Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подход. Совокупность устойчивых связей




 

Любая игра не аморфна и не эфемерна. Реальную основу игры образует деятельность ребенка, которая осуществляется в конечном счете в природе и с данным ею мастерством. У игрjвой универсум, своя природа, значит, свое строение, совокупность устойчивых связей, обеспечивающих ее целостность, тождественность самой себе, взаиморасположение и связь составных частей, элементов игрового действия, операций, процедур, т.е. своя структура. Поскольку игра социальна по своим мотивам, происхождению, функциям, она социальна по содержанию в структуре. В ней в целом отсутствует подчиненность практическим обстоятельствам, требованиям и задачам обыденной жизни, но потребность воздействовать на внешний мир сохраняется. Дети стремятся ассимилировать все имеющиеся в окружающем мире возможности, соподчинить их себе. А.Валлон называл это ликующим и вдохновенным исследованием мира. Все или, вер нее, почти все природно-структурные компоненты игры несут на себе эти "ликующие и вдохновенные" приметы исследовании жизни. Американский психолог Д.Брунер вносит свои коррективы. Игра, по словам Д.Брунера, выступает "не только как средство исследования, но и как форма проявления изобретательности. Добавим - детской изобретательности. Мы полагаем, что природа игры — это ее реальные ценности: бодрость, радостное самочувствие, активный жизненный тонус, импровизация, интуиция, воображение, эмоциональность, символизм, отстраненность и т.п. Следует напомнить и о двуплановости игры как компоненте ее природы, ибо ребенок, с одной стороны, выполняет реальные действия в реальных условиях для решений разнообразных творческих или утилитарных задач игры, с другой стороны, в этой как бы реальной деятельности есть обязательно условности, иррациональности. А структура — ее ком позиция, процессуальная и операциональная основа, наличии необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, их взаиморасположение.

 

 

1 См.: Врунер Д. Игра, мышление и речь // Вопросы образования. 1987. № 1. 76

 

 

Понять природу игры — "значит понять природу детства" сокупность его важнейших свойств. Законы, правила, элементы игры проявляются как бы вне принятых норм человеческого труда, истины, долга. Игра многомерна. Она — деятельность познание, развлечение и творчество, подражание и общение, 11 отдых и тренинг. Игра всегда художественный образ и драма-° цргическое действие, т.е. некая фабула, интрига, диалоги, монологи, движения, действия и атрибутика. Игра — особый вид деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной, действительности, имеющей свое специфическое содержание и строение — особый предмет и мотивы деятельности и особую систему действий в рамках ее структурности. То, что входит в магический природно-структурный абрис игры, мы рассмотрим обзорно и непропорционально, учитывая, что ряд элементов игры ранее уже исследован другими авторами. В качестве основных структурных единиц обычно выделяют воображаемую ситуацию, роль и реализующие ее игровые действия... Современная психология к структуре игры, кроме того, относит: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими3.

 

Мы предлагаем к осмыслению иной набор слагаемых детской игры.

 

Отсутствие материальных результатов. Детская игра, как известно, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. В ней отсутствуют материальная польза, утилитарные результаты. А что вместо них? Внеповседневность сил игры; таинственность; напряженное притяжение; ассоциации; непредсказуемость результатов — все это практически не существующее в неигровой практике присутствует в ней. Й.Хёйзинга называет такие примеры игры "инобытием". Таким образом, первое слагаемое игры — наслаждение процессом инобытия, процессом игрового действия, возвышенные переживания, испытываемые при этом удовольствия. Это главный тезаурус игры.

 

Содержание и сюжет игры. Содержание — понятие философское; оно, "будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций"4. Содержание — то, что игра отображает, то, что воспроизводит Ребенок в качестве центрального характерного момента. Игры Чаще всего систематизируют по их содержательному признаку

 

 

3 Азаров Ю.П. Искусство любить детей. - М., 1987, С. 72.

