Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ продаж продукции собственного изготовления




В этой главе произведен анализ объема производства и реализации продукции на примере действующего предприятия ООО “Лада на Мурмане" за 2010 год. В 2010 году организацией осуществлялся лишь один вид деятельности - производство мебели.

Анализ объема производства и реализации продукции следует начинать с сопоставления фактической выручки от реализации продукции с плановой. Данные о выручке от реализации продукции содержатся в форме N 2 "Отчет о прибылях и убытках" бухгалтерской отчетности организации и соответствующей форме статистической отчетности.

Для анализа использованы следующие данные о производстве и реализации продукции (таблица 2.2.).

 

Таблица 2.2

Сведения о производстве и реализации продукции (тыс. руб.)

Показатели План на отчетный 2010 год

Фактически за 2010 год

Отклонения от плана

Темпы роста к предыдущему году

    за отчетный год за предыдущий год сумма % по плану фактически
А 1 2 3 4 5 6 7
Выпуск продукции в ценах, принятых в плане 579,9 606 517,9 +26,1 4,4 111,9 117
в фактически действовавших ценах 583,7 610 520,6 +26,3 4,5 112 117
Объем выручки от реализации в ценах, принятых в плане 580 609 518 +29,1 5 111,9 116,9

 

Из рассмотрения вышеприведенных данных можно сделать вывод, что план производства и реализации продукции перевыполнен по всем показателям:

по реализации продукции - на 29,1 тыс. руб., или на 5% (29,1 тыс. руб.: 580 тыс. руб. х 100);

по объему товарной продукции - на 26,1 тыс. руб., или на 4,4% (26 тыс. руб.: 579,9. руб. х 100).

По сравнению с предыдущим годом произведено и реализовано продукции значительно больше, чем предусматривалось планом. При плановом увеличении объема реализации продукции в сумме 61,9 тыс. руб. (579,9 тыс. руб. - 518 тыс. руб.) фактически было реализовано продукции больше на 88 тыс. руб. (609 тыс. руб. - 518 тыс. руб.), то есть темп прироста по плану равен 11,9% (61,9 тыс. руб.: 518 тыс. руб. х 100), а фактически - 16,9% (88 тыс. руб.: 518 тыс. руб. х 100). Значительное перевыполнение плана может свидетельствовать не только об улучшении работы организации, но и о наличии не учтенных в плане резервов роста объема производства и реализации продукции, которые необходимо выявить в процессе углубленного анализа.

Сопоставление процентов перевыполнения плана по показателям реализации и выпуска производимой продукции показывает, что за счет увеличения остатков нереализованной продукции объем реализации может быть уменьшен (таблица 2.3.).

 

Таблица 2.3

Сопоставление процентов перевыполнения плана по показателям реализации и выпуска производимой продукции (тыс. руб.)

Показатели По плану Фактически Отклонения от плана
1. Остаток нереализованной продукции на начало отчетного года 0,529 0,529  -
2. Выпуск продукции 579,9 610 +30
3. Реализовано продукции 580 609,8 +29,8
4. Остаток нереализованной продукции на конец отчетного года 0,629 0,683 +54

 

Снижение объема реализованной продукции может происходить в результате невыполнения сроков отгрузки продукции и ее оплаты, что выявляется в результате анализа изменения остатков нереализованной продукции на объем реализации продукции. Для расчета влияния этих факторов составим следующую таблицу остатков нереализованной продукции (таблица 2.4.).

 

Таблица 2.4

Данные об остатках нереализованной продукции (тыс. руб.)

Показатели

На начало года

На конец года

Изменения за год (по отчету)
  по плану фактически отклонения по плану фактически отклонения  
Остатки нереализованной произведенной продукции 0,529 0,529  - 0,629 0,683 +,054 +0,154
в том числе: - готовая продукция на складе 0,270 0,182 -88 0,150 0,121 -0,029 -0,061
 - товары отгруженные по расчетным документам, не сданным в банк на инкассо х 0,07 +0,07 х 0,054 +0,054 +0,047
 - продукция отгруженная по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил 0,259 0,259  - 0,479 0,429 -0,050 +0,170
 - продукция отгруженная по расчетным документам, не оплаченным в срок покупателями х 0,081 +0,081 х 0,079 0,079 -0,002

 

Из рассмотрения данных, приведенных по остаткам нереализованной продукции в табл.2.4, можно сделать вывод, что плановые остатки нереализованной продукции на начало года полностью совпадают с фактическими остатками, что свидетельствует о составлении плана на отчетный год с учетом фактически переходящих остатков по готовой продукции.

