Расширение услуг, предоставляемых пассажирам на железнодорожном транспорте
Для коммерческого успеха перевозчиков обслуживание, связанное с расширением ассортимента услуг, предоставляемых пассажирам, в последнее время приобретает все большее значение. При этом помимо традиционных видов сервиса появляются новые формы организации обслуживания пассажиров, учитывающие различные аспекты, связанные с процессом перевозки.
Одной из задач улучшения обслуживания путешествующих по железным дорогам является увеличение скорости движения поездов, что позволяет сократить время доставки пассажиров в пункты назначения. С этой целью разработана программа внедрения скоростного и высокоскоростного движения поездов, предусматривающая увеличение скоростного режима до 160 200 км/ч на существующих линиях и сооружение высокоскоростных специализированных магистралей для движения поездов со скоростью до 350 км/ч. В результате осуществления этой программы с июня 2002 г. на ряде маршрутов железных дорог России был введен новый график движения поездов в связи с увеличением их скорости. Например, на туристском направлении Санкт-ПетербургАдлер такое нововведение позволило сократить время поездки почти на 6 ч.
Программа развития скоростного движения рассчитана на период до 2015 г. Уже завершена реконструкция линии Москва Санкт-Петербург на скорость 200 км/ч (с возможностью следования на отдельных участках со скоростью 250 км/ч). Организация скоростного движения предусмотрена на направлениях: Санкт-ПетербургБусловская (Хельсинки); МоскваКрасное (Минск-Брест ВаршаваБерлин); МоскваНижний НовгородЕкатеринбург; МоскваОтрожка Ростов-на-Дону.
Как уже отмечалось, с введением в действие системы управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3» на российских железных дорогах для удобства пассажиров увеличится срок бронирования билетов он составит 63 дня (вместо 45).
Во время железнодорожной перевозки пассажирам предоставляется новый вид обслуживания телефонная спутниковая связь. Уже сейчас пассажиры поезда № 16, курсирующего между Москвой и Архангельском, имеют возможность связаться с любым населенным пунктом России через таксофон, установленный в купе бригадира поезда. Телефонные карты для переговоров можно купить у проводников вагонов (плата за карту довольно умеренная 150 руб. за 3 мин разговора).
Услугой благотворительного характера является создание перевозчиками «Храмов на колесах». Первый вагон-храм был подарен Московской железной дорогой Московской епархии в канун 2000 г., затем такие храмы стали появляться и в других регионах страны. Например, на станции Котлас (Северная железная дорога) под храмовый комплекс были переоборудованы три купейных вагона. В первом разместилась церковь (есть маленькая звонница), во втором трапезная, в третьем жилые помещения для священнослужителей. Поезда, оборудованные вагонами-храмами, дают возможность людям в глухих уголках страны, где отсутствуют церкви, принять крещение, обвенчаться, прийти помолиться.
Железнодорожными структурами разработан ряд мероприятий по улучшению информационного обслуживания своих клиентов. В частности, вокзалы крупных городов предполагается оснастить информационными киосками (инфоматами), предназначенными для предоставления оперативной информации по дальним и пригородным пассажирским перевозкам. С помощью инфомата можно получить ответ на любой вопрос, входящий в перечень справок информационной справочной службы. Технически общение пользователя с информационной системой осуществляется с помощью сенсорного монитора. Такой способ получения информации исключает необходимость выстаивания в очереди для получения справки; снижает вероятность злоупотребления кассиров, которые иногда скрывают наличие свободных мест на маршруте; позволяет пассажиру самому выбрать оптимальный маршрут следования, что экономит время на его диалог с кассиром.
Сейчас инфоматы эксплуатируются на Приволжской железной дороге, в Управлении Московской железной дороги, в Московском железнодорожном агентстве, в Совете Федерации РФ, в Государственной Думе, на некоторых московских вокзалах. Установка таких информационных систем будет производиться и на вокзалах других крупных городов. При этом предполагается расширить круг вопросов, связанных с предоставлением сведений о местных гостиницах и гостиницах в городах назначения (телефоны, адреса, цены); о культурно-развлекательных программах в районах вокзалов и в иных местах (кинотеатры, театры, выставки, музеи, экскурсии); об адресах ближайших пунктов обмена валют; о местонахождении предприятий торговли, питания и бытовых услуг; о погоде в крупных городах и в столицах иностранных государств (на текущие сутки и прогноз на четыре дня); о бюро находок; о движении других видов транспорта по станциям назначения поездов (наличие метро, маршруты и расписание автобусов, судов и т.д.).