 

t См.: ПСИХОЛОГИЯ: Словарь. 2-е изд. - М., 1990. С. 127.

 

Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. С. 621.

 

 

(познавательные, музыкальные, деловые, спортивные, военные и т.д.). Содержание игры отражает ту или иную сторону жизни людей или животных (в ролевых играх), сюжет отражает воспроизводимую действительность. Обратимся к психологическому словарю: "Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни"5. Игра процессуальна, и то, что дети разных возрастов используют в ней одни и те же сюжеты, не означает, что содержание этих сюжетов идентично. С возрастом дети значительно варьируют их содержание.

 

Сюжет — компонент преимущественно ролевых игр, но и у игр с готовыми правилами есть свои сюжеты. Поскольку детство всегда находится на рубежах прошлого, настоящего и будущего, сюжеты игр черпаются детьми из социальной практики, истории, фантастики. Освежающая ценность игры — вечная новизна ее сюжетов, сдвиги реальности по отношению к мироощущениям участников игры. Дети играют в человеческий быт охотнее всего ("в магазин", "в дочки-матери", "в дом", "в сад"); в профессии, которые их привлекают ("в пожарников", "в строителей", "в летчиков", "в больницу" и др.); в искусство ("в цирк", "в театр", "в кино"); в путешествия, войну и т.п. Дети могут в своих играх реализовать даже сюжеты катастроф и катаклизмов (игры "в землетрясения", "в пожар", "в концлагерь").

 

Сюжеты детских игр — это отражение бесконечных сюжетов жизни. Подробнее мы рассмотрим этот вопрос в разделе о сюжетно-ролевых играх.

 

Воображаемая ситуация. Исследователи игры разных психологических направлений в качестве одного из самых характерных признаков (элементов) игры детей, особенно младших, указывают на создание воображаемой ситуации. Кофка создал теорию "двух миров" — мира реальности и мира игры, он истолковывал игру как мир полной детской свободы, в который ребенок себя перемещает из реального мира принуждения, и живет он в игре с помощью воображаемой ситуации. Воображение — способность фантазировать, придумывать, мысленно представлять что-либо, делать выбор и построение образа, средств и конечного результата предметной (игровой) деятельности. Воображение — создание программы игрового поведения. Для ребенка ценность воображения заключается в том, что оно позволяет ему принимать решения при отсутствии жизненных знаний. Ситуация (фр. situation) — положение, обстановка, совокупность обстоятельств или сочетание необходимых условий. Воображение — критерий любой игры. Воображав

 

 

5 Психология: Словарь. С. 127-128. 78

 

 

мая ситуация как структурный элемент игры есть ее замысел и вымысел, т.е. главная выдумка игры, то, что создано соображением и фантазией индивида. Но в этом и парадокс игры. "... Мы не находим никаких фантастических элементов, — пишет А.Н.Леонтьев, — в структуре игры, в которой столько фантазии"^. И далее: "Следует особенно подчеркнуть, что не из воображаемой ситуации рождается игровое действие, но что, наоборот, из несовпадения операции с действием рождается воображаемая ситуация; так, не воображение определяет игровое действие, но условия игрового действия делают необходимым и порождают воображение"7. В работах Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, К.Левина моделирующая и ориентирующая функции игры объясняются способностью ребенка оперировать символами. Символы, замещая безусловные раздражители, служат элементами игровой культуры. Моделирование в игре — это, как мы полагаем, конкретная знаково-символическая деятельность, которая заключается в получении новой информации и в опосредованном исследовании предмета игры. Ролевая игра, по данным отечественных психологов, является формой моделирования ребенком взаимоотношений взрослых, фиксируемых в воображаемой ситуации, в правилах игровых ролей. В этом плане ролевая игра — своеобразная школа формирования произвольного поведения, так как ребенок в ней сталкивается с необходимостью совершения непосредственных импульсов. Ж.Пиаже одним из первых выделяет ряд особенностей игрового символа: наличие вымысла (fictito) "если бы", "как будто", "воображаемая правда" (К.С Станиславский), использование схем, которые в ходе игры ритуализируются, применение к новым объектам освоенных схем с главной целью — изобразить или пережить удовольствие. Именно воображаемая ситуация позволяет ребенку стать в новое положение, подняться над собой, активизировать свои духовные и физические силы.

