Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как осуществляется расчёт ущерба ТС и что является результатом оценки?




Высшее достоинство человека – хорошо делать своё дело!

Э. Хемингуэй

В дальнейшем речь пойдёт о реальной стоимости восстановительных работ и заменяемых деталей на момент ДТП или другого события связанного с оценкой ущерба ТС. Стоимость восстановительного ремонта включает в себя стоимость ремонтных работ (работ по устранению повреждений и сопутствующих работ), стоимость используемых материалов и заменяемых деталей. Для этого необходимо уточнить, что понимается под рыночной стоимостью самого объекта оценки.

Под рыночной стоимостью понимают – наиболее вероятную цену, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Т.е. если речь не идёт о так называемых «годных остатках ТС» после ДТП, то под рыночной стоимостью в большинстве случаев понимают стоимость неповреждённого ТС на момент нанесения ущерба ТС. А поскольку во время ДТП автомобиль находился в изношенном состоянии, то при его оценке сумма будет рассчитываться не полная, а с учётом износа. Для этого необходимо уточнение, что понимается под износом в оценочной деятельности.

Под износом в оценочной деятельности понимается - потеря товарной стоимости ТС в процессе его эксплуатации с момента изготовления.

При определении непосредственно стоимости ремонта ТС, износ заменяемых повреждённых деталей не учитывается и оценщик должен дать реальную оценку полной стоимости ремонта с учётом рыночной стоимости запасных частей, работ и используемых материалов. Следует обратить внимание, если речь идёт о выплатах по полисам ОСАГО (обязательного страхования гражданской ответственности), то, страховая компания ответчика, заменяемые детали будет также считать с учётом износа этих деталей.

При расчёте оценщики довольно часто для подтверждения своей квалификации ссылаются на современное программное обеспечение, которое они используют при оценке ТС. Конечно, автоматизация и использование программного обеспечения значительно ускоряет процесс проведения оценки, особенно если речь идёт о самих расчётах. Это в свою очередь имеет целый ряд негативных последствий, приводящих в основном к снижению квалификации самих экспертов оценщиков. Основными функциями оценщика в этом случае остаются только введение исходной информации в программу, и затем получение отчёта (расчёта) об оценке. При активном использовании программных продуктов (это в т.ч. показывает и анализ зарубежного опыта работы оценщиков ТС) оценщики порой не в состоянии объяснить и прокомментировать проведение расчётов и результаты полученной оценки, все, что им остаётся - ссылаться на программу. Основная проблема здесь заключается в том, что зарубежные программные продукты для оценки ущерба применяемые в России, поставляются на наш рынок в основном без методического описания самих расчётов, которые в свою очередь предназначены для получения ответов на вопросы: «Как получена эта оценка?» и «Как проверить правильность произведённых расчётов?». Конечно вместе с получением отчёта об оценке, у эксперта оценщика можно затребовать данные о методике и данные промежуточных расчётов но, скорее всего, он будет ссылаться на используемую им программу или в лучшем случае сможет представить официальный документ, подтверждающий право на её использования. Именно в этом в большинстве случаев кроется основной корень возникновения последующих проблем, с которыми заказчик может столкнуться, если данные полученные в результате расчёта, будут сильно не совпадать с реальной стоимостью последующего ремонта. Также в нашей практике нередко встречались случаи, когда произведённый расчёт оценки одного и того же ущерба, но сделанный разными оценщиками, не просто существенно отличался, а отличался в разы! Причём каждый из оценщиков пытался доказать свою правоту, что именно его расчёт является наиболее достоверным. Поэтому мы часто рекомендуем, если вдруг вы оказались в роли ответчика, и вас приглашает страховая компания или пострадавший на осмотр, всегда стараться приезжать с экспертом оценщиком (предварительно заключив с ним договор) для проведения встречной экспертизы. А затем, если дело дойдёт до судебного иска, пусть эти оценщики отстаивают каждый свою точку зрения уже в соответствующей инстанции.

Другая проблема, связанная с объективностью оценки, кроется в самих программных продуктах. Несмотря на то, что программ для расчёта стоимости ремонта на рынке не очень много, данные, получаемые в ходе использования этих программ, иногда имеют весьма существенные отклонения.

Для расчёта и оценки стоимости ремонта автомобилей иностранного производства в 95% случаев эксперты оценщики будут использовать одну из следующих программ: “Audatex”, “Eurotax”, “Silver DAT”. Все эти программные продукты объединяет страна, из которой они пришли к нам на рынок – это Германия. Германия в данном сегменте является безусловным лидером, если говорить об автомобилях европейского рынка. На отечественном рынке в незначительном количестве присутствует программа под названием “Motor”, но данная программа имеет американские корни и применима только для оценки автомобилей исключительно американского рынка, которые в Европе мало представлены. Необходимо отметить, что если речь вести выше упомянутых немецких программах, то в большинстве случаев при одинаковых исходных данных, отклонения данных полученных в результате окончательного расчёта, будут составлять не более 5%. Но, ещё раз обращаю ваше внимание, что при условии одинаковых исходных данных, а это уже как мы и говорили, зависит от квалификации эксперта оценщика.

Как не покажется читателю странным, самые большие проблемы на отечественном рынке программного обеспечения для расчёта стоимости ремонта, наблюдаются по отечественным автомобилям. Существующие программы заводов изготовителей “По ремонту и обслуживанию автомобилей” не отвечают в полной мере необходимым требованиям, предъявляемым к подобным программным продуктам. Они достаточно сложны в применении и часто в них просто отсутствуют необходимые виды, а также комплексы по некоторым работам. Существующие независимые программы типа – “Автосервис системы учёта материалов и калькуляций стоимости ремонта и технического обслуживания автомобилей” и “НАМИ Сервис”, имеют порой существенные отклонения от заводских нормативов на те, или иные виды работ. В них также представлен не полный спектр существующих видов работ.

И в заключении коснемся вопроса вознаграждения эксперта оценщика за выполненную работу. Единого подхода к формированию цен на оценочные услуги нет, и, несмотря на попытки некоторых объединений независимых оценщиков хоть как-то упорядочить процесс ценообразования, в ближайшем будущем, этого ждать не приходится. С другой стороны, подобное положение дел вполне устраивает антимонопольный комитет, поскольку ограничивает рост цен на услуги оценщиков. Некоторые компании используют сложившуюся ситуацию для установления демпинговых цен, особенно в период выхода компании на рынок, ставя для себя вполне понятную цель - захват определённой доли этого сегмента.

Необходимо помнить, если оценщик заявляет о том, что оценка ущерба обойдётся 4-5% от величины самого ущерба и это будет записано в договоре, то от услуг данного оценщика имеет смысл отказаться, поскольку тем самым он уже нарушает действующее законодательство.

От лица нашей авторемонтной компании желаем вам безаварийной езды!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...