Для обратной связи пассажиров с руководством перевозчиков на вокзалах и в поездах вывешиваются номера «телефонов доверия», по которым пассажиры могут позвонить и записать на автоответчик жалобу или благодарность. Записи регулярно прослушиваются ответственными работниками службы пассажирских перевозок и как ответ на них принимаются соответствующие меры. Такая форма работы впервые была опробована на Забайкальской железной дороге и в настоящее время для повышения качества обслуживания пассажиров вводится на других направлениях.
С этой же целью проводится ряд мероприятий, связанных с работой вокзалов. В результате реконструкции и модернизации внешний вид вокзалов становится современным и привлекательным:
- увеличиваются площади залов ожидания;
- появляются благоустроенные посадочные платформы;
- расширяются услуги по предоставлению питания, информации;
- создаются условия для организации на территории вокзалов торговых точек, а также развлекательных центров вблизи них. Для транзитных пассажиров организуются экскурсии по городу, проводятся показы мод, устраиваются выставки и концерты.
Недавно Управление Московской железной дороги приняло решение о воссоздании на всех девяти столичных вокзалах часовен.
Известно, что до революции все железнодорожные вокзалы Москвы имели свои часовни, где путешественники могли помолиться или поставить свечку перед посадкой в поезд. Теперь старую русскую традицию молиться о благоприятном исходе поездки решено возродить. На Павелецком вокзале такая часовня уже открыта, остальные будут строиться по мере поступления пожертвований, на которые решено их создавать.
Большое внимание уделяется и безопасности пассажиров на вокзалах. С этой целью на перронах и в залах ожидания устанавливают видеокамеры, позволяющие следить за обстановкой на территории вокзального комплекса, что способствует предупреждению противоправных действий.
Важным направлением в развитии туристских транспортных систем в последнее время стало их тесное сотрудничество между собой, которое явилось результатом не только общего технического прогресса, но и в определенной степени их конкуренции. Уже говорилось о создании скоростной железнодорожной трассы между Павелецким вокзалом и аэропортом Домодедово, которая призвана осуществлять доставку авиапассажиров в один из аэропортов Московского региона. В недалеком будущем планируется строительство скоростной железнодорожной магистрали, которая свяжет центр столицы со строящимся терминалом аэропорта Шереметьево-3. В перспективе эту магистраль намечается связать с железнодорожными линиями, идущими в аэропорты Внуково и Домодедово.
В ряде городов Подмосковья (Мытищах, Егорьевске, Озерах и др.) планируется строительство единых автожелезнодорожных вокзалов, что позволит пассажирам, не выходя на улицу, пересаживаться с автобуса на электричку и наоборот. Первый такой муль-тимодальный вокзал начали строить в подмосковной Кашире.
Глава 20
ОСОБЕННОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП ТУРИСТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Перевозки групп туристов железнодорожным транспортом организуются на регулярных поездах, предназначенных для общего пользования, и на специальных, которые формируются под определенный маршрут и на определенное время.
Для перевозки туристов на регулярных поездах железнодорожные перевозчики осуществляют продажу проездных документов на группу не менее 10 человек по предварительным заявкам. В заявке указываются: наименование юридического лица, количество мест, номер поезда, тип вагона, дата выезда, станция отправления и станция назначения. К заявке прилагается пофамильный список группы пассажиров в двух экземплярах с указанием реквизитов их документов и руководителя группы. При недостатке мест в поезде и в вагонах, указанных в заявке, с согласия юридического лица могут быть предоставлены места в другом поезде или вагонах. Если в заявке содержится просьба о предоставлении отдельных вагонов, оплате подлежат все места в таких вагонах независимо от количества проезжающих пассажиров.
Прием заказов на оформление билетов по групповым заявкам производится в период от 60 до 10 сут. до отправления поезда. За резервирование мест в поездах для перевозки организованных групп с юридических лиц взимается сбор, установленный в определенном размере. В случае отказа от выделенных мест сбор не возвращается.
Оплата заказанных билетов должна производиться не позднее установленного перевозчиком срока наличными деньгами или по безналичному расчету. Если в установленный срок проездные документы представителем организованной группы не оформлены, заявка аннулируется и билеты передаются в общую продажу. В случае поступления заявки на билеты менее чем за 10 сут. до отправления поезда и при возможности ее оформления стоимость проезда должна быть оплачена в течение суток с момента предъявления заявки.
Оформление проезда группы туристов по заявке производится на одном бланке проездного документа в каждый вагон. При этом в билете указываются фамилия руководителя группы и реквизиты документа, удостоверяющего его личность. На двух экземплярах списка пассажиров ставится отметка пункта оформления документа. Один экземпляр списка остается в пункте оформления билета, а второй предъявляется руководителем группы проводнику вагона при посадке в поезд.
Если заявка подается на маршрут «туда и обратно», места на обратный выезд выделяются после оплаты стоимости проезда «туда».
Если по какой-либо причине организация расторгает договор на перевозку, то сумма денег за возвращенные билеты зависит от срока сдачи проездных документов. При возврате неиспользованных проездных документов за срок, превышающий 7 сут. до отправления поезда, стоимость проезда возвращается полностью. Если билеты сдаются менее чем за 7 сут. до отправления поезда, но не позднее чем за 3 сут., удерживается 50 % стоимости плацкарты. При возврате проездных документов менее чем за 3 сут. до начала рейса стоимость плацкарты удерживается полностью.
Перевозчики могут предоставлять юридическим лицам (в том числе турфирмам) во временное пользование вагоны пассажирского парка на условиях аренды. Договор на право пользования вагонами в пределах срока аренды должен находиться в одном из таких вагонов у сопровождающего. Плата за аренду вагонов устанавливается перевозчиком. Кроме того, при перевозке пассажиров в арендованных вагонах взимается плата за пробег вагонов в порожнем состоянии и за оформление группового проездного документа, выдаваемого от станции отправления до станции назначения вагона. Пунктом назначения вагона считается станция, где по требованию арендатора производится отцепка вагона. Число пассажиров, проезжающих в вагонах, не должно превышать количества мест в нем. Перевозка ручной клади производится в соответствии с общепринятыми правилами.
Оплата проезда пассажиров в арендованных вагонах за весь путь следования (туда и обратно) производится до начала поездки.
Согласно Правилам перевозок пассажиров, багажа и грузоба-гажа на федеральном железнодорожном транспорте в составе пассажирского, скорого, грузопассажирского и почтово-багажного поезда допускается следование вагонов пассажирского парка, принадлежащих юридическим или физическим лицам. Перевозка пассажиров в таких вагонах оформляется станцией отправления в виде выдачи проездного документа (билета) в соответствии с данными, указанными в заявке, при наличии документов об оплате за перевозку. При этом следует иметь в виду, что вагон, находящийся в собственности юридического или физического лица, должен быть зарегистрирован в МПС России и иметь присвоенный ему определенный номер.
Перевозка организованных групп туристов может осуществляться и в специальных поездах (в том числе туристско-экскурсион-ных), на аренду которых также должен быть заключен договор. При перевозке пассажиров в арендованных поездах взимается:
- арендная плата за все вагоны поезда за время фактического пользования ими (в соответствии с типом вагонов);
- стоимость проезда пассажиров в пассажирском поезде в соответствии с тарифом (при этом число путешествующих не должно превышать количества мест в вагоне поезда);
- стоимость пробега вагонов в порожнем состоянии;
- стоимость комплектов постельного белья за дополнительную плату.
Если в арендованном пассажирском поезде перевозится багаж проезжающих, то на аренду багажного вагона также должны быть оформлены документы. В этом случае перевозка, хранение и выдача багажа производятся арендатором пассажирского поезда, а багажные квитанции перевозчиком не выдаются.
Если для туристско-экскурсионной поездки предоставляется пригородный поезд, то в арендную плату включается стоимость его аренды за все время использования, но не менее чем за 1 сут., а также стоимость пробега вагонов в размерах, установленных перевозчиком. При этом допускается использование в пригородном сообщении пассажирских поездов, сформированных из вагонов со спальными местами (плацкартных, купейных), что, естественно, отражается на стоимости аренды такого поезда.