 

Воображаемая ситуация присутствует во всех ролевых играх, играх-грезах, играх-театрализациях, играх-драматизациях и в более свернутом или элементном виде в играх с готовыми правилами, особенно в интеллектуальных играх. Воображаемая ситуация — вымысел игры. Вымысел в игре — ее выдумки, т.е. изобретения, игровые затеи. Наличие правил не отрицает вымысел, напротив, дает ему пищу. Ребенок не обманывается своими вымыслами, выдумками. Он ими свободно оперирует в игре как вольными фантазиями, делая вид, что верит в них. Все его игровые "как будто бы", "понарошку" отражают соответствия между реальными объектами и их эквивалентами. В этом и заключается процесс символизации. В основе игровых символов —

 

 

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. С. 478. 7 Там же. С. 479.

 

 

синтез вымысла и жизненных впечатлений, наблюдений, образов предшествующего опыта. В игре идет вечный процесс их чередования, "перетекания" одного в другое. Вымысел зависит от уровней богатства опыта, богатства впечатлений опыта. Выдумка — от глаголов "думать", "придумывать". Вымысел — от глагола "мыслить". Компонент любой игры не простое подражание, хотя у младших детей подражание в игре — ее основное правило, а осмысленное (вымысел), избирательное подражание, соответствующее фабуле игры. Вымысел в игре почти всегда амбивалентен, с одной стороны, подражанию реальности, с другой — ее фантастическому осмыслению.

 

В.В.Давыдов в деловом клубе газеты "Известия" высказал такое мнение: "Воображение возникает у ребенка очень рано. Элементарные его формы — еще до появления речи. В этот момент и входит, порой в совершенно неожиданных формах, в жизнь ребенка искусство: в материнских рассказах и песенках, пританцовываниях, в сказках... Колоссальное значение в развитии воображения имеет игра — во всех ее видах и формах. И если сейчас я встречаю "запрограммированного" чиновника, я ставлю "психологический диагноз": в детстве не играл. Или играл мало. К сожалению, сейчас наша жизнь так устроена, что дети плохо и редко играют, прежде всего это отражается на развитии творчества, воображения"*.

 

Правила игры. Правила игры — это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила игры есть негласные предписания, устанавливающие логический порядок игры. Правила — образ игры, ее интрига, ее нравственный и эстетический кодекс. Для воспитателя правила — то, через что он доводит до детей свои педагогические требования, ибо по сути правила отражают общеморальные "требования к человеку. Казалось бы, игра свободна от неигровых условий жизни, и вместе с тем она им подражает, вводя в свою структуру часто правила более жесткие, чем те, что приняты в обычной жизни. Дети предъявляют к себе добровольно эти требования-правила. Если они не выполняются, игра не складывается. Если они монотонны и скучны, игра теряет свою привлекательность.

 

Если правила слишком просты или слишком сложны, она становится для ребят неинтересной. Являясь деятельностью свободной от каких-либо ограничений, игра дает возможность модернизировать правила, подгонять "под себя", что играющие постоянно и делают. Абсолютное подчинение правилам может привести к упразднению игры как таковой, если они восстанавливают принуждения и ограничения в сфере детского суверенитета.

