Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация режима занятий




К вопросам организации режима жизнедеятельности студентов относятся:

1. Показатели умственной работоспособности человека: продуктивность, точность, скорость информационного труда.

2. Динамика и характерные периоды умственной работоспособности: период врабатываемости, период оптимальной работоспособности, период полной компенсации, период неустойчивой компенсации, период прогрессивного снижения работоспособности.

3. Основные факторы и условия эффективности информационного труда.

При организации самостоятельной работы необходимо считаться с объективными свойствами и закономерностями чело­веческого организма. Ни сильная воля, ни самый совершенный самоконтроль не могут их устранить или компенсировать. Подоб­ные попытки всегда кончались неудачами. Единственно правильная позиция - это знание, учет и использо­вание свойств и закономерностей нашего организма для опти­мальной организации учебной деятельности. Практическим спо­собом реализации такой позиции является освоение целесообраз­ных для себя режимов труда и отдыха. При этом следует опи­раться на достоверные научные знания, а не на гипотетические концепции, не имеющие опытного подтверждения.

Режим занятий студента

Студенту не приходится выбирать удобный для него ре­жим аудиторных занятий. Никакие ссылки на то, что вы по при­роде "сова" или "жаворонок" и потому опаздываете на занятия, не являются для преподавателя серьёзным аргументом. В стенах вуза все подчиняет­ся единому порядку.

Время самостоятельной учебной работы студент мо­жет и должен регулировать в соответствии со своими индивиду­альными особенностями. Наиболее значимыми из них являются.

Устойчивое бодрствование с высокой работоспособностью наш организм выдерживает не более четырех часов подряд. Затем необходим отдых продолжительностью не менее 30 минут (например, обеденный перерыв, как на производстве, ужин во время вечерних занятий в библиотеке).

Период устойчивой работоспособности также включает пе­рерывы, провалы активности. Они отнимают около 9% рабочего времени. Кроме того, 4% уходит на личные надобности. Получа­ется, что примерно 10 минут каждого часа непременно расходует­ся на неизбежные паузы. Вот поэтому структура вузовских ауди­торных занятий имеет такой вид: 45 минут занятие, 10 минут пе­рерыв.

Имеет смысл придерживаться такой же структуры занятий и во внеаудиторной самостоятельной работе (дома за рабочим столом, в библиотеке, в рабочей комнате общежития). При этом следует соблюдать дополнительные гигиенические рекомендации: во время перерывов не читать, а стараться смотреть вдаль, на крупные предметы (чтобы дать разгрузку глазным мышцам); делать гимнастические упражнения средней тяжести (в публич­ных местах приемы статической гимнастики); избегать разгово­ров и споров на серьезные темы (чтобы не понизить настрой на занятия).

В организации самостоятельной работы нужно учитывать суточный ритм биологической активности человеческого организ­ма, присущий большинству людей. Максимум активности, со­гласно современным научным данным, выпадает с 6-7 часов утра до 11-12 часов дня. Затем следует спад, особенно резкий с 14 до 15 часов. Последующий подъем приводит ко второму (правда, меньшему) максимуму активности с 18 до 21 часа. Сильный спад начинается с 23 часов, а с 2 до 4 часов ночи наступает самое глубокое снижение работоспособности (до 30% от среднесуточного уровня).

Индивидуальные привычки и особенности, условия быта не так уж редко делают более значимым вечерний пик активности. Поэтому немало студентов считают, что именно в это время удается больше сделать.

Разумеется, нелепо всем придерживаться одного стандартного режима. Однако некоторые общие требования к распорядку занятий нужно принять. Например, резкий спад активности в середине дня целесообразно нейтрализовать обеденным переры­вом, отдыхом и т.п. Совершенно не стоит заниматься в ночные часы. Ночью запоминание слабое, внимание неустойчивое, про­дуктивность работы низкая.

Ссылки на успешность работы в ночное время некоторых выдающихся политических деятелей и ученых не дают права па выведение соответствующего общего правила. Сдвиг по времени их индивидуальной активности обычно находит вполне исчерпы­вающие объяснения. Например, выдающийся математик А.Н.Колмогоров приобрел привычку работать по ночам по весьма прозаической причине: в молодые годы ему пришлось жить в неудобной квартире, где невыносимый шум с улицы прекращался лишь в ночные часы.

