Денежно-кредитная и валютная политика Канады
Денежно-кредитная и валютная политика Канады направлена на укрепление национальной валюты, которое достигается с помощью контроля за инфляцией и стабилизации обменного курса канадского доллара. Для этого Банк Канады устанавливает целевые ориентиры дли темпом инфляции на 3 - 5 лет и осуществляет вмешательство на валютных рынках в обмен на иностранные валюты. На современном этапе основным инструментом денежно-кредитной политики в Канаде является перемещение депозитов, принадлежащих правительству, из коммерческих банков и других клиринговых институтов в Банк Канады, а также их перемещение в клиринговые банки. К клиринговым институтам относятся финансовые институты и банки, предлагающие клиентам так называемые чековые депозиты (чек выписывают против депонированной на счете суммы) и другие средства платежа; в Канаде это прежде всего члены Канадской платежной ассоциации. Основополагающий принцип при этом является очень простым, хотя процедура регулирования кассовых остатков предполагает различные технические детали, отражающие институциональные факторы: при изъятии изымаются остатки из системы, в то время как при редепозите они впрыскиваются в нее. Членами Канадской платежной ассоциации являются крупные коммерческие банки, действующие на основе Закона о банках, и другие финансовые посредники, принимающие вклады, на которые приходится подавляющая часть расчетов по чеками и других платежных услуг. Члены ассоциации погашают взаимные требования после ежедневного централизованного взаимного зачета но расчетам чеками и электронными переводами путем дебетования и кредитования своих счетов в Банке Канады. Поскольку депозиты крупных коммерческих банков в Банке Канады служат в рамках Канадской платежной ассоциации в качестве клиринговых остатков, они являются основой всего хозяйственного оборота. Хотя участники клирингового механизма в рамках Канадской платежной ассоциации должны поддерживать адекватные клиринговые остатки для успешною выполнения своих платежных функции, они с готовностью предоставляют взаймы любой излишек сверх своих потребностей, поскольку по депозитам в Банке Канады не выплачивается никаких процентов. Поэтому изменения в объеме клиринговых остатков непосредственно влияют на самый краткосрочный сегмент денежною рынка - рынок суточных ссуд.
Банк Канады принимает ежедневные решения по регулированию кассовых остатков и имеет возможность контролировать эти остатки с помощью механизма “изъятия” - "редепозита" ежедневно Операции по регулированию кассовых остатков периодически дополняются приобретением государственных ценных бумаг (обычно в момент выпуска правительством новых ценныхбумаг). Акцент Банка Канады на регулирование кассовых остатков объясняется его приверженностью механизму, который дает широкий простор для действия рыночных сил: если предложение остатков не соответствует потребностям членов клиринговой системы, их попытки приспособиться к сложившейся ситуации немедленно отразятся на стоимости суточных ссуд. Тем не менее, влияние Банка Канады на размер процентных ставок при заданных сроках кредитования. Напротив, операции Банка Канады на рынке Канады ценных бумаг оказывают непосредственное воздействие на размер процентных ставок при заданных сроках кредитования. Напротив, операции Банка Канады на рынке ценных бумаг оказывают непосредственное воздействие на размер процентных ставок при заданных сроках кредитования. Это свидетельствует о том, что Банка Канады использует операции на открытом рынке не с целью контроля за предложением наличных денег, а в качестве дополнительного инструмента в тех случаях, когда требуется оказать определенное воздействие на структуру процентных ставок. Например, так называемые “операции обратной покупки” могли бы использоваться для непосредственного воздействия на размер процентной ставки по суточным ссудам, а так называемые сделки “аутрайт” с казначейскими векселями – для оказания влияния на размер процентной ставки при сроке кредитования в 3 месяца.