Определяющим фактором перевыполнения плана реализации продукции (см. табл.2.3) стал рост выпуска продукции на сумму 30 тыс. руб. (610 тыс. руб. - 580 тыс. руб.), за счет которого было реализовано продукции больше плана на 29,9 тыс. руб. (609,8 тыс. руб. - 579,9 тыс. руб.). Увеличение же остатков нереализованной продукции снизило объем реализации продукции на 0,054 тыс. руб., что отрицательно характеризует работу организации.

Далее целесообразно проанализировать причины образования сверхплановых остатков нереализованной продукции на конец года. Моментом реализации продукции является ее отгрузка с передачей собственности покупателю и предъявление ему счета к оплате. Остатки нереализованной продукции состоят из готовой продукции, находящейся на складе, и продукции, отгруженной в адрес покупателей, но еще не включенной в объем реализованной продукции.

Напомним, что данные в балансе по готовой продукции и товарам отгруженным отражаются по фактической производственной себестоимости, и для определения их суммы в отпускных ценах необходимо рассчитать коэффициент, характеризующий соотношение остатков нереализованной продукции по отпускным ценам и по фактической себестоимости. Этот коэффициент на начало года исходя из приведенных ранее данных и баланса товарной продукции составляет 1,123 (0,529 тыс. руб.: 0,471 тыс. руб.), а на конец года - 1,298 (0,683 тыс. руб.: 0,526 тыс. руб.); 0,471 тыс. руб. и 0,526 тыс. руб. - остатки продукции по себестоимости. Затем остатки готовой продукции и товаров отгруженных по данным баланса умножаются на эти коэффициенты.

Из рассмотрения табл.2.4 можно сделать вывод, что на конец года фактические остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил, значительно ниже плановых, что позволило организации увеличить объем реализации продукции на 0,079 тыс. руб. (,029 тыс. руб. + 0,050 тыс. руб.) против плана.

Остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, на начало года, расчет по которым осуществлен исходя из объема реализации за прошлый год (518 тыс. руб.), составили в среднем 0,18 дня (518 тыс. руб.: 360 дн. = 1,439 тыс. руб.; 0,259 тыс. руб.: 1,439 тыс. руб. = 0,18 дня).

На конец года остатки этих товаров при среднедневной отгрузке по плану 1,61 тыс. руб. (579,9 тыс. руб.: 360 дн.), а по отчету - 1,69 тыс. руб. (609,8 тыс. руб.: 360 дн.) соответственно равны 0,29 дня (0,479 тыс. руб.: 1,61 тыс. руб.) и 0,254 дня (0,429 тыс. руб.: 1,69 тыс. руб.).

В этом случае устанавливаются причины завышения на конец года плановых остатков по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.

Наличие остатков товаров отгруженных по документам, не сданным в банк на инкассо, уменьшило выполнение плана реализации продукции на,054 тыс. руб.

Остатки товаров, не оплаченных покупателями в срок, в текущем году практически не изменились и составили на конец года 0,079 тыс. руб. вместо 0,081 тыс. руб. на начало года. Но наличие фактов задержки оплаты продукции покупателями вызывает необходимость проведения дальнейшего анализа причин такого положения по конкретным товарам и покупателям для выработки мероприятий по устранению этих фактов.

При оценке объемных показателей работы организации особое внимание должно уделяться анализу объема реализуемой продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам. При расчете этого показателя следует воспользоваться данными организации по учету выполнения заданий и обязательств по поставкам произведенной продукции в соответствии с заключенными договорами (контрактами).

Для анализа выполнения плана поставок по месяцам и кварталам составляется следующая аналитическая таблица, в которой отражены данные за I квартал отчетного года и в целом за отчетный год (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5

Данные о поставке продукции (тыс. руб.)

Периоды Общий объем реализации продукции по плану Стоимость недопоставленной продукции с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения ее в последующие периоды (нарастающим итогом)

Принимается в зачет выполнения плана по реализации

      Сумма %
2010 год 579,9 5,8 574,1 99,0

 

Из рассмотрения данных таблицы.2.5 о выполнении плана по номенклатуре продукции можно сделать вывод, что недопоставлено продукции за год на сумму 5,8 тыс. руб., или на 10,2%, в то время как общий процент выполнения плана реализации продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам за год составил 99% (574,1 тыс. руб.: 579,9 тыс. руб. х 100).

Поскольку объем реализации зависит и от качества выпускаемой продукции, необходимо проанализировать насколько выполнены плановые показатели по качеству выпускаемой продукции (таблица 2.6).

 

Таблица 2.6

Данные о выполнении плановых показателей по качеству выпускаемой продукции тыс. руб.

