живому деятельному человеку. Отказ от развлечений и праздников во имя непрерывной и неуемной умственной деятельности не ведет к достижению каких-то особо высоких результатов, но вызывает многие жизненные трагедии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|