Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в разл. образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.
10. Речь как средство коммуникации. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь, то идет речь о вербальной коммуникации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. Леонтьев предлагает обозначить их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает содержание коммуникации. Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффекта речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика - искусство убеждения посредством речи. Существует много моделей. Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов:
По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, выявлены типы позиции коммуникатора во время процесса. Их может быть три: открытая –коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения; отстраненная – к-р держится подчеркнуто нейтрально, не заявляет открыто о своей точке зрения; закрытая –к-р умалчивает о своей точке зрения, прибегая к спец. мерам, чтобы ее скрыть. Каждая из названных позиций обладает опред. возможностями для повышения эффекта воздействия. В области воздействия текста сообщения применяется методика контекст-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории.
Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр., а также включить в систему другие- неречевые –знаковые системы. 11. Невербальная коммуникация. 1) оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику и пантомимику. Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому ее включение в ситуацию коммуникации придает общению нюансы, которые оказываются неодназначными при употреблении одних и тех же жестов, например в разл. нац. культурах. 2)Паралингвистическая и 3) экстралингвистичесская системы знаков - это «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингв-я с-ма — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Эксталингв-я с-ма –включение в речь пауз, других вкраплений, например покачивания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.
4) Проксемика это спец. область, заним. нормами пространственной и временной организации общения. Например, показано каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии. 5) Специфическая знаковая с-ма, исп. в коммуникативном процессе – это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. В первоначальных исследованиях «контакт глазами» был привязан к изучению интимного общения. Сейчас знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения. 6) Альфакторная система- передача информации, связанная с запахом. Естественные запахи – пот и запах изо рта. Искусственные – запах духов, с помощью которого идет сознательное сообщение информации. 7) Такесика – это тактильная кинестетичесская система. Проявляется она при встрече (пожатие рук, похлопывание, поцелуй). Чтобы все системы невербальной коммуникации дали смысловую прибавку к вербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то кол-во информации, которое дано не на входе, а на выходе с-мы, т.е. которое только и «срабатывает». В челов. коммун-и семантически значимая информация – это как раз та, кот. и влияет на изменения поведения, т.е. кот. имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. 12. Общение как взаимодействие. Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Существует несомненная связь между вз. и общ. Часть авторов говорит о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть авторов отождествляют об-е и вз-е, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е.как обмен информацией). Если полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен инф.), то понятием «взаимодействие» раскроется другая сторона общения, которая фиксирует не только обмен знаками, посредством которых изменяется поведение другого партнера, но и организацию совместных действий, позволяющих группе реализовать некоторую общую для ее членов деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий. Таким образом, интерактивная сторона общения раскрывается в характеристиках тех человеческих действий, которые и выступают частью взаимодействий. Реально есть 2 стратегии взаимодействия: кооперативное и конкурентное.
№ типа организации совместной д-ти: 1. Совместно-индивидуальная — организация групповой д-ти, когда процессуально члены не зависят друг от друга 2. Совместно-последовательная результаты д-ти одного являются объектом д-ти другого. 3. Совместно-взаимодействующая —групповой сенсорно-моторный интегратор. Надо вспомнить эксперименты с общественным душем или экраном. на кот. надо было что-то нарисовать, и у каждого человека было по рычажку: один мог двигать «карандаш» только вверх. другой —направо, и.т.п. вспомнить дилемму узника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|