Коррекционно-развивающие задачи.
1. Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность). 2. Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению. 3. Научить правильно произносить звуки [X] — [X'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов. 5. Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова. 6. Продолжать учить писать зрительные диктанты. Задание 1. Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет: баман — панам — банан — банам; ваван — даван — диван — ванан; альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом; витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим. Задание 2. Знакомство с предлогом под. Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания: — договорить предложения: Лампа висит над... Ручка упала под... — выбрать нужный предлог: Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;
— исправить ошибку: Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой; — составить предложения из заданных слов: Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под; — самостоятельно составить предложения с предлогами над и под. Задание 3. Знакомство со звуком [X]. Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове? светло — темно, жарко —...(холодно). Взрослый предлагает ребенку сосчитать, сколько слогов в слове хобот?Какое слово длиннее (короче)? Назвать первый звук в словах: хлеб, холодно, хоккей, ходули. Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]: — губки и зубки свободны; — кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха; — горлышко «молчит». Символ звука: дедушка храпит: XXX... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок. Задание 4. Фонетическое упражнение. Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе). Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»: х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо... Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов: ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы... Задание 7. Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове. пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра... Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»: хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха. Задание 9. Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах: Не вкусно без соли, Не сытно без... (хлеба)
Легкий, а не пух, Мягкий, а не мех, Белый, а не снег, Но оденет всех. (Хлопок) Назвать последний звук в слове: Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох) С красным гребнем, Зерно клюет, Голосисто поет. (Петух) Посадили зернышко, Выросло солнышко. (Подсолнух) Задание 10. Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое. Задание 11. Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов. Задание 12. Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X]. Задание 13. Выучить чистоговорки: Ха-ха-ха — испугали петуха. Ху-ху-ху — ели мы уху. Их-их-их — ветерок затих. Ох-ох-ох — зеленый мох. Задание 14. Знакомство со звуком [X']. Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок. Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X']»: хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург. Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога). хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь... Задание 17. Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово: хижина, хитрый, хирург, хищник, хек. Задание 18. Выучить чистоговорку: Хи-хи-хи — в поле пели петухи. Задание 19. Дифференциация звуков [X] — [X']. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»: ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-... Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и [X']). Объяснить ребенку значение незнакомых слов: муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина. Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах: хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый). Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.) молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.
Подобрать слова со звуками [X] и [X']. Выучить скороговорку: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе. Задание 20. Знакомство с буквой X. Хорошо хвалить, хихикать, Худо — хвастаться и хныкать. О. Гофман На что похожа буква X? Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и левой рук. Игры с буквой. Задание 21. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами: уха, мох, муха, мухи, хата, Хома. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: муха — мухи; хата — хатка — хатки. Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления: У Хомы хата. Тема №22. Звуки [К] — [Г], [К'] — [Г']; [К] — [X], [К'] — [X']
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|