Коррекционно-развивающие задачи.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ 1. Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке. 2. Научить ребенка определять направление звука в пространстве. 3. Научить четко произносить звук [А]. 4. Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова. 5. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА. Задание 1. Взрослый учит ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела»: объясняет и показывает, где у него правая и левая рука, правая и левая нога. Затем просит ребенка показать, где у него левое ухо, правый глаз, левая бровь и т. д. После этого предлагает ответить, в какой руке (правой или левой) держит данный ему предмет. Когда малыш научится правильно ориентироваться в «схеме собственного тела», взрослый учит его определять «право — лево» на рядом сидящем с ребенком человеке, а затем — и на сидящем напротив. Задание 2. Дидактическое упражнение «Откуда раздался звук?» (развитие слухового внимания). Ребенок закрывает глаза. Взрослый звонит в колокольчик, а ребенок должен рукой указать, откуда слышен звук. Задание 3. Знакомство со звуком [А]. Взрослый предлагает ребенку прослушать ряд слов. При этом голосом выделяет звук [А] во всех этих словах и просит ребенка ответить на вопрос: «Какой одинаковый звук слышится в начале всех этих слов?»: август, аист, адрес. Взрослый показывает ребенку перед зеркалом и объясняет артикуляцию звука [А]: когда мы произносим звук [А], то: — губки в спокойном состоянии; — ротик открыт широко; — язычок спокойно лежит во рту; — горлышко «работает» (рука ребенка для контроля за работой голосовых связок лежит на его горлышке). Ребенок правильно произносит звук [А] перед зеркалом, а затем воспроизводит артикуляцию звука без голоса. Взрослый объясняет ребенку, что звук [А] — гласный (его можно петь, т. к. воздух на своем пути не встречает преграду), и показывает малышу красный кружок для обозначения этого звука, а также символ звука [А] — девочка укачивает куклу и поет ей: ААА... (см. цветную вклейку).
Задание 4. Фонетические упражнения. Взрослый просит ребенка: — показать, как девочка укачивает куклу: аааааааа... (вслед за взрослым на плавном длительном выдохе); — что просит сказать врач, когда осматривает горло? — А-А-А... (вслед за взрослым, отрывисто); — самостоятельно произнести столько раз звук [А], сколько раз взрослый хлопнет в ладоши. Задание 5. Взрослый просит ребенка назвать лишнее слово в ряду, (то, которое не начинается на звук [А]): апельсин, артист, суп, астроном. Задание 6. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко и назови первый звук в слове». Взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок выполняет соответствующие движения и договаривает последнее слово каждой строки, выделяя в нем голосом ударный слог. Он большой, Руки — полукругом перед собой. как мяч футбольный, Если спелый — все довольны. Поглаживает правой рукой животик. Так приятен он на вкус, И зовут его —... (арбуз) Задание 7. Отгадать загадки, назвать первый звук в словах-отгадках. Стою на крыше Всех труб выше. (Антенна) Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) Задание 8. Взрослый называет ребенку слово, просит определить и обозначить в нем место звука [А] (начало или конец слова), используя красный кружок и карточку. Август, аист...; рука, лиса, пила. Задание 9. Дидактическое упражнение «Назови на А» (вспомнить слова из одного смыслового круга, начинающиеся на звук [А]): транспорт: автобус, аэробус, аэроплан...; фрукты: ананас, апельсин, абрикос...; профессии: агроном, астроном, артист...; имена мальчиков и девочек: Аня...; Андрей...
Задание 10. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, названия которых начинаются на звук [А]. Задание 11. Выучить чистоговорки: А-а-а — шире ротик, детвора. А-а-а — у меня болит нога. Задание 12. Взрослый читает стихотворение и просит ребенка ответить, какой одинаковый звук часто в нем слышится, а затем назвать все слова из этого стихотворения, начинающиеся на звук [А]. — Что везешь, Автомашина? — Все, что есть на букву А: Вот арбузы, апельсины, Абрикосы и айва. При перечислении фруктов ребенок правой рукой последовательно загибает пальчики левой руки. Г. Сапдир Задание 13. Упражнение для пальчиков: Мы делили апельсин; Много нас, а он один. Эта долька — для ежа, Эта долька — для стрижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок. Левой рукой поочередно загибать пальчики правой руки.
Задание 14. Упражнение для развития координации речи с движениями: — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу! — Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова — правою ногой, Снова — левою ногой, После — правою ногой, После — левою ногой, Вот тогда придешь домой! И. Токмакова (Дети выполняют движения в соответствии с текстом.) Задание 15. Знакомство с буквой А. Высока и стройна буква А. Очень похожа на арку она. В. Ковшиков На что еще похожа буква А? (На ракету, крышу дома...) Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок». Игры с буквой. Задание 16. Анализ звукокомплексов: крик в лесу: АУ; ребенок плачет: УА. Взрослый просит ребенка ответить на вопросы: — Какой первый звук ты слышишь? — Какой второй звук ты слышишь? После этого взрослый предлагает ребенку выложить схему каждого из этих звукокомплексов с помощью красных кружочков. Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами в тетради (списывание и письмо по памяти с предварительным звуковым анализом). Тема № 3. Звук и буква И
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|