Дадим характеристики стилей руководства по Херси-Бланшару. В 70-е гг. 20 в
Предписание - руководитель точно ставит задачу перед подчиненным, при этом ему не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями, строго контролируется руководителем; поощряется четкое следование инструкциям и четкое выполнение задания.
Убеждение - руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу.
Сотрудничество - руководитель на равных с подчиненными участвует в формировании задачи. Инициатива в определении тактики и ее реализации принадлежит группе, а задача руководителя - постоянно поддерживать инициативу и заинтересованность подчиненных, наравне с ними участвовать в работе и не слишком контролировать.
Делегирование - руководитель делегирует право принятии решения группе (или подчиненному), однако при необходимости готов оказать помощь. Группа самостоятельно определяет задачи, вырабатывает тактику и выполняет работу. Процесс обсуждения проблем может происходить и без руководителя. Руководитель лишь наблюдает за ходом выполнения работы (не всегда впрямую), но ответственность за конечный результат лежит на нем.
36. Лидером называется член группы, чьи авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Он обладает неформальным, или неофициальным, авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель. Лидером, как правило, становится человек, которого члены группы сами выбирают и признают и который, со своей стороны, изъявляет желание им стать.
Теории лидерства
За время исследования феномена лидерства сложилось несколько теорий: харизматическая, ситуационная, теория ценностного обмена, системная.
Харизматическая теория лидерства связывает его с наличием у человека особых личностных свойств, которые позволяют ему быть лидером среди других людей. В данной теории, кроме того, утверждается, что соответствующие свойства имеются у человека с рождения или даны ему как некая «благодать от бога» (отсюда — название данной теории, поскольку слово «харизма» означает одновременно и «божий дар», и «божья благодать»).
Исследования, направленные на опытную проверку данной теории, не подтвердили ее: никаких общих личностных свойств, которые назывались бы всеми без исключения сторонниками харизматической теории лидерства, не оказалось.
Ситуационная теория лидерства утверждает, что человеку вовсе не обязательно обладать какими-то особенными личностными качествами, чтобы стать лидером. Для этого достаточно иметь некоторые положительные свойства, ценимые людьми, и благоприятную ситуацию для их проявления.
В теории ценностного обмена, автором которой считается российский психолог Р. Л. Кричевский, утверждается, что превращение человека в лидеры группы зависит не столько от его индивидуальных особенностей или ситуации, складывающейся в группе, сколько от взаимодействия данного человека с группой. Если в ходе такого взаимодействия индивид и группа обнаружат общие интересы или ценности, то это обстоятельство будет способствовать выходу соответствующего человека в лидеры группы.
В системной теории лидерства утверждается, что, во-первых, лидерство однозначно не определяется единственным фактором; во-вторых, для того чтобы кто-либо стал лидером в группе, необходимо сочетание целого ряда условий, причем эти условия должны возникнуть одновременно.
37. Исследования малых групп имеет в качестве своей предпосылки характеристику некоторой “ статистики “ группы: определение ее границ, состава, композиции. Но естественно, что главной задачей социально – психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во –первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодействия реализуется именно в малой группе, потому что здесь создаются конкретная ткань коммуникативных, интерактивных и перцептивных процессов; во – вторых, нужно показать, каков механизм, посредствам которого малая группа доводит до личности всю систему общественных влияний, в частности, содержание тех ценностей, норм, установок, которое формируются в больших группах. Вместе с тем важно выявить и обратное движение, а именно: каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния и осуществляет определенную задачу.
Другая, не менее важная задача состоит в том, чтобы показать как развивается группа, какие этапы она проходит в своем развитии, как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы. Поэтому репертуар тех явлений, которые могут быть отнесены к динамическим процессам малой группы, намного шире, чем он определялся, например, в школе групповой динамики.
Здесь уместно сказать, о том, что сам термин групповая динамика может быть употреблен в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, то есть школа К. Левина. Естественно, что при этом имеет в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, то есть определенная форма решения этих проблем.
