Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Современная социальная психология.




Социальная психология в Европе. Апелляция к психологии больших групп (народов, масс), философская ориентация на крупномасштабные социальные проблемы, широкое теоретизирование.

Социальная психология в США. Изучение малых групп, ориентация на практику, много экспериментальных исследований и т.п.

Социальная психология в России. Есть академическая, фундаментальная наука (ближе к Европе), а также прикладная и практическая психология (ближе к Америке).

Социальная психология в странах Востока. НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧЁ ТАМ У НИХ!!!!!!!!!!

 

5. Методология и методы социально-психологического исследования.

Внутринаучная методологическая рефлексия – особый вид деятельности ученых, пристальный анализ собственных методов и приемов исследования.

Центральные проблемы. Т.к. социальная психология молодая наука, у нее нет собственного понятийного аппарата, и ей постоянно приходится ориентироваться на методологию психологии и социологии.

Уровни методологии:

1. Общая методология. Это некоторые философские принципы, которые принимаются тем или иным ученым. Пр.: в социальной психологии должно быть определенное понимание общества, личности и т.д.

2. Специальная методология. Это совокупность методологических принципов, применяемых к данной области. Адаптация методологических принципов, как психологии, так и социологии. Пр.: принцип деятельности в социологии, психологии и социальной психологии. Принцип деятельности в социальной психологии:

  • Деятельность как совместная социальная деятельность людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи (напр., коммуникативные).
  • Субъект деятельности – не только индивид, но и группа (идя коллективного субъекта деятельности).
  • Атрибуты коллективного субъекта деятельности – потребности, мотивы, цели группы.
  • Недопустимость сведения любого исследования к простой констатации актов индивидуальной деятельности вне определенного «социального контекста».

3. Методы исследования. Все методы можно разделить на: 1) методы исследования; 2) методы воздействия. Методы сбора данных:

Ø Наблюдение

Ø Изучение документов (напр., контент-анализ). Контент-анализ: выделяются некие единицы, а потом подсчитывается частота их употребления

Ø Опросы (анкеты, интервью)

Ø Тесты (социометрия)

Ø Эксперимент

Проблемы социальной психологии в психологическом исследовании:

I. Проблема эмпирических данных. Что допустимо? 1) Какие должны быть данные? а. Данные об открытом повелении (бихевиоризм); б. Данные о сознании, о когнитивных функциях. 2) Каков должен быть объем данных? А. Корреляционные исследования (большой объем); Б. Экспериментальные исследования (ограниченный объем).

II. Проблема интеграции данных в принципы, построение гипотез и теорий. Теории в социальной психологии (в отличие от теорий в естественных науках) не носят дедуктивного характера. Здесь важную роль играет гипотеза. Социальная психология через хорошие гипотезы работает с теориями среднего уровня (Корнилова).

III. Проблема проверяемости гипотез. Андреева: «…В социальной психологии существуют такие предметные области, как область исследования психологических характеристик больших групп, массовых процессов, где необходимо применение совсем иных методов, и на том основании, что верификация здесь невозможна, области эти не могут быть исключены из проблематики науки; здесь нужна разработка иных способов проверки выдвигаемых гипотез» (с. 55). Интерес к качественным методам исследования (case-study), фокус-группам и т.п.

Вопрос о качестве социально-психологической информации.

1) Надежность. Достигается прежде всего проверкой на надежность инструмента. Характеристики надежности:

ü Валидность инструмента. То, что измеряет, должно измерять то, что нужно. Как проверить? Эксперты, дополнительное интервью и т.д.

ü Устойчивость (достоверность) информации. Информация должна быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной. Как проверить? 1) повторное измерение; 2) измерение одного и того же свойства разными наблюдателями; 3) проверка шкалы по частям.

ü Точность информации. Насколько чувствителен инструмент.

2) Репрезентативность данных.

 

6. Специфика социально-психологического эксперимента и его основные типы.

 

7. Место общения в системе общественных и межличностных отношений.

Мясищев: Как любой объект природы взаимодействует со средой, так и человек должен взаимодействовать со средой. У животного со средой есть связь, а у человека со средой – отношения. Разница между связью и отношением:

→ Человек выступает как активный субъект

→ В отношении роли строго определены

Человек вступает в многочисленные отношения со средой; есть два типа отношений:

1. Общественные: экономические, политические, идеологические, между группами; изучаются социологией. Люди как представители определенных групп, выполняющие определенные функции. Отношения строятся на основе определенного положения индивидами в системе общества. Социальная роль – фиксация положения индивида в системе социальных отношений. От того, как человек интернализует роль зависит личностная характеристика этой роли – «стиль исполнения роли». Пример: препод может быть суровым, снисходительным и пр (имитивным).