При формировании туристско-экскурсионных поездов в их составе должно быть, как правило, от 13 до 17 вагонов (включая вагоны-рестораны и дизель-электростанции) при следовании в пределах двух и более железных дорог. Если маршрут туристско-экскурси-онного поезда пролегает в пределах одной железной дороги, то в состав его должно входить не менее 10 вагонов. При организации такого поезда в пригородном сообщении он должен состоять не менее чем из 6 вагонов.
Арендатору поезда выдаются два экземпляра договора на аренду туристско-экскурсионного поезда и два групповых проездных документа: один на проезд «туда», второй на проезд «обратно». Копия на аренду туристско-экскурсионного поезда с отметкой перевозчика о получении им всех причитающихся платежей и групповой проездной документ должны храниться у руководителя (директора), сопровождающего туристов, и предъявляться при контроле в пути следования.
В случае если пассажир, проезжающий в туристско-экскурси-онном поезде, отстал от него по вине перевозчика, начальник станции (вокзала) составляет акт, на основании которого пассажиру оформляется бесплатный билет для проезда до места нахождения туристско-экскурсионного поезда.
Условия следования вагонов-ресторанов и вагонов-кафе, курсирующих в составе обслуживаемых ими поездов, устанавливаются договором аренды этих вагонов.
Одним из наиболее комфортабельных пассажирских составов для туристских железнодорожных перевозок является поезд «Русь», специально предназначенный для таких целей, он не имеет постоянного маршрута и едет туда, куда хочет заказчик. Поезд состоит из вагонов СВ, на каждые три купе имеется туалетная комната. В поезд включен вагон, где установлены душевые кабины, стиральные машины, гладильные доски и даже имеется небольшая парикмахерская. В отдельном вагоне-баре можно выпить вина, послушать живую музыку, потанцевать. Помимо этого, в поезде имеются три вагона-ресторана, оформленные в русском, прибалтийском и грузинском стилях (кухня соответствует интерьеру).
К сожалению, в настоящее время спрос на аренду вагонов и поездов у турфирм и других организаций невысок. На протяжении последних лет ежегодно реализуется в среднем не более двух десятков заявок на осуществление групповых железнодорожных перевозок. При этом среди заказчиков железнодорожных путешествий встречаются не только отечественные, но и зарубежные фирмы: «Ориент Экспресс Сервис» (маршрут «Москва Санкт-Петербург Москва»); редакция журнала «Народное образование» (агит-поезд «200 лет Министерству образования» (по маршруту «МоскваВладивостокМосква»); «Rail Travel Ltd.» (маршруты «Москва Санкт-Петербург Вологда Киров Челябинск ЕкатеринбургТюмень ТомскКомсомольск-на-Амуре» и «БрестМоскваВолгоградРостов-на-ДонуКиевМосква»); «GW Travel» (паровозный тур «МоскваЕкатеринбургНовосибирск ИркутскПорт БайкалУлан-Удэ Улан-Батор») и др.
Большой интерес у иностранных и отечественных туристов вызывают маршруты, организованные по Транссибирской магистрали. При этом особая популярность приходится на Кругобай-кальскую железную дорогу.
На некоторых железных дорогах России (Горьковской, Восточно-Сибирской и др.) действуют детские железные дороги, и они также интересны для туристов. Такие дороги представляют собой учебно-воспитательные детские учреждения для детей школьного возраста, в которых осуществляется подготовка будущих железнодорожников. Для детских железных дорог специально прокладывают узкоколейный рельсовый путь (1,5 5 км), предоставляют подвижной состав (тепловозы и пассажирские вагоны), оборудуют дорогу светофорами, современными средствами связи, строят небольшие вокзальные здания. Во время каникул юные железнодорожники под руководством опытных инструкторов проходят практику по организации процесса перевозки пассажиров в качестве машинистов, диспетчеров, дежурных по станциям и т.д. Посещение детской железной дороги и катание на ней интересное мероприятие при проведении тура, связанного с железнодорожными перевозками.
Организация групповых перевозок туристов реализуется и в международном регулярном и нерегулярном сообщениях. В приложении 4 приводится список поездов, осуществляющих регулярные рейсы между городами России и городами других государств.
Особой популярностью пользуется железнодорожное туристское направление РоссияФинляндия. Здесь курсируют финский поезд № 35/36 «Сибелиус» и два поезда Октябрьской железной дороги № 34/35 «Репин» (Санкт-ПетербургХельсинки) и № 31/32 «Лев Толстой» (МоскваХельсинки). В этих фирменных поездах имеются душевые кабины, вагоны-рестораны с русской кухней, пункты обмена валюты (они открываются на пограничной станции Вайниккале), в состав поезда «Репин» включен вагон для инвалидов. По желанию пассажиров к поездам можно цеплять вагон-гараж для перевозки личного автомобиля. Впервые на этом направлении был проведен эксперимент по осуществлению таможенного и пограничного досмотра в процессе движения поезда.
В ближайшие 5 лет между Санкт-Петербургом и Хельсинки предполагается организовать скоростное движение (в России и Финляндии одинаковая ширина железнодорожной колеи), что сможет сократить время поездки по этому маршруту до 3 4 ч.
Следует отметить, что практически на всех международных железнодорожных направлениях детям, пенсионерам, а также туристским группам предоставляется ряд льгот в виде скидок. Например, в сообщении с Финляндией предоставляются следующие скидки: 30 % для семейных групп численностью от 2 до 5 человек; 60 % для участников групп численностью 40 человек и более; 15, 25 и 40% для обладателей абонементных билетов соответственно на 10, 20 и 40 поездок; 30 % для лиц в возрасте 60 лет и старше. В сообщении с Германией, Бельгией, Болгарией действуют «экономные цены», в соответствии с которыми устанавливаются специальные фиксированные цены и скидки для групп численностью от 5 человек. При оформлении проездных документов в направлении «туда и обратно» организованным группам предоставляются скидки в размере: 20 % в сообщении с Китаем, Кореей, Монголией, Вьетнамом; 40 % в сообщении с Польшей; 10 % в сообщении с Болгарией и Румынией; 35 % в сообщении с Германией (Берлином).
Глава 21
ОБСЛУЖИВАНИЕ ПАССАЖИРОВ НА ЗАРУБЕЖНЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ
Железные дороги являются достаточно востребованным видом транспорта в зарубежных странах, особенно в европейских государствах. Это связано с наличием густой и разветвленной сети железнодорожных линий, развитием высокоскоростного движения, высоким уровнем обслуживания в поездах, созданием единых согласованных систем обслуживания, а также с применением большого числа льготных тарифов.
Развитие высокоскоростного железнодорожного движения за рубежом шло по трем направлениям. В Великобритании и Германии, например, с целью повышения скорости поездов совершенствовалась конструкция подвижного состава и усиливался рельсовый путь; во Франции и Италии строились скоростные линии, стыкующиеся с уже имеющейся железнодорожной сетью; в Японии создавались высокоскоростные магистрали, изолированные от всех остальных железнодорожных путей.
Во Франции, например, уже давно высокоскоростное железнодорожное движение стало составлять успешную конкуренцию авиакомпаниям. В начале 80-х гг. прошлого века была пущена в эксплуатацию первая линия Юго-Восток TGV, на которой поезда TGV (Train a grande vitesse) могли развивать скорость до 270. км/ч. В конце 80-х гг. была введена в строй новая скоростная пассажирская магистраль Париж Атлантик, скорость движения поездов (TGV-A) на которой доведена до 300 км/ч. Южная часть этого коридора стыкуется с аналогичной линией в Испании, а северная часть высокоскоростной дороги присоединяется к скоростным магистралям Голландии, Германии, Бельгии и Англии (через пролив Ла-Манш).
Поезда TGV-A состоят из вагонов 1-го и 2-го классов. В вагонах 1-го класса имеются салоны в виде 4-местных полукупе с креслами, размещенными по обе стороны стола; напротив каждого полукупе имеется по два сидячих места со столиком между ними. В вагонах 2-го класса количество мест, расположенных друг против друга, увеличено, что позволяет довести пассажировмести-мость в каждом вагоне до 62 человек. Поезд снабжен салонами для семей с малолетними детьми, где имеются поднимающиеся полки для детей, а также вагоном для инвалидов и вагоном-баром, в котором предусмотрены торговый киоск и телефон. В поездах установлены кондиционеры, работающие в двух режимах на обогревание и охлаждение воздуха помещения. Составы могут формироваться одиночными и сцепленными вагонами, при этом их пассажировместимость может колебаться от 370 до 1100 человек. В настоящее время создан целый ряд модификаций такого подвижного состава, отличающийся внутренним оборудованием, технической оснащенностью, планировкой вагонов.
В 1999 г. началась эксплуатация двухэтажного поезда TGV Duplex. В этом поезде возможно перемещение пассажиров вдоль всего состава; межвагонные переходы находятся на верхнем этаже, а на нижнем этаже расположены конференц-зал, семейное отделение, детская площадка, салон, в конце вагона первого этажа бар. Пассажирские салоны верхнего этажа отличаются удобной планировкой, низким уровнем шума, оригинальным дизайнерским решением. Кресла в вагонах расположены с увеличенным шагом, что обеспечивает более широкий уровень комфорта.
В настоящее время во Франции ведутся работы по созданию скоростного поезда нового поколения AGV (Automotrices a grande vitesse), скорость которого будет достигать 350 км/ч. При этом расстояние между Марселем (югом Франции) и Лондоном по маршруту, пролегающему через Ла-Манш, а также вдоль средиземноморского побережья можно будет покрыть за 5 ч 40 мин.
Как уже отмечалось, практически во всех странах Западной Европы эксплуатируются высокоскоростные поезда: ICE в Германии; ETR-450 и ETR-500 в Италии; Intercity и Electra в Великобритании и т.д. В «гонку за скоростью» включилось и большинство других европейских стран: Испания, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Македония, Болгария, Польша и т.д.
Практически все скоростные поезда оборудованы комфортабельными вагонами, информационными табло, туалетами, телефонными кабинами, вагонами-ресторанами и барами; в купе имеются телевизоры, радиоприемники, кнопки для вызова проводников и другие атрибуты комфортности.
Строительство и эксплуатация скоростных железнодорожных магистралей в Западной Европе привели к созданию единой железнодорожной сети, что во многом обусловило унификацию в сфере обслуживания пассажиров в этом регионе.
Интерес представляет и высокоскоростная железнодорожная сеть Японии «Синкансен» (поезд-пуля), полностью изолированная от остальной железнодорожной сети страны. Япония стала страной, где впервые в 1964 г. была воплощена в жизнь идея использования высоких скоростей на железнодорожном транспорте для перевозки пассажиров. Сеть «Синкансен» состоит из 6 линий, которые расположены на высоких эстакадах в городах или проходят по поверхности земли, но отгорожены в этом случае метровыми изгородями. Поезда никогда не переходят с одной линии на другую и раскрашены в разные цвета. На линиях курсируют поезда, делающие остановки во всех пунктах («Kodama»), в части населенных пунктов («Hikari») и те, которые следуют без остановок от начального до конечного пункта («Nozomi»). В последнем случае поездка обходится в 2 раза дороже. Вагоны в суперпоездах делятся на общие (без нумерации мест) и с пронумерованными местами. В некоторые поезда включены вагоны «люкс», вагоны-рестораны, телефонные кабины, туалеты.
Особенностью линии «Синкансен» является то, что она расположена на местности со сложными географическими и погодными условиями: как известно, территория Японии подвержена тайфунам, землетрясениям, значительным перепадам температур. В связи с этим в целях безопасности при малейшей непогоде скорость поездов, эксплуатируемых на сети, может снижаться с 250 до 50 км/ч. Тем не менее сеть «Синкансен» пользуется большой популярностью у населения по магистрали курсируют около 450 экспрессов в сутки, перевозящих более 500 тыс. человек (периодичность движения составляет от 15 мин до получаса).
Существенным достижением в организации высокоскоростного движения стало решение правительства Китайской Народной Республики, которое одобрило проект строительства железной дороги для поездов на электромагнитной подвеске. Эта магистраль будет иметь протяженность 2180 км и пройдет от Пекина через крупный торговый порт на юге Гуанчжоу до Гонконга. Скорость пассажирских экспрессов будет достигать 430 км/ч. Строительство коридора планируется закончить к 2006 г.
Большинство зарубежных стран с развитой сетью стальных магистралей имеет высокий уровень сервиса пассажиров. Это касается прежде всего частоты курсирования поездов и организации продажи билетов. В странах с высокой плотностью населения (Англии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Швейцарии) перерывы между поездами составляют 15 20 мин. Как правило, пассажиры редко покупают проездные документы заранее, тем более что билет обычно действителен не на конкретный поезд, а на любой, идущий в данном направлении. За дополнительную же плату можно забронировать конкретное место на поезде.