. Групповая динамика в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия, когда термином групповая динамика обозначается в отличие от степени группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую- нибудь единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, то есть ее развитие.
Важнейшим из таких процессов является следующее. Прежде всего процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида. Далее, это традиционно рассматриваемые в групповой динамике процессы групповой сплоченности, лидерства принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов его не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятия группового решения, а включает в себя еще многие механизмы. Другой аспект динамических процессов представлен явлениями групповой жизни, возникающими при развитии совместной деятельности. В качестве своеобразного итога развития группы может быть рассмотрено становление такой специфической ее стадии, как коллектив. Процесса образования коллектива – в социально- психологическом разрезе может быть поэтому отнесены также и динамическим процессам, происходящим в группе.
38.Процесс группового развития. Основные модели группообразования. Источники группового развития(механизмы групповой динамики): 1.Разрушение внутригрупповых противоречий
(противоречий между стремлением и самоутверждением тенденции включенности в групповую деятельность) 2.Отклонение от групповых норм поведения (индиосикразический кредит).
3.Внедрение инноваций в группу. 4.Психологический обмен (обоюдное удовлетворение участниками взаимных соц. и психологических потребностей группы) Образование групп: Психологические причины: 1. реализация потребности защиты, поддержки.(неформальные группы.) 2. образуются по причинам общественного характера(форм.гр). Основные модели группообразования и развития:
I. Стратометрическая концепция(Петровский). Уровень развития группы определяется внутригрупповой активностью. Развитие группы- процесс возникновения и формирования глубинных уровней активности. Чем выше сходства, тем выше уровень развития группы. Значение: совместная деятельность и уровень включенности людей в деятельность. II. Параметрическая концепция(Уманский). Критерии развития группы(параметры): 1.содержание нравственной направленности(единство целей, мотивов, ценностных ориентиров). 2.организационное единство. 3.психологическое единство(эмоции). III. Двухмерная (Такмэн). Динамика группового развития в 2х сферах: А. Межличностная. Этапы: 1.стадия проверки зависимости (инф. членов группы о намерениях друг друга); 2.стадия внутреннего конфликта(нарушение взаимопонимания); 3.стадия развития групповой сплоченности(гармонизация отношений без конфликта); 4.стадия функционально-рулевой соотнесенности(формирование групп.структуры) Б.Деловая. Этапы: 1.стадия ориентировки в выполнение задач; 2.эмоциональный ответ на требуемые задачи(противоречия членов группы); 3.стадия открытого обмена инф-й; 4.принятие решений.
39.Процесс группового давления – это механизм становления психической общности. Функции:
1.Психическая реальность, её выработка для соотнесения с ней своего мнения. 2. Сохранение группы как целой. 3.Обеспечение групповой стабильности. Конформность- характеристика позиций членов группы, по отношению к позиции группы в целом(принятие или отвержение членами группы группового стандарта, мера подчинения индивида групповому давлению). В условиях группового давления примерно 30% людей меняют свою точку зрения. Конформность возрастает по мере увеличения группы.max уровень людей 12-13, после 13 человек конформность падает. Женщины более конформны, чем мужчины. Отрицательная зависимость между конформностью и уровнем соц.активности, развитием интеллекта, ответственности, устойчивости к стрессу, уверенности в себе. Прямая зависимость между конформностью и низкой самооценкой, нет веры в себя. Классификация типов поведения в условиях группового давления: I.По Ашу Конформное 1.внешнее- сознательное приспособление к мнению группы при сохранении внутреннего конфликта(лицемерие). 2.внутреннее-человек действительно усваивает мнение группы и превращает его в своё собственное мнение (подлинная конформность). 3.негативизм- человек занимает независимую позицию, постоянно противостоит мнению группы (конформность наизнанку). II. Типы поведения по Петровскому: 1.Внутригрупповое внешнее- бесконформное принятие решений. 2. Конформность- осознание внешнего согласия при внутренних расхождениях. 3.Групповое самоопределение –способность человека в определённых ситуациях либо согласиться, либо нет.