Показатели За 2009 год

За 2010 год

Отклонения за 2010 год

    План Факт Руб %
1. Объем произведенной продукции в фактически действующих отпускных ценах (без НДС и акцизов) (тыс. руб.) 519 580 606 +26 +4,5
2. Стоимость продукции высшей категории качества в фактически действующих отпускных ценах (без НДС и акцизов) (тыс. руб.) 263,13 299,29 315,7 +16,41 +5,5
3. Удельный вес продукции высшей категории качества (%) 50,7 51,6 52,1 +0,5 +0,09

 

Данная таблица свидетельствует о том, что организация перевыполнила плановое задание по повышению качества выпускаемой продукции. Организация планировала повысить долю продукции высшей категории качества по сравнению с прошлым годом на 0,9 пункта (51,6% - 50,7%), а фактически доля выпущенной продукции, качество которой соответствует требованиям стандартов, что подтверждено сертификатом, было повышено на 1,4 пункта по сравнению с прошлым годом (52,1% - 50,7%), а по сравнению с планом - на 0,5 пункта (52,1% - 51,6%).

Анализ прибыли от реализации произведенной продукции начинается с проверки баланса произведенной продукции и общей оценки влияния на выполнение плана прибыли изменения прибыли в остатках готовой продукции на начало и конец отчетного года. Для этого составляется следующая таблица по плановым и фактическим показателям (таблица 2.7).

 

Таблица 2.7

Баланс произведенной готовой продукции (тыс. руб.)

Показатели

План

Факт

Отклонение фактической прибыли от плановой

  Плановая себестоимость произведенной продукции Произведенная продукция в отпускных ценах прибыль Полная себестоимость произведенной продукции Произведенная продукция в отпускных ценах прибыль Руб. %
1. Остатки готовой продукции на начало года 0,471 0,529 0,058 0,471 0,529 0,058  -  -
2. Выпуск продукции в отчетном году 523,7 579,9 56,2 542,5 610 67,5 +11,3 + 20
3. Остатки готовой продукции на конец отчетного года 0,514 0,629 0,115 0,526 0,683 0,157 +0,042 + 36
4. Реализовано готовой продукции за отчетный год 523,657 580 56,143 542,4 609,8 67,4 +11,257 + 20

 

Анализ приведенных данных в балансе произведенной готовой продукции (табл.) позволяет сделать заключение о том, что план прибыли от выпуска продукции перевыполнен на 11,3 тыс. руб., или на 0,2% (11,3 тыс. руб. х 100: 56,2 тыс. руб.), а от реализации - на 11,257 тыс. руб., или на 0,2% (11,257 тыс. руб. х 100: 56,143 тыс. руб.). Однако увеличение прибыли в остатках готовой продукции на конец года привело к уменьшению прибыли от реализации на 42 тыс. руб.

Одной из причин такого положения может быть наличие в остатках высокорентабельной продукции вместо предусмотренной в расчетах плана низкорентабельной. В этом случае необходимо выяснить, какие конкретные изделия и по каким причинам не были реализованы в отчетном периоде. Чаще это возникает из-за отказа покупателей от поступивших изделий с дефектами и возвращенных изготовителю для их устранения. Реализация такой продукции - резерв увеличения прибыли (42 тыс. руб.) в следующем отчетном периоде.

В ходе анализа рассматривается номенклатура продукции, которая осталась на складе, с целью выявления изделий, которые не пользуются спросом или сбыт которых ограничен. В случае наличия таких изделий выясняется, не предусмотрен ли их дальнейший выпуск в последующем для решения вопроса о снятии с производства вышеуказанных изделий или сокращении выпуска до размеров, обеспеченных сбытом.

Выполнение плана прибыли от реализации продукции анализируется также исходя из следующих данных (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8

Прибыль от реализации выпущенной продукции (тыс. руб.)

Показатели N строки По утвержденному плану По плану на фактически реализованную продукцию По отчету
А Б 1 2 3
1. Производственная себестоимость 1 523,743 633 658
2. Коммерческие расходы (расходы на продажу) 2 0,086 0,086 0,085
3. Итого полная себестоимость 3 523,657 548,086 658,085
4. Выручка от реализации 4 543,657 658 609
5. Результат:        
Прибыль 5 20 109  -
Убыток 6  -  - 49

 

Данные таблицы 2.8 свидетельствуют о том, что фактический финансовый результат (убыток) от реализации произведенной продукции отличается запланированного на 69 тыс. руб. (20 тыс. руб. - (-49) тыс. руб.).

Для более глубокого анализа выявляются факторы, повлиявшие на выполнение плана по прибыли.

Прежде всего, следует проанализировать, какое влияние на выполнение плана прибыли оказали изменение отпускных цен, смена покупателей. Влияние изменения отпускных цен на прибыль от реализации продукции определяется путем сопоставления фактической выручки от реализации выпущенной продукции с выручкой от реализации продукции при плановых ценах на фактически реализованную продукцию. За счет этого фактора прибыль организации была снижена на 49 тыс. руб. (609 тыс. руб. - 658 тыс. руб.).

Затем анализируется влияние на прибыль результатов выполнения плана по реализации продукции, которое рассчитывается следующим образом:

а) план реализации продукции в отпускных ценах выполнен на 121 % (658 тыс. руб. х 100: 543,657 тыс. руб.);

б) за счет перевыполнения плана реализации продукции получено дополнительно прибыли (сверх плана) 4,2 тыс. руб. (20 тыс. руб. х 21%: 100).

 

тыс. руб. - 543,657. руб.) х 100

--------------------------------------- - = 21 %.

,657 тыс. руб.

 

На размер прибыли оказывает влияние уменьшение себестоимости реализованной продукции.

Влияние на прибыль уменьшения себестоимости реализованной продукции определяется путем сопоставления фактической себестоимости продукции с плановой себестоимостью того же (фактического) объема продукции:

а) по плану в пересчете на фактически реализованную продукцию производственная себестоимость составила 548 тыс. руб., а фактически - 658 тыс. руб., то есть больше плана на 110 тыс. руб. (548 тыс. руб. - 658 тыс. руб.);

б) от снижения расходов на продажу прибыль увеличилась на 0,001 тыс. руб. (0,086 тыс. руб. - 0,085 тыс. руб.).

Всего за счет уменьшения себестоимости реализованной продукции получен внеплановый убыток 110 тыс. руб.

На размер прибыли оказывает влияние изменение ассортимента и качества фактически реализованной продукции в сравнении с планом. В вышеприведенном примере вследствие изменения ассортимента реализованной продукции и качества получено дополнительно прибыли согласно следующему расчету:

а) прибыль по плану в условиях фактической номенклатуры и фактического объема реализации (по плану на фактически реализованную продукцию) составила 109,914 тыс. руб. (658 тыс. руб. - 548,086 тыс. руб.);

б) прибыль в отчетном году в условиях плановой структуры с учетом выполнения плана реализации равна 24,2 тыс. руб. (20 тыс. руб. х 121%: 100).

Следовательно, дополнительная прибыль составила 85,714 тыс. руб. (109,914 тыс. руб. - 24,2 тыс. руб.).

Общая сумма внепланового убытка образовалась на общую сумму 69 тыс. руб., в том числе:

от снижения цен на выпускаемую продукцию - на - 49 тыс. руб.;

от роста объема реализации - на +4,2 тыс. руб.;

от роста себестоимости реализованной продукции - на - 110 тыс. руб.;

от изменения ассортимента и качества - на +85,714 тыс. руб.

Кроме того, при анализе выполнения прибыли рассматривается состояние расчетов с покупателями. Для этой цели приведем таблицу с данными о состоянии ненормируемых оборотных средств (таблица 2.9).

 


Таблица 2.9

Данные о состоянии ненормируемых оборотных средств (тыс. руб.)

Показатели На начало года На конец года Отклонения
1 2 3 4
1. Денежные средства - всего 2 40 +38
в том числе на расчетном счете 2 40 +38
2. Товары отгруженные по расчетным документам, не оплаченным в срок покупателями 0,081 0,079 -0,02
3. Дебиторы - всего 12 54 +19
в том числе прочие дебиторы 11 11 -
Итого средств 14,081 94,079 -79,998

 

Из рассмотрения данных таблицы 2.9 о состоянии ненормируемых оборотных средств можно сделать следующие выводы: неплатежи покупателей за отгруженную им продукцию составили на конец года по фактической себестоимости 0,081 тыс. руб., а в отпускных ценах организации - 0,09 тыс. руб., что оказало влияние на недополучение прибыли на сумму 0,009 тыс. руб.

При анализе результатов от реализации продукции за отчетный год определяется рост прибыли в сравнении с прошлым годом. В приведенных ранее данных по прибыли от реализации рост прибыли по плану на отчетный год от реализации выпущенной продукции был предусмотрен в сумме 31 тыс. руб. (20 тыс. руб. - 51 тыс. руб.), или на 60,0% (31 тыс. руб. х 100: 51 тыс. руб.) к прибыли за предыдущий год. Фактически же прибыль за отчетный год снизилась против прошлого года на 100 тыс. руб. (-49 тыс. руб. - 51 тыс. руб.), или на 96 % (100 тыс. руб. х 100: 51 тыс. руб.).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...