2. Межличностные (психологические): в основе – диапазон «стилей исполнения социальных ролей». Складываются между людьми, имеют эмоциональную окраску. Эмоциональная основа – главное отличие от общественных отношений.

Соотношение межличностных и общественных отношений:

 

 


Общение – реализация общественных и межличностных отношений. В каждом случае общаются действующие индивиды.

Значение межличностного общения:

→ Объединение, создание общности, целостности (хорошая компания, друзья)

→ Передача сообщений, обмен информацией (беседа)

→ Встречное движение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер (глубоко понимать друг друга)

Экзюпери: общение – единственная роскошь, которая есть у человека.

 

8. Общение и деятельность. Структура общения.

Люди общаются в деятельности и «по поводу» деятельности. Общение и деятельность едины.

А.Н. Леонтьев: деятельность – основа общения, а общение – сторона общения.

Ломов: есть некое индивидуальное бытие человека, у которого есть 2 равноправные стороны:

  1. S®O деятельность
  2. SfgO общение

Эльконин, Лисина: общение на определенном этапе человека становится ведущей деятельностью. Элькони – у подростков, Лисина – у дошкольников.

А.А. Леонтьев: общение – вид деятельности, речевая деятельность.

3 аспекта связи общения и деятельности:

  1. Генетический: в ходе деятельности возникла потребность в общении
  2. Логический: единство формул S®O и SfgO => общение связано с деятельностью
  3. Функциональный: существует динамика во взаимодействии общения и деятельности. Общение началось как ответ на потребность и продолжается как необходимая составляющая.

Совместная деятельность отличается тем, что в ней продукт – всегда результат коллективного усилия. Между людьми, создающими этот продукт складываются какие-то отношения®деятельность обогащается под влиянием общения. От общения в деятельности человек получает бОльшую удовлетворенность.

Критерии:

→ У человека есть потребность в стимуляции своей активности. В деятельности возрастает стимуляция.

→ Есть потребность в событиях, в их знании. Общение в деятельности удовлетворяет эту потребность.

→ Потребность в узнавании.

→ Потребность в структурировании времени.

С помощью общенияь деятельность организуется и обогащается.

Структура общения:

  1. коммуникация: обмен информацией между индивидами
  2. интеракция: взаимодействие между общающимися индивидами, обмен действиями
  3. социальная перцепция: восприятие и познание участниками общения друг друга, установление взаимопонимания.

Общение едино!!! Общение – обязательное условие познания окружающего социального мира.

 

9. Общение как обмен информацией.

Коммуникация – обмен людьми в ходе совместной деятельности различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и проч.

Коммуникация – процесс обмена информацией. Попытка свести человеческое общение к простой передачи информации (в свете теории информации) не увенчались успехом, т.к. обмен информации в человеческом общении предусматривает не только передачу информации, но и ее формирование, уточнение и развитие.

Специфика обмена информации между людьми:

I. Общение активно. Это не просто передача информации: коммуникация есть интерсубъектный процесс (S – S). В ответ на посланную информацию будет получена новая информация, исходящая от другого партнера. Коммуникация – это активный обмен информацией. Важный аспект – значимость информации, люди не просто обмениваются значениями, но и стремятся создать общий смысл (А.Н. Леонтьев). Информация должна быть не только принята, но понята, осмыслена.

II. Психологическое воздействие одного участника коммуникативного процесса на другого с целью изменения его поведения или его представлений, знаний о чем-либо.

III. Коммуникатор и реципиент должны обладать единой или сходной системой кодификации и декодификации. Нужен общий тезаурус (общая система значений, принимаемая всеми членами группы). Также должно быть одинаковое понимание ситуации общения.

IV. В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Причины:

ü Социальные. Различная интерпретация понятий, употребляемых в общении, различное мироощущение, связанное с социальными характеристиками (политическими, религиозными, профессиональными и др.). Партнеры принадлежат к разным социальным группам.

ü Психологические. Индивидуальные особенности индивидов (застенчивость) и специфически сложившиеся отношения (вражда, недоверие, лживость и т.д.).

