Социально-экономический подход
Уровень доходов — главный критерий социально-экономической сегментации потребительского рынка, ибо различия по этому критерию самым существенным образом определяют покупательную способность потребителей и содержание «потребительской корзины». Проще всего разделить население по уровню доходов на 3 слоя — низкообеспеченных (малоимущих), «средний класс» и высокообеспеченных (состоятельных). При этом внутри слоя низкообеспеченных можно выделить бедных, чьих доходов едва хватает на выживание, а из числа высокообеспеченных — верхний слой богатых людей с доходом, позволяющим жить в роскоши. В каждом из этих слоев потребление имеет свои особенности. Бедные: денег не хватает на самое необходимое. Вынуждены ограничивать себя во всем, включая продукты питания, товары повседневного спроса. Первостепенное внимание уделяют цене товаров, ищут товары подешевле. Малоимущие: основные расходы — на еду и одежду (в пределах прожиточного минимума). Дорогие покупки редки. Реклама дорогих товаров вызывает раздражение. Средние: испытывают нехватку денег на покупку товаров длительного пользования, дорогостоящей домашней техники. Стараются делать целенаправленные сбережения для таких покупок. Тщательно обдумывают выбор этих товаров, ориентируясь на наилучшее соотношение «цена/качество». В покупательских решениях часто склонны к колебаниям и задержкам. Обеспеченные: высокий уровень потребления. Качество важнее цены. Могут не отказывать себе в приобретении предметов роскоши. Охотно делают покупки, рассчитанные на демонстративное потребление. Главные потребительские стимулы — жизненный комфорт, стремление вверх, престиж.
Богатые: в покупках ориентируются на качество товаров. Цена не имеет значения. Под влиянием рекламы могут поддаться соблазну купить даже ненужный товар. Большое значение придают престижному потреблению. В современной России стратификация общества проводится отечественными социологами и экономистами по-разному. По методике Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) в основу статистических расчетов были положены три критерия: 1) прожиточный минимум (в январе 2001 г. он официально считался равным 1255 руб.); 2) минимальный потребительский бюджет, т. е. уровень доходов, который, в отличие от прожиточного минимума, позволяющего человеку лишь еле-еле сводить концы с концами, обеспечивает более сносные условия существования, хотя и недостаточен для того, чтобы сделать какие-то накопления «на черный день» (он в два с лишним раза больше прожиточного минимума — 3456 руб.); 3) бюджет высокого достатка, при котором возможен хороший уровень жизни — человек может покупать высококачественные товары, накапливать деньги на приобретение предметов роскоши, отдых за рубежом и т. д. (9373 руб.). На основе этих критериев по данным на 2001 г. население страны было подразделено на следующие социальные слои: 1) Бедные (доходы ниже прожиточного минимума) — 40,1%. 2) Малоимущие (от прожиточного минимума до минимального потребительского бюджета) — 20,1%. 3) Средний слой (от минимального прожиточного бюджета до бюджета высокого достатка) — 33,4%. 4) Состоятельные (доходы превосходят бюджет высокого достатка) — 6,4%. Если бедных и малоимущих объединить в одну группу, то низкообеспеченных — 60,2%, средний слой — 33,4%, высокообеспеченных — 6,4%. Несколько иная картина стратификации была получена в том же году сотрудниками Института философии Российской Академии Наук. Ими была построена шкала из шести уровней: 1) «Нищие» — те, у кого не хватает денег до зарплаты (сюда попали около 15% россиян).