 

 

8 Искусство — детям. А зачем?/ Известия. 1988. 7 января. 80

 

 

|Игра теряет игровой характер или утрачивает его, если ее функциональное содержание подчиняется лишь деятельности, которую игра воспроизводит, а не отражает чисто детские досуговые интересы, уничижает свободные порывы и связанные с ними удовольствия. Дети способны "обходить" правила игры, как они говорят: "мухлевать", обманывать партнеров ради успеха. И это плутовство, скорее доказательство сущности игры, ее отличия от реальной жизни, ибо достижение в ней все-таки чисто символическое. Тот, кто не принимает правила, притворяется, значит, не играет, а делает вид, значит, разрушает ее мир, ее природную иллюзию. Дети это хорошо чувствуют. Чувствуют, а не понимают, потому и изгоняют из игры не выполняющих ее правил. Добровольные правила — это маневр игры, ее действия и приемы. Игра по принуждению, навязанная педагогом, — скорее, имитация, воспроизведение игровых действий, которые выводят ребенка за рамки природного игрового процесса. Вне свободы проявления фактически нет игры. Почти все игры детей базируются на раскованной свободе поведения, о которой академик И.П.Павлов когда-то впрямую говорил как о присущем человеку с самого раннего детства "рефлексе свободы". Свобода игры есть ее собственная направленность. Через условные или реальные правила дети предъявляют к себе все требования, обращенные к ним в неигровой деятельности. Что и делает игру мощной сферой самовоспитания.

 

Правила игры, даже четко дидактически разработанные, не могут предсказать ее результата. Игра практически всегда построена на случайностях. Случайности — компонент игры. Они снимают ее монотонность и заданную обязательность. Случайности — импровизационная сущность правил, они придают игре то, что Валлон называет "привкусом приключения". Но если игра перегружена случайностями, она также может потерять интригу удовольствия.

 

Правила и "технология" многих игр отрабатывались, отшлифовывались веками, достигая художественного совершенства. Отдельные образцы игр по уровню выразительности можно сравнивать с высочайшими образцами музыкального или поэтического искусства. В области игр народной мудростью создано бесконечное количество вариаций, соответствующих возрастам, полам, индивидуальностям, темпераментам, характерам, национальностям. Менять правила игры следует осторожно именно потому, что создавались они в течение тысячелетий.

 

Игровые действия (операции). Игра объективно служит ребенку формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в деятельности, действиях, а источником — инстинкты, подражания и опыт. Л.Б.Ительсон пишет: "Игровые действия ребенка с самого начала развиваются на базе человеческих способов употребления вещей и человеческих форм практического поведения, усваиваемых в общении со взрослыми и под руководством взрослых"9.

 

Так как игра характеризуется тем, что мотивированное действие лежит "не в результате действия, а в самом процессе" (А.Н.Леонтьев), процесс игры включает в себя различные игровые процедуры, операции, т.е. реальные активные проявления ребенка, которые соответствуют его представлениям о содержании игры. Действия в игре — это разнообразные двигательные реалии, приспособленные либо к целям, правилам, либо к игровым аксессуарам, игрушкам. Игра — всегда реальное действие и подобие настоящего действия. Действие рождает поступок. Игра — всегда поступок. А.Н.Леонтьев отмечает: "Благодаря тому, что игровое действие носит обобщенный характер, самые способы действия, а следовательно, и предметные условия игры могут изменяться в очень широких пределах"^0. Очевидно, поэтому Ф.Бейтендейк основные особенности игры связывал с характерными чертами поведения растущего ребенка: ненаправленностью его движений, импульсивностью, наличием аффективных связей с окружающими, робостью, боязливостью и застенчивостью. Он полагал, что именно эти черты и порождают игру.

 

Продуктивную игровую деятельность можно охарактеризовать наличием следующих элементов: задачи, материала, средств, действий, продуктов.

Внешняя задача игры — непредсказуемость результата, обязательный выигрыш, личный или групповой успех, наслаждение процессом игры. Внутренняя задача — алгоритм повторения игровых ситуаций, приносящий длительное удовлетворение и радость. Материал игры — ее сюжет и содержание, версии, фабулы, решения. Материал игры — игропрактика.

 

Средства игры: пространство, речь, аксессуары. Игровое пространство, в котором протекают все игровые действия, определяется ее правилами. Язык участников игры продиктован ее сюжетом. Аксессуары (предметы, необходимые для игры), костюмы, атрибуты также заложены в фабуле игры.

 

Представление об игровом действии мы находим в работах известных психологов А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Ф.И.Фрадкиной, Н.С.Пантиной и других. Продуктивное действие в игре связано с материальным преобразованием объектов игры. Сюжет игры определяет последовательность действий,

 

 

9 Ителъсон Л.Б. Лекции по общей психологии. - Владимир, 1970. С. 193.

 

10 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Психика. - М., 1975.

 

11 См.: Леонтьев А.Н. Психологические проблемы детской игры: Проблемы развития психики. - М., 1965; Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960; Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве. - М., 1946; Паншина Н.С. Процесс возникновения сюжетной игры и его значение для умственного развития ребенка// Докл. АПН РСФСР. 1962. № 5.

 

 

их динамику. Действия в игре и есть ее процесс, ее игротехническая рефлексия. Отличительной особенностью (чертой) любой игры является сочетание повторения и неожиданности. Повторность свойственна форме, правилу, мысли, любому элементу игры.

 

Явление повторности связано с непринужденностью. Непринужденность — это одна из отличительных черт игры. Игра — деятельность абсолютно свободная, лишенная всякой навязанной извне необходимости. Ее движитель — непосредственная заинтересованность играющего, ее источник — живой интерес ребенка. Заставить заниматься ею невозможно, она сразу разрушится. Игровое мироощущение не совмещается с принудительной заданностью, дидактической серьезностью, поэтому игра отражает универсальное стремление ребенка к свободе. Именно и прежде всего в играх проявляется очевидная человеческая открытость, целеустремленность, артистичность, дерзость и т.п. Свобода сохраняет свое достоинство лишь тогда, когда связана с этической миссией. Свобода отдельного индивида в игре может существовать только в общем ряду свобод всех и в общем ряду моральных правил людей.

 

Культура современной отечественной цивилизации не дает ребенку возможности быть спонтанным. А игра расширяет поле творческой свободы, вольных поступков. Вмешательство педагогов в игру, если она не выходит за пределы допустимого, может иметь место только там, где этого хочет сам ребенок. Навязанная игра — плохая, не настоящая, это тоже скрытая форма принуждения. Можно вести речь лишь о воодушевлении детей на игру. Иллюзии, питающие игру, мгновенно разрушаются, если что-либо ослабляет их силу (скептицизм, пренебрежение, снисходительность и т.п.). Само существование игры как самоценной и самоцельной деятельности предполагает уважительное к ней отношение и полное неприятие принуждения, иначе игровые действия не осуществятся.

 

Риск. Риск как действие, направленное на привлекательную цель игры, достижение которой сопряжено с неопределенностью, даже возможной опасностью, угрозой неуспеха, сопутствует многим детским играм. Дети во многих играх действуют часто в условиях экстремальных ситуаций, благодаря чему обнажаются и проверяются "ресурсы" их риска: смелость, решительность, упорство, упрямство, инициативность, импровизация и т.п. Если риск рождает успех, у ребенка появляется уверенность в своих силах. Благодаря риску ребенок учится в игре доверять самому себе, понимать, что он может сделать, а что пока нет, что он принимает в окружающем мире, а что в нем отвергает. Рискуя в своих играх, дети все-таки всегда больше получают, чем теряют. С одной стороны, риск — надежда на достижение, вера в успех, с другой — выбор оптимального решения. Игра всегда привлекательна неизвестностью результата. Риск как часть ее структуры предполагает свободный выбор альтернативы, выбор различных решений игровых задач и потому развивает решительность как социальное качество. Риск в игре обычно бескорыстен и стимулирует волю к победе, честность и своеобразное мужество игрока. Рискованный выбор в игре может быть и самым надежным, гарантирующим успех. В целом же риск как часть игры порожден спонтанным влечением детей к опасности, особенно в подростковом возрасте.

