III. Современная социальная психология.
Социальная психология в Европе. Апелляция к психологии больших групп (народов, масс), философская ориентация на крупномасштабные социальные проблемы, широкое теоретизирование. Социальная психология в США. Изучение малых групп, ориентация на практику, много экспериментальных исследований и т.п. Социальная психология в России. Есть академическая, фундаментальная наука (ближе к Европе), а также прикладная и практическая психология (ближе к Америке). Социальная психология в странах Востока. НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧЁ ТАМ У НИХ!!!!!!!!!!
5. Методология и методы социально-психологического исследования. Внутринаучная методологическая рефлексия – особый вид деятельности ученых, пристальный анализ собственных методов и приемов исследования. Центральные проблемы. Т.к. социальная психология молодая наука, у нее нет собственного понятийного аппарата, и ей постоянно приходится ориентироваться на методологию психологии и социологии. Уровни методологии: 1. Общая методология. Это некоторые философские принципы, которые принимаются тем или иным ученым. Пр.: в социальной психологии должно быть определенное понимание общества, личности и т.д. 2. Специальная методология. Это совокупность методологических принципов, применяемых к данной области. Адаптация методологических принципов, как психологии, так и социологии. Пр.: принцип деятельности в социологии, психологии и социальной психологии. Принцип деятельности в социальной психологии:
3. Методы исследования. Все методы можно разделить на: 1) методы исследования; 2) методы воздействия. Методы сбора данных:
Ø Наблюдение Ø Изучение документов (напр., контент-анализ). Контент-анализ: выделяются некие единицы, а потом подсчитывается частота их употребления Ø Опросы (анкеты, интервью) Ø Тесты (социометрия) Ø Эксперимент Проблемы социальной психологии в психологическом исследовании: I. Проблема эмпирических данных. Что допустимо? 1) Какие должны быть данные? а. Данные об открытом повелении (бихевиоризм); б. Данные о сознании, о когнитивных функциях. 2) Каков должен быть объем данных? А. Корреляционные исследования (большой объем); Б. Экспериментальные исследования (ограниченный объем). II. Проблема интеграции данных в принципы, построение гипотез и теорий. Теории в социальной психологии (в отличие от теорий в естественных науках) не носят дедуктивного характера. Здесь важную роль играет гипотеза. Социальная психология через хорошие гипотезы работает с теориями среднего уровня (Корнилова). III. Проблема проверяемости гипотез. Андреева: «…В социальной психологии существуют такие предметные области, как область исследования психологических характеристик больших групп, массовых процессов, где необходимо применение совсем иных методов, и на том основании, что верификация здесь невозможна, области эти не могут быть исключены из проблематики науки; здесь нужна разработка иных способов проверки выдвигаемых гипотез» (с. 55). Интерес к качественным методам исследования (case-study), фокус-группам и т.п. Вопрос о качестве социально-психологической информации.
1) Надежность. Достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента. Характеристики надежности: ü Валидность инструмента. То, что измеряет, должно измерять то, что нужно. Как проверить? Эксперты, дополнительное интервью и т.д. ü Устойчивость (достоверность) информации. Информация должна быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. Как проверить? 1) повторное измерение; 2) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями; 3) проверка шкалы по частям. ü Точность информации. Насколько чувствителен инструмент. 2) Репрезентативность данных.
6. Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы.
