Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монарх Японии: юридические и фактические полномочия,




Политическая роль

Главой государства «Страны восходящего солнца» является Император. Это старейшая монархия в мире, возникшая более 2600 лет на­зад, в 660 г. до нашей эры. С 1990 г. Императором является Акихито — 125-й по счету в императорской династии, которая ни разу не преры­валась.

Среди японцев сильны монархические настроения. До конца 1945 г. Император обладал огромной, фактически неограниченной властью. На протяжении веков господствовала и являлась государст­венной теория об избранности и божественном происхождении Им­ператора и его семьи.

Его положение ныне определяется действующей Конституцией 1946 г. и Законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Согласно конституционным нормам (ст. 1) Император являете «символом государства и единства народа, его статус определяется во­лей народа, которому принадлежит суверенная власть». Практически он исключен из текущего и реального государственного управления и тем более не обладает неограниченной властью, как это было до окон­чания Второй мировой войны. Все действия, относящиеся к государ­ственным делам, монарх ныне предпринимает с одобрения прави­тельства (Кабинета), и оно несет за них ответственность.

Император назначает Премьер-министра по представлению Пар­ламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению Ка­бинета.

Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как:

— промульгация поправок и Конституции, законов, правительст­венных указов и договоров;

— созыв Парламента;

— роспуск Палаты представителей;

— объявление всеобщих парламентских выборов;

— подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и ве­рительных грамот послов и посланников;

— подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчения и отсрочки исполнения наказаний и восстановление в правах;

— пожалование наград;

— прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должно­сти. Кроме того, он является верховным жрецом национальной рели­гии японцев — синтоизма. Для большинства японцев он высший мо­ральный авторитет, знаток истории, обычаев и традиций и поэтому образец для подражания.

Партийная система и основные политические партии Японии

Многопартийная система в западном понимании утвердилась лишь после 1945 г., когда Япония твердо взяла курс на демократическое развитие. Право граждан на объединение закреплено в Конституции (ст. 21, 28) и текущем законодательстве.

В стране зарегистрировано огромное число политических партий (по некоторым данным около 10 тыс.), однако абсолютное большинство представлено на местном уровне. В общенациональном масштабе и в течение продолжительного времени действует не более 20 политических партий. В 1995 г. для борьбы с коррупцией введена система государственного финансирования парламентских партий в соответствии с количеством завоеванных депутатских мандатов.

В последнее десятилетие меняется характер многопартийности. Существовавшая в течение нескольких десятилетий (с 1955 г.) доминантно-партuйная система постепенно трансформируется в традиционную для многих развитых государств многопартийность при отсутствии одной главенствующей в течение длительного времени партии. До середины 1990-х гг. доминирующей партией, самостоятельно формировавшей правительство и имевшей стабильное парламентское большинство, была Либерально-демократическая партия (ЛДП), основанная в 1955 г. Ныне ее роль в общественно-политической жизни уменьшилась, но либерал-демократы по-прежнему являются самой влиятельной силой в Парламенте, правительстве, местных органах власти и самоуправления.

ЛДП - буржуазная центристская партия, объединяющая широкие слои мелкой, средней и крупной буржуазии, а также часть служащих, крестьян, рабочего класса. Это наиболее многочисленная политическая организация. Она проповедует либеральные ценности, выступает за демократическое развитие страны. В сфере внешней политики призывает к сохранению тесного военно-политического сотрудничества в США и признает ее ведущую роль в современном мире. Новая право­центристская политическая коалиция ЛДП и партии Комэйто на парламентских выборах 2005 г. завоевала подавляющее большинство мест в нижней палате Парламента (более 320 мест из 480), что позволяет ей уверенно проводить социально-экономические реформы и даже менять Конституцию.

 

Существует также несколько правых и правоцентристских партий, возникших в результате раскола ЛДП или образованных бывшими активистами этой организации. Однако все они маловлиятельные. Демократическая партия неудачно выступила на парламентских выборах 2005 г.

На левом фланге активно действует влиятельная оппозиционная Социал-демократическая партия. Выступает с лозунгами демократического социализма, про ведения социально ответственной политики.

Существуют и представлены в Парламенте небольшим числом депутатов Коммунистическая партия (старейшая оппозиционная организация в Японии) и Партия демократического социализма. Их влияние меньше, чем социал-демократов.

 

 

Конституция Индии

Конституция Индии, принятая Учредительным собранием, вступившая в силу в 1950 r. это самый большой по объему конституционный документ в мире, включающий, по данным на начало XXI в., преамбулу, более 400 статей, объединенных в 25 частей, и 12 приложений по различным отраслям права.

Для нее характерны следующие черты..

1. Провозглашение образования нового суверенного государства,

субъекта международного права.

2. Закрепление конкретной формы государства и соответствующих институтов государственной власти, в большинстве случаев речь идет о президентской или полупрезидентской модели..

3. Декларативность многих основных норм, касающихся основ правового положения личности и принципиальных вопросов политики (избавление от иностранного засилья и эксплуатации, широкая номенклатура социально-экономических и личных прав граждан и др.).

4. Непоследовательность и противоречивое отношение к базовому принципу разделения властей, который во многих странах Азии и Африки до недавнего времени отрицался или признавался частично, что самым негативным образом сказывалось на характере государственности и политического режима.

5. Отсутствие конституционно-правовой стабильности. Нередко основные нормы подгоняются под конъюнктурные интересы правящих кругов, тех или иных кланов и неоправданно часто изменяются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...