В каждом случае любое нежелательное воздействие на объем кассовых остатков в системе нейтрализуется с помощью перемещения правительственных депозитов из Банка Канады в клиринговые банки и обратно. К числу новых источников стремительного роста экономического потенциала канадских банков прежде всего следует отнести развитие так называемых внебалансовых, или «гонорарных» форм их деятельности». Речь идет, например, об организации банком «обмена» по заказу корпорации твердого процента за кредит (в том числе предоставленный третьей стороной) на «плавающую» ставку процента либо наоборот. Или, к примеру, банки заключают с клиентами в лице корпораций договор, позволяющий при необходимости дополнительно выпускать краткосрочные обязательства, весь риск по размещению которых берет на себя банк. Канада на рубеже веков Девяностые годы отмечены началом демонтажа сложившегося за многие десятилетия механизма государственного регулирования канадской экономики. В этот период федеральное правительство продало частным инвесторам практически все принадлежавшие ему крупные предприятия в отраслях обрабатывающей и нефтегазовой промышленности, воздушного и железнодорожного транспорта, связи. Завершается приватизация объектов транспортной инфраструктуры - аэропортов, морских и речных портов, припортовых сооружений и т,п. Ликвидированы крупномасштабные системы субсидирования в сфере транспорта и в сельском хозяйстве. Большинство провинций передали в частные руки крупные телефонные компании, разрабатываются планы приватизации электроэнергетических корпораций. Муниципалитеты все шире привлекают частные компании для оказания социальных услуг.
С 1993 г. начал уменьшаться объем государственных инвестиций. Правительство практически отказалось от антициклического регулирования, и его главной заботой стала ликвидация бюджетного дефицита, а в перспективе - сокращение объема государственной задолженности. Кредитно-денежная политика была переориентирована на сдерживание инфляции и оздоровление государственных финансов. Все эти факторы оказали самое глубокое воздействие на динамику и структуру производства. В 1990 и 1991 гг. в канадской экономике произошел спад. Реальный объем ВВП сократился на 0.2 и 1.7%, соответственно. Оживление деловой активности в 1992-1995 гг. было относительно медленным и неустойчивым. До 1997 г. потребительские расходы увеличивались в среднем ежегодно лишь на 1.5%. Частные инвестиции сокращались в реальном исчислении - до 1993 г., а затем стали интенсивно расти только в отраслях, ориентированных на экспорт. По оценкам экспертов, спада в отраслях материального производства удалось избежать только благодаря высокому внешнему спросу на экспортные товары. В 1997 г. экономика страны обрела, наконец, опору во внутренних факторах роста. Благодаря существенному удешевлению кредита (в предшествующие два года центральный банк неоднократно снижал процентную ставку) произошло оживление потребительского спроса. Темпы прироста потребительских расходов в 1997 г. составили около 5% - самый высокий показатель за десятилетие. С конца 1996 г. продолжается подъем в жилищном строительстве, заметно увеличился объем закупок товаров длительного пользования. Так, в первые три квартала 1997 г. было построено домов на 24% больше, чем за тот же период предыдущего года, продажи автомобилей возросли более чем на 16%, бытовой электротехники - на 14%. По оценкам экспертов организации Международный экономический форум, Канада в 1997 г. заняла 4-е место в числе стран, имеющих наиболее высокую конкурентоспособность (на 1-м месте - Сингапур, за ним Гонконг и США).
В целом по основным показателям хозяйственного развития 1997 г. стал лучшим за весь период с начала десятилетия. Реальный прирост ВВП - 3.5% - самый высокий в группе семи ведущих индустриальных держав. Быстро расширяется внутренний спрос, темпы инфляции к концу года упали почти до 1%, а уровень безработицы сократился до самого низкого показателя за последние семь лет. Согласно большинству прогнозов, темпы роста ВВП в 1998 г. составят немногим менее 4%. До финансового кризиса, разразившегося в Азии, прогнозы были еще более оптимистичными. Предполагается, что этот кризис уменьшит показатели прироста ВВП примерно на 0.4 процентных пункта из-за падения спроса на товары, импортируемые из Канады в страны Азии. Кроме того, рост доходов и инвестиций в отраслях, ориентированных на экспорт, тормозится снижением цен на сырьевые товары на мировых рынках. Выпуск продукции в сфере материального производства в 1997 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4.6%. Наиболее динамично развивалась обрабатывающая промышленность (здесь прирост составил около 6%) и строительство (примерно 9%). Наибольший рост (7.8%) был в отраслях, производящих товары производственного назначения и потребительские товары длительного пользования. В последние два-три года в промышленности произошла смена лидеров. Прежде это были корпорации "ресурсных" отраслей: нефтяная и газовая промышленность, лесопромышленный комплекс, производство цветных металлов. В 1996-1997 гг. из-за снижения спроса и падения цен на мировых рынках рост производства, доходов и капиталовложений в большинстве этих отраслей уменьшился. В то же время существенно возросли объемы производства и инвестиций в наукоемких отраслях, таких как электронное и электротехническое оборудование, средства связи, некоторые виды промышленного оборудования, новые конструкционные материалы, фармацевтическая промышленность. Быстро развиваются автомобилестроение, химическая промышленность, производство строительных материалов. В целом в последние годы в канадской промышленности шел процесс интенсивного обновления производственных фондов. Бум в строительной индустрии связан с реализацией отложенного спроса. Строительство жилья начало быстро расширяться еще в 1996 г., а зданий и сооружений производственного назначения годом позже. Этому способствовало удешевление заемных средств и особенно снижение ставок процента по долгосрочным кредитам и займам на жилищное строительство до самого низкого уровня за последние 40 лет. Иное положение в так называемых первичных отраслях материального производства. Падение производства в 1997 г. составило: в сельском хозяйстве - 1%, лесном - 0.9 и рыболовстве -1.5%. Доходы фермерских хозяйств в III кв. 1997 г. упали по сравнению с предыдущим годом на 66%, прежде всего в связи со снижением спроса и цен на зерно на мировых рынках.
Объем ВВП, созданный в отраслях сферы услуг, увеличился на 3.4%. Наиболее интенсивно развивались оптовая торговля (прирост свыше 11%), услуги для предпринимательского сектора (около 11%), предприятий гостиничного хозяйства и общественного питания (6%). Темпами выше средних увеличивались объемы услуг, предоставленных предприятиями связи (5%), розничной торговли (4.2%), транспорта и складского хозяйства (около 4%). В финансовом секторе всплеск деловой активности, имевший место в 1996 г., почти сошел на нет. Стоимостной объем услуг, произведенных коммерческими и инвестиционными банками, страховыми компаниями и брокерскими фирмами в 1997 г. увеличился примерно на 2%. Продолжающееся сокращение государственных расходов отрицательно сказалось на масштабах услуг, оказываемых государственными учреждениями. В 1997 г. их объем уменьшился на 1.6%, а в сфере образования - примерно на 4%. После циклического кризиса начала десятилетия общая численность занятых сокращалась до 1993 г., а уровень безработицы превышал 10% до 1995 у. Сохранение столь высокого ее уровня через несколько лет после окончания циклического спада объясняется рядом структурных факторов. Во-первых, влиянием либерализации международной торговли, обострением внешней и внутренней конкуренции в результате действия соглашений о свободной торговле с США и Мексикой. Сокращение персонала остается для канадских корпораций одним из главных средств повышения эффективности производства и укрепления конкурентных позиций. Во-вторых, медленное восстановление занятости было обусловлено проводимой федеральным правительством и властями провинций политикой бюджетной экономии. Если волна сокращений персонала в частном секторе к 1995-1996 гг. спала, то в государственном именно на эти годы пришелся пик увольнений. В 1997 г. положение на рынке труда заметно улучшилось. Уровень безработицы снизился с 9.6% в январе до 8.9% в последние месяцы года, а в среднем составил 9.2%. В течение года было создано около 300 тыс. новых рабочих мест (в 1996 г. примерно 190 тыс.). При этом улучшились качественные параметры роста занятости. Созданные в 1997 г. новые рабочие места более стабильны и лучше оплачиваются. Большинство из них предполагают полную занятость. Быстро растет занятость в обрабатывающей промышленности, и ее масштабы превзошли, наконец, максимум, достигнутый в 1989 г. Экономические обозреватели расценивают все это как признак "здорового" роста канадской экономики и сильных конкурентных позиций канадских компаний на внутренних и внешних рынках. Предполагается, что в 1998 г. уровень безработицы снизился до 8.4-8.6%. По оценкам руководства Центрального банка Канады, "естественный", то есть не стимулирующий инфляцию, уровень безработицы составляет теперь примерно 7.5%. В начале 90-х годов руководство Банка Канады определило в качестве своей главной цели подавление инфляции. До тех пор, пока бюджетные дефицита обоих уровней власти продолжали расти, Банк Канады осуществлял жесткую кредитно-денежную политику без оглядки на чрезвычайно высокую безработицу и слабый внутренний спрос. Это существенно замедлило рост деловой активности после спада 1990-1991 гг., а темпы роста производства и занятости оказались как никогда зависимыми от увеличения объемов экспорта. Уже к 1993 г. темпы инфляции снизились. Если в конце 80-х годов они превышали средний показатель по группе семи, то в последние несколько лет они заметно от него отстают. В 1996-1997 гг. индекс цен на потребительские товары в Канаде повышался ежегодно в среднем на 1.5% (по группе семи на 2.2 и 2.4%). Допустимый прирост потребительских цен установлен Банком Канады в пределах от 1 до 3%. Во второй половине 1996 г. эксперты Центрального банка даже заговорили о появлении признаков дефляции. В 1997 и 1998 гг., в условиях значительного ускорения роста экономики сохраняются возможности дальнейшего снижения темпов инфляции. Усиление конкуренции, технологические нововведения и повышение производительности труда сдерживают рост цен на всех стадиях производства. Предприятия прежде всего стремятся сократить издержки, а не повысить цены. В предшествующие годы они провели максимально возможное сокращение персонала и обновили