Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Христианский смысл «Хроник Нарнии».




Кроме параллелей с Библией в сюжетах книг, «Хроники Нарнии» несут себе глубокий христианский смысл. Так как своеобразным «обрамлением» своих сказок Льюис сделал книги «Племянник чародея» и «Последняя битва», в них сосредоточены основные христианские мотивы всего цикла. Но в то же время некой высшей точкой истории Нарнии стало принесение Аслана в жертву на каменном столе. Так как этот сюжет описывается в книге «Лев, колдунья и платяной шкаф», являющейся второй по хронологии, то она является как бы центром той линии повествования, которая связана с Библией. До прихода в Нарнию четырех детей Пэвенси, там царила вечная зима и царствовала злая колдунья Джадис. Нарнийцы вот уже сто лет ждали прихода Аслана, предсказанного давным-давно. Только Аслан и дети из нашего мира могли спасти Нарнию. И вот когда они наконец-то пришли, один из них — Эдмунд — предает их. Искупить его грех и спасти Нарнию можно было только казнив Эдмунда на каменном столе. И вот Аслан отдает свою жизнь вместо мальчика и тем самым искупляет его грех. Но Аслан воскресает и тем самым доказывает Джадис, что помимо тех сил о которых она знала, и согласно которым Эдмунд должен был умереть, есть другие силы, над которыми не властны ни смерть, ни страдания. Произошло то, о чем Аслан говорит Сьюзен и Люси: «Колдунья знае

т Тайную Магию, ухо- дящую в глубь времен. Но если бы она могла заглянуть еще глубже, в тишину и мрак, которые были до того, как началась история Нарнии, она прочитала бы другие Магические Знаки. Она бы узнала, что, когда вместо предателя на жертвенный Стол по доброй воле взойдет тот, кто ни в чем не виноват, кто не совершал никакого предательства, Стол сломается и сама Смерть отступит перед ним. С первым лучом солнца». Своей жертвой Аслан спас Эдмунда, но перед этим он спас мальчика из рук колдуньи, использовавшей его как заложника. Эдмунд раскаялся в своем предательстве и был прощен, как, несомненно, был бы прощен Иуда, если бы раскаялся.

В третьей сказке «Конь и его мальчик» нет перемещений между мирами: всё действие происходит в Нарнии и окрестностях. Главная тема — Промысл. Когда раскрываются значения неслучайно

 

- 14 -

 

складывавшихся событий, важно не понять смысл сказки как «все в жизни не просто так», а суметь раскрыть смысл промысла Божия как взаимодействие воли всеведущего Бога и свободной воли человека. Кульминация этой темы — встреча главного героя, мальчика по имени Шаста, с неведомым ему и поначалу невидимым для него Асланом:

 

Что-то (или кто-то) шло так тихо, что Шаста подумал, не померещилось ли ему, и успокоился, но тут услышал очень глубокий вздох и почувствовал на левой щеке горячее дыхание. Конь шел неспешно, а существо шло почти рядом. Шаста терпел, сколько мог; наконец, он спросил:

— Кто ты такой? — и услышал негромкий, но очень глубокий голос:

— Тот, кто долго тебя ждал.

— Ты… великан? — тихо спросил Шаста.

— Можешь звать меня великаном, — отвечал голос. — Но я не из тех созданий, которых ты назвал бы великанами.

— Я не вижу тебя, — сказал Шаста и вдруг страшно испугался. — А ты… ты не мертвый? Уйди, уйди, пожалуйста! Что я тебе сделал? Нет, почему мне хуже всех?

Теплое дыхание коснулось его руки и лица.

— Ну как, живой я? — спросил голос. — Расскажи мне свои печали.

И Шаста рассказал ему всё — что он не знает своих родителей, что его растил рыбак, что он бежал, что за ним гнались львы, что в Ташбаане случилась беда, что он настрадался от страха среди усыпальниц, а в пустыне выли звери, и было жарко, и хотелось пить, а у самой цели еще один лев погнался за ними и ранил Аравиту. Еще он сказал, что давно ничего не ел.

— Я не назвал бы тебя несчастным, — сказал голос.

— А то как же! И львы за мной гнались, и…

— Лев был только один, — сказал голос.

— Да нет, в первую ночь их было два, а то и больше, и еще…

— Лев был один, — сказал голос. — Он быстро бежал.

— А ты откуда знаешь? — удивился Шаста.

— Это я и был, — отвечал голос.

