образования взрослых в 50-60-е годы XX в.
В послевоенный период проблема общего образования работающей молодежи и взрослых встала с особой остротой, так как в годы войны и в период восстановления разрушенного народного хозяйства десятки тысяч молодых людей по разным причинам вынуждены были оставить обучение в детской школе. Недостаточный уровень образованности работающей молодежи и взрослых становится тормозом для развития в стране научно-технической революции. Принятый в 1958 г. закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» поставил задачу в течение ближайшего десятилетия осуществить в стране обязательное 8-летнее обучение молодежи и взрослых (до 35 лет), занятых в народ-(|к>м хозяйстве. В соответствии с законом вечерняя школа была объявлена основным каналом получения общего среднего образования. В решении задач развития образования взрослых непосредственное участие приняла Академия педагогических наук РСФСР, в составе которой в 1960 г. был создан НИИ вечерних (сменных) и заочных средних общеобразовательных школ. Его главной задачей стали разработка теоретических основ общего образования работающей молодежи и взрослых без отрыва от производства и практическая помощь школам в решении организационных, педагогических и методических проблем. Это был первый в мире институт, который начал систематически и планомерно заниматься разработкой теоретических основ образования взрослых на междисциплинарной основе. Первыми директорами этого института были сначала известный методист-биолог, кандидат педагогических наук В.М.Корсунская (1960—1962), а затем доктор педагогических наук, профессор А. В. Даринский (1963 — 1976), избранный впоследствии действительным членом РАО.
Развитие научных исследований по проблемам образования взрослых, начиная с 1960 г. и до настоящего времени, можно разделить на три этапа. 1960— 1969 гг. — изучение в основном проблем базового общеобразовательного обучения работающей молодежи и взрослых в вечерней (сменной) школе. 1970— 1980 гг. — расширение проблематики исследования, вызванное бурным развитием образования взрослых в стране (рост количества вечерних и заочных школ, народных университетов, учреждений системы повышения квалификации кадров и др.) и новыми направлениями в деятельности Академии педагогических наук, которая в этот период из республиканской превратилась в союзную. На базе НИИ вечерних (сменных) и заочных средних школ АПН РСФСР в 1970 г. создается НИИ общего образования взрослых АПН СССР. В его задачи входило: изучение истории развития образования взрослых в стране; разработка социально-педагогических и психолого-педагогических основ образования взрослых; исследование дидактических и организационно-педагогических проблем обучения взрослых; совершенствование вечернего и заочного общего среднего образования взрослых; разработка педагогических основ внешкольного образования взрослых; поиск путей совершенствования подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Важно отметить, что на втором этапе изучение актуальных проблем образования взрослых с 1975 г. начинает осуществляться в русле единой концепции непрерывного образования. НИИ общего образования взрослых в конце этого периода реорганизуется в НИИ непрерывного образования взрослых АПН СССР, который с 1976 г. возглавлял академик В. Г. Онушкин. В русле общей концепции непрерывного образования и в связи с программой ЮНЕСКО институт приступает к исследованию вопросов функциональной неграмотности взрослых, образования взрослых в условиях перехода к рыночной экономике, «пожизненного» обучения в изменяющемся обществе. Этот период исследований связан с именами таких известных российских ученых, как Т. Г. Браже, С. Г. Вершловский, Л. А. Высотина, В. Ю. Кричевский, Ю. Н. Кулюткин, Л. Н. Лесохина, А.Е.Марон, Г.С.Сухобская, Е.П.Тонконогая, О.Ф.Федорова.
В 90-е годы в составе Российской академии образования (РАО) создается Институт образования взрослых, с 1998 г. работающий под руководством профессора В. И. Подобеда. Исследования образования взрослых обогащаются системным рассмотрением этого явления как социального института, анализом региональных проблем образования взрослых, а также деятельностью в области законотворчества на уровне стран СНГ. В 90-е годы в Украине и России появляется серия работ, непосредственно посвященных вопросам андрагогики (С. Г. Вершловский, М. Г. Громкова, С. И. Змеев и др.). При Министерстве образования Украины в начале 2000 г. начинает работать Научно-методический совет по проблемам образования взрослых. Задания для самоконтроля 1. Познакомьтесь с одной из работ, связанных с историей развития образования взрослых в Украине (из рекомендованного списка литературы или выбранной самостоятельно): а) составьте развернутую аннотацию этой работы; б) выделите те андрагогические идеи и положения, которые остаются интересными и актуальными в современной ситуации обучения в течение жизни. 2. В приложении приведены данные о наиболее известных деятелях, которые внесли вклад в развитие отечественной теории и практики образования взрослых: а) проведите библиографический поиск по одной из персоналий; б) подготовьте сообщение (реферат) о жизни и деятельности этого человека, а также о содержании одной из его научно-методических работ в области андрагогики. Рекомендуемая литература Бреев С. И. Развитие теории и практики образования без отрыва от производства в РСФСР / Науч. консультант Н. К. Гончаров. — Саранск, 1973. Владиславлев А. П. Непрерывное образование: Проблемы и перспективы. - М., 1978. Горностаев П. В. О теории общего образования взрослых до Октября и в первые годы после революции: Учеб. пособие. — М., 1974.
Горностаев П. В. Развитие теории общего образования взрослых в СССР (1917-1931): Учеб. пособие. - М., 1974. История культурно-просветительской работы в СССР: Учеб. пособие. — Ч. 1: Внешкольное образование в России до Великой Октябрьской социалистической революции. — Харьков, 1969. История культурно-просветительской работы в СССР: Учеб. пособие. — Ч. 2: Советский период (1917-1969 гг.). — Харьков, 1970. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. — М., 1987. Тонконогая Е. П. Дидактические особенности урока в вечерней школе. - М., 1984.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|