Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теории образования древнерусского государства




Образование и развитие Древнерусского государства (IX–XII вв.)

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.

Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV– III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.

Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат, продвинулись к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

● западные славяне – поляки, чехи, словаки;

● южные славяне – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы;

● восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

Соседями восточных славян были хазары-иудеи, создавшие государство Хазарский каганат, греки-христиане (жители Византии) и булгары-мусульмане (Волжская Булгария).

 

VII–VIII вв. – разложение родоплеменного строя и складывание крупных племенных союзов, что предшествовало появлению государства у восточных славян. Племенные союзы (названия связаны с местами расселения): поляне (Киев), древляне, дряговичи, кривичи (Смоленск), ильменские славяне (Новгород) и т.д.

 

Основа хозяйства – земледелие (залежное и подсечно-огневое), скотоводство, охота (получение пушнины), бортничество, рыболовство, военное дело и разные виды ремесел.

 

Киевская Русь – государство восточнославянских племен с центром в Киеве, просуществовавшее с конца IX в. (882 г.) до 30-х гг. XII в. (1132 гг.).

 

Основные теории образования древнерусского государства

Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII–VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной к соседской общине и складывается имущественное неравенство.

К концу VIII в. определилось два основных русских центра государственности – Киев и Новгород. Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр – Новгород.

По вопросу об образовании древнерусского государства в отечественной науке с XVIII в. существует две основные теории: норманнская и антинорманнская.

Норманнская теория была создана немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности.

Основанием для этой теории послужил эпизод, описанный в древнерусской летописи

«Повесть временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, о

легендарном призвании варягов в Новгород:

В конце VIII в. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ


славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в реки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой.

В конце IX в. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862 г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик, Синеус и Трувор. Однако есть версия, что слова

«Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и, следовательно, в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом.

Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которые в этот период платили дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян.

После смерти Рюрика в 879 г. княжить в Новгороде стал его родственник или дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком.

Олег задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882 г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они

«не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства.

Таким образом, на основании этого летописного рассказа ученые-норманнисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир.

В противовес норманнской теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманнскую теорию, согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс было минимальное.

Правильность этой теории подтверждается рядом обстоятельств:

Во-первых, государство – это не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где не сложились еще условия и предпосылки, по воле одного человека, государство не может.

Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, необходимо уже иметь у себя эту форму власти.

В-третьих, как свидетельствуют археологические источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего класса.

В-четвертых, уже в VII–VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс разложения родового строя и появление признаков феодализма. Кроме того, социально- экономический уровень славян был выше, чем у варягов.

Однако М.В. Ломоносов неправомерно отрицал влияние варягов на процесс образования государственности у восточных славян.

Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к следующему: государство у восточных славян образовалось благодаря внутреннему развитию славянского общества, а варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе, и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти


лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей. Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584–1598 гг.) называли себя Рюриковичами. Это была первая правящая династия в России (862–1598 гг.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...