Т.о., применять теорию информации нужно осторожно, хотя для человеческого общения некоторые понятия этой теории уместны. Пр.: понятия аксиального (направленного единичным приемникам информации) и ретиального (направленного на множество адресатов) коммуникативного процесса.

Типы информации, исходящие от коммуникатора:

· Побудительная. Она рассчитана на стимуляцию действия. Пр.: приказ, просьба, совет. Стимуляция: активная, интердикция (запрет определенной деятельности), дестабилизация.

· Констатирующая. Сообщение.

 

10. Невербальная коммуникация.

+ Речь как средство коммуникации

Вербальная коммуникация. Речь – важнейшая знаковая система, с помощью которой осуществляется обмен информацией. Речь: устная и письменная.

Препятствия для понимания (особо сильно проявляются в случае межкультурной коммуникации):

→ Возможность использования двух типов значений:

o Денотативных (молоток – инструмент для забивания гвоздей)

o Коннотативных (молоток – тяжелая и холодная штука)

→ Полисемия (много смыслов одного слова)

→ Синонимия (много слов для обозначения одного и того же)

Способ подачи сообщения через речь – текст. Процессы: говорение и слушание.

Стили говорения:

- одностильный, придерживается испытанной стратегии

- в разных ситуациях надо использовать разный стиль.

Стили слушающего: умение и желание слушать/неумение и нежелание. Типы ролей: коммуникатор (говорящий) и реципиент (слушающий).

Зимняя. Последовательность действий коммунитатора и реципиента в процессе общения:

 

 

Точность понимания слушающим смысла сообщения становится понятной для коммуникатора после смены коммуникативных ролей. Диалог – последовательная смена коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит развитие, обогащение информации. Обратная связь – важный инструмент этого процесса. Виды обратной связи:

  1. безоценочная: переспрашивание, уточнение вопросов
  2. оценочная
    • негативная: корректировка, критика
    • позитивная: одобрение, поддержка.

Критерии эффективности обмена информацией:

  1. разумное использование тезауруса. Вопрос о новоязе. Проявляется в виде жаргона, сленга, сопутствующих определенному поколению. Может быть профессиональным.
  2. Учет ситуации, в которой происходит общение.
  3. Умение преодолевать специфические коммуникативные барьеры:
    1. Избегание (не слушают)
    2. Авторитет (коммуникатор кажется не достаточно авторитетным)
    3. Барьеры непонимания:

▫ Фонетический (логопедия)

▫ Семиотический (слова не известны по смыслу)

▫ Стилистический

▫ Логический

Убеждающая коммуникация – совокупность мер, направленных на повышение эффективности обмена информацией. Ласуэлл для изучения убеждающего воздействия СМИ, модель коммуникативного процесса:

  1. Кто передает сообщение? ® коммуникатор
  2. Что передается? ® сообщение, текст
  3. Как осуществляется передача? ® канал (радио, газета, ТВ)
  4. Кому? ® аудитория
  5. С каким эффектом? ® эффективность

Для повышения эффективности надо изучать каждый элемент.

Коммуникатор:

  1. Открытый: объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает факты, ее подтверждающие
  2. Отстраненный: подчеркнуто нейтрален, сопоставляет противоположные факты, может намекать на одну из позиций, но не прямо.
  3. Закрытый: умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее.

Невербальная коммуникация.

  1. Кинесика:
    ®мимика®Экман, методика FAST,
    ®жесты®Аргайл изучал кросс-культурные различия частоты и характера жестов; виды жестов: коммуникативные, описательно-изобразительные, модальные (выражение эмоции), ритуальные.
    ®пантомимика (позы)®Пиз, особенности походки, открытая\закрытая, доминирующая\подчиняющаяся поза.
    Дарвин изучал эмоции: моторика отображает эмоции.
  2. паралингвистика (интонация, вокал, тембр) и экстралингвистика (покашливания, слова-паразиты, смех, паузы)
  3. проксемика (пространство®дистанция(пузыри Холла), размещение за столом; время общения®нормы и правила организации коммуникативного процесса)
  4. визуальное общение: контакт глаз. Функции: информационный поиск, стремление скрыть или обнаружить свое Я, демонстрация психологической близости.

Функции:

- дополнение речи

- замещение речи

- репрезентация эмоционального состояния

 

11. Общение как взаимодействие.

