Понятие, признаки и источники права
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ОРЗ Понятие и признаки гос-ва Государство-особая политическая организация, предназначенная для отражения и защиты интересов господствующего класса и(или)всего общества, обладающее суверенной публичной властью, устанавливающая обязательные для населения налоги и сборы, а так же правила поведения. Располагающая аппаратом власти управления и принуждения для предания своим велениям обязательной силы для всего населения.
признаки гос-ва: 1.Обязательные(1.народ-союз или совокупность граждан, объединённых одной целью, 2.Территория, 3.Власть, 4. наличие системы права, 5.Наличие налоговой системы, которая необходима для поддержания аппарата государственной власти, 6.Суверенитет - относительное полновластие гос-ва внутри своих границ и независимость во внешних отношениях) 2.Факультативные(1.наличие официального языка, на котором публикуются все законы или другие нормативно-правовые акты. 2.наличие символов власти.) Теория происхождения гос-ва 1.марксисткая теория (Маркс, Энгельс, Ленин)по мнению этих мыслителей гос-во возникло в силу разделения человечества на 2 класса(имущих и не имущих), под классами они понимали большие группы людей, которые отличаются друг от друга по 4м критериям: 1)занимает разное место на ступенях общественного производства 2)по разному относятся к средствам производства 3)разное отношение к распределению продуктов производства 4)разное отношение к потреблению продуктов производства. По мнению этих мыслителей, государство будет существовать до тех пор, пока существуют эти классы-если они исчезнут, то исчезнет необходимость гос-ва.,ленин определял гос-во как машину для поддержания господства одного класса над другим.
2. Теологическая теория(Фома Аквинский). По его мнению, гос-во это порождение божьей воли. Правитель является наместником бога на земле, все его указы и распоряжения обязательны для подвластных. Данная концепция утверждается невозможность отдельного человека что-либо изменить. кроме того, власть передаётся по наследству, существует тесная взаимосвязь между гос-вом и церковью. 3.Органическая теория (Спэнсор). По его мнению, все органы государства тесно взаимосвязаны с гос-вом, трудно найти истоки возникновения государственности, т.к. всё подвержено изменчивости. Государство сравнивается с человеческим организмом. 4.Психологическая теория (Петрожитский). Он объясняет происхождения гос-ва психологическими качествами людей, а именно тем что индивиду свойственно жить организованно, жить в группе, а так же подчиняться кому-либо. 5.Патриорхальная (Аристотель). По его мнению гос-во является большой разросшейся семьёй, где правитель-это отец семейства, все остальные-его дети. 6.Теория насилия.(Дюринг, Гумплович, Каутский) они выделяли внутренне и внешнее насилие. При внешнем насилии некие племена, более молодые, завоёвывают другие племена, порабощают их, а также некоторых мужчин убивают, а некоторых оставяют в живых, для того, чтобы потом они на них работали. Для контроля и надзора за их работы создаётся аппарат, похожий на государство. При внутреннем насилии порабощение происходит внутри одного племени. 7. Естественно-договорная концепция (Гроций, Лок, Руссо, Радищев)по их мнению государство возникло в силу естественного договора. Суть: люди или группа людей, совместно проживавших на одной территории, заключают между собой устный договор о принципах совместного существования. 8. ИРРИГАЦИОННАЯ (Вит Фоггель). Объяснял, что в странах Азии и Африки людям необходимо было орошать землю, строить дома. Для этого возникло гос-во.
