Международное разделение труда в конце ХХ века
5.1 Отличительные особенности политико-географического Новый этап в развитии мирового хозяйства характеризуется рядом особенностей, имеющих глобальный характер. 1). Второй половине ХХ века характерен рост числа независимых государств. Общее число государств увеличилось с 57 до 193. Мир становится более сложным и многогранным как в политическом, так и в экономическом отношении. Происходит окончательный распад колониальной системы, что означало исчезновение элементов старых интеграционных систем. Кроме этого произошёл распад одного из крупнейших государственных образований в мировой истории - СССР. В тоже время происходит процесс глобальной политической интеграции народов всего мира. Свидетельством этого процесса является образование, и успешное функционирование ряда мировых организаций, таких как ООН, ЮНЕСКО, МВФ, Европейский парламент и тд.. 2). Большая роль в процессе международной интеграции принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК). Их хозяйственная деятельность приобрела глобальный характер, как по географии, так и по масштабам производства и торговли. Общее число ТНК в мире превышает несколько тысяч. Наиболее крупными из них являются, например, Шелл, Кока-кола, Форд, Даймлер-Бенц, Адидас, Сони, Самсунг и другие. Их продукция продаётся, без преувеличения, во всех странах мира. 3). Расширению мирового рынка способствовало бурное развитие транспорта (железнодорожного, авиационного, морского), широких межконтинентальных связей. Транспорт - это одна из важнейших отраслей экономики любой страны. В эпоху научно-технической революции увеличились скорости, выросла грузоподъёмность всех видов транспорта, и мир стал как бы доступнее. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов - кабельные линии (средство доставки информации). Изменения в транспортной сети мира с середины ХХ века показаны в таблице №5.
Таблица 5. Мировая транспортная сеть (тыс. км.). Почти 80% перевозок между странами обеспечивает морской транспорт, реализуя возможности международного разделения труда. В числе стран - лидеров мирового торгового флота (по тоннажу) - Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Китай, Россия. Многие страны переводят сотни крупных судов под ”удобные” флаги развивающихся стран (Панама, Либерия) в связи со стремлением снизить издержки и увеличить прибыли (используют дешёвую рабочую силу развивающихся стран, налоговые льготы и т.п.). К крупнейшим портам мира относятся: Роттердам (Голландия), Новый Орлеан, Нью-Йорк (США), Нагоя, Иокогама (Япония), Сингапур, Гонконг и др.. Для многих стран мира большую роль играет речной транспорт. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности государств, но осуществляет и международные перевозки. Основу сухопутного транспорта составляют железнодорожный, трубопроводный и автомобильный виды транспорта. Соотношение видов транспорта в грузовых и пассажирских перевозках различно в разных странах мира. Роль железнодорожного транспорта постепенно уменьшается, хотя всё равно остаётся огромной. Крупнейшую протяжённость имеют железнодорожные сети США (240 тыс. км.), России (86 тыс. км.), Индии (61 тыс. км.) и Китая (53 тыс. км.). Автомобильный транспорт развивается очень динамично. Он играет ведущую роль в перевозках пассажиров, а также грузов на короткие и средние расстояния. В настоящее время мировой автомобильный парк насчитывает 0,5 млрд. автомобилей (80% в развитых странах).