Практика показывает, что более трудный материал лучше усваивается в периоды максимальной активности, что заучивание информации оказывается прочнее в утренние часы, вскоре после сна, когда голова еще не заполнилась заботами и проблемами.

Таким образом, ритм и темп самостоятельной работы сле­дует устанавливать в соответствии со своими индивидуальными особенностями, психическими и физическими, объективными тре­бованиями программ обучения. При этом полезно учитывать условия высокой продуктивности умственного труда:

1) наличие во всякой деятельности периода постепенного вхождения в эту деятельность ("период врабатываемости");

2) выработка и сохранение привычной последовательности и систематичности в занятиях;

3) систематическое упражнение навыков;

4) обоснованное чередование труда и отдыха;

5) благоприятное отношение окружающих к учебной рабо­те студента.

Сильное воздействие на продуктивность самостоятельной работы оказывает поза тела в процессе занятий. Дело в том, что, во-первых, физическое положение тела рефлекторно вызывает соответствующее психическое состояние, а во-вторых, оно может способствовать или, наоборот, препятствовать утомлению.

Поза должна быть удобной для тела. Сидя за столом, сле­дует опираться обеими ступнями о пол. Спина также нуждается в опоре. Локти должны не свисать со стола, а лежать на нем (иначе ухудшается почерк и быстро устает рука).

Поза должна быть здоровой, т.е. естественной для тела. Чтение лежа и полулежа вредит зрению. Сидеть на стуле, подсу­нув под себя ногу, вредно для суставов и кровообращения. Си­деть скособочившись плохо для позвоночника и осанки. Здоровая поза предполагает:

- возможность опираться на спинку стула частью спины ниже лопаток;

- наличие расстояния от глаз до текста примерно в 33 см (это оптимальное расстояние для бинокулярного зрения);

- доста­точную освещенность рабочего места, наличие источника света слева;

- удобную одежду, которая не сдавливает кровеносные сосуды и живот.

Поза должна быть дисциплинирующей, не расхолаживать, так как слабый тонус мышц снижает внимание и провоцирует сонливость. Поэтому не следует заниматься, особенно заучивать материал и решать задачи, лежа на диване, развалившись в кресле, валяясь на полу и т.п.

Поза должна быть привычной, стереотипной, рефлекторно вызывать готовность к работе.

Учебная деятельность, как и всякая другая, со временем вызывает психическое и физическое утомление. Это неизбежное явление, хотя его наступление можно оттянуть. Прежде всего, правильной организацией труда, регулярным само­контролем, волевыми усилиями. Можно использовать физиоло­гические тонизаторы и стимуляторы - легкую гимнастику, умы­вание лица холодной водой, небольшой самомассаж мышц голо­вы, шеи, рук, усиленное (вентиляционное) дыхание, прохладный душ и т.д.

Не стоит студенту применять фармакологические стимуля­торы: крепкий чай, крепкий кофе, энергетические напитки, разные тонизирующие меди­цинские препараты. У молодого организма и так достаточно ре­зервов для борьбы с утомлением. Например, умственное утомление наступает, когда падает на 4% насыщенность крови кислородом (с 96% до 92%). Малорезультативны и бесперспективны попытки подстегивать работоспособ­ность никотином, кофеином, алкоголем и т.п. Простой, эконо­мичный и здоровый способ - серия интенсивных физических упражнений на свежем воздухе (хотя бы получасовая прогулка быстрым шагом со скоростью 7-8 км в час).

Сколь бы ни была могучей работоспособность организма, со временем все же наступает утомление, которое преодолевается только отдыхом.

Режим отдыха

Тому, кто ставит перед собой задачу быстрого и полного восстановления работоспособности, следует придерживаться определенных правил отдыха. Отдых должен быть периодическим, следовать после каждого периода утомления и иметь доста­точную длительность. Сокращение продолжительности и коли­чества периодов отдыха как будто бы удлиняет время деятель­ности, но зато снижает эффективность труда. Создается лишь иллюзия увеличения работоспособности.