7. Место общения в системе общественных и межличностных отношений. Мясищев: Как любой объект природы взаимодействует со средой, так и человек должен взаимодействовать со средой. У животного со средой есть связь, а у человека со средой – отношения. Разница между связью и отношением: → Человек выступает как активный субъект → В отношении роли строго определены Человек вступает в многочисленные отношения со средой; есть два типа отношений: 1. Общественные: экономические, политические, идеологические, между группами; изучаются социологией. Люди как представители определенных групп, выполняющие определенные функции. Отношения строятся на основе определенного положения индивидами в системе общества. Социальная роль – фиксация положения индивида в системе социальных отношений. От того, как человек интернализует роль зависит личностная характеристика этой роли – «стиль исполнения роли». Пример: препод может быть суровым, снисходительным и пр (имитивным). 2. Межличностные (психологические): в основе – диапазон «стилей исполнения социальных ролей». Складываются между людьми, имеют эмоциональную окраску. Эмоциональная основа – главное отличие от общественных отношений. Соотношение межличностных и общественных отношений:
Общение – реализация общественных и межличностных отношений. В каждом случае общаются действующие индивиды. Значение межличностного общения: → Объединение, создание общности, целостности (хорошая компания, друзья)
→ Передача сообщений, обмен информацией (беседа) → Встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер (глубоко понимать друг друга) Экзюпери: общение – единственная роскошь, которая есть у человека.
8. Общение и деятельность. Структура общения. Люди общаются в деятельности и «по поводу» деятельности. Общение и деятельность едины. А.Н. Леонтьев: деятельность – основа общения, а общение – сторона общения. Ломов: есть некое индивидуальное бытие человека, у которого есть 2 равноправные стороны:
Эльконин, Лисина: общение на определенном этапе человека становится ведущей деятельностью. Элькони – у подростков, Лисина – у дошкольников. А.А. Леонтьев: общение – вид деятельности, речевая деятельность. 3 аспекта связи общения и деятельности:
Совместная деятельность отличается тем, что в ней продукт – всегда результат коллективного усилия. Между людьми, создающими этот продукт складываются какие-то отношения®деятельность обогащается под влиянием общения. От общения в деятельности человек получает бОльшую удовлетворенность. Критерии: → У человека есть потребность в стимуляции своей активности. В деятельности возрастает стимуляция. → Есть потребность в событиях, в их знании. Общение в деятельности удовлетворяет эту потребность. → Потребность в узнавании. → Потребность в структурировании времени. С помощью общенияь деятельность организуется и обогащается. Структура общения:
Общение едино!!! Общение – обязательное условие познания окружающего социального мира.
9. Общение как обмен информацией. Коммуникация – обмен людьми в ходе совместной деятельности различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и проч. Коммуникация – процесс обмена информацией. Попытка свести человеческое общение к простой передачи информации (в свете теории информации) не увенчались успехом, т.к. обмен информации в человеческом общении предусматривает не только передачу информации, но и ее формирование, уточнение и развитие. Специфика обмена информации между людьми: I. Общение активно. Это не просто передача информации: коммуникация есть интерсубъектный процесс (S – S). В ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Коммуникация – это активный обмен информацией. Важный аспект – значимость информации, люди не просто обмениваются значениями, но и стремятся создать общий смысл (А.Н. Леонтьев). Информация должна быть не только принята, но понята, осмыслена. II. Психологическое воздействие одного участника коммуникативного процесса на другого с целью изменения его поведения или его представлений, знаний о чем-либо. III. Коммуникатор и реципиент должны обладать единой или сходной системой кодификации и декодификации. Нужен общий тезаурус (общая система значений, принимаемая всеми членами группы). Также должно быть одинаковое понимание ситуации общения. IV. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Причины: ü Социальные. Различная интерпретация понятий, употребляемых в общении, различное мироощущение, связанное с социальными характеристиками (политическими, религиозными, профессиональными и др.). Партнеры принадлежат к разным социальным группам. ü Психологические. Индивидуальные особенности индивидов (застенчивость) и специфически сложившиеся отношения (вражда, недоверие, лживость и т.д.). Т.о., применять теорию информации нужно осторожно, хотя для человеческого общения некоторые понятия этой теории уместны. Пр.: понятия аксиального (направленного единичным приемникам информации) и ретиального (направленного на множество адресатов) коммуникативного процесса. Типы информации, исходящие от коммуникатора: · Побудительная. Она рассчитана на стимуляцию действия. Пр.: приказ, просьба, совет. Стимуляция: активная, интердикция (запрет определенной деятельности), дестабилизация.