 

Риск в игре ситуативен, заложен в интриге игры, в неопределенности ее исхода, в вариантности возможных результатов. Игра внематериальна, результат ее условен, и риск в данном случае грозит не ей как таковой, а одной из соперничающих сторон. Ребенок испытывает в рискованном действии (шаге, выборе, предпочтении) свое "либидо" — остроту переживаемого игрового риска.

 

Выигрыш. Выигрыш — постоянная единица структуры любой игры. Буквально выигрыш — победа в игре, состязании. Он внематериальная польза, выгода, достижение, преимущество, удача. Детей необходимо готовить к удаче.

 

Игра почти всегда состязательна — с соперником или даже с самим собой. Состязательность, соперничество — внутренняя пружина игры. Состязательность нацеливает на выигрыш, хотя и не всегда.

 

Игра обычно позволяет кому-либо из ее участников использовать максимально свои силы, опыт, мастерство для достижения основной цели. Выигрыш в игре (кроме сюжетно-ролевой, где выигрыш — сам процесс играния во что-то, в кого-то) имеет разнообразные формы и способы:

 

наибольшее число вариантов решения задач, количество очков, баллов, голов, выигранных партий и т.п. Выигрыш — показатель достижения в чем-то (сеты — в теннисе; партии — в шахматах, шашках; установленное количество забитых шаров в бильярде, голов в футболе и т.п.);

 

' как вариант, наибольшее число "осаленных", "выбитых", "захваченных" соперников по игре ("вышибала", "разрывные цепи", "сыщики — разбойники", "лисы и охотники" и др.);

 

наименьшая затрата времени на выполнение целей и задач той или иной игры (кубик-рубик, пирамидка, "загоняка" и др.);

 

наименьшее отступление от условий игры (разгадка, распутывание, угадывание, отгадывание, догадка, установление истинности секрета интриги игры, кроссворд, шарада, загадка, ребус, викторина, "Поле чудес", "Что? Где? Когда?" и др.);

 

прохождение дистанции поля игры с препятствиями. Здесь критерии победы таковы: время, ловкость, отсутствие ошибок (эстафета, кегли, лабиринт, "классики" и др.);

 

точность и мастерство попадания мячом, битой, стрелой, палкой, шайбой в какую-то цель; точность выполнения фигур игры (городки, "чижик", "штандер") и т.д.

 

Возможны и другие по форме и способам игровые выигрыши.

 

Игра стимулирует (и в этом ее главный импульс) силы ее участников, вызывает подъем активности, творчества, создает условия для мобилизации всех потенций ребенка. Игра — зона активизированной деятельности, часто на пределе всех сил, в этом ее созидательность. Но она стремлением к выигрышу во что бы то ни стало способна рождать азарт и негативного характера. Азарт, как правило, сильное возбуждение, ажитация, задор, увлеченность, страстность. В подобных играх выигрыш обычно случаен. Азарт (от фр. hazard) — случай, случайность, риск, аффект. Если ажитация оценивается как препатологическое состояние в границах психологической нормы, то аффект, порождаемый стремлением к выигрышу, скорее, временное эмоциональное состояние, связанное с резко выраженной активностью (двигательной, интеллектуальной, творческой).

 

Голый азарт, азарт вне культуры поведения в игре способен | разрушать ее созидательные особенности, приводить к разрушительным последствиям для личности, порождать аморальные поступки. В этом плане весьма опасны "живучие" игры на деньги или иные ценности (карточные и другие игры).

 

Целеустановки игры могут быть сделаны на победу, на усовершенствование тех или иных навыков, на многое другое, кроме аморального выигрыша. И все-таки общая формула мотивации игры не выигрывать, а просто играть.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...