Отдых следует начинать не с первых симптомов утомления. Имеет смысл руководствоваться несколькими критериями. Во-первых, в случае явного, очевидно­го падения продуктивности умственных усилий. Например, не удается запомнить и половину того, что обычно запоминается за аналогичный промежуток времени (например, количество вы­ученных иностранных слов). Во-вторых, при наступлении ощу­щения сильного переутомления, когда начинают нарушаться при­вычные навыки, затрудняется речь, болит голова. В-третьих, с появлением непреодолимой сонливости. В-четвертых, в соот­ветствии с принятым режимом деятельности, в котором перерывы на отдых заранее строго запланированы.

Лучшим средством для преодоления умственного утомле­ния является сон. По его организации (как ни странно это зву­чит) имеется целый ряд рекомендаций. Одни из них рассчитаны на повседневное применение, исполнение других - скорее рос­кошь. К числу заурядных, банальных рекомендаций относится стародавний совет докторов: засыпать не позже 24 часов, ибо лучший сон - это тот, который начинается до полуночи.

Согласно современным данным медицинской науки, спать следует число часов кратное полутора, т.е. 3 часа, 4,5 часа, 6 ча­сов, 7,5 часов и т.д. Дело в том, что сон протекает циклами, при­мерно по 80-100 минут и включает две основные фазы: медлен­ный сон и быстрый, или парадоксальный, сон. Хотя быстрый сон составляет не более 20-30% общей продолжительности сна и в каждом цикле продолжается около 20 минут, однако его роль неизмеримо значительнее его арифметического удельного веса. Он является необходимым средством разгрузки и отдыха мозга от периода активного бодрствования. Без этой фазы самый про­должительный сон не производит оздоровляющего действия, что бывает, например, при регулярном приеме снотворных препара­тов. Для полноценного отдыха необходимо соединение обеих фаз в каждом цикле. Особенно важна фаза быстрого сна, во время которого человек видит сновидения. Сокращение, перерыв, а тем более лишение человека этой фазы приводит к состоянию разбитости и усталости на весь последующий день, к появлению со­стояния тревожности, к ухудшению возможностей запоминания, к обвальному забыванию выученною материала.

Имеет смысл позаботиться о благоприятных условиях сна, одинаково важных для любого организма. Это удобная поза (поменьше спать на левом боку), тишина и темнота в помещении, чистый воздух (без сквозняка), невысокая подушка, достаточно жесткое ложе, наличие будильника (чтобы не мучаться всю ночь боязнью проспать).

Надо иметь в виду, что хроническое недосыпание (типичная черта студенческого быта!) не восполняется ничем, кроме сна - ни вкусной и питательной пищей, ни фармакологическими средствами, ни крепким чаем или кофе.

Эффективным средством преодоления утомления является кратковременный дневной сон. Достаточно и середине дня 10-15 минут сна даже в позе сидя за столом или полулежа в кресле, чтобы восстановить работоспособность.

Для отодвигания, уменьшения и снятия утомления можно использовать физические упражнения. Во-первых, чередование умственной и физической деятельности значительно повышает работоспособность и увеличивает резервные возможности орга­низма за счет регулярной тренировки. Во-вторых, нельзя забы­вать, что мышцы достигают 45% веса тела человека и нуждаются в регулярном и продолжительном упражнении. В третьих, со­гласно эффекту И.М.Сеченова, отдых психики достигается быстрее при физической нагрузке, а отдых телесный - при упражнении других, ранее бездействовавших групп мышц.

Поэтому в борьбе с утомлением следует применять раз­личные по сложности и тяжести физические упражнения в пере­рывах между занятиями, в паузах отдыха во время самостоятель­ной учебной работы. Кроме того, необходимо регулярно зани­маться спортом для поддержания здоровья в целом. Обязатель­ным элементом отдыха были и будут развлечения и праздники. Их выбор и способы проведения глубоко индивидуальны и вряд ли нуждаются в назидательных рекомендациях. Нужно только иметь в виду, что они объективно необходимы каждому живому деятельному человеку. Отказ от развлечений и праздников во имя непрерывной и неуемной умственной деятельности не ведет к достижению каких-то особо высоких результатов, но вызывает многие жизненные трагедии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...