12. Подходы к описанию структуры взаимодействия.

Взаимодействие – это та сторона общения, которая обеспечивает не только передачу информации, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Содержания взаимодействия:

ü Каждому человеку в процессе взаимодействия приходится считаться не только со своими планами, но и с планами, созревшими в голове другого.

ü Умение соотносить вклады каждого партнера в акт взаимодействия.

ü Успешность взаимодействия зависит еще и от степени включенности.

Структура взаимодействия. Однозначного ответа нет, поиски продолжаются. Попытки:

1. «Теория социального действия». Т. Парсонс. Основа социальной деятельности – межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. Компоненты:

§ Деятель

§ «Другой» (объект, на который направлено действие)

§ Нормы (по которым организуется взаимодействие)

§ Ценности (которые принимает каждый участник)

§ Ситуация (в которой совершается действие)

Деятель, мотивированный тем, что его действие на реализацию его установок, развивает систему ориентаций по отношению к «Другому». Выделяется 5 таких ориентаций. Но эта схема чересчур абстрактна, и не реализуется ни в практических, ни в экспериментальных исследованиях.

2. Щепаньский: выделение не элементов, а этапов развития интеракции. Центральное понятие социальная связь. Этапы:

  • Пространственный контакт;
  • Психический контакт (взаимная заинтересованность);
  • Социальный контакт (совместная деятельность);
  • Взаимодействие (систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера);
  • Социальное отношение (взаимно сопряженные системы действия).

Эта схема не слишком строгая. В отечественной социальной психологии есть похожая система (Панферов).

3. «Транзактный анализ». Э. Берн. Эффективным можно считать такое взаимодействие, в котором есть следующие характеристики:

· Позиции участников;

· Ситуации, в которых актуализируются позиции;

· Стиль действия.

Позиции: Ребенок («хочу!»), Родитель («надо!»), Взрослый («давай обсудим»). Показатели эффективности:

v «Дополнительный» характер (напр., В ↔ В);

v Адекватное понимание ситуации. Виды ситуаций (Аргайл): 1) официальные события; 2) случайные встречи; 3) формальные контакты; 4) асимметричные ситуации (следователь – обвиняемый, экзаменатор – студент и др.). Важно, чтобы позиции сочетались с ситуацией.

v Стиль поведения участников.

Стили:

1) Ритуальный. Цель: не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней.

2) Манипулятивный. Цель: управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию.

3) Гуманистический. Цель: не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия.

 

13. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Типы взаимодействия. Человек постоянно входит в огромное количество всякого рода взаимодействий; выделение же отдельных видов интеракции преследует цель эмпирического исследования этого процесса. Выделяют (в целом) 2 типа интеракции: кооперацию и конкуренцию.

I. Кооперация – координация единичных сил участников, их упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил. Атрибуты кооперации: взаимопомощь участников, их взаимовлияние, включенность во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденной ее особой природой. Признаки совместной деятельности (по Леонтьеву):

ü Разделение единого процесса деятельности между участниками;

ü Изменение деятельности каждого, т.к. результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.

II. Второй тип взаимодействия – конкуренция. Не следует отождествлять конкуренцию с враждой, т.к. есть продуктивная конкуренция. Шмелев: эта конкуренция честная, гуманная, справедливая, созидательная. Степени продуктивной конкуренции (критерий: «мягкость/жесткость»):

I. Соревнование. Цель: не удаление противника, а построение рейтинга.

II. Соперничество. Проигравший выбывает.

III. Конфронтация (негативн.). Партнер является враждебным элементом. Эта стадия может перейти в конфликт.

 

14. Экспериментальные методы регистрации взаимодействия.

Р. Бейлс. Схема регистрации различных видов взаимодействия в группе.

Бейлс методом наблюдения фиксировал реальные проявления взаимодействия в группе детей, выполняющих совместную деятельность. Всего получил 82 вида, которые путем категоризации он свел к 12.

Область позитивных эмоций ü солидарность ü снятие напряжения ü согласие
Область решения проблем
  • предложение, указание
  • мнение
  • ориентация других
Область постановки проблем 1. просьба об информации 2. просьба высказать мнение 3. просьба об указании
Область негативных эмоций
  • несогласие
  • создание напряженности
  • демонстрация антагонизма

Эти виды – минимум, необходимый для учета всех возможных видов взаимодействия; максимум, который допустим в эксперименте.