Функции гос-ва функции гос-ва-это основные направления его деятельности. Функции делятся на: 1.втутрнние(а)политическая функция-это деятельность гос-ва в политической сфере,имеющая своей целью создание жизнеспособного демократического общества и обеспечения народовласти я в различных фомах б)экономическая-деятельность гос-ва в отношении экономики, выработка экономической политики,управление гос-предприятиями,защие прав потребителей и во многом другом. в)социальная ф-ия,суть:создание условий,обеспечивающих,достойную жизнь и свободное развитие личности,по средствам гарантирования определённого объёма благ за счёт гос-ва. пенсии,сособия и т.д. г)функция налогообложения и финансового контроля,суть:формирование и пополнение казны,за счёт всех видов налогов,сборов и пошлин и др обязательных платежей. д)экологическая.суть: она состоит в обеспечении экологическогоо благополучия граждан,их экологической безопасности. е)охрана прав и свобод граждан,всех форм собственности,защита конституционного строя и правопорядка) 2. внешние(а)функция оборота- подержание достаточного уровня обороноспособности страны,с целью предупреждения и отражения оружённоой агресии и организации борьбы против подрывной деятельности иностран гос-в. б)функция поддержания мирового порядка-сохранение мира,предотвращение войны, разоружение,ликвидация ядерного оружия, а так же сотрудничество с другими гос-вами в борьбе с организованной преступностью,терроризмом, и в регулировании международнх конфликтов, в)функция интеграции в мировой экономике.г)сотрудничество с другими гос-вами, в решении глобальных проблем.) Механизм гос-ва Гос аппарат.представляет собой систему гос органов, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешний функций гос-ва. Гос орган-относительно самостоятельная структурно-обособленная часть гос аппарата, наделённая соответствующей компитенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную материаьную и пренудительную силу гос-ва. Признаки гос органа: 1.формируется по воле гос-ва и от его имени осуществляет свои функции. 2. выполняет строго определённые,установленные в законодательном порядке,виды деятельнсоти.
3.имеет юридически закреплённую организационную структуру и компитенцию совокупносить пра и обязанностей. 4.каждый гос орган имеет свой территориальный масштаб деятельнсти 5.гос орган наделяется определёнными мат. средствами(зданиями,сооружениями, орг-техникой, и дру) 6. наделяется полномочиями гос-властного характера, состоящими прежде всего в праве издавать различные правовые акты и обеспечивать их реализацию. классификация гос органов: 1)по признаку разделения властей(законодатеьные,исполнительные,судебные) 2)по признаку федеративного устройства.(федеральные и органы субьектов федерации) 3) по порядку образования(первичные(выборные,члены которых избираются населением)и производные органы(в выборе их население не принимает участия)). 4)по характеру копитенции(общей компитенции(правительство,президент)(которые могу рассматривать и принимать решения по всем вопросам,относящимся к компетенции данного вида органов)органы спец компетенции(осуществляют свою деятельность в какой-либо узкой среде)(органы иностранных дел)) 5) по способу принятия решения(коллегиальные,единоначальне). 6) по срокам полномочий(постоянные и временные) Правоотношения. 1. понятия,признаки виды правоотношения. правоотношения-это общественное отношения,урегулированные нормами права,участники которого обладают субьективными правами и юридическими обязанностями Признаки правоотношений. 1) правоотношения-разновидность общественных отшений 2) правоотношения носят волево характер 3) участники правоотношения обладают субьективными правами и юридическими обязанностями 4)правоотношения возникают на основе норм права 5)правоотношения обеспечиваются гос принуждением
Виды правоотношений: класификация: 1. по отраслям(конституционные, гражданские,семейные,трудовые,уголовные и т.д) 2. в зависимости от субьектного состава(участники)(абсолютные(точно известно лишь одна сторона,один участник, апример в отноеншниях собственности),относительные(точноизвестны все стороны,участники))
3.в зависимости от прав и обязанности (общие(у каждой стороны есть права и обязанности), конкретные(у одного только права,а у другого обязанности)). Структура правоотношений 1.объект правоотношения(конкретные или нематериальные блага,а так же поведение людей по поводу которых субьекты вступают в конкретное правоотношение). виды объектов правоотношения: а)материальные объекты б)не материальные объекты(жизнь,здоровье,репутация) в)поведение,действия людей и др различные факты 2. субьекты правоотношений(участники правоотношения) виды участников: а)индивидуальные субьекты(граждане РФ,иностранные граждане,лица без гражданства,лица с двойным гражданством) б)коллективные субьекты(различные юридические лица) в)различные гос образования или органы(рф,субьекты РФ,муниипальное образование, а также различные гос органы) 3.содержание правоотношений. образует права и обязанности участников правоотношения. Правосубьектность Для того чтобы лицо могло вступать в правоотношения, оно должно быть правосубъектным Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность. Правоспособность-способность лица и его потенциальная возможность иметь права и нести обязанности. у физических лиц начинается в момент рождения и заканчивается со смертью. Правоспособность юридических лиц возникает в момент гос регистрации юр лица(при его создании),прекращается в момент регистрации, ликвидации юр лица. правоспособность может быть общей (ей обладают обычные граждане) и специальной(граждане,которые в соответствии со своим положение наделены государственно-властными полномочиями) дееспособность - под ней понимается способность лица своими действиями осуществлять права и нести обязанности. Гражданская дееспособность в России от 0 до 6ти лет считаются полностью недееспособными от 6 до 14 недееспособные, но в этом возрасте они вправе совершать мелкие бытовые сделки (сходить в магазин). от 14 до 18 лет обладают ограниченной дееспособностью.(можно совершать мелкие бытовые сделки, осуществлять авторские права, распоряжаться своими доходами (стипендия или з.п.)) с 18ти лет-полностью дееспособный два исключения: 1.лицо достигшее возраста 16,но не достигшее 18 лет становится полностью дееспособным, в том случае если данное лицо с согласия хотя бы одного из родителей начинает заниматься предпринимательской деятельностью.(эмансипация) 2.лицо,достигшее 16 но не 18 лет становится полностью дееспособным, если лицо с согласия органа опеки и попечитлельства вступило в брак.