производственные мощности. Уровень использования производственного потенциала во второй половине 1997 г. был все еще примерно на 2% ниже оптимального. Все это позволяет наращивать производство при незначительном росте издержек. В результате, несмотря на высокий спрос, имеет место минимальное повышательное давление на цены. На динамике индекса оптовых цен в 1997 г. сказалось падение цен на энергоносители в первой половине года. Цены на прочие товары производственного назначения оставались в основном стабильными. В результате общий индекс цен на промышленную продукцию снижался в начале года и очень незначительно повысился в последние месяцы. Длительный период высокой безработицы, меры частных корпораций по снижению издержек на рабочую силу и бюджетные ограничения в госсекторе резко затормозили увеличение трудовых доходов. Средний прирост базовых ставок по коллективным договорам упал с 5.6% в 1990 г до 0.6% в 1995 г. - рекордно низкого уровня за весь послевоенный период. Со второй половины 1996 г. темпы повышения заработной платы повысились до 2.1%, но до сих пор остаются весьма умеренными. По данным специального обзора организации Конференс боард, ставки заработной платы в частном секторе экономики в 1997 г. увеличились в среднем на 2.4%, ненамного превысив производительность труда. Ставки заработной платы государственных служащих поднялись только на 0.9%, отставая от темпов роста потребительских цен. В условиях экономического подъема почасовая производительность труда в 1997 г. росла намного быстрее, чем в предшествующем году – на 2.1 % по сравнению с 0.4%. На фоне весьма умеренного повышения заработной платы прирост удельных издержек на рабочую силу был минимальным. По мнению экспертов, увеличение почасовых доходов в расчете на одного наемного работника в основном отражало рост доли более высоко оплачиваемых групп. За относительно короткий срок правительству Ж. Кретьена удалось достичь весьма впечатляющих результатов в деле оздоровления государственных финансов. В конце 1993 г., когда либеральная партия сменила у власти консерваторов, размер бюджетного дефицита увеличивался уже два десятилетия подряд, а выплаты по задолженности превратились в самую крупную статью расходов. Ключевым элементом долгосрочной программы ликвидации бюджетного дефицита стало последовательное и крупномасштабное сокращение расходов при сохранении стабильных ставок налогообложения. По окончании 1995 фин. г. дефицит федерального бюджета уменьшился впервые за двадцать лет. В марте 1997 г он составил менее 8.9 млрд. долл. по сравнению с 42 млрд. три года назад, а к ноябрю уменьшился до 5 млрд. Благодаря быстрым темпам роста экономики и низким процентным ставкам на кредитно-финансовых рынках правительство сбалансировало бюджет ранее намеченного срока. По итогам финансового года, закончившегося 31 марта 1998 г., дефицит был полностью ликвидирован! Канада стала первой страной Большой семерки, добившейся сбалансированного бюджета. Заметных успехов в оздоровлении государственных финансов добились и большинство канадских провинций: к началу 1998 г. бюджетные дефициты ликвидировали пять из десяти, а еще две вплотную приблизились к достижению этой цели. Это произошло несмотря на то, что федеральные трансферты провинциям сократились за три последних года более чем на 15%. В целом показатель доли суммарного дефицита бюджетов центрального правительства и провинций по отношению к ВВП упал с 10% в 1992 фин. г. до 1% шесть лет спустя. Это существенно меньше среднего показателя по группе семи ведущих индустриальных стран. Вместе с тем в наследство от времен растущих дефицитен осталась большая задолженность. Она возросла с 75% от ВВП в начале десятилетия до 107% в 1995 г. и составила примерно 102% в конце 1997 г. Из стран группы семи положение хуже только в Италии, Абсолютные размеры задолженности начнут уменьшаться только после того, как суммарный бюджетный баланс обоих уровней власти станет положительным, а это произойдет в лучшем случае в 1999 г. В 1992-1996 гг. рост экспорта был главной движущей силой деловой активности в Канаде. В 1996 г. он вырос на 4.5%, а активное сальдо во внешней торговле товарами достигло рекордного уровня— 34 млрд. долл. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП увеличилась с 18% в середине 80-х годов до 26 в 1992 г. и 38% в 1995-1996 гг. В 1997 г. стоимостной объем канадского экспорта возрос на 10.5%. В дальнейшем, однако, ожидается замедление его роста из-за некоторого снижения спроса на канадские товары со стороны ее главного торгового партнера - США, на которые приходится примерно 80% канадского экспорта. Кроме того, может сказаться и стабилизация или даже снижение цен на мировых рынках на такие сырьевые товары, как никель, цинк, золото, сырая нефть, пиломатериалы, пшеница. Между тем эта группа товаров составляет примерно треть общего объема поставок из Канады. В то же время в самой стране происходит циклический подъем спроса на импортные товары, особенно производственного назначения. Общий объем импорта в 1997 г увеличивался быстрее экспорта - на 12.2%. В результате сократилось положительное сальдо в торговле товарами, а дефицит баланса по текущим операциям возрос с 15.5 млрд. долл. в III кв. до 25.5 млрд. в IV кв. 1997 г. В предыдущем году впервые за 12 лет платежный баланс был сведен с небольшим положительным сальдо. Снижение курса канадского доллара по отношению к американскому с 73 центов США в начале 1997 г. до менее чем 71 цента в последние месяцы было неожиданным для специалистов. Ожидалось, что устойчивый рост экономики при небольшой инфляции и значительном улучшении состояния государственных финансов укрепит позиции канадского доллара. Однако сыграли свою роль происшедший во второй половине года значительный рост дефицита платежного баланса и вспышка спроса на американскую валюту в связи с финансово-экономическим кризисом в странах Азии. Если стабилизация в экономике региона наступит достаточно быстро, то это позволит восстановить позиции канадской валюты. Вместе с тем этому, вероятно, будет противодействовать сохранение относительно низких мировых цен на сырьевые товары. При высоком спросе на импортные товары в Канаде дефицит баланса по текущим операциям в 1998 г. может возрасти до 15-20 млрд. долл. по сравнению с примерно 14 млрд. в среднем за 1997 г. Регулирование иностранных инвестиций в Канаде в 90-е годы заметно изменилось по сравнению с прошлым десятилетием. Вступившее в силу с 1989 г. соглашение о свободной торговле с США и присоединение к нему Мексики свели к минимуму возможности канадского правительства контролировать приток капитала из этих стран, при том, что на США в текущем десятилетии приходится примерно две трети общего объема поступающих из-за рубежа прямых капиталовложений. Условия инвестирования для партнеров Канады по Североамериканскому соглашению о свободной торговле в ближайшие несколько лет будут распространены и на инвесторов из стран-членов Всемирной торговой организации. Между тем по регламенту, действовавшему в отношении членов ВТО в 1997 г., рассмотрению и утверждению подлежат крупные инвестиционные проекты, предполагающие прямые капиталовложения в сумме свыше 172 млн. долл. Портфельные инвестиции из стран ВТО подлежат контролю только в тех случаях, когда их объем предполагает переход в руки зарубежного инвестора свыше 50% активов канадского предприятия. Более строгие правила контроля действуют в небольшом числе отраслей - урановой промышленности, в сфере финансовых услуг и транспорта, а также в сфере культуры (издательское дело, кинематография, распространение аудио-продукции). В этих областях канадское правительство оставляет за собой право контроля и запрета в случае, если а) прямые инвестиции превышают 5 млн. долл.; б) портфельные инвестиции превышают 50 млн. долл. За первые 9 месяцев 1997 г. министерство промышленности Канады отклонило только два из всех рассмотренных им новых инвестиционных проектов. В 1996 г. объем капиталовложений в Канаду составил 180 млрд. кан. долл., из которых 120 млрд. поступили из США. Второе место по объему прямых капиталовложений занимала Великобритания - 14 млрд., а третье - Япония (6 млрд.). Японские фирмы в последние годы заметно активизировали свою инвестиционную деятельность, проявляя особый интерес к вложению средств в строительство автосборочных предприятий, в предприятия лесопромышленного