Минусы:

- нет логического обоснования существования именно 12 видов.

- Нет единого основания, по которому могут быть выделены взаимодействия

- В ней отражены только формальные моменты взаимодействия! Опущена характеристика содержания общей групповой деятельности.

Дж. Тибо, Г. Келли. Методика на основе математической теории игр, например «дилемма узника». Два узника в заключении, не могут общаться, пришли на допрос. У каждого два варианта: сознаться или нет®матрица из 4 ситуаций. Рассчитывают выигрыш, который получает каждый игрок при разных раскладах. Применение этой методики®перспективы описания и прогноза поведения каждого участника взаимодействия.

Ограничения: в теории игр рассматриваются 2 типа игры:

ü с нулевой суммой: выигрыш одного=проигрыш другого, в реальном взаимодействии так не бывает

ü с ненулевой суммой: гораздо меньшая степень формализации.

 

15. Психологическая характеристика конфликтного взаимодействия.

Конфликт – действие, предпринятое на основании осознания непримиримости позиций.

Конфликт – осознание непримиримости позиций.

Структура:

  1. участники, оппоненты: их мотивы, цели, ценности, установки.
  2. условия протекания: социально-психологическая среда (социальные группы с их особенностями)
  3. ситуация, в которой развертывается конфликт; ее образы: представления участников о себе, о противостоящих сторонах и о среде, в которой разворачивается конфликт.
  4. инцидент, повод к конфликту
  5. возможные действия участников конфликта, обусловленные их образами ситуации.
  6. Исходы конфликтных действий.

Динамика:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации: два человека хотят разных вещей и стремятся получить каждый свое, но их пути пересекаются®конфликт.

2. Осознание объективной конфликтной ситуации:
ситуации соотношения реальности и идеальными картинами участников:

ü Адекватно понятый конфликт: есть конфликт, все это правильно понимают

ü Неадекватно понятый конфликт: есть конфликт, все это понимают, но не так как это есть на самом деле

ü Конфликт психологически не существует: есть конфликт, но его никто не заметил, не осознал

ü Ложный конфликт: нет конфликта, а все думают, что есть

ü Нет конфликта ни объективно, ни с точки зрения сторон.

Осознание конфликтной ситуации сопровождается эмоциональным окрашиванием.

3. Переход к конфликтному поведению: действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее цели, намерения. Это поведение должно осознаваться участниками как конфликтное. Конфликтные действия резко обостряют эмоциональный фон протекания конфликта, а эмоции стимулируют конфликтное поведение. В процессе конфликтного поведения возможна корректировка первоначальных априорных картин сторон®более адекватное понимание ситуации.

4. Разрешение конфликта: возможно за счет

ü Преобразования объективной конфликтной ситуации

ü Преобразования образов ситуации, имеющихся у сторон.

Возможно двоякое разрешение конфликта: частичное (исключается только конфликтное поведение) и полное (конфликт устраняется и на уровне фактического поведения, и на внутреннем уровне)

Функции:

1) Деструктивная. Внутриличностный®психологический дискомфорт®вплоть до разрушения личности.
внутригрупповой®снижает ЦОЕ, сплоченность®снижает эффективность функционирования группы
межгрупповой®снижает эффективность функционирования

2) Конструктивная. Внутриличностный®развитие личности
групповой и межгрупповой®предотвращение стагнации, источник нововведений.
играет познавательную роль, роль практической проверки

Причины:

ü Распределение ресурсов: их мало и надо их делить, вот только как?

ü Взаимозависимость задач: а я не смог доделать свою часть, т.к. Вася не явился на работу. А у него дома остался важный кусок материала, а по и-нету он прислать не смог, т.к. бухгалтерия не выдала денег на оплату услуг связи….

ü Различия в целях: Васе надо заработать денег, чтоб кормить семью, а Петя – за внедрение новых, но рискованных идей®у них конфликт

ü Различия в представлениях и ценностях: что важнее для каждого участника деятельности?

ü Различия в манере поведения и жизненном опыте

ü Неудовлетворительные коммуникации

 

16. Типы конфликтов и способы их разрешения.

М. Дойч.