40.Групповое сплочение. Гр. сплоч-е-процесс формирования особого типа связей в гр., кот. позвол-т внешне заданную структуру превратить в псих-ю общность людей, в сложный псих. организм, живущий по своим собсвт-м законам.Сплоченность как черта выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач. Военные называют подобный процесс «боевое слаживание». Согласно представлениям американских исследователей сплоченности Кута Левина, Л. Фестингера, Д. Картрайта, А. Зандера, она является своего рода результатом действия тех сил, которые удерживают людей в группе. К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего: • сходство главных ценностных ориентаций членов группы; • ясность и определенность групповых целей; • демократический стиль лидерства (руководства); • кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности; • относительно небольшой объём группы; • отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп; престиж и традиции группы. Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются: • уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях (чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность); • степень привлекательности (полезности) группы для ее членов: она тем выше, чем больше число людей, удовлетворенных своим пребыванием в группе, — тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе преимуществ превышает значимость затрачиваемых усилий».
41.Процесс принятия группового реш-я. Процесс принятия груп. реш-я тесно связан с проб-ой лидерства и руководства, потому что принятие реш-я – одна из важн функций руков-ля, а организация группы на принятие такого реш-я – особенно слож. функция. Ггруп. решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные. Виды груп-ых реш-й: 1) незаметное решение – реш-е, принятое в результате хаотичной дискуссии в результате неспособности далее обсуждать вопрос; 2) авторитетное реш-е – реш-е принимается одним человеком, на кот-го гр. возложила ответственность за это реш-е; 3) реш-е, принимаемое меньшинством – реш-е принятое маленькой группировкой, пришедшей к общему мнению, кот. принимает большинство; 4) компромисс – реш-е, принятое в результате договоренности о взаимных уступках, кот-е полностью не удовлетворяет ни одну из сторон; 5) реш-е, принимаемое большинством – реш-е, принятое в результате голосования; 6) единогласное реш-е – реш-е, с кот. согласны все участники. Оно наблюдается при не проблемной ситуации, принятии формального решения; 7) согласованное реш-е – реш-е, принятое на основе предварительной работы команды. Методы принятия груп-го реш-я: 1) открытое общение; 2) ролевая игра – каждый из уч-ков выполняет предписанную ему роль, в результате игры рождается наиболее приемлемое реш-е; 3) групповая дискуссия – обсуждение в группе каких-либо проблем, значимых для большинства участников. Этапы групповой дискуссии: 1) формулировка проблемной ситуации; 2) высказывание идей; 3) обсуждение реш-ий; 4) принятие реш-я; 5) разработка программы и плана действий. Разновидности групп-ой дискуссии: 1) метод «мозгового штурма» – проходит в несколько этапов. На первом этапе идет изложение проблемы, при этом всех участ-ов просят свободно излагать свои идеи по реш-ию проблемы, в независимости от того насколько они реальны. Главная задача состоит в том, чтобы прозвучало как можно больше идей. Критика своих и чужих идей запрещается. На следующем этапе идеи комбинируются, видоизменяются. На последнем этапе идет отбор и оценка идей; 2) метод синектики также проводится в несколько этапов. На первом этапе выделяются «синекторы» (затравщики) дискуссии, которые отстаивают противоп-ые мнения и начинают дискуссию, в кот-ю постепенно включаются и дру
|
реш-ие, удовлетвор-ее всех; 3) «консенсус» – путем открытого обсуждения исходных индивидуальных вариантов вырабатывается единое групповое; 4) «диалектическая» – обсуждаются не варианты, а факторы, определяющие их; 5) «диктатура» – обсуждение заканчивается выбором участника, чье мнение и становится мнением гр. 6) метод Дельфи – многократное анонимное и изолированное высказывание и обсуждение мнений в письменной форме. За несколько раундов обычно удается прийти к общему реш-ию; 7) «коллективная» методика – усреднение результата, что исключает все индивидуальные влияния. Дает наименьшую точность. Негативные эффекты при принятии реш-ий в гр.: 1) эффект «социальной фасилитации» – затруднение в выполнении сложных действий в присутствии наблюдателей при улучшении простых; 2) эффекты «Социальной лености» и «распределения ответственности» – снижение эффективности в принятии груп-ых реш-ий при ослаблении связи между собственными усилиями и результ-ми и «размывании» ответстве-и; 3) эффект «конформизма» – влияние восприятия окружающих навосприятие индивидуума; 4) эффект «группового мышления» или эффект «группового духа» – принятие неверных реш-ий, основанных на чувстве превосходства и неуязвимости группы. Наблюдается в хорошо сплоченной группе, в результате её изоляции от альтернативного источника информации, удачности предыдущих реш-ий, чувства защищенности и высокого уровня неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы.