Трубопроводный транспорт относится к числу новых видов средств сообщения, интенсивно развивающихся в настоящее время. Развитее энергетики стимулировало расширение сети нефтепроводов и газопроводов. Появились продуктопроводы, по которым транспортируется уголь и железная руда. Крупнейшие трубопроводы расположены в России (газопровод ”Дружба” - 5,5 тыс. км. и нефтепровод Уренгой - 4,5 тыс. км.), в Канаде (нефтепроводы Редуотер - Порт-Кредит (4,8 тыс. км.) и Эдмонтон - Монреаль(3,2 тыс. км.)) и в США (продуктопровод Хьюстон - Нью-Йорк (2,5 тыс. км.)). Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железным дорогам. Этот вид транспорта обеспечивает стабильность, надежность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды. Воздушный транспорт - это вид наиболее скоростного, но дорогостоящего транспорта играет важную роль в международных пассажирских перевозках. В международных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов. Крупнейшие агломерации мира имеют сразу несколько аэровокзалов - Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москва, Токио. Крупнейший воздушный парк (самолётный) сконцентрирован в США, России, Канаде, Франции, Австрии и в ФРГ. 4). Гигантское значение имеет глобальное информационное объединение мира. Во второй половине ХХ века широкое развитие получили такие новые виды связи как спутниковая и кабельная. Благодаря им появилось возможность быстрой и чёткой передачи информации в любые уголки земного шара. Величайшим достижением человека в конце ХХ века явилось создание сети Интернет, бурно развивающейся и растущей на наших глазах. Благодаря появлению совершенных персональных компьютеров эта всемирная сеть связывает не только государства, различные организации, но и отдельных граждан разных стран. Она включилась и в систему всемирной торговли. Уже организовано проведение многих торгово-финансовых операций непосредственно по сети Интернет. 5). Научно-техническая революция привела к тому, что экономика мира начала и конца ХХ века сильно отличаются по своему характеру. Это отражается в том, что если экономика начала века была ”индустриальная”, то нынешняя - ”постиндустриальная ”. Это отражается, в частности, на составе рабочей силы в разных странах. Так, например, после 50-х годов в США численность ”белых воротничков” превысила численность заводских рабочих, что ознаменовало рождение первой в мире ”сервисной экономики”. К началу 70-х годов сфера услуг стала ведущим сектором в экономике всех развитых стран.
6). Для конца века свойственно возникновение новой, высшей ступени международного разделения труда - всемирной экономической интеграции. Она представляет собой процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной экономики и политики. Это проявилось в создании ряда международных объединений. Европейский Союз - экономическая группировка 15 западноевропейских стран. 1 ноября 1993 года вступил в силу Маастрихтский договор. Его суть - максимальная интеграция стран-участниц и превращение ЕЭС в Европейский Союз (функции которого шире сферы экономики). Главные направления деятельности: - постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному валютному экономическому союзу (в 1998 году была введена новая европейская волюта ”евро”). - проведение единой внешней политики - решение совместными усилиями общих внутренних проблем Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - сообщество 26 промышленно развитых стран с рыночной экономикой. В их числе такие страны как Великобритания, США, Австралия, ФРГ, Франция, Япония и др.. Основная цель организации - координация экономической политики стран-участниц, в том числе по вопросам помощи развивающимся странам. Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА) - экономическая группировка североамериканских стран: США, Канады и Мексики. В соответствии с соглашением об интеграции предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг и капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валюты и координации внешней политики.
Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) - В 1960 году создана группой развивающихся стран для координации действий в области добычи, экспорта и условий торговли нефти. Членами ОПЕК являются 12 государств: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) - региональная экономическая организация, в состав которой входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Субрегиональный блок (Общий рынок) (МЕРКОСУР) - создан в 1991 году. Члены: Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. С 2001 года они намереваются ввести зону свободной торговли. Латиноамериканская Ассоциация интеграции (ЛААИ) - создана в начале 80-х годов. В неё входят Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу, Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Парагвай и Уругвай. Цели - облегчить взаимные торгово-финансовые связи, создать условия свободной миграции рабочей силы, осуществить либерализацию таможенной политики и др. Лига арабских государств (ЛАГ) - основана в 1945 году с целью защиты суверенитета её членов - 20 арабских стран Африки и Азии. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В 1976 году его учредили Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн - для интенсификации экономического развития. Организация африканского единства (ОАЕ) - крупнейшая и наиболее влиятельная межгосударственная политическая организация независимых стран Африки. Она объединяет свыше 50 государств. Помимо перечисленных союзов действуют ещё некоторые, но меньшие по масштабу, организации. 7). В настоящее время происходят серьёзные структурные изменения в общей системе международного разделения труда и мировой торговли. Основные экономические показатели современного мира приведены в таблице №6. В последние десятилетия растёт доля развивающихся стран в мировой экономике, с одной стороны, благодаря росту экспорта их сырья, а с другой - импорта машин и продовольствия. Правда, условия торговли для этих стран складываются неблагополучно, так как цены на машины и оборудование растут быстрее цен на сырьё. И многие из этих стран остаются лишь поставщиками сырья для экономики промышленно развитых государств. Но развивающиеся страны полны решимости перестроить свою внешнюю торговлю и изменить сложившийся характер отношений с развитыми странами. Всё чаще слышны требования по созданию нового мирового экономического порядка, установления контроля над деятельностью транснациональных корпораций на территории развивающихся стран, введения справедливых цен на сырьё и готовые изделия, оказания помощи без каких-либо политических условий.
Таблица 6. Основные экономические показатели современного
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|