Шаста онемел от удивления, а голос продолжал:

— Это я заставил тебя ехать вместе с Аравитой. Это я согревал и охранял тебя среди усыпальниц. Это я, — уже львом, а не котом —

 

 

- 15 -

 

 

отогнал от тебя шакалов. Это я придал лошадям новые силы в самом конце пути, чтобы ты успел предупредить короля Лума. Это я, хотя ты

 

того и не помнишь, пригнал своим дыханьем к берегу лодку, в которой лежал умирающий ребенок.

— И Аравиту ранил ты?

—Да, я

— Зачем же?

— Сын мой, — сказал голос, — я говорю о тебе, не о ней. Я рассказываю каждому только его историю.

— Кто ты такой? — спросил Шаста.

— Я — это я, — сказал голос так, что задрожали камни. — Я — это я, — громко и ясно повторил он. — Я — это я, — прошептал он едва слышно, словно слова эти прошелестели в листве.

Шаста уже не боялся, что кто-то его съест, и не боялся, что кто-то — мертвый. Но он боялся — и радовался.

В письмах Льюис подтверждает верность догадок читателей, что троекратный ответ Аслана «Я — это я» — намек на исповедание Бога, единого в Троице.

Пятой книгой цикла является «Покоритель зари или плавание на край света». В этой сказке много тем из сферы нравственности, многие из ее эпизодов можно рассматривать как притчи. Например, можно выделить тему покаяния, раскрытую в образе Юстэса — двоюродного брата детей Пэвенси, который попал в Нарнию вместе с Люси и Эдмунда. Эгоизм и озлобленность Юстэса приводят к тому, что на одном из островов он попадает в печальное приключение: превращается в дракона. Путешественники не знают, что с ним делать, поскольку остров пора покидать, а взять дракона с собой невозможно. Когда сам Юстэс-дракон приходит в отчаяние и в то же время осознает все свои ошибки, ему является Аслан:

 

Лев велел встать и идти за ним.

Мы поднялись на какую-то гору, посреди сада был источник. Лев велел мне раздеться, я ответил было, что раздеться не могу, потому что не одет, но тут вспомнил, что драконы — вроде змей, а те ведь умеют сбрасывать кожу. Наверное, подумал я, этого он и хочет, и начал скрестись, царапаться, только чешуя посыпалась. Потом я вонзил когти поглубже, и с меня полезла шкура, как с банана. Она слезла целиком, и

 

- 16 -

 

упала на землю. Ох, какая она была мерзкая! Я обрадовался и пошел к воде.

 

 

Но когда я собирался окунуться, я увидел свое отражение. Шкура была такая же грубая, морщинистая, чешуйчатая. Ничего, подумал я, наверное, это еще одна, нижняя, сниму и ее. Я снова стал чесаться и скрестись, и нижняя шкура сошла не хуже верхней. Я положил ее рядом и снова двинулся по ступеням.

И опять все повторилось, как в первый раз. Тогда лев сказал: «Давай-ка я сам тебя раздену». Я очень боялся его когтей, но теперь мне было все

 

равно, и я послушно лег на спину. Он дернул шкуру, и мне показалось, что он мне сердце разорвет. А когда она стала слезать, боль была такая, какой я в жизни не знал. Выдержал я от радости: наконец-то шкура сойдет! Ну так вот, он содрал эту мерзкую шкуру, как трижды сдирал я, только теперь было больно, и бросил ее на землю. Она была гораздо толще, грязнее и гнуснее, чем три первые. А я вдруг стал гладкий, как очищенный прутик, и очень маленький… Тут он подхватил меня лапами — тоже очень больно, без кожи-то! — и швырнул в воду. Вода обожгла меня, но через мгновение стало хорошо — я плавал, плескался, нырял, пока не почувствовал, что рука уже не болит. Тогда я и увидел, что снова превратился в человека.

 

Юстэс, как любой человек, пытается раскаиваться, исправлять греховную жизнь, но раз за разом ничего не меняется. Под содранной драконьей шкурой оказывается другая, такая же. И только когда Сам Господь помогает очищению души, бывает очень больно, но боль эта приводит к облегчению, к восстановлению поврежденного грехом человеческого облика. Еще важно помнить, что покаяние является основным смыслом таинства крещения, поэтому ассоциация источника с купелью крещения не случайна.

В следующей сказке «Серебряное кресло» Юстэс и его одноклассница Джил по повелению Аслана отправляются на поиски принца Рилиана — пропавшего сына Каспиана, умирающего короля Нарнии. Аслан дает Джил задание: утром, днем и вечером она должна повторять то, что Лев велел ей запомнить, а именно — определенные знаки, с помощью которых дети смогут найти принца. Джил не видит смысла в

 

- 17 -

 

этих повторениях, особенно когда все устали, замерзли и хотят спать. Постепенно она забывает знаки, и путники попадают в беду. Им удается выбраться только благодаря Аслану, который явился Джил во сне и напомнил о знаках. Смысл необходимости повторения знаков —

духовная дисциплина. Регулярность молитвы, обращения к Богу, церковных таинств необходима для любого христианина.