2) «Бедные» — люди, у которых на повседневные затраты уходит вся зарплата и даже покупка одежды вызывает затруднения (24%). 3) «Необеспеченные» — кому в основном денег хватает, но на дорогостоящие предметы приходится брать в долг (27%). 4) «Обеспеченные» — кому денег хватает на все (22%). 5) «Зажиточные» — им не только хватает на все, но и еще остается (10%). 6) «Богатые», которые практически ни в чем себе не отказывают (их лишь 1%). Согласно этим данным, получается, что в России малоимущих (первые три категории, вместе взятые) — около 66%, высокообеспеченных (5-я и 6-я категории)— 11%, а к среднему слою можно отнести 22% «обеспеченных". К аналогичным результатам приводят и опросы населения, в которых людей просили указать, какая часть их доходов уходит на еду и квартплату. Если к низкообеспеченным отнести тех, у кого на еду и квартплату уходит больше половины доходов, к средним — у кого эти затраты занимают меньше половины доходов, а к высокообеспеченным — тех, кто имеет доходы настолько большие, что расходы на еду и оплату квартиры составляют лишь их незначительную часть, то первых оказывается около 55%, вторых — 30%, третьих — 15%. Более детальный анализ состава социальных страт в России в начале XXI в. привел социологов к следующей стратификационной модели: 1) элита — правящая политическая, экономическая — до 0,5%; 2) верхний слой — крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы — 6,5%; 3) средний слой — представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры — 20%; 4) базовый слой — рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие (крестьяне), работники торговли и сервиса — 60%; 5) нижний слой — малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные — 7%; 6) социальное дно — 5%. В табл. 17.1 представлена динамика изменения соотношений между социальными слоями российского общества в конце XX — начале XXI вв.; для сравнения приведены данные по США за 1989 г. (таблица составлена
Табл. 17.1
' http://www.mos.ru/opinion/op020328001.html. по материалам Госкомстата и публикаций результатов исследований, проводившихся различными научными учреждениями; данные приводятся в обобщенном и усредненном виде). Острой проблемой современного российского общества является быстро разверзшаяся пропасть между уровнем жизни богатых и бедных слоев. Соотношение доходов 10% наиболее богатых людей и 10% самых в 2000 г. достигло 32: 1 (по данным Госкомстата), тогда как в Японии это соотношение равно 6: 1, в Швеции 11: 1, в США 14:1. Образовались как бы две России: одна — крупных и крупнейших собственников, представляющих собой тонкий слой населения, другая — бедных и беднейших людей, составляющих основную массу граждан. Это служит опасным источником социального напряжения в обществе. Большую важность имеет в современной России проблема «среднего класса». Исследование, проведенное Институтом философии РАН, показало, что более 50% россиян считают, что принадлежат к среднему классу. Ученые с народом не согласны и относят к нему всего 14% россиян. Дело в том, что средний класс — это не средние люди со средними доходами. Доход должен быть не просто средним — он должен соответствовать современным представлениям о достаточно высоком уровне жизни: хорошие жилищно-бытовые условия, высококачественные продукты питания, хорошая одежда, дорогостоящая домашняя техника, пара автомобилей в семье, зарубежные туристические поездки, возможность получить адекватную медицинскую помощь, дать детям образование и т. д. Согласно результатам обследования, 17 стран Европы (без России и стран Восточной Европы) и Северной Америки, в 1990-х гг. доля среднего класса в составе их населения достигла почти 90%. Большую часть его составляют высокообразованные представители интеллектуальных профессий — менеджеры, юристы, врачи, артисты, ученые. Хорошее образование считается для представителей «среднего класса» необходимым, чтобы быть «своим среди своих». С одной стороны, оно дает возможность иметь высокооплачиваемую работу и соответствующий престиж. А с другой, получение его требует значительных средств и предполагает соответствующий уровень доходов.
