Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные сферы тестирования, положительные и отрицательные аспекты тестирования




Тестирование - (от англ. - опыт, проба) - метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существуют три основные сферы тестирования: - (от англ. - опыт, проба) - метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существуют три основные сферы тестирования:

· образование - в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнения учебных программ;

· профессиональная подготовка и отбор - в связи с увеличением производства;

· психологическое консультирование - в связи с ускорением социодинамических процессов.

Популярность метода тестов объясняется следующими главными его достоинствами:

1) Стандартизация условий и результатов. Тестовые методики от-носительно независимы от квалификации пользователя (исполнителя), на роль которого можно подготовить даже лаборанта со средним обра-зованием. Это не означает того, что для подготовки комплексного за-ключения по батарее тестов не надо привлекать квалифицированного специалиста с полноценным высшим психологическим образованием.

2) Оперативность и экономичность. Типичный тест состоит из серии заданий, на выполнение каждого из которых требуется, как пра-вило, не более 30 сек., а весь тест занимает, как правило, не более часа; тестированию одновременно подвергается группа испытуемых, следо-вательно происходит значительная экономия времени на сбор данных.

3) Количественный дифференцированный характер оценки. Дробность шкалы и стандартизованность теста позволяет рассматри-вать его как "измерительный инструмент", дающий количественную оценку измеряемым свойствам. Тест позволяет хорошо дифференциро-вать испытуемых на полюсах шкалы - отличать просто способных от очень способных и талантливых, а среди отстающих отличать небезна-дежных от совершенно неподготовленных. Количественный характер тестовых результатов дает возможность применить хорошо разрабо-танный аппарат психометрики, позволяющий оценить, насколько хо-рошо работает тест на данной выборке испытуемых в данных условиях.

4) Профессионально сделанный тест состоит из заданий опти-мальной трудности. При этом средний испытуемый набирает примерно 60 процентов из максимально возможного количества баллов. Это дос-тигается за счет предварительных испытаний - пилотажа. Если в ходе пилотажа становится известным, что с заданием справляется половина из обследуемы, то задание признается удачным и его оставляют в тес-те.

5) Возможность компьютеризации. В данном случае это не про-сто дополнительное удобство, сокращающее живой груд квалифициро-ванных исполнителей при массовом обследовании. В результате ком-пьютеризации повышаются все параметры тестирования. Специально подчеркнем, что компьютеризация - это мощный инструмент обеспе-чения информационной безопасности (достоверности диагностики). Выбор заданий, предлагаемых конкретному испытуемому, может про-изводить из такого банка сама компьютерная программа прямо в ходе тестирования, и предъявление испытуемому определенного задания в этом случае является таким же неожиданным для испытуемого.

6) Психологическая адекватность. Это важнейшее психологиче-ское следствие оптимальной сложности. Наличие в тесте большого ко-личества кратких заданий средней трудности дает многим испытуемым шанс "зацепиться", поверить в себя, активизировать психологически оптимальную установку "на преодоление". А если заданий много, и часть из них явно начинает "поддаваться" (испытуемый уверен, что он с ними справится), человек в процессе тестирования ободряется и на-чинает "бороться" за максимальный результат. Свойство оптимальной сложности важно для теста тем, что оно не только обеспечивает изме-рительную (различающую) силу тесту. Недостаток стресса (в случае легкого теста), а тем более избыток (в случае трудного) искажают ре-зультаты измерения. Этого, как правило, совершенно не понимают ор-ганизаторы наших конкурсных экзаменов, пытающиеся в случае высо-кого конкурса дать абитуриентам задачки посложнее ("на засыпку") - создается избыточный стресс, который не дает возможности проявить себя людям, подготовленным хорошо, но обладающим пониженной стрессоустойчивостью.

Определенные недостатки метода тестов являются продолжени-ем его достоинств:

1) Опасность "слепых" (автоматических) ошибок. Слепая вера низкоквалифицированных исполнителей, что тест должен сработать правильно автоматически.

2) Опасность профанации. Внешняя легкость проведения тестов прельщает людей, которые оснастившись тестами непонятного качест-ва предлагают свои услуги вся. В результате все проблемы предполага-ется решать с помощью 2-3 тестов - "на все случаи жизни". К количе-ственному тестовому баллу приклеивается новый ярлык - заключение, создающее видимость соответствия диагностической задаче. Ходовой пример - повальное использование клинического теста MMPI для от-бора кадров в нашей стране.

3) "Потеря индивидуального подхода, "стрессогенность". Тест - самая общая "гребенка", под которую подгоняют всех людей. Возмож-ность упустить уникальную индивидуальность нестандартного челове-ка (тем более ребенка), довольно вероятна. Это чувствуют сами испы-туемые, и это их нервирует - особенно в ситуации аттестационного тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью возникает определенное нарушение саморегуляции - они начинают волноваться и ошибаться в элементарных для себя вопросах.

 

8. Понятие, структура, виды общения.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Cтруктурa общения характеризуется путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Различают прямое и косвенное общение.

Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми.

Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое и инструментальное общение.

Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении,

а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности.

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении

Функции общения

Общение выполняет шесть функций: прагматическая, формирования и развития, подтверждения, объединения-разъединения людей, организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...