 

И, наконец, рассмотрим «Последнюю битву». Эта книга являет смысл христианского учения о конце земной истории, о переходе мира в новую эру

бытия. Льюис объясняет, почему конец неизбежен, показывая состояние общества, у которого нет будущего. Вера в настоящего Аслана заменена поклонением фальшивому льву, и это поклонение перемешано с демоническим культом враждебного нарнийцам народа. Так показан признак последнего времени. Один из последних слуг короля Нарнии Тириана так сообщает ему о смерти вернейшего из его подданных: «В пяти лигах от Кэр-Параваля кентавр Руномудр лежит бездыханный, с тархистанской стрелой в боку. Я был с ним в последние часы. Он послал меня а вашему величеству с такими словами: «Помните, все миры приходят к концу, и доблестная смерть — драгоценное сокровище, доступное даже беднейшему из бедных».

В ответных письмах читателям Льюис объясняет многие аллегории и помогает распознавать цитаты. Автор предстает дружелюбным и ласковым, радостно беседующим с детьми о каких-нибудь котятах и прочих важных вещах, и в то же время — вдумчивым и деликатным наставником в христианской жизни. Самое, пожалуй, пронзительное из его писем — ответ маме девятилетнего американского мальчика по имени Лоренс, который, прочитав «Хроники Нарнии», начал переживать, что любит Аслана больше, чем Христа. Льюис сначала объясняет: «когда Лоренс думает, что любит Аслана, он на самом деле любит Иисуса, и, может быть, любит Его больше, чем прежде», а потом добавляет вот что:

На месте Лоренса я бы просто говорил, когда молюсь: «Господи, если то, что я чувствую и думаю об этих книжках, Тебе не нравится и для меня вредно, пожалуйста, забери у меня эти чувства и мысли, а если в них нет ничего плохого, тогда, пожалуйста, пусть это перестанет меня

 

 

- 18 -


тревожить. И помогай мне каждый день любить Тебя больше в том смысле, который важнее всех мыслей и чувств, то есть исполнять Твою волю и стремиться быть похожим на Тебя». Вот что, по моему разумению, Лоренс должен просить для себя, но было бы очень по-

христиански, если бы он добавлял: «И если мистер Льюис смутил своими книжками других детей или причинил им вред, пожалуйста, прости его и помоги ему больше такого не делать».

Дальше писатель обещает молиться о Лоренсе каждый день и предупреждает его маму: «Наверное, он большой молодец; надеюсь, вы готовы к тому, что он может стать святым. Уверен, мамам святых порой приходилось нелегко!

 

 

Мы не можем назвать «Хроники» своеобразной «Библией для детей». Эта книга написана не только для детей, и, возможно, только взрослые видят в ней глубокий христианский подтекст. Но мы можем сказать, что эта книга является одним из самых христианских произведений мировой литературы.

 

 

Список используемой литературы

 

Диакон А. Кураев «Закон Божий и Хроники Нарнии», журнал «Фома»

 

Митрофанова А. «Узнать имя Аслана», журнал «Фома», №1/93, 2011.

 

Льюис К. С. «Хроники Нарнии» Cascade Publishing, 2006.

 

Льюис К. С., Письма детям, пер. Екатерины Доброхотовой-Майковой / Льюис К. С. Собр.соч. в 8 томах, т.6, с.349.

 

К.С. Льюис, «Другие миры»; цит. по: /http://www.christianitytoday.com/ct/2007/julyweb-only/130-12.0.html.

Отец А. Мень «В поисках подлинного Христа. Евангельские мотивы в западной литературе»/ Иностр. лит., 1991, № 3, С. 237–247.

Трауберг Н. «Несколько слов о Клайве С. Льюисе», №1/93, 2011.

 


 








[1] Очевидно, речь идёт о знаменитом цикле Льюиса, состоящем из трёх фантастических повестей: «За пределы безмолвной планеты», «Мерзейшая мощь» и «Переландра»

[2] Ричард Певир, конференция по христианской антропологии в Везле (Veselay), Франция, май 1999 г, изд. Эксмо.

[3] Ричард Певир, конференция по христианской антропологии в Везле (Veselay), Франция, май 1999 г, изд. Эксмо.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...