Лектор – проф. Андреева Г.М.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ 1. Место социальной психологии в системе научного знания.
2. Выделение социальной психологии в самостоятельную дисциплину и первые исторические формы социально-психологических теорий. I. Предпосылки возникновения социальной психологии. Уже первобытные народы сталкивались с социально-психологическими явлениями. Пр.: подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида; обряды, табу и проч., как нравственные регуляторы общения и т.д. Философия. Античность: Платон (один из основателей), Аристотель. Новое время: Гоббс, Локк, Гальвеций, Руссо, Гегель. II. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания. Основные моменты: 1) Запросы по решению социально-психологических проблем, которые возникают в различных смежных науках. К сер. XIX в. получили развитие многие науки, так или иначе касавшиеся социально-психологической проблематики: Ø Языкознание. Встала проблема языкового общения и взаимовлияния народов и соответственно проблема связи языка с различными компонентами психологии народов. Языкознание не могло решить своими методами эти проблемы. Ø Антропология, этнография и археология. Тейлор: работы по первобытной культуре; Морган: быт индейцев; Леви-Брюль: первобытное мышление. Ø Криминология. Развитие общества породило новые формы противоправного поведения; причины надо было искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения. Вывод: многие науки не могли справиться с разного сода проблемами, связанными с социально-психологической проблематикой, это, по-видимому, и явилось причиной выделения социальной психологии в отдельную область.
2) Процессы подготовки к вычленению социально-психологической проблематики внутри двух основных «родительских» дисциплин: психологии и социологии. 1. Психология. В это время психология развивалась как психология индивида. Первый толчок дало развитие патопсихологии и психопатологии, в русле которых изучались вопросы внушения, гипноза и т.д., т.е. управляющее воздействие со стороны другого. 2. Социология. Выделилась в самостоятельную науку лишь в сер. XIX в. (Конт). Редукция: а) Биологическая – объяснение событий общественной жизни биологическими принципами (Спенсер). б) Психологическая – объяснение развития общества психологическими фактами. § Сведение общественной жизни к психики индивида (Тард) § Коллективная психика (Гиддингс) – все управляется родовым сознанием, которое рождается при взаимодействии многих людей. 3) Первые формы самостоятельного социально-психологического знания (критерий – способ анализа взаимоотношения личности и общества): I. Психология народов (Völkerpsychologie). Примат общества над личностью. Германия. Создатели: Лацарус, Штейнталь. 1859. Предвестник – Гегель: в мире царит общий дух. Основная задача: психологическое познание сущности духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа. Вундт: психологический вариант психологии народов. Предложил разделить всю психологию на 2 части: экспериментальную, физиологическую психологию (ощущение, восприятие, память и т.д.) и культурно-историческую психологию, психологию народов. Метод психологии народов: анализ языка, мифов, традиций. II. Психология масс. Примат личности над обществом. Италия: Сигеле. Франция: Лебон. Предтеча: Тард. Дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с индивидуалистических позиций. Социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Эти две идеи – идея подражания и идея иррациональных моментов- были усвоены непосредственными создателями психологии масс (Сигеле, Лебон). Сигеле изучал уголовные дела, Лебон уделял внимание проблеме элиты и ее противопоставления ее массам. С точки зрения Лебона, любое скопление народа – масса, главная способность которой способность к наблюдению. Типичными чертами человека в массе является обезличивание, резкое увеличение роли чувства над разумом, утрата личной ответственности. Следовательно, масса всегда неуправляема, хаотична, ей нужен вождь, роль которого может выполнять элита. Выводы были сделаны на основе наблюдений ситуаций паники. Конец XIX начало XX века можно назвать «эрой толпы», поэтому идеи Лебона были живо восприняты.
III. Теория инстинктивного социального поведения. Макдугалл «Ведение в социальную психологию» (1908). 1908 г. – год окончательного утверждения самостоятельности социальной психологии. В этом же году выходит книга социолога Росса «Социальная психология». Макдугалл: причина социального поведения – врожденные инстинкты. Гормическая психология (гормэ – стремление, желание, порыв). Гормэ выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение и реализующаяся в качестве инстинктов. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Пары связанных между собой инстинктов и эмоций. Из инстинктов рождаются и все институты социализации, социальные учреждения. Для социальной психологии идеи Макдаголла сыграли отрицательную роль, т.к. определяющими моментами, по его теории, являются неосознанные инстинкты. IV. Экспериментальный период. См. вопрос № 4. Плюсы первых концепций: 1)четко поставлены вопросы; 2)попытка найти подходы с двух сторон – со стороны психологии и социологии; Минусы: 1)нет опоры на исследовательскую практику; 2)похожи на рассуждения.
3. Особенности развития социальной психологии в России (дискуссии о предмете).
4. Современные представления о предмете социальной психологии (американская и европейская традиция). I. Этапы развития социальной психологии на Западе. 1. С сер. XIX в. до начала ХХ века. Становление социальной психологии, первые социально-психологические теории (психология народов, масс, гормическая психология). См. вопрос № 2.
2. 1908 г. Макдугалл «Введение в социальную психологию», Росс «Социальная психология». Этими работами англичанин Макдугалл открыл европейскую традицию в социальной психологии, а Росс – американскую. После Первой мировой войны социальная психология начинается превращаться в экспериментальную науку (в Европе – Мёде, в США – Олпорт). Основные характеристики социальной психологии как экспериментальной науки: ü Строгий лабораторный эксперимент (ориентация на бихевиоризм с их крысами); ü Объект: большее внимание малой группе; ü Пропадает интерес к теории, социальная психология становится практической. 3. После Второй мировой войны и по сей день. Резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Это выразилось в первую очередь в интересе к теоретическому знанию. Основные ориентации: · Психологическая: бихевиоризм и необихевиоризм; психодинамический подход (психоанализ + гуманистическая психология); когнитивная психология. · Социологическая: интеракционизм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|