· Констатирующая. Сообщение.
10. Невербальная коммуникация. + Речь как средство коммуникации Вербальная коммуникация. Речь – важнейшая знаковая система, с помощью которой осуществляется обмен информацией. Речь: устная и письменная. Препятствия для понимания (особо сильно проявляются в случае межкультурной коммуникации): → Возможность использования двух типов значений: o Денотативных (молоток – инструмент для забивания гвоздей) o Коннотативных (молоток – тяжелая и холодная штука) → Полисемия (много смыслов одного слова) → Синонимия (много слов для обозначения одного и того же) Способ подачи сообщения через речь – текст. Процессы: говорение и слушание. Стили говорения: - одностильный, придерживается испытанной стратегии - в разных ситуациях надо использовать разный стиль. Стили слушающего: умение и желание слушать/неумение и нежелание. Типы ролей: коммуникатор (говорящий) и реципиент (слушающий). Зимняя. Последовательность действий коммунитатора и реципиента в процессе общения:
Точность понимания слушающим смысла сообщения становится понятной для коммуникатора после смены коммуникативных ролей. Диалог – последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит развитие, обогащение информации. Обратная связь – важный инструмент этого процесса. Виды обратной связи:
Критерии эффективности обмена информацией:
▫ Фонетический (логопедия) ▫ Семиотический (слова не известны по смыслу) ▫ Стилистический ▫ Логический Убеждающая коммуникация – совокупность мер, направленных на повышение эффективности обмена информацией. Ласуэлл для изучения убеждающего воздействия СМИ, модель коммуникативного процесса:
Для повышения эффективности надо изучать каждый элемент. Коммуникатор:
Невербальная коммуникация.
Функции: - дополнение речи - замещение речи - репрезентация эмоционального состояния
11. Общение как взаимодействие. 12. Подходы к описанию структуры взаимодействия. Взаимодействие – это та сторона общения, которая обеспечивает не только передачу информации, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Содержания взаимодействия: ü Каждому человеку в процессе взаимодействия приходится считаться не только со своими планами, но и с планами, созревшими в голове другого. ü Умение соотносить вклады каждого партнера в акт взаимодействия. ü Успешность взаимодействия зависит еще и от степени включенности. Структура взаимодействия. Однозначного ответа нет, поиски продолжаются. Попытки: 1. «Теория социального действия». Т. Парсонс. Основа социальной деятельности – межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. Компоненты: § Деятель § «Другой» (объект, на который направлено действие) § Нормы (по которым организуется взаимодействие) § Ценности (которые принимает каждый участник) § Ситуация (в которой совершается действие) Деятель, мотивированный тем, что его действие на реализацию его установок, развивает систему ориентаций по отношению к «Другому». Выделяется 5 таких ориентаций. Но эта схема чересчур абстрактна, и не реализуется ни в практических, ни в экспериментальных исследованиях. 2. Щепаньский: выделение не элементов, а этапов развития интеракции. Центральное понятие социальная связь. Этапы:
Эта схема не слишком строгая. В отечественной социальной психологии есть похожая система (Панферов). 3. «Транзактный анализ». Э. Берн. Эффективным можно считать такое взаимодействие, в котором есть следующие характеристики: · Позиции участников; · Ситуации, в которых актуализируются позиции; · Стиль действия. Позиции: Ребенок («хочу!»), Родитель («надо!»), Взрослый («давай обсудим»). Показатели эффективности: v «Дополнительный» характер (напр., В ↔ В); v Адекватное понимание ситуации. Виды ситуаций (Аргайл): 1) официальные события; 2) случайные встречи; 3) формальные контакты; 4) асимметричные ситуации (следователь – обвиняемый, экзаменатор – студент и др.). Важно, чтобы позиции сочетались с ситуацией. v Стиль поведения участников. Стили: 1) Ритуальный. Цель: не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней. 2) Манипулятивный. Цель: управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. 3) Гуманистический. Цель: не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия.
13. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Типы взаимодействия. Человек постоянно входит в огромное количество всякого рода взаимодействий; выделение же отдельных видов интеракции преследует цель эмпирического исследования этого процесса. Выделяют (в целом) 2 типа интеракции: кооперацию и конкуренцию. I. Кооперация – координация единичных сил участников, их упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил. Атрибуты кооперации: взаимопомощь участников, их взаимовлияние, включенность во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденной ее особой природой. Признаки совместной деятельности (по Леонтьеву): ü Разделение единого процесса деятельности между участниками; ü Изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности. II. Второй тип взаимодействия – конкуренция. Не следует отождествлять конкуренцию с враждой, т.к. есть продуктивная конкуренция. Шмелев: эта конкуренция честная, гуманная, справедливая, созидательная. Степени продуктивной конкуренции (критерий: «мягкость/жесткость»): I. Соревнование. Цель: не удаление противника, а построение рейтинга. II. Соперничество. Проигравший выбывает. III. Конфронтация (негативн.). Партнер является враждебным элементом. Эта стадия может перейти в конфликт.
14. Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Р. Бейлс. Схема регистрации различных видов взаимодействия в группе. Бейлс методом наблюдения фиксировал реальные проявления взаимодействия в группе детей, выполняющих совместную деятельность. Всего получил 82 вида, которые путем категоризации он свел к 12.
Эти виды – минимум, необходимый для учета всех возможных видов взаимодействия; максимум, который допустим в эксперименте. Минусы: - нет логического обоснования существования именно 12 видов. - Нет единого основания, по которому могут быть выделены взаимодействия - В ней отражены только формальные моменты взаимодействия! Опущена характеристика содержания общей групповой деятельности. Дж. Тибо, Г. Келли. Методика на основе математической теории игр, например «дилемма узника». Два узника в заключении, не могут общаться, пришли на допрос. У каждого два варианта: сознаться или нет®матрица из 4 ситуаций. Рассчитывают выигрыш, который получает каждый игрок при разных раскладах. Применение этой методики®перспективы описания и прогноза поведения каждого участника взаимодействия. Ограничения: в теории игр рассматриваются 2 типа игры: ü с нулевой суммой: выигрыш одного=проигрыш другого, в реальном взаимодействии так не бывает ü с ненулевой суммой: гораздо меньшая степень формализации.
15. Психологическая характеристика конфликтного взаимодействия. Конфликт – действие, предпринятое на основании осознания непримиримости позиций. Конфликт – осознание непримиримости позиций. Структура:
Динамика: 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации: два человека хотят разных вещей и стремятся получить каждый свое, но их пути пересекаются®конфликт. 2. Осознание объективной конфликтной ситуации: ü Адекватно понятый конфликт: есть конфликт, все это правильно понимают ü Неадекватно понятый конфликт: есть конфликт, все это понимают, но не так как это есть на самом деле ü Конфликт психологически не существует: есть конфликт, но его никто не заметил, не осознал ü Ложный конфликт: нет конфликта, а все думают, что есть ü Нет конфликта ни объективно, ни с точки зрения сторон. Осознание конфликтной ситуации сопровождается эмоциональным окрашиванием. 3. Переход к конфликтному поведению: действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее цели, намерения. Это поведение должно осознаваться участниками как конфликтное. Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, а эмоции стимулируют конфликтное поведение. В процессе конфликтного поведения возможна корректировка первоначальных априорных картин сторон®более адекватное понимание ситуации. 4. Разрешение конфликта: возможно за счет ü Преобразования объективной конфликтной ситуации ü Преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон. Возможно двоякое разрешение конфликта: частичное (исключается только конфликтное поведение) и полное (конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне) Функции: 1) Деструктивная. Внутриличностный®психологический дискомфорт®вплоть до разрушения личности. 2) Конструктивная. Внутриличностный®развитие личности Причины: ü Распределение ресурсов: их мало и надо их делить, вот только как? ü Взаимозависимость задач: а я не смог доделать свою часть, т.к. Вася не явился на работу. А у него дома остался важный кусок материала, а по и-нету он прислать не смог, т.к. бухгалтерия не выдала денег на оплату услуг связи…. ü Различия в целях: Васе надо заработать денег, чтоб кормить семью, а Петя – за внедрение новых, но рискованных идей®у них конфликт ü Различия в представлениях и ценностях: что важнее для каждого участника деятельности? ü Различия в манере поведения и жизненном опыте ü Неудовлетворительные коммуникации
16. Типы конфликтов и способы их разрешения. М. Дойч.