Лицо, достигшее 18 лет, может быть признано недееспособным или ограниченно дееспособным. Ограниченно дееспособными могут быть признаны лица,которые вследствие злоупотребления алкогольными, наркотическими средствами ставят свою семью в тяжёлое материальное положение. ограничение заключается в том, что данному лицу запрещают распоряжаться своими доходами. недееспособным полностью может признано лицо которое страдает психическими или психологическими расстройствами. В судебном порядке. Если же основания для признания лица недееспособным отпали, лицо может быть снова признано дееспособным. Деликтоспособность - способность лица нести ответственность за совершённое правонарушение. Она характеризуется двумя основными качествами: а)для того чтобы лицо могло нести ответственность оно должно достигнуть определённого возраста. Уголовная ответственность за убийство с 14, остальные с 16ти, административная с 16. б) вменяемость. юр ответственности подвергаются только вменяемые лица Юридические факты Юр факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юр факты бывают: 1) правообразующие 2) правоизменяющие юр факты(перевод с одной должности на другую) 3) правопрекращающие юр факты (праввоотношение прекращается) - увольнение с работы в зависимости от воли участников правоотношения делятся на: а) юр события (жизненные обстоятельства, которые не зависят от воли и сознания людей) бывают: *абсолютные (полностью не зависят от воли и сознания человека) -лесной пожар от молнии *относительные (от третьих лиц) лесной пожар от незатушеной сигареты. б)юридические действия(обстоятельства, которые зависят от воли и сознания людей)бывают: *правомерные-соответствуют нормам права. *противоправные-противоречат нормам права. Юридический состав -это определённая совокупность юр фактов,с наличием или оттуствием которых закон связывает возникновение, изменение, приращение правоотношений. Форма государства - единство трех ее основных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима). Форма правления - организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. ü Монархия o Абсолютная (в которой вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделение власти на ветви не существует). o Ограниченная монархия (власть монарха ограничена каким-либо представительным органом (парламент в Англии) ü Республика – такая публичная власть, которая осуществляется коллегиально и возникающая путем собраний. o Президентская республика – в такой республике президент имеет право распустить парламент, он же формирует основные ключевые посты в правительстве, является верховным главнокомандующим, может издавать всеобщие указы или законы o Парламентская республика – в такой республике основной объем полномочий принадлежит парламенту, в частности, его никто не может распустить, он же формирует основные ключевые посты в правительстве. o Полупрезиденсткие, полупарламентские, смешанные республики и суперпрезидентские. Форма государственного устройства - определяется внутренним строением органов государственной власти и управления принципами и взаимодействиям друг с другом этих органов, а также объемами их полномочий. ü Унитарная – в таком государстве, как правило, основная масса населения это одна нация. В таком государстве существует строгая соподчиненность уровней власти друг другу. Его признаки: o Единая структура государственного аппарата всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в отношении всех территориальных единиц. o Административно территориальные единицы имеют равный юридический статус по отношению к органам власти. o Единое гражданство o Единая система права o Единая судебная система o Одноканальная система налогов ü Федерация – под Ф. понимается сложная многонациональное государство, состоящие из союза когда-то суверенных государств. Ныне – находящихся в Ф. и обладающих некоторыми суверенными правами. Признаки Ф.: o Территория Ф. состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государством в полном смысле этого слова, обладают определенной самостоятельностью. Степень самостоятельности субъектов может отличаться. o В Ф-ии существует два уровня государственного аппарата: федеральный (правительство РФ) и республиканский (правительство Кировской области). o Наличие двойного гражданства. o Субъекты Ф-ии имеют право принимать в свою конституцию (устав) другие законы, которые не должны противоречить общим правовым началам, установленным Ф-ей. o Субъекты Ф-ии могут иметь свою судебную систему. o В Ф-ии используется двух или даже трех канальная система налогов (Федеральные налоги и сборы,…, Местные налоги и сборы). ü Конфедерация – сложное устройство, временный союз суверенных и независимых государств, созданных для достижения к-либо временных или локальных задач. Любое государство, входящее в состав К-ии может в любое время в одностороннем порядке выйти из состава К-ии. Пример К-ии – СНГ Политический режим - совокупность способов и методов осуществления государственной власти ü Антидемократические o Деспотический режим. Был характерен для абсолютной монархии. Власть в таком режиме осуществляется исключительно одним лицом, часть своих функций правитель передает своему помощнику, за собой всегда оставлял налоговую и карательную функцию. Жестоко подавляется любое проявление самостоятельности, недовольство, неповиновение. Основное наказание – смертная казнь. Бесправие подданных. o Тиранический режим. Также был основан на единоличном правлении, однако, в отличие от предыдущего режима у правителя существуют помощники на местах. При Т-ом режиме наказывается не только проявление самостоятельности или проявление недовольства, но и обнаруженный умысел на этот счет. o Тоталитарный режим. Экономическая основа Т-го режима – крупная собственность (общинная, монополистическая или государственная). Т-ое государство характеризуется наличием одной официальной идеологии (т.е. совокупности представлений о социальной жизни, которая задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная историческая идея – в Ираке и Иране – религиозная идея, в бывшем СССР – коммунистическая, в Китае – экономическая. Данная идея формулируется достаточно просто, чтобы эту идею могли понять широкие слои населения. Кроме того, в Т-ом государстве существует одна правящая партия, оппозиция не допускается. Также такое государство является крайне милитаризированным. o Фашистский (расистский) режим. В отличие от тоталитарного, данный режим основан на националистической идеологии, возводимой в ранг государства. Основная посылка этой идеологии следующая: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей во всем государстве или даже во всем мире, поэтому считается достойной лучших жизненных условий. Другие нации могут играть второстепенную роль. o Авторитарный режим. По сравнению с предыдущими, является более мягким. Однако власть при таком режиме не формируется и не контролируется народом, жизнью в стране управляет правящая элита, власть чрезмерно централизована, инициатива с мест не допускается. Однако допускается существование нескольких политических партий, которые должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией. Могут провозглашаться конституционные права и свободы, которыми личность реально воспользоваться не может. ü Демократические o Либеральный режим. Существует странах, где развиты рыночные отношения. При таком режиме провозглашается формальное равенство всех граждан. Экономической основой такого режима является частная собственность. Л-ый режим допускает существование оппозиции, также необходимый атрибут этого режима это многопартийность. Власть формируется на основе выборов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей (на законодательную, судебную и исполнительную). o Демократический режим. Этот режим предоставляет своим гражданам широкие права и свободы, которыми гражданин реально может воспользоваться. Единственный источник власти – народ. Понятие, признаки и источники права Понятие и признаки права Право – система установленных или санкционированных государством общеобязательных формально определённых нормативных предписаний, регулирующих общественные отношения, обеспечивающих выполнение принуждением со стороны государства. Основные признаки права: 1) Нормативность Право состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей. В нормах права закреплен эталон (масштаб) поведения возможного и должного с точки зрения государства. 2) Общеобязательность Нормы права обязательны для всех членов общества и в случае их нарушения государство может применить принуждения. 3) Формальная определенность Нормы права всегда существуют в письменной форме и обязательно облегаются в строго установленную форму законов, указов, постановлений и т.д. Причем указанные акты принимаются в четко обозначенном процедурном порядке, нарушение которого влечет признание акта недействительным и не имеющим юридической силы. 4) Неперсонефицированность (отсутствие конкретного адресата) Нормы права адресуются всем членам общества, а не отдельным гражданам или организациям.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|