В России, как видно из табл. 17.1, доля «среднего класса» пока еще очень мала по сравнению с развитыми странами. К тому же он по своим ментальным характеристикам не вполне соответствует их «среднему классу». Уровень образования его невысок (вузовский диплом есть лишь у 35—40%). Образование и соответствующая профессия врача, преподавателя, творческого работника и т. д. не дают в нашей стране ни дохода, ни престижа. А вор в законе, киллер, проститутка, профессиональный нищий — доходные «профессии» в современной России, приносящие от 10 тыс. до 2 млн. долларов персонального дохода в год, — не укрепляют средний класс, а, наоборот, затрудняют его формирование. Образ жизни — другая важная характеристика, которая обуславливает особенности поведения потребителей. Понятие образа жизни определяется по-разному, но в любом случае ясно, что его черты непосредственно зависят от уровня доходов. К таким чертам относятся, например: v Имущественное состояние — недвижимость, ценные бумаги, сбережения. v Способ получения дохода — зарплата, дивиденды, пенсия, отсутствие постоянных источников дохода (напр., у безработных, бомжей). v Характер потребления — демонстративный, опережающий, Д-жизнь, Б-жизнь. Профессия (род занятий) тоже влияет на характер потребления и потому может служить критерием социально-экономической сегментации. Так, если взять книжный рынок, то одни книги покупают большей частью инженеры (скажем, специальную техническую литературу), другие — студенты (учебные пособия). Среди покупателей пищевых продуктов наиболее активную часть составляют домохозяйки. Склонность к товарам престижного потребления больше проявляют бизнесмены, менеджеры, чиновники. КУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД При этом подходе к сегментации потребительского рынка важнейшими признаками являются: Этнокультурная принадлежность. Национальная культура обуславливает спрос на товары, связанные с обычаями и традициями народа. Например, традиционная национальная одежда — кимоно, сари, шаровары, чалма, чадра, валенки и т. д. пользуется широким спросом на «своем» национальном рынке, но за его пределами почти не имеет сбыта. Это касается и некоторых предметов быта, домашнего хозяйства и т. д. Настенные ковры ручной работы на Востоке встречаются почти в каждом доме, тогда как в сегодняшней западной культуре украшают ими жилье довольно редко. Своеобразие национальной кухни находит отражение на пищевых рынках разных народов.
Социолог Я. Робертсон не без юмора замечает: «Американцы едят устриц, но не улиток. Французы едят улиток, но не кузнечиков. Зулусы едят кузнечиков, но не рыбу. Евреи едят рыбу, но не свинину. Индийцы едят свинину, но не говядину. Русские едят говядину, но не змей. Китайцы едят змей, но не людей. Жители Новой Гвинеи из племени жале считают людей деликатесом»2. Французы любят черный кофе, англичане — кофе с молоком, бразильцы и австралийцы — с цикорием. Учитывая это, некоторые фирмы, чтобы улучшить, сбыт кофе, изготовляют разные варианты его упаковок для разных стран. Учет особенностей различных культур имеет особое значение при освоении международного рынка. Необходимо считаться с тем, что специфика культуры разных народов оказывает существенное влияние на восприятие людьми, как товара, так и его рекламы. Один и то же товар и идентичная его реклама могут в одной культурной среде вызвать большой интерес, а в другой — погубить на корню перспективы сбыта. Зубная паста Пепсодент, делающая зубы «ослепительно белыми» (что и подчеркивается особо в ее рекламе), в ряде азиатских и африканских стран оказалась почти невостребованной. Причина — в том, что в тамошней культуре желтые или черные зубы считаются более красивыми, чем белые. Стройная длинноногая кукла Барби, завоевавшая детские (и родительские) сердца в Европе и Америке, не вызвала никакого интереса у японцев. Опрос показал, что они считают ее внешность непривлекательной: слишком большой бюст, несоразмерно длинные ноги. Пришлось изменять облик японской Барби, чтобы он соответствовал японским идеалам женской красоты: детское личико, маленькая грудь, темные глаза. Фирме, изготовляющей шампунь под названием «Вечерний» пришлось для продажи его на шведском рынке переименовать в «Утренний», потому что шведы предпочитают мыть волосы по утрам. Известно немало случаев, когда наименования товарных марок, вполне оправданные в той стране, где они родились, оказываются совершенно непригодными в других странах. Причина — в том, что слово, служащее именем марки, на другом языке обозначает совсем не то, что хотели бы выразить им производители марочной продукции. Марка автомобилей «Шевроле нова» фирмы General Motors в Латинской Америке продавалась исключительно плохо. Причиной было то, что у латиноамериканцев, говорящих на испанском языке, слово «nova» вызывало однозначно отрицательную реакцию на эту марку: по-испански оно означает «это не едет». Кто же захочет купить автомобиль, о