Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины алкоголизации подростков




Алкогольная зависимость у подростков

 

Введение

В медицинской практике описано немало примеров алкоголь­ного отравления детей после рождения, если мать или кормилица пили вино или пиво с целью «стимуляции» образования грудного молока. У детей при этом возникали судороги, а иногда даже при­ступы эпилепсии. Известно судебное дело, возбужденное родите­лями четырехмесячного ребенка против приходящей няни, кото­рая в их отсутствии потчевала своего подопечного вином из буты­лочки с соской, чтобы он крепко спал.

Иногда, считая, будто алкоголь усиливает аппетит, родители дают грудному ребенку те или иные спиртные изделия в неболь­шом количестве. Существует мнение, что это излечивает малокро­вие, улучшает сон и облегчает прорезывание зубов. В некоторых местностях бытует также опасное представление о том, что упо­требление небольших доз спиртного в раннем детстве будто бы предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом воз­расте. Такие заблуждения и предрассудки приводят зачастую к тра­гическим последствиям, прежде всего к отравлению ребенка.

Алкогольные отравления составляют примерно 7 % всех случаев отравления детей. Минимальную дозу спиртного, вызывающую гибель ребенка, назвать трудно, так как дети пьют его тайком от взрослых. По мнению некоторых врачей, младенец может погиб­нуть даже от смоченной алкоголем пеленки, в которую он завер­нут. Описан случай смерти ребенка в возрасте до года в результате трехкратного (за сутки) наложения водочного компресса на груд­ную клетку при кашле. По мнению фармаколога Н. П. Кравкова, минимальной смертельной дозой для ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, можно считать примерно 15 г чистого спирта (2—3 столовые ложки водки). Однако практике известен случай гибели пятилетнего малыша, выпившего 10 г спирта.

Не менее трагично и второе из наиболее частых последствий употребления детьми спиртного — привыкание их к алкоголю, т. е. возникновение наркотической зависимости.

Положительное отношение детей к алкоголю формируется очень рано. Это в определенных условиях может отрицательно повлиять на процесс формирования и развития личности. Маленькие дети, зачастую сидя со взрослыми за одним праздничным столом, могут наблюдать, а нередко и участвовать в застолье. Этот факт свиде­тельствует о безответственном отношении взрослых к тому, что дети при этом перенимают алкогольные традиции. Мнение, что малыши 2—3 лет мало что понимают и запоминают, — очень опас­ное, но весьма распространенное заблуждение. Маленькие дети всегда подражают взрослым, и особенно родителям, как самым близким и авторитетным людям.

В семьях, где традиционное употребление спиртного по празд­никам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети вос­принимают алкогольное застолье как естественное, причем обя­зательное явление. Об этом свидетельствуют сюжеты детсадов­ских послепраздничных игр, имитирующих поведение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдется органи­затор «празднества», объявляющий себя «тамадой», строго со­блюдающий «правила» застолья, например такие: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями о том, какие алкогольные изделия подава­лись к столу, как и по какой рецептуре можно приготовить само­гон или «слезы садовода», сообщают, сколько водки, самогона, чачи или других подобных изделий им предложили попробовать или дали выпить их родители.

Одним словом, программирование уважительного отношения к алкоголю как к обязательному элементу любого праздника начи­нается с самого раннего возраста.

В процессе детских игр с «алкогольным содержанием» ясно про­являются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся преж­де всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка уважи­тельное отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринима­ется как положительный факт, дающий повод дня необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и дру­гой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения.

Родителям необходимо помнить об ответственности за антиал­когольное воспитание детей начиная с первых лет их жизни (а в соответствии с современными рекомендациями — даже с эмбрионального периода), не ограничиваясь высказываниями о вреде ал­коголя, а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни соб­ственным примером. Мировая статистика свидетельствует о пря­мой зависимости между уровнем потребления алкоголя родителя­ми и злоупотреблениями спиртными изделиями их детей. А ключе­вым периодом в антиалкогольном воспитании являются младший школьный и особенно подростковый возрасты.

 

Причины алкоголизации подростков

Необходимо знать, что у детей и подростков алкоголизм разви­вается катастрофически быстро. Если у взрослых людей переход от простого пьянства к алкоголизму в зависимости от интенсивности пьянки занимает от 5 до 10 лет, то формирование хронического алкоголизма у подростка происходит в 3—4 раза быстрее, иногда минуя этап регулярного потребления. И чем молниеноснее разви­тие алкоголизма, тем необратимее его последствия.

Явление это объясняют так. Мозговая ткань ребенка гораздо бо­гаче водой и беднее белком, чем у взрослого. В воде же алкоголь прекрасно растворяется. Всасывание спирта в организме ребенка тоже происходит быстрее, чем у взрослого. Лишь 7% из всосавшегося алкоголя выводится легкими и почками. Остальные 93 %, окисляясь в самом организме, действуют как яд, не встречающий практичес­ки никакого противодействия. В детском и подростковом возрасте алкоголь особенно разрушительно влияет на печень, находящуюся в стадии формирования. Токсическое поражение клеток печени при­водит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза вита­минов и ферментов; отрицательно реагируют на присутствие в орга­низме алкоголя сердце, легкие, желудок, кроветворные органы, эндокринная и нервная системы. Алкоголь нарушает и функцию почек. Активные клетки почек погибают, следовательно, организм в мень­шей степени освобождается от вредных шлаков. Поэтому молодой человек, часто употребляющий спиртное, постоянно находится в состоянии отравления: с одной стороны, сам алкоголь является сильным ялом, а с другой — в тканях всех органов накапливаются необеззараженные вещества, мешающие дальнейшему росту и раз­витию организма. Алкоголь ослабляет, тормозит и угнетает развитие всех органов и систем. Чем моложе организм, тем губительнее дей­ствие на него алкогольного яда. Это определяет высокую смертность среди подростков и юношей, страдающих алкоголизмом.

У здорового ребенка не может быть влечения к алкоголю. На­оборот, вкус и запах спиртных напитков вызывают у него отвра­щение.

Почему же первоначальное неприятие не исключает повторных выпивок? Что заставляет детей преодолеть в себе отвращение к хмельным напиткам и стать в конце концов рабами алкоголя?

«Исследованиями установлено, что подростка влечет не вкус спиртного, а его действие — состояние опьянения. Ведь поначалу степень опьянения у 90% знакомящихся с алкоголем подростков легкая, с ощущением прилива сил, возникновением чувства до­вольства, комфорта, повышением настроения. У некоторых опья­нение протекает с элементами дурашливости. При такой степени опьянения не бывает выраженной алкогольной интоксикации, потери самоконтроля. За небольшое отклонение в поведении ни­кто не ругает, в таком состоянии подросток не попадает в мили­цию. У него формируется убеждение, что прием алкоголя — впол­не естественное и закономерное явление в жизни. Но потребность в спиртном быстро нарастает, и в неокрепшем физически орга­низме формируется алкогольная зависимость со всеми ее траги­ческими последствиями как для самого человека, рано приобщив­шегося к спиртному, так и для общества в целом».

Каковы же основные побудительные мотивы выпивок несовер­шеннолетних?

Рассмотрим главные причины ранней алкоголизации подрост­ков, указываемые большинством исследователей этой проблемы.

«Социологические исследования подтверждают, что первым фактором, провоцