Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постановка цели (дидактической задачи) урока




• Наличие постановки цели (ДЗ)

• Кем, когда сформулирована цель (ДЗ)

• Соответствие цели (ДЗ) этапу обучения

• Соответствие цели индивидуальному развитию школьников

• Соответствие цели (ДЗ) и отобранного содержания

• Результативность достижения цели (решения ДЗ)

Методы, приёмы, формы обучения

• Какие методы, приёмы, формы использованы учителем

• Адекватность выбранных методов, приёмов, форм цели (ДЗ) урока

• Соответствие УМК

Самостоятельная работа школьников (как форма организации учебной деятельности)

• Уровень самостоятельности школьников при достижении цели (решении ДЗ) урока

• Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый, творческий)

Практическая направленность урока

• Использование опыта ребёнка

• Использование заданий, упражнений, учебных задач, ориентированных на практическое применение знаний в жизни

• Актуализация событий, значимых для края, страны, мира (при необходимости)

Формирование и развитие УУД

• Обеспечение условий для формирования и развития

- личностных УУД

- регулятивных УУД

- познавательных УУД

- коммуникативных УУД

Рефлексия урока

• Достигнута ли цель урока (ДЗ)

• Организована ли рефлексия урока

• На какой результат направлена оценка (личностный, метапредметный, предметный)

• На что направлена рефлексия – на результат или на процесс

 

№4 Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода 1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась? 2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи: - использование известных знаний, способов работы детей; - формы организации учебной работы учащихся; - создание условий для активной (пассивной) позиции ученика; - позиция учителя и его роль на данном этапе; - использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности). 3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной). 4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов. 5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах? Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке Оценка в баллах Уровень работы учителя
1.Целеполагание
Учитель формирует содержательную цель урока (формирование системы ценностей по данному предмету) 1-2 низкий
Формулирует содержательную и развивающую цели урока 3-4 средний
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам 5-6 Выше среднего
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий) 7-8 Хороший
Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата) 9-10 Высокий
2.Мотивация
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. 1-2 Низкий
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся 3-4 Средний
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием   5-6 Выше среднего
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества 7-8 Хороший
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей. 9-10 Высокий
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)    
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока 1-2 Низкий
Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран с учетом работы с мотивацией 3-4 Средний    
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение)представлена обучающимся наглядно 5-6 Выше среднего
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО 7-8 Хороший
Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение)не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата 9-10 Высокий
4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся
Работает с классом фронтально на всех этапах урока 1-2 Низкий
Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи 3-4 Средний
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе 5-6 Выше среднего
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета 7-8 Хороший
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний 9-10 Высокий
5.Методы обучения
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения 1-2 Низкий
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график, диаграмму) 3-4 Средний
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам 5-6 Выше среднего
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию 7-8 Хороший
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления 9-10 Высокий
6.Рефлексия
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся 1-3 Низкий
Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?) 3-4 Средний
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно,чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать 5-6 Выше среднего
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям) 7-8 Хороший
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный хар-р в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке     9-10 Высокий

 


[1] Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...