котором уже его название говорит: «Этот шевроле не едет»! Еще хуже получилось с выпущенным фирмой Форд малолитражным автомобилем «Пинто». При поступлении его на продажу в Бразилии обнаружилось, что там этим словом называют пенис маленького размера. Популярный японский напиток «Calpis» в Америке не находил покупателей: это слово в американском произношении звучало как «Cow-piss» (коровья моча). Для продажи в США пришлось сменить название иранского стирального порошка «Barf» (на американском сленге это слово значит «блевать»), японского напитка «Sweat» («пот»), мексиканского хлеба «Bimbo» (так на американском сленге называют привлекательную, но глупую девушку). В России польскую парфюмерию «Uroda» («красота» по-польски) пришлось переименовать, и она стала продаваться под маркой «Pollena». Круг интересов. Интересы людей обычно выходят далеко за рамки их профессии и выражаются в их «хобби», занятиях в часы досуга, формах отдыха и развлечения. Принимать во внимание размеры сегментов рынка, связанных с кругом интересов, приходится при выяснении перспектив сбыта, например, таких товаров, как спортивные принадлежности, настольные игры (шахматы, карты), музыкальные инструменты, предметы коллекционирования (марки, открытки) и т. д. Образование. Образование во многих случаях формирует потребности людей в тех или иных товарах. Сегментация потребительского рынка по этому признаку нужна, в частности, при определении ассортимента книжного магазина, потребностей населения в компьютерах и их аксессуарах, репертуара театров и концертов, и т. д. Религия. Всякая религия накладывает отпечаток на рыночное поведение верующих уже хотя бы потому, что они нуждаются в приобретении различных предметов культа — в каждой религиозной конфессии особых. Так, у христиан ценятся ювелирные украшения в форме креста, магометане должны иметь специальные молитвенные коврики, верующие евреи-мужчины носят небольшие шапочки (кипы), буддисты собирают целую коллекцию скульптур Будды в различных позах и различного размера. Религиозные представления необходимо учитывать при разработке дизайна рекламы, ибо несоответствие ее текста или иллюстративного материала канонам религии превращает рекламу в антирекламу, губящую сбыт товара. Так, если в Англии библейские сюжеты нередко с юмором обыгрываются в рекламных роликах и в наружной рекламе, то в Италии, где местное население очень трепетно относится к религии, использование библейских сюжетов и персонажей в рекламе недопустимо. Чтобы завоевать рынки исламских стран, компания Видал Сассун подготовила специальные рекламные ролики Wash & Go, в которых рассказывалось об уникальных достоинствах шампуня; однако процесс мытья и сушки волос в этих роликах не показывался. Ведь религия этих стран запрещает демонстрировать волосы, и рекламщики учли эту особенность. Торговля не может оставить без внимания предпочтения верующих в области искусства (например, в исламской архитектуре, живописи, прикладном искусстве широко применяются орнамент, но отсутствуют изображения человека) и в выборе книг для чтения, подарочный бум перед Рождеством и другими религиозными праздниками, сезонные всплески и спады потребления пищевых продуктов (например, на Западе — традиционный гусь под Рождество и исключение мяса из рациона во время постов). В нашей стране отмечается резкое снижение продажи мясных изделий во время православных постов, а реклама их в этот период у части россиян вызывает негативную реакцию. В то же самое время компания «Быстрое», выпускающая каши, удачно использует Великий пост для продвижения своей «постной» продукции. В мусульманских республиках России — Татарии, Башкирии, Дагестане и т. д. — во время Рамадана реклама женского нижнего белья или развлекательных комплексов рассматривается местными властями как кощунство. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД Важнейшие демографические характеристики состава населения — распределение людей по возрасту, полу, семейному положению — необходимо принимать во внимание при изучении рынка сбыта многих товаров. Например, фирме, продающей детские велосипеды, небезынтересно знать, какую часть населения составляют дети, и притом еще иметь данные о том, как они распределены по возрасту и каковы доходы их семей. Возрастная сегментация рынка потребителей может проводиться по-разному — в зависимости оттого, как устанавливаются границы между возрастными группами. С рыночной точки зрения их целесообразно различать по тому, как с возрастом изменяется потребление людей и, соответственно, ассортимент покупаемых ими товаров. Вариант возрастной сегментации представлен в схеме Бове и Аренса (см. табл. 17.2), которая для каждого возрастного сегмента указывает категории товаров, пользующиеся в нем наибольшим спросом3. 3 Следует иметь в виду, что эта таблица составлена по американским данным и при сопоставлении ее с современными российскими условиями нуждается в поправках.