Может быть конструктивный и деструктивный. Экспансия – развитие деструктивного конфликта, когда в него вовлекается боьше действий, мотивов, участников; переход на личности; повышенная интенсивность негативных характеристик партнера. Эскалация – развитие деструктивного конфликта, когда идет наращивание (из мухи слона). Продуктивный конфликт направлен на решение проблемы: - может быть получена новая информация о проблеме - лучше понимается мотивация партнера. По сторонам/участникам: ü межгрупповой: например между разными ветвями штата: рекламщики и поставщики не договорились. ü межличностный: борьба за ограниченные ресурсы; столкновение личностей. ü Внутригрупповой (между личностью и группой): личность заняла отличную от групповой точку зрения; начальник вынужден идти на непопулярные меры. ü внутриличностный: ролевой конфликт (человеку предъявляют противоречивые требования по поводу результата работы; нарушен принцип единоначалия (два противоречащих друг другу начальника); производственные требования не согласуются с личностными потребностями; ответ на рабочую перегрузку/недогрузку); Механизмы регулирования и разрешения конфликтов: 1. переговоры®достижение компромисса; обоюдные уступки для нахождения оптимального решения; интегральное соглашение. 2. Методика Осгуда ПОИР (поэтапной обоюдной инициативы по разрешению конфликта)
17. Общение как познание людьми друг друга. 18. Специфика понятия «социальная перцепция». В общении важен факт того, как партнеры воспринимают друг друга – перцептивная сторона общения. Брунер, 1947г., New Look: социальная перцепция – восприятие социальных объектов (другого человека, социальной группы, большой социальной общности). Процессы социальной перцепции.
Социальную психологию интересуют не процессы социальной перцепции вообще, а межличностная перцепция (межличностное восприятие = восприятие человека человеком). Восприятие социальных объектов очень многозначно, обладает множеством черт, которые не отражаются в терминах «восприятие», «перцепция». Поэтому сейчас продолжается поиск более подходящего термина. Многие исследователи используют французское «connaissanse d’autrui» – «познание другого». Такое употребление более широкого термина обусловлено тем, что в общении воспринимаются не только физические характеристики человека, но и поведенческие характеристики, предположения о его мыслях, чувствах, эмоциях, установках и пр. Кроме того, такой процесс восприятия, как селективность (избирательность), включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и пр. Новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе прошлого опыта®стереотипизация. Большую роль в межличностном восприятии играют детерминанты перцептивной ситуации: @ Активность субъекта @ Ожидания @ Желания, намерения @ Прошлый опыт Социальная перцепция: a) В социальной психологии в процесс восприятия включены другие когнитивные процессы, в т.ч. мышление. b) Разный акцент на структурных компонентах восприятия: c) Социальная детерминация процесса восприятия: гораздо более детально расписано.
19. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Рубинштейн: человек, общаясь с другим человеком, видит его физические характеристики, за которыми он должен разглядеть психологические характеристики. Человек – это текст, за которым лежит смысл. Понимание этого смысла зависит от: - Качеств читающего - Качеств читаемого - Ситуации. Впечатления от процесса общения играют важную регуляторную функцию: 1. познавая другого, формируется и сам познающий индивид. 2. по мере точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Связь с самосознанием: ü богатство представлений о себе самом определяет и богатство представлений о другом человеке. ü Чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится и представление о самом себе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|