комплекса, а также в операции с недвижимостью. В целом приток иностранных инвестиций в 1996 г. распределялся по отраслям хозяйства следующим образом: финансовый сектор - почти 33 млрд. долл., в энергетический и горнорудную промышленность - 30 млрд., в производство промышленного и транспортного оборудования -28 млрд. Относительно крупные потоки прямых капиталовложений из-за рубежа направляются также в отрасли лесопромышленного комплекса и операции с недвижимостью. По разным причинам, но главным образом в силу сохраняющихся ограничении на вложение иностранного капитала, наименее привлекательными для зарубежных инвесторов остаются сталелитейная промышленность, коммунальное хозяйство (где высока доля государственной собственности), издательское дело, радиовещание. Вывоз капитала из Канады в 1996 г. был примерно равен ввозу. Прямые канадские инвестиции за рубежом составили 171 млрд. долл. За последние десять лет они увеличились более чем в 1.6 раза, тогда как ввоз капитала - примерно в 2 раза. Около 65% прямых зарубежных капиталовложений канадских инвесторов было направлено в США. В результате состоявшихся в июне 1997 г. всеобщих парламентских выборов уверенную победу вновь одержала либеральная партия. Это, безусловно, говорит о поддержке большинством канадцев экономической политики правительства Ж. Кретьена. Вместе с тем избиратели требовали внести коррективы во внутриэкономический курс. Прежде всего это - требование снизить налоги. Однако федеральное правительство намерено приступить к снижению налоговых ставок не ранее 1999 г. Вместе с тем в 1997 г. (впервые за последние четыре года) оно выделило дополнительные ассигнования на реализацию некоторых новых инициатив в социальной сфере. В их числе - увеличение размеров помощи детям из малообеспеченных семей, стимулирование научных исследований в университетах и медицинских учреждениях, финансовая поддержка студентов. И хотя размеры ассигнований относительно невелики (4 млрд. долл. за три года), новые инициативы говорят о серьезных переменах в основных установках социально-экономической политики федерального правительства. В связи с низкой инфляцией и оздоровлением государственных финансов Банк Канады в последние два года изменил свою политику. Начиная с конца 1995 и до середины 1997 г. ставка Банка последовательно снижалась. В результате ставки процента по краткосрочным коммерческим кредитам и по закладным упали до самого низкого за последние 30 лет уровня. Более того, с марта по ноябрь 1996 г. и затем с февраля до самого конца 1997 г. краткосрочные кредиты в Канаде были заметно дешевле, чем в США. В июне 1997 г. Банк Канады впервые за последние два года повысил ставку рефинансирования. Затем она была повышена еще на 25 базовых пунктов в октябре и на 50 пунктов в декабре с целью поддержания курса канадского доллара. В целом это не сказалось на темпах роста экономики. Хотя ставки процента по средне- и долгосрочным ссудам несколько повысились, они оставались существенно более низкими, чем в США. Предполагается, что в 1998 г. центральный банк будет проводить умеренно ограничительную политику, чтобы удерживать общие темпы хозяйственного роста "на оптимальном уровне". Вместе с тем кредитные рестрикции не будут очень жесткими, поскольку повышение индекса цен на потребительские товары колеблется вблизи нижней границы установленных ориентиров-то есть 1% в год, безработица все еще достаточно высока, а уровень использования производственных мощностей отстает от оптимального уровня и, как предполагается, достигнет его не ранее 1999 г. Мне кажется, что Канада, имеет огромный и уже раскрывающийся потенциал и многообещающее будущее.
Литература: · “Политико-государственный механизм современной Канады” Данилов С.Ю., Шилов В.Е. · “Современная внутренняя политика Канады” Данилов С.Ю. · “Финансовый капитал и финансовая олигархия Канады” Квасов А.Г. · “Двухапартийная система Канады: тенденции развития” · “Канада – Сша: экономические и политические отношения” Баграмов Л.А. · “Мировая экономика” Ломакин · “Эксперт” журнал N 15 1999 г. · журнал “МЭ и МО” 1998 г. С. КОМЛЕВ Экономика Канады - радикальные перемены
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|