Как формировался Российский рынок оценочных услуг.
Честности и способностей – если они сочетаются с преданностью делу, энергией и тактом – обычно бывает вполне достаточно, чтобы гарантировать успех в деловом мире. Сирил Нортон Паркинсон Так случилось, что многие работники авторемонтного бизнеса стали свидетелями, а некоторые участниками стихийных процессов формирования рынка оценочных услуг. Конечно, и сейчас ещё не приходится говорить о том, что этот рынок сформировался уже окончательно. В России рынок независимых оценочных услуг активно начал своё формирование в начале девяностых годов, чему способствовало возрождение института частной собственности. Наиболее быстрыми темпами развивалась оценка недвижимости в рамках риэлтерской деятельности и основных средств с целью их переоценки. Остальные виды оценки приживались несколько медленнее. Первая компания, которая широко заявила о себе на этом рынке, это была компания «Авто-Мобил». Первые несколько лет до принятия закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщики работали, как говорится, кто во что горазд. На тот момент не существовало нормативно-правовой базы оценки, не было утверждённых стандартов оценки, не были определены требования к составлению и содержанию отчёта и используемых для этого методик. Необходимо отдать должное, что в ту пору не устоявшегося рынка, на нём работали работали грамотные и добросовестные оценщики, специалисты, которые не рассматривали оценку как способ быстро и легко заработать деньги, а рассматривали как новую для себя перспективную профессию. В дальнейшем во многом благодаря этим людям, происходило становление и формирование рынка оценочных услуг. Многие из них впоследствии явились авторами или непосредственными разработчиками стандартов и методик, которыми оценщики пользуются на сегодняшний день. Пользуясь, случаем особо хочется выразить благодарность от всего автомобильного сообщества за неоценимый вклад, который внес в формирование рынка по оценке ТС, покойный ныне Виктор Константинович Соболев – основатель и человек который долгое время возглавлял компанию «Авто-Мобил» в лице генерального директора, и его заместителю Андрею Андреевичу Штыкову.
В самом начале формирования рынка оценочных услуг никто не требовал от оценщиков какого-то специального образования. Любой гражданин, прошедший двухнедельные курсы и получивший соответствующий сертификат, мог заниматься оценкой. Именно в этот период появляются новоиспечённые оценщики, которые, пользуясь неопределённостью ситуации, при отсутствии методик определения стоимости ущерба и восстановительного ремонта ТС, вместо полноценных отчётов начали выдавать непонятно какие справки с кратким описанием повреждений и непонятно из чего складывающейся стоимостью ремонта. Общественные оценочные организации при отсутствии нормативно-правовой базы пытались хоть как-то повлиять на качество оценочных услуг, но принимаемые ими документы носили сугубо рекомендательный характер, и им мало кто следовал. Лучше всех на тот момент дела шли с оценкой ущерба и определения восстановительной стоимости ремонта у компании «Авто-Мобил». Компания первая в России получила официальные права на использование программ для расчёта восстановительного ремонта, широко применяемых в Европе. Эта компания на Российском оценочном рынке с успехом начала перенимать и приспосабливать имеющийся на тот момент передовой опыт к быстро меняющимся российским условиям. Конечно, поначалу всё шло достаточно тяжело, к примеру, как можно рассчитать ущерб и стоимость восстановительного ремонта автомобиля иностранного производства, если курс рубля по отношению к доллару меняется несколько раз в день, а необходимые для ремонта запчасти можно приобрести только за доллары? Какова будет реальная стоимость ремонта ТС через неделю, две и т.д.? А при крупноблочном ремонте, который может длиться от одного месяца и более, с учётом сроков поставки запчастей, вообще полная неопределённость!
Во второй половине девяностых годов на оценочном рынке насчитывалось уже более четырёх тысяч оценочных фирм, в основном это были мелкие фирмы. К концу 2000 и началу 2001г.г., по данным Российского общества оценщиков, количество этих фирм увеличилось до пятнадцати тысяч. 29 июля 1998 года был принят Федеральный Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», устанавливающий основные понятия оценочной деятельности, основания и условия для осуществления и регулирования оценочной деятельности на территории нашего государства. Правда после августовского кризиса 1998 года наступил спад активности на рынке и объёмы оценочных работ существенно сократились. К концу 1998 года объёмы работ по оценке ущерба и восстановительного ремонта ТС упали до минимально критического уровня. Как раз в это время появилась информация о скором появлении в дополнении к закону об оценочной деятельности регулирующих нормативно-правовых актов. Но Постановление Правительства РФ появилось только 6 июля 2001 года за номером 519 – «Об утверждении стандартов оценки». Этим постановлением и были закреплены Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 года №285 «О лицензировании оценочной деятельности» было введено положение о лицензировании оценочной деятельности на территории РФ. В связи с появлением на свет этих постановлений значительная часть недобросовестных оценщиков прекратила своё существование на рынке оценочных услуг, что существенным образом повлияло на рост качества услуг в данном секторе. Ниже представлены основные документы, используемые в оценочной деятельности в области оценки ТС применяемые оценщиками.
Нормативные документы. · Федеральный. Закон Российской Федерации «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998г. №135 – ФЗ. · Федеральный Закон Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04. 2002г.» №40 – ФЗ. · Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994г. №51 – ФЗ. · Закон РФ «О защите прав потребителей» от 09.01.1996г. №2 – ФЗ и от 17.12.1999г. №221 – ФЗ. · «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности». Утверждены Постановлением правительства РФ от 06.07.2001г. №519. · «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств». Постановление Правительства РФ от 24.04.2003г. №238. · Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Утверждённые Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г. №263 · «Положение о лицензировании оценочной деятельности». Утверждено Постановление Правительства РФ от 07.06.2002г. №395 Информационно методическая литература. · Методики и методические руководства по определению стоимости ТС, стоимости восстановительного ремонта, величины дополнительной утраты товарной (рыночной) стоимости транспортных средств. Так же, в Федеральном Законе №135 определено, что оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования своей профессиональной ответственности перед третьими лицами, т.е. оценщик обязан страховать свою профессиональную ответственность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|