Постановка цели (дидактической задачи) урока
• Наличие постановки цели (ДЗ)
• Кем, когда сформулирована цель (ДЗ)
• Соответствие цели (ДЗ) этапу обучения
• Соответствие цели индивидуальному развитию школьников
• Соответствие цели (ДЗ) и отобранного содержания
• Результативность достижения цели (решения ДЗ)
Методы, приёмы, формы обучения
• Какие методы, приёмы, формы использованы учителем
• Адекватность выбранных методов, приёмов, форм цели (ДЗ) урока
• Соответствие УМК
Самостоятельная работа школьников (как форма организации учебной деятельности)
• Уровень самостоятельности школьников при достижении цели (решении ДЗ) урока
• Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, частично-поисковый, творческий)
Практическая направленность урока
• Использование опыта ребёнка
• Использование заданий, упражнений, учебных задач, ориентированных на практическое применение знаний в жизни
• Актуализация событий, значимых для края, страны, мира (при необходимости)
Формирование и развитие УУД
• Обеспечение условий для формирования и развития
- личностных УУД
- регулятивных УУД
- познавательных УУД
- коммуникативных УУД
Рефлексия урока
• Достигнута ли цель урока (ДЗ)
• Организована ли рефлексия урока
• На какой результат направлена оценка (личностный, метапредметный, предметный)
• На что направлена рефлексия – на результат или на процесс
№4
Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода 1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась? 2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи: - использование известных знаний, способов работы детей; - формы организации учебной работы учащихся; - создание условий для активной (пассивной) позиции ученика; - позиция учителя и его роль на данном этапе; - использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности). 3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной). 4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов. 5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке | Оценка
в баллах
| Уровень
работы
учителя
|
1.Целеполагание
|
Учитель формирует содержательную цель урока
(формирование системы ценностей по данному предмету)
| 1-2
| низкий
|
Формулирует содержательную и развивающую цели урока
| 3-4
| средний
|
Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам
| 5-6
| Выше среднего
|
Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)
| 7-8
| Хороший
|
Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)
| 9-10
| Высокий
|
2.Мотивация
|
Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.
| 1-2
| Низкий
|
В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся
| 3-4
| Средний
|
Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием
| 5-6
| Выше среднего
|
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества
| 7-8
| Хороший
|
Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.
| 9-10
| Высокий
|
3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)
|
|
|
Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока
| 1-2
| Низкий
|
Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный хар-р. Материал подобран с учетом работы с мотивацией
| 3-4
| Средний
|
Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение)представлена обучающимся наглядно
| 5-6
| Выше
среднего
|
Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО
| 7-8
| Хороший
|
Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение)не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата
| 9-10
| Высокий
|
4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся
|
Работает с классом фронтально на всех этапах урока
| 1-2
| Низкий
|
Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи
| 3-4
| Средний
|
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе
| 5-6
| Выше
среднего
|
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
| 7-8
| Хороший
|
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний
| 9-10
| Высокий
|
5.Методы обучения
|
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения
| 1-2
| Низкий
|
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график, диаграмму)
| 3-4
| Средний
|
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам
| 5-6
| Выше
среднего
|
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию
| 7-8
| Хороший
|
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления
| 9-10
| Высокий
|
6.Рефлексия
|
Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся
| 1-3
| Низкий
|
Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)
| 3-4
| Средний
|
Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно,чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать
| 5-6
| Выше
среднего
|
Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям)
| 7-8
| Хороший
|
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
Домашнее задание носит дифференцированный хар-р в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке
| 9-10
| Высокий
|
[1] Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. -2-е изд., М.: Академкнига/Учебник, 2009.- 112 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: