Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие теории школьного и внешкольного образования взрослых в 50-60-е годы XX в.

Семинар 1.

Исторический очерк развития теории образования взрослых

1. Зарождение теории внешкольного образования взрослых в дореволюцион­ной России

Развитие дидактики взрослых (20-е годы XX в.)

Образование взрослых в 30-40-е годы XX в.

Развитие теории школьного и внешкольного образования взрослых в 50-60-е годы XX в.

 

 

1. Зарождение теории внешкольного образования взрослых в дореволюцион­ной России

 

Соединению и развитию разнообразных форм внешкольного образования и просвещения взрослых во второй половине XIX в. сопутствовало зарождение первых педагогических идей и теоретических положений в сфере образования взрослых. Возникновение педагогических идей в области общего образования взрослых в России связано с экономическим и социально-политическим развитием страны во второй половине XIX в. С одной стороны, развитие капиталистического про­изводства выдвигало новые, более высокие требования к уровню грамотности, образованию и развитию ра­бочих. С другой — рост гражданского самосознания и политиче­ской активности самих рабочих обусловливал их стремление к образованию. Для стихийно складывающихся форм внешкольного образования взрослого населения требовалось теоретическое ос­мысление.

Основой для формирования первых дидактических идей послу­жила деятельность воскресных общеобразовательных школ для на­рода, возникновение которых связано с именами таких замечатель­ных педагогов, как К.Д.Ушинский, В. И. Водовозов, Н.И. Пирогов, Н.А.Корф, В.Я.Стоюнин.

Следует отметить, что К.Д.Ушинский рассматривал педагоги­ку как науку о воспитании не только детей, но и человека в це­лом, о чем свидетельствует все содержание его капитального тру­да «Педагогическая антропология». В 1861 г. в статье «Воскресные школы» К.Д.Ушинский обосновывал ряд дидактических идей от­носительно образования взрослых. По его мнению, содержание образования в воскресной школе должно отвечать двум целям: формальной (развитие у учащихся умственных способностей, на­блюдательности, памяти, воображения, фантазии, рассудка) и реальной (сообщение знаний, формирование умений и навыков, применяемых в жизни). Важно, считал он, отбирать самое суще­ственное, «быть строже в выборе предметов, избегать всего пус­того и бесполезного». К.Д.Ушинский впервые в отечественной педагогике выдвинул идею о связи обучения взрослых с их тру­довой деятельностью, требуя давать знания, которые помогли бы учащимся осмыслить свое ремесло, рекомендуя учителям посещать мастерские, производства. Принцип развивающего обучения, уже сформировавшийся к этому времени в детской школе, К. Д.Ушинский перенес на образование взрослых. Одной из задач воскрес­ной школы, по его мнению, является развитие у взрослых уча­щихся желания и способности самостоятельно, без учителя, при­обретать новые познания, «учиться всю жизнь». Отмечая разнооб­разие «лиц, одежд и состояний» взрослых учащихся, К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость индивидуального подхода к школьному обучению, а также настаивал на использовании в его процессе различных средств наглядности.

Дальнейшее развитие педагогических идей, связанных с об­разованием взрослых, в дореволюционный период идет парал­лельно возникновению в практике различных форм внешколь­ного образования. В первом социально-педагогическом труде «Со­циально-педагогические условия умственного развития русско­го народа» (1870), автором которого является А.Щапов, прово­дится мысль о необходимости «учить высшим естественным на­укам простых деревенских парней и взрослых крестьян». Замет­ной работой в области внешкольного образования стала книга народнического писателя А. С. Пругавина «Запросы народа и обя­занности интеллигенции в области просвещения и воспитания» (1890).

Первым педагогом-просветителем, начавшим специально раз­рабатывать теорию внешкольного образования, был В. П. Вахте­ров. Со времени издания в 1896 г. книги «Внешкольное образова­ние народа», работы «Сельские воскресные школы и повтори­тельные классы» и до конца своей жизни В. П. Вахтеров вел тео­ретическую и практическую деятельность в сфере школьного и внешкольного образования взрослых. Он пишет многочисленные статьи и книги, выступает с докладами, в которых раскрывает сущность и особенности существующих форм внешкольного об­разования взрослых, показывает связь между ними. Позднее, в 1917 г., им была опубликована книга «Всенародное школьное и внешкольное образование».

Крупным деятелем просвещения и одним из первых теорети­ков внешкольного образования был В. И.Чарнолусский. Наибо­лее значимой его работой стала книга «Основные вопросы орга­низации внешкольного образования в России», опубликованная в 1909 г. В отличие от своих предшественников, которые сосредо­точивали свое внимание на отдельных видах внешкольного обра­зования, В.И.Чарнолусский рассматривает его как единую сис­тему, выделяя в ней: 1) школы для взрослого населения; 2) уч­реждения для удовлетворения потребностей в чтении (библиотеки, общественные издательства, книжная торговля); 3) учрежде­ния для распространения научных и специальных знаний среди населения (курсы, лекции, чтения); 4) общественные развлече­ния (театры, кинематограф, концерты) и спорт; 5) музеи и кар­тинные галереи; 6) народные дома. Особое внимание он уделял самообразованию взрослых.

В. И. Чарнолусским поставлена проблема взаимоотношений государства, органов местного самоуправления, общественных организации и частной инициативы в становлении внешколь­ного образования. Государство помогает законодательными ме­рами, обеспечивая свободу деятельности. Органы местного са­моуправления осуществляют непосредственное руководство. Ча­стной инициативе благотворительного и кооперативного харак­тера должна предоставляться полная свобода. Решение проблем обучения и просвещения взрослого населения России В.И.­Чарнолусский связывал с демократизацией общественной жиз­ни, с установлением неприкосновенности личности, свободы совести, слова, печати, собраний, союзов. Только при этих ус­ловиях, считал он, дело внешкольного образования получит прочный, незыблемый фундамент для своего полного и широ­кого развития.

Русских педагогов и общественных деятелей интересовали так­же экономические аспекты образования взрослых, в частности развитие образования взрослых для профессионально-техниче­ской подготовки работников, нужных для развивающейся в Рос­сии промышленности, и влияние общего образования на производительность труда. Так, крупный экономист И. И.Янжул на ос­нове сравнения уровня грамотности с состоянием производитель­ных сил в России и других странах пришел к выводу, что первая и важнейшая причина низкой производительности труда и эко­номической отсталости России заключается в безграмотности на­рода.

Развитие общего образования взрослых в конце XIX в. шло по трем направлениям: школьное образование (прежде всего, вос­кресные школы), внешкольное образование (курсы, лекции, вне­школьные чтения, народные дома) и самообразование.

Большой вклад в теорию и практику самообразования взрос­лых внес Н. А. Рубакин — писатель и ученый, занимавшийся про­пагандой книги, талантливый популяризатор науки, библиограф, крупный общественный деятель в области народного просвеще­ния. Среди более чем 20 его работ, посвященных самообразова­нию взрослых, наиболее известны «Письма к читателю о самооб­разовании», «Как и с какой целью читать книги», «О сбережении сил и времени в деле самообразования», «К творческой работе в Обыденной жизни». В «Письмах к читателю о самообразовании» он указывал на связь школьного и внешкольного образования, утверждал принцип непрерывности самообразования взрослых, призывая не прекращать самообразовательной работы в течение всей жизни.

Последовательно осуществляя главную цель своей жизни — бо­роться против неравенства в образовании, Н.А.Рубакин написал более 250 научно-популярных книг и брошюр для народа, охва­тывающих многие отрасли знаний. Он переписывался с тысячами читателей из всех уголков России, главным образом с трудящи­мися, и признавал, что устроил у себя «народный университет» путем переписки. Им были составлены и разосланы 15 тысяч ин­дивидуальных программ самообразования. Н. А. Рубакин разрабо­тал специальную отрасль психологии — «библиопсихологию», изу­чающую человека как читателя, процесс чтения, влияние книги на человека, творческое взаимодействие между писателем и чита­телем.

В 1912/13 учебном году в Педагогической академии в Петер­бурге Е. Н. Медынским впервые в России был прочитан курс по внешкольному образованию. Его лекции послужили основой для издания книг «Внешкольное образование, его значение и техни­ка» (1913) и «Методы внешкольной просветительской работы» (1915). Позднее, в послереволюционный период, Е.Н. Медын­ским была подготовлена «Энциклопедия внешкольного образова­ния» (т. 1 — «Общая теория внешкольного образования». — М.; Л., 1925). Показав в своих работах различие школьного и внешколь­ного образования, Е. Н. Медынский обогатил и обосновал прин­ципы и методы внешкольного образования, раскрыл особенно­сти взрослой аудитории, определил требования к деятелю по вне­школьному образованию.

Основное содержание теории внешкольного образования взрос­лых на рубеже XIX и XX вв. составляли вопросы общего образова­ния. Уже в те годы педагоги понимали, что в школы для взрослых нельзя переносить опыт детских школ, не трансформировав его с учетом возраста. Они считали, что для воскресной школы взрос­лых необходимо создать свою собственную дидактику и методи­ку, выработать особый, ускоренный темп преподавания, придать преподаванию серьезный характер, соответствующий запросам взрослого человека.

Дидактические идеи этого периода ориентировали педагогов на установление связи изучаемого материала с окружающей жиз­нью, с непосредственной деятельностью взрослого учащегося, на отбор учебного материала, имеющего прикладное, практическое значение. Развивая идеи К.Д.Ушинского, педагоги (В. П. Вахте­ров, Э.О.Вахтерова, Н.К.Крупская, Е.Н.Медынский и др.) призывали заботиться об умственном развитии взрослого учаще­гося, обосновывали необходимость формирования у него уме­ний сравнивать, анализировать и обобщать явления окружающей жизни, критически оценивать их и улавливать причинно-следственные связи.

В этот период велись поиски способов повышения самостоя­тельности и активности взрослых учащихся. Предлагалось шире использовать беседы, самостоятельное решение задач, практиче­ские работы и другие методы и формы, активизирующие обуче­ние. Идеи об активизации учащихся в процессе обучения, о необ­ходимости их умственного и нравственного развития нашли отра­жение и в разработанных М. Н. Салтыковой требованиях к хресто­матии для взрослых: тексты, изложение должны быть серьезны; отбирать следует материал интересный, существенный, доступ­ный, содействующий нравственному развитию; книга должна под­готавливать к самостоятельному учению.

Становление и развитие системы образования взрослых, ши­рокая и разносторонняя практика в этой области в послереволю­ционный период стали мощными стимулами для развития снача­ла теории образования и обучения взрослых (дидактики), а затем интегральной науки андрагогики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...