Табл. 17.2 Тендерная сегментация рынка (разделение его на два сегмента — мужчин и женщин) заслуживает внимания не только ввиду различия потребительских интересов мужчин и женщин, но и их покупательского поведения. Известно, что большую часть покупателей составляют женщины. Причем помимо своих женских товаров (одежды, косметики, прокладок и пр.) они приобретают многие товары семейного пользования (еда, парфюмерия, посуда, кухонные принадлежности, чистящие средства), различные вещи для дома (светильники, обои, мебель, сантехника). Мужчины обычно берут на себя лишь выбор дорогой техники (автомобиль, аудио- и видеоаппаратура, телефоны), да и в этих случаях сама покупка делается часто с участием женщин. Даже одежду для мужчин чаще всего выбирают и покупают женщины. Мужчины обычно оправдывают это занятостью на работе, а значительная их часть прямо признается, что не любит тратить время на хождение по магазинам. Естественно, что женщины в своих покупках, как для себя, так и для дома и для мужчины руководствуются собственными вкусами. Поэтому и в производстве, и в рекламе самых разнообразных товаров целесообразно делать ставку на их женское восприятие. Возьмем для примера продажу порционных продуктов быстрого приготовления (бульонные кубики, супы и каши в пакетиках, сухие смеси-полуфабрикаты). Женщины склонны воспринимать их как продукты для людей несемейных, холостяков, не имеющих времени готовить «нормальную» еду. По мнению женщин (в том числе работающих), хорошая хозяйка никогда не будет пользоваться пакетированными продуктами, поскольку приготовление «натуральной», «настоящей» пищи является выражением ее любви к семье и заботы о здоровье близких людей. Конечно, есть целый ряд «однополых» — «мужских» и «женских» — товаров. Электробритва, крем для бритья, карманный нож, набор инструментов, чемодан-«дишюмат» — это предметы, предназначенные для покупателей-мужчин. А ожерелье, серьги, лак для ногтей, косынка, колготки, кухонная утварь — для женщин. Но производители нередко делают ошибку, не учитывая, что товар (даже типично «мужской») могут покупать женщины, причем не только для мужчин, но и для себя. Так, напиток Red Devil напоминает лимонад, обладает сладким вкусом и вполне может привлечь женщин. Однако и название, и оформление банок, в которых он продается, придают ему «мужской» имидж. Поэтому некоторые женщины заранее приписывают ему терпкий, резкий вкус и считают, что напиток не для них. И фирма, выпускающая Red Devil, теряет женский сегмент рынка. Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и влияние мужских вкусов и предпочтений на выбор покупок. Женщины хотят, чтобы их мужчинам нравилась еда, которую они готовят, и платья которые они носят. Если покупателями «мужских» товаров нередко являются женщины, то и, наоборот, «женские» товары могут покупаться мужчинами — например, для подарков. Это нетрудно заметить накануне дня 8 марта, когда в универмагах толпы мужчин устремляются к отделам женской одежды, косметики, бижутерии. Далеко не все из них разбираются в том, что действительно нужно купить для их дамы, и мужской вкус часто диктует выбор. Состав семьи — показатель, по которому может быть полезно сегментировать рынок, учитывая особенности потребления у людей одиноких, женатых, бездетных, семейных с детьми. Так, одинокие часто питаются вне дома; бездетные пары больше расходуют денег на хобби, поездки, туризм; семьи с большим числом детей покупают больше детских товаров, при этом нередко из-за недостатка средств ограничивая другие покупки.
ПСИХОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В том, что психологические особенности личности влияют на ее покупательское поведение, сомневаться не приходится. Однако психографическая сегментация рынка, основанная на разделении потребителей по их психологическим характеристикам, применяется относительно редко — отчасти потому, что различия по психологическим качествам во многих случаях не слишком заметно сказываются на продажах товаров, а отчасти потому, что такое разделение сталкивается с трудностями практического характера и требует трудоемких и дорогих исследований, затраты на которые не окупаются получаемыми результатами. В США на основе фундаментального исследования, охватившего более 200 тыс. американцев, в 1980-х гг. была разработана психографическая сегментация населения страны, получившая название системы VAL-S (Value and Lifestyle)4. В этой системе сегментация проводится по двум критериям — ценностям и стилю жизни. Выделяются 4 основных сегмента, внутри которых различаются подгруппы: 1. Гонимые нуждой: а) стремящиеся хоть как-то выжить; б) с трудом обеспечивающие свою материальную и физическую безопасность. 2. Экстраверты-традиционалисты, ориентированные на традиционные ценности и социальное признание: а) консерваторы-конформисты, стремящиеся сохранить достигнутый социальный 3. Интраверты-модернисты, склонные к современным, инновационным стилям жизни:а)эгоцентристы — молодые, импульсивные, стремящиеся выделиться; б) жизнелюбы люди увлеченные, См.: Бове К. Л, Арене У. Ф. Современная реклама. Тольятти, 1995; Шорохова Е. В. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп // Социальная психология / Ред. Л. А. Журавлев. М.: Ж ПЕР СЭ, 2002; http://www.sriconsulting.com. ищущие, активные, образованные, в) социальные новаторы — озабоченные общественными проблемами, самостоятельные, движимые чувством долга и социальной ответственности. 4. Интегрированные личности: самоутвердившиеся, психологически стабильные, гармонично сочетающие экстравертные и интравертные, традиционные и модернистские тенденции, хорошо обеспеченные, занимающиеся благотворительностью. По полученным данным, в США насчитывается 11% гонимых нуждой, 68% экстравертов-традиционалистов, 19% интравертов-модернистов, 2% интегрированных. К демонстративному потреблению наиболее склонны подражатели. Основную массу покупателей товаров для здоровья составляют жизнелюбы. Система VAL-S нашла применение в практике работы многих американских фирм, которые используют ее для выделения сегментов потребительского рынка и определения соответствующих приоритетов в производстве и рекламировании своей продукции. И хотя ее часто критикуют как чересчур упрощенную, а маркетологи отмечают ее недостаточность для понимания покупательского поведения, разработка этой системы стимулировала появление и других подобных ей способов сегментации рынка. В европейских странах получила распространение аналогичная психографическая схема, разделяющая потребителей по ценностным ориентациям на 5 групп: 1. «Победители» (winners) — социально очень активный 2. «Ретрограды» (re-rootings) — наиболее пассивный и дезориентированный социальный тип, обращенный в прошлое. Такой тип людей ощущает большую потребность в поддержке и опеке сверху и чаще встречается в возрасте свыше 40 лет среди людей с низкими доходами и среди женщин. 3. «Традиционалисты» (traditionalists). Их доля особенно велика среди старшего поколения (65 лет и старше). Обычно это люди с твердыми убеждениями и верой в тот или иной идеал, но предпочитающие спокойную жизнь без борьбы. 4. «Новые люди» (new-comers) — группа, внутренне готовая к изменениям и активно способствующая их утверждению. Это в среднем более молодые люди, чем «победители», они часто встречаются среди бизнесменов и менеджеров с достаточно высоким уровнем доходов. 5. «Истеблишмент» — наиболее социально уверенный тип. Для его представителей характерна согласованность внутреннего и внешнего мира, гуманистическое мировоззрение. В основном это служащие с высшим образованием с высоким уровнем дохода, то есть по западным критериям относящиеся к среднему классу. Исследования, проведенные в России в 1997—2000 гг., дали картину распределения потребителей по указанным группам (в процентах), представленную в табл. 17.3.