Практически все железные дороги развитых государств охвачены электронными системами бронирования. Производительность последних очень высока в разных системах места могут бронироваться в 12001500 поездах в период от 2 ч до 3 мес. до отправления поезда. При этом, находясь в одной европейской стране, можно забронировать спальное место на поезд в любой другой стране. На большинстве направлений при бронировании всегда обеспечивается определенное количество свободных мест для тех пассажиров, у которых возникает необходимость в срочном выезде, поэтому проблем с приобретением железнодорожных билетов в европейских государствах не существует.
Билеты можно купить у кассира или в автомате, при этом есть возможность расплатиться кредитными картами или наличными (автоматы по продаже билетов способны выдавать сдачу). Очень удобным видом оплаты перевозки являются различные проездные билеты: на определенное количество поездок, на определенный период времени день, два, три, пять, неделю, месяц, год. Проездные билеты могут быть городскими, национальными (действительными в одной стране), региональными (действительными в нескольких областях страны), международными (действительными в нескольких странах). Так, например, существуют системы продажи проездных железнодорожных билетов Inter Rail для проезда по европейским государствам; ScanRail для проезда по Скандинавским странам; проездной по странам Бенилюкса; проездной тоннеля под Ла-Маншем и т.п.
Особенность организации железнодорожного движения в Европе состоит в том, что большинство пассажирских поездов дневные, так как для пересечения даже самых больших стран требуется всего 6 8 ч. Поэтому практически во всех поездах имеются вагоны с сидячими местами. Места в таких вагонах могут располагаться по принципу самолетных, а могут группироваться по 6 8 мест в купе.
Спальные и скорые поезда ходят, как правило, ночью. В них имеются кушеточные и купейные вагоны. Купе кушеточных вагонов оборудованы шестью полками по три с каждой стороны. Поскольку расстояние между полками небольшое, то сидеть на них затруднительно, можно только лежать. Для этого пассажирам выдаются небольшая подушка и простынь. Стоимость кушеточно-го места составляет в разных странах от 2 до 15 $ США дополнительно к стоимости билета. В отдельных странах (Великобритания, Дания, Норвегия) кушеточные вагоны отсутствуют.
Купейные вагоны отличаются большим разнообразием от обычных 4-местных купе до 1-, 2- и 3-местных спален с душем или без него. Естественно, что и доплата за такие условия комфорта возрастает и может доходить до 100150 $ США. В связи с этим
-пассажирские вагоны за рубежом делятся на два класса: 1-й (иногда его называют бизнес-класс) и 2-й (стандартный). К 1-му классу
- относятся вагоны с 1- и 2-местными купе, а ко 2-му с 3- и 4-местными купе, сидячими и кушеточными местами. При этом при
; обслуживании пассажиров 1-го класса им может предоставляться завтрак, туалетный набор, в качестве подарка предлагаются спиртные напитки и кондитерские изделия. Для пассажиров 2-го класса в купе могут быть приготовлены минеральная вода и освежающие салфетки. Вообще питаться в дороге пассажир может по своему усмотрению: в вагоне-ресторане, вагоне-буфете или кафетерии; блюда
: могут доставляться официантом в купе; в некоторых поездах предусмотрена продажа комплексных обедов через автоматы.
Практически во всех вагонах имеются установки для кондиционирования воздуха; информационные табло с указанием плана размещения мест в вагоне; цветные пиктограммы, информирующие о работе ресторанов, занятости туалетов; приводится перечень услуг, предоставляемых в поезде. Во многих поездах организована телефонная и почтовая связь; производится бронирование мест в гостиницах и заказ автомобилей на-прокат; для матерей с маленькими детьми предусмотрено специальное оборудование столы для пеленания, детские кроватки с ограждениями и т.п.; для перевозки личных автомобилей предоставляются специальные железнодорожные платформы.
Следует отметить, что за рубежом большое внимание уделяется инвалидам, путешествующим железнодорожным транспортом. Для этого вокзалы оборудованы пандусами, а вагоны подъемниками для инвалидных колясок; внутри поезда предусмотрены специальные места для «колясочников» или специальные пересадочные кресла, туалетные комнаты оснащены автоматическими раздвижными дверями, а также низко расположенными поручнями, сушками для рук, зеркалами, кнопками управления. В некоторых странах создаются специальные службы для сопровождения инвалидов от дома до вокзалов.
Несмотря на достигнутый высокий уровень обслуживания пассажиров, железнодорожные перевозчики продолжают совершенствовать свою деятельность в этой области. Так, например, железнодорожная компания Великобритании «First Great Western» в канун проведения чемпионата мира по футболу в июне 2002 г. установила в своих поездах радиоприемные аудиосистемы, по которым транслировались матчи из Японии и Кореи. Поскольку болельщики по достоинству оценили это нововведение, компания решила оказывать такие услуги в течение всего года. Для этого пассажирам, которые хотели бы воспользоваться в поездке аудио-вагоном, советуют брать наушники или дают возможность приобрести их прямо в поезде.
Итальянская железнодорожная компания «Trenitalia Spa» оснащает свою сеть новыми поездами Coradia, сконструированными с использованием новейших технологий, позволяющих значительно снизить уровень шума в салонах и создать более комфортные условия путешествия. Для новых вагонов спроектирован низкий пол, что облегчает вход и выход пассажирам с детскими колясками, пожилым людям и инвалидам. Все вагоны и кабины машинистов оборудованы системами воздушного кондиционирования; в каждом вагоне предусмотрены специальные помещения для велосипедов, лыжного инвентаря и громоздкого багажа; для повышения безопасности в вагонах установлены камеры наблюдения. Кроме того, вагоны оснащены автоматическими информационно-справочными системами, специальными электроразъемами для подключения ноутбуков, электронных игр и систем питания мобильных телефонов.
Поскольку железные дороги большинства европейских государств соединены в единую сеть, на них предусмотрены согласованные системы обслуживания пассажиров. Проявляется это в введении единой классификации вагонов (1-й и 2-й классы) и купе (1-, 2-, 3-, 4- и 6-местные), в введении категорий «мужских», «женских», «семейных» купе, а также в принятии унифицированной системы обозначения различных категорий поездов. Например, скоростной поезд-экспресс, курсирующий внутри страны на «большие» расстояния, обозначается 1С (Inter City); международный скоростной экспресс, пересекающий границу, обозначается ЕС (Euro City); ICE (Inter City Express) представляет собой поезд, аналогичный 1С, но еще более быстрый и комфортабельный; пригородный поезд, курсирующий на небольшие расстояния, время в пути которого не превышает 2 ч, RSB (Regional Stadt Bahn) и т.д.
Строительство новых и модернизация старых вокзалов сопровождаются единым принципом размещения служб, что дает возможность пассажирам легко ориентироваться на вокзале любого крупного города. Справочно-информационные пункты оформляются одинаково, при этом используются единые шрифты в написании расписаний поездов и пиктограммы, понятные каждому человеку. В последнее время кассовые залы стали выделяться в отдельные помещения, где пассажиров обслуживают у открытых стоек; залы ожидания выносятся на платформы; сами платформы маркируются указателями остановки вагонов.
Камеры хранения помимо обычных ячеек оборудуются ячейками-холодильниками и отсеками для крупногабаритных предметов, а также столами для упаковки вещей с необходимыми для этого материалами. Для вызова носильщиков на привокзальных площадях и платформах устанавливаются кнопки, а пассажирам, Которые сами переносят свой багаж, предоставляются тележки. Практически все вокзалы и примыкающие к ним территории оборудованы пандусами для тележек и инвалидных колясок. Вблизи вокзалов предусмотрены стоянки для личных автомобилей.
Правилами обслуживания пассажиров железнодорожными перевозчиками большинства западноевропейских стран предусмотрено покрытие расходов, которые могут нести пассажиры в случае отмены или задержки поезда по вине железных дорог.
В Германии, например, в 2002 г. вступили в действие более ужесточенные правила; согласно им, пассажиру, поезд которого опоздал на 1,5 ч и более, выдается талон, дающий скидку при приобретении следующего билета. Если при стыковочном рейсе из-за сбоя в расписании человек не успеет на последний перед ночным перерывом поезд, железная дорога будет обязана доставить его к месту назначения на такси или поселить в гостинице за свой счет. На солидную компенсацию может рассчитывать пассажир в случае опоздания по вине железнодорожников на самолеты, паромы, автобус
Воспользуйтесь поиском по сайту: