Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативные универсальные учебные действия




К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

 

№2

СХЕМЫ АНАЛИЗА УРОКОВ В СИСТЕМЕ РОна основе типологии уроков в рамках формирования УУД(рабочий вариант) 1 ТИП УРОКА - УРОК ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ 1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем онавыражалась? И какими средствами реализовывалась? 2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебнойситуации, которая привела к постановке учебной задачи: - использование известных знаний, способов работы детей; - формы организации учебной работы учащихся; - создание условий для активной (пассивной) позиции ученика; - позиция учителя и его роль на данном этапе; - использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) длясоздания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности). 3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача удетей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (влюбой форме: графической, знаковой, словесной). 4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию какна уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументированноговорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указаниемаргументов и контраргументов. 5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределеннойдеятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикойорганизации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были лисозданы необходимые условия для работы в парах, в группах? 2 ТИП УРОКА - УРОК МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛИ 1. Каким образом учитель создает ситуацию, при которой дети принимаютучебное действие - моделирование (преобразование модели) и используют егокак инструмент для решения ранее поставленной УЗ? 2. Какие виды моделей используются на данном уроке (однотипные,разнотипные)? Кто это действие задает (в зависимости от уровня класса, еговозраста)? Обоснованность выбора как моделей, так и их исполнителей. 3. Каким образом используется этап моделирования для решенияпоставленной УЗ? Какие формы организации учебного сотрудничестваиспользовал учитель на данном этапе? Их необходимость и целесообразность? 4. Каков уровень понимания детьми построенных моделей (уровеньабстрагирования)? Помогают ли они (модели) достижению поставленных целей? 5. Как связан процесс моделирования с другими учебными действиями науроке? (Переход от одного вида модели к другой). 3 ТИП УРОКА - УРОК РЕШЕНИЯ ЧАСТНЫХ ЗАДАЧ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТКРЫТОГО СПОСОБА (ПОНЯТИЯ) 1. Каким образом учитель контролирует осознанность выполнениядомашней работы учащимися? 2. Какими средствами учитель вводит ребенка в ситуацию использованияоткрытого способа (понятия) в решении частных задач? 3. Все ли дети овладели этим способом и в какой мере? 4. Какие формы использовал учитель для организации решения частныхзадач? Как организовано, на каком уровне на уроке взаимодействиеученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа? Позиция и роль учителя науроке такого типа? 5. Уровень задач, их "интересность" с точки зрения математическогоили лингвистического материала? Использование "ловушек" для объективацииоткрытого способа (понятия)? 4 ТИП УРОКА - УРОК КОНТРОЛЯ 1. Обоснованность выбора способа контроля и его целесообразность наданном этапе обучения детей. 2. Степень автоматизированности контроля (его протекание).Представляет ли он собой самостоятельное развернутое действие или включенв процесс выполнения других действий. 3. Уровень организованности детей на выполнение действия контроля. 4. Каков уровень направленности контроля (ЧТО контролируется?Контролируется процесс выполнения действий или лишь их результат?) 5. Каковы критерии, на которых строится контроль (материализованноили идеально представлена схема- образец)? 6. Время осуществления контроля (после действия, в процессе действияили до его начала). 7. Отбор предметного содержания для проведения действия контроля. 8. Понимают ли дети значимость данного этапа работы для решенияглавной задачи обучения? 5 ТИП УРОКА - УРОК ОЦЕНКИ 1. Какую структуру урока определил учитель для себя для оптимальнойработы над действием оценки у учащихся? Ее обоснованность. 2. Испытывают учащиеся или не испытывают потребность в оценке своихдействий? 3. Опираются дети при работе на свою собственную оценку или прибегаютк оценке учителя? Определяется уровень (этап) этого состояния. 4. При действии оценки на уроке учитывается содержание выполненногодействия детьми или случайные признаки? 5. Каков уровень возможностей детей на данном этапе обучения пооценке своих способностей относительно решения предстоящей задачи? 6. Прослеживается ли в уроке цикличность в действии оценки (т.е.оценка выносится детьми только перед решением задачи, которая позволяет имадекватно определить свои возможности в ее решении и в соответствии с этимв дальнейшем спланировать свою деятельность или производится толькоитоговая оценка как санкция (факт) освоенности данного способа (понятия)? 7. Какой арсенал средств и форм использует учитель для освоения этогодействия с детьми? Данная типология и схема анализа не являются истиной в последней инстанции, а могут служить рабочим материалом для обсуждения и глубокой проработки этой тематики. Приглашаем принять участие в обсуждении предложенной проблемы на страницах нашего журнала. Ждем ваших писем... ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ При осуществлении любой деятельности (в том числе и учебной)исполнитель (в нашем случае учитель) должен: - осознать цель своей деятельности, ее задачи и сориентироваться вусловиях ее протекания; - выработать план действий в соответствии с результатами ориентировки; - реализовать намеченное; - осуществить самоконтроль, т.е. сопоставить результат с планом. (Последние два этапа могут совмещаться: учитель контролирует своидействия не только после их выполнения, но и по ходу и по возможностиможет вносить коррективы). 1 ЭТАП - ОСОЗНАНИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧ И ОРИЕНТИРОВКА В УСЛОВИЯХ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Это процесс многоплановый, многокомпонентный, и именно здесь, какправило, не все продумывается учителем. 1) Ориентировка в предметном содержании урока (лингвистическом,математическом и другом материале). - Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого материала впредмете? - Что я сам(а) об этом материале знаю? - С какими другими математическими, лингвистическими или иными понятиямисвязано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, на какие опирается, длякаких служит базой? Почему это понятие вводится именно в данный моментобучения? 2) Ориентировка в конкретных условиях обучения. - Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должныузнать, отработать на данном уроке, и какой степени, до какого уровня? - Какие признаки понятия должны быть в центре внимания? - На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться? - Какие учебные действия необходимы для освоения материала? - Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможныеошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия? 3) Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения. - Какие способы организации учебной работы, виды заданий, средствобучения, отвечающие замыслу, я знаю как учитель? - Какой материал предлагает учебник? Какова цель каждого из заданий,логика их расположения? - Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способдействия? Результат данного этапа для учителя: - уяснение темы урока и его места в ряду других; - актуализация собственных лингвистических или математических,методических знаний в рамках темы; - примерное определение основной направленности работы (главных акцентов)и возможных содержательных границ. 2 ЭТАП - СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА (МОДЕЛИ) БУДУЩЕГО УРОКА 1. Какова цель урока, т.е. каким должен быть "конечный" результат?(Какое понятие ввести, какие его признаки помогут учащимся данное понятиепринять, осознать, открыть, какие действия они должны освоить? 2. Как прийти к достижению цели урока, через решение какихпромежуточных задач? 3. Какие дополнительные задачи обучения из других областей знанийязыка или математики следует реализовать на этом уроке? Почему? 4. Как организовать урок: а) как поставить перед детьми учебную задачу (УЗ), чтобы включить ихв активную деятельность по принятию задачи: - что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания илиумения им недостает; - как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им "нужным", чтобывозникло желание узнать, научиться, преодолеть "барьер"? б) как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? (Можно лиорганизовать урок так, чтобы дети сами "открыли" нужный признак, закон,способ действия. Если да, то как этого добиться; если нет, то какпоступить: отослать детей к учебнику, сообщить все в готовом виде илиорганизовать совместный поиск окончательного ответа и т.п.); в) как добиться освоения детьми необходимых действий и в целомосознанного овладения материалом? Таким образом, на этапе планирования учитель должен решить следующиетри задачи: - поставить основную цель, промежуточные задачи и задатьпоследовательность их решения; - определить основные виды деятельности детей на каждом этапе урока; - выбрать средства и способы организации деятельности детей. Внимание! Для руководителя! Очень важно, чтобы все решения, которые будет принимать учитель, были для него достаточно обоснованы - он должен быть в состоянии объяснить каждый из пунктов плана урока (в первую очередь, самому себе). Это важнейшее условие подготовки к уроку. ОЦЕНКА ПЛАНА УРОКА - все ли лингвистически (математически) грамотно в плане урока, правильноли отражена сущность изучаемого явления; - удалось ли органично соединить обучение детей с развитием у нихличностных качеств; - получился ли урок целостным, завершенным, ясна ли логика движения мыслиученика, логика его действий; - удалось ли учителю отвести себе в уроке роль человека, активноучаствующего в коллективном познавательном процессе, интересно ли будетученикам на уроке. Такой анализ (оценка) составленного плана - необходимый элементсамоконтроля, который должен присутствовать на всех этапах работы надуроком. 3 ЭТАП - РЕАЛИЗАЦИЯ НА ПРАКТИКЕ НАМЕЧЕННОГО ПЛАНА (ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА) Здесь от учителя требуется ряд умений: - умение организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока (отпостановки УЗ до получения задуманного результата): грамотно пользоватьсяспособами обучения, избранными для достижения целей; - умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока; - умение контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с егореализацией и при необходимости по ходу урока вносить возможныекоррективы. 4 ЭТАП - РЕФЛЕКСИЯ (ИТОГОВАЯ САМООЦЕНКА) УРОКА Этап включает: - решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу; - анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач,недостатков, просчетов; - внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по

 

№3

Анализ урока

(Перспективная начальная школа)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...