  1. Подлинный конфликт: существует объективно и воспринимается адекватно
  2. Случайный, условный конфликт: его существование зависит от легко изменяемых обстоятельств
  3. Смещенный конфликт: за явным конфликтом лежит другой, скрытый, - он источник явного конфликта.
  4. Неверно приписанный конфликт: никто ни чего не понял (ошибочно понятые стороны конфликтуют по поводу ошибочно истолкованных проблем) и конфликтуют.
  5. Латентный конфликт: объективно есть, но не происходит, т.к. не осознается.
  6. Ложный конфликт: нет объективных оснований, но он существует в силу ошибок понимания, восприятия.

Может быть конструктивный и деструктивный.

Экспансия – развитие деструктивного конфликта, когда в него вовлекается боьше действий, мотивов, участников; переход на личности; повышенная интенсивность негативных характеристик партнера.

Эскалация – развитие деструктивного конфликта, когда идет наращивание (из мухи слона).

Продуктивный конфликт направлен на решение проблемы:

- может быть получена новая информация о проблеме

- лучше понимается мотивация партнера.

По сторонам/участникам:

ü межгрупповой: например между разными ветвями штата: рекламщики и поставщики не договорились.

ü межличностный: борьба за ограниченные ресурсы; столкновение личностей.

ü Внутригрупповой (между личностью и группой): личность заняла отличную от групповой точку зрения; начальник вынужден идти на непопулярные меры.

ü внутриличностный: ролевой конфликт (человеку предъявляют противоречивые требования по поводу результата работы; нарушен принцип единоначалия (два противоречащих друг другу начальника); производственные требования не согласуются с личностными потребностями; ответ на рабочую перегрузку/недогрузку);

Механизмы регулирования и разрешения конфликтов:

1. переговоры®достижение компромисса; обоюдные уступки для нахождения оптимального решения; интегральное соглашение.

2. Методика Осгуда ПОИР (поэтапной обоюдной инициативы по разрешению конфликта)

 

 

17. Общение как познание людьми друг друга.

18. Специфика понятия «социальная перцепция».

В общении важен факт того, как партнеры воспринимают друг друга – перцептивная сторона общения.

Брунер, 1947г., New Look: социальная перцепция – восприятие социальных объектов (другого человека, социальной группы, большой социальной общности).

Процессы социальной перцепции.

  1. Члены одной группы воспринимают друг друга.
  2. Член одной группы воспринимает члена другой группы.
  3. Член группы воспринимает свою группу.
  4. Член группы воспринимае другую группу в целом.
  5. Группа воспринимает своего члена.
  6. Группа воспринимает члена другой группы.
  7. Группа воспринимает саму себя.
  8. Группа воспринимает другую группу в целом.

 

 

Социальную психологию интересуют не процессы социальной перцепции вообще, а межличностная перцепция (межличностное восприятие = восприятие человека человеком).

Восприятие социальных объектов очень многозначно, обладает множеством черт, которые не отражаются в терминах «восприятие», «перцепция». Поэтому сейчас продолжается поиск более подходящего термина. Многие исследователи используют французское «connaissanse d’autrui» – «познание другого». Такое употребление более широкого термина обусловлено тем, что в общении воспринимаются не только физические характеристики человека, но и поведенческие характеристики, предположения о его мыслях, чувствах, эмоциях, установках и пр.

Кроме того, такой процесс восприятия, как селективность (избирательность), включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и пр. Новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе прошлого опыта®стереотипизация.

Большую роль в межличностном восприятии играют детерминанты перцептивной ситуации:

@ Активность субъекта

@ Ожидания

@ Желания, намерения

@ Прошлый опыт

Социальная перцепция:

a) В социальной психологии в процесс восприятия включены другие когнитивные процессы, в т.ч. мышление.

b) Разный акцент на структурных компонентах восприятия:
S®процесс®O=образ, который живет своей жизнью и с которым строится взаимодействие.

c) Социальная детерминация процесса восприятия: гораздо более детально расписано.

 

19. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Рубинштейн: человек, общаясь с другим человеком, видит его физические характеристики, за которыми он должен разглядеть психологические характеристики.

Человек – это текст, за которым лежит смысл. Понимание этого смысла зависит от:

- Качеств читающего

- Качеств читаемого

- Ситуации.

Впечатления от процесса общения играют важную регуляторную функцию:

1. познавая другого, формируется и сам познающий индивид.

2. по мере точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Связь с самосознанием:

ü богатство представлений о себе самом определяет и богатство представлений о другом человеке.

ü Чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится и представление о самом себе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...