Табл. 17.3 Возможны и иные способы психографической сегментации, связанные с такими показателями, как характерологические свойства личности, уровень интеллекта и др. Агентство RISC на основе анализа различных параметров, в том числе социокультурного профиля, рода занятий, отношения к средствам массовой информации, политических настроений, построило следующую классификацию психологических типов потребителей в странах Западной Европы[1]: 1. Традиционалисты. Находятся под влиянием исторических, культурных, социальных традиций своей страны. 2. Домашние воспитанники. Имеют прочные родственные привязанности, ищут доброжелательных отношений. 3. Рационалисты. Способны успешно действовать в сложных ситуациях, готовы к риску в делах, верят в возможности, открываемые прогрессом науки и технологии. 4. Сибариты. Ориентируются на чувственный опыт и свои эмоциональные переживания. 5. Борцы. Хотят самостоятельно реализовать свой умственный и физический потенциал, независимы, отстаивают ценности, связанные с прогрессом общества. 6. Флюгеры. Легко реагируют на социальные изменения, индивидуалисты, довольствующиеся непредсказуемой жизнью. Агентство Marianna Media International, проведшее в 2000 г. опрос жителей Москвы, выделило (правда, по не очень ясным основаниям) 15 разновидностей «стиля жизни» москвичей и, соответственно, 15 психографических типов потребителей, получивших следующие условные названия: 1. «Доверчивые к рекламе». Наиболее многочисленная группа — москвичи со средним или невысоким достатком в возрасте 20-36 лет. 2. «Беззаботные меломаны». Подростки 16-19 лет. 3. «Модники». Молодые люди с уровнем потребления выше среднего, частые посетители модных бутиков. 4. «Новаторы». Люди 25-35 лет, с весьма разным уровнем достатка, но не выше среднего, активно принимающие все новое. 5. «Потребители-экспериментаторы». Люди того же возраста, со стабильным средним уровнем доходов. 6. «Спешащие» (или «Поедатели фаст-фуда»). Молодые люди с активной жизненной позицией и уровнем потребления выше среднего. 7. «Энергичные оптимисты». Обеспеченные люди 25-35 лет, адаптированные к рыночным условиям, в большинстве своем вполне обеспеченные, хоть и небогатые. 8. «Потребители качественных марок». Девиз людей этого типа — «неважно, сколько стоит, важно, чтобы было качественно». 9. «Рантье». Необязательно рантье в классическом смысле этого слова; это завсегдатаи ресторанов и любители красиво «прожигать жизнь».
10. «Информированные прагматики». В основном, люди 45-55 лет. 11. «Мужики советской закалки». Те, кого принято еще называть «крепкими хозяйственниками». У них уровень дохода преимущественно выше среднего, по возрасту они близки к «прагматикам». 12. «Бедствующие традиционалисты». Люди старого склада, не сумевшие или не желающие приноровиться к изменениям социальной среды. 13.«Пессимисты». 14.«Нуждающиеся интеллигенты». 15. «Пенсионеры». Наиболее пожилые и малоимущие люди. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СПОСОБОВ СЕГМЕНТАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Описанные подходы не исчерпывают всех возможных способов сегментации потребительского рынка. Для некоторых товаров могут потребоваться и какие-то специальные критерии сегментации. Например, продавцов одежды может интересовать классификация потребителей по росту. Возможны и различные варианты соединения разных критериев. Так, система сегментации населения PR1ZM, предложенная фирмой C/ar/fas6, использует демографические, географические, социально-экономические критерии. Базовой единицей в ней является домохозяйство (семья). Домохозяйства разделяются на кластеры. Таких кластеров насчитывается более 60. Первым параметром для формирования кластеров является тип домохозяйства — «одинокие и молодые семьи без детей», «семьи с детьми до 7 лет», «семьи с детьми школьного возраста», «пожилые пары и одинокие». Второй параметр — уровень благосостояния — четыре группы от «наиболее обеспеченные» до «наименее обеспеченные». Третий — место проживания. Четвертый и пятый параметры, участвующие в формирование кластеров, определяются на основании таких характеристик, как увлечения (мода, спорт, музыка и т. п.), обладание определенными товарами, особенности покупательского поведения и др. По утверждению авторов методики, благодаря учету множества признаков «PRIZM позволяет лучше понимать покупателя» и «непосредственно обращаться» к нему. Стандартная международная классификация потребителей ESOMAR7 так же, как и PRIZM, описывает домохозяйства (семьи). За основу сегментации берутся два критерия: 1) профессиональный статус члена семьи, обеспечивающего основной (наибольший) вклад в ее доход; 2) уровень образования этого члена семьи. По первому критерию различается 16 основных категорий, по второму — 5 категорий (в зависимости от продолжительности обучения: до 13 лет, 13-14 лет, 15-16 лет, 17-20 лет, более 20 лет). Для семей, где нет работающего члена, приносящего основной доход (пенсионеры, инвалиды, студенты), учитывается наличие 10 «статусных» товаров: фотоаппарат, домашний компьютер, электродрель, фритюрница, радиочасы, цветной телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, автомобиль, дача. На основе указанных крит
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|