42. Групповое интервью.
Групповое интервью — интервью, в котором участвует более двух человек.
Метод глубокого группового интервью, или фокус-групп, возник на пересечении ряда исследовательских традиций и занял определенное место среди других методов эмпирической социологии. Широкое применение этого метода в ряде областей обусловлено некоторыми его уникальными свойствами, которые и доныне являются предметом обсуждений и споров. В первой главе мы ставим своей целью описать генезис возникновения метода фокус-групп, сознательно избегая обычно появляющихся рost factum упрощенных трактовок. В социологии фокус-группы относятся к так называемым "качественным" методам(Качественные исследования – это получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования.
Качественное исследование отвечает на вопросы «как?» и «почему?»)
При проведении группового интервью исследователь выступает в роли модератора.
Фокус-группа, или групповое интервью, проводится в свободной форме по предварительно разработанному сценарию. Участники не знакомы с содержанием сценария фокус-группы. Оно известно только модератору — профессиональному ведущему, под руководством которого проходит обсуждение. Сценарий фокус-группы — это набор вопросов, предлагаемых для обсуждения. Содержание плана определяется степенью формализации фокус-группы. Структурированная фокус-группа предполагает работу модератора по заранее подготовленному путеводителю.
|
43. Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Этапы и правила мозгового штурма
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Мозговые атаки
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.
Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.
44. Функции дискуссий в группах: Как групповая дискуссия так и опрос группы респондентов считаются инструментами получения социологической информации, причем речь идет не об определенном методе исследования, а скорее о более или менее аналогичной последовательности действий с более или менее различными целями.
|
Преимущества метода: - большое количество вариантов мнений участников и вследствие этого тематическая глубина информации, подобный сбор данных и основательно продуманный сценарий дискуссии; - познаваемость структур и процессов индивидуальных и коллективных установок, познаваемости формулирования общественного мнения в результате высказывания различных мнений и точек зрения
|
45.Понятие социализации,этапы социализации.Социализация — процесс и результат социального развития человека. Социализация непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества.Современная социализация обусловлена быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека. Социализация продолжается в течении всей жизни индивида. При этом социализация подразделяется на два основных этапа: первичная и вторичная. Первичная (дотрудовая) социализация начинается с момента рождения индивида и завершается в тот период, когда индивид начинает самостоятельную трудовую деятельность. Этап вторичной (трудовой) социализации начинается с момента начала трудовой деятельности и завершается в момент смерти. В некоторых случаях в качестве самостоятельного этапа выделяют ресоциализацию. Необходимость в данном этапе возникает в следующих случаях:1) Если индивид попадает в места лишения свободы. 2) Если изменяется социальный статус индивида. 3) Если изменяются социальные условия проживания индивида.
|
46.Механизмы социализации.Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: 1) идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация – процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола; 2) подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.); 3) внушение – воздействие на поведение и психику человека, предполагающее некритическое восприятие им особенностей информации. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; 4) фасилитация – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее (“фасилитация” означает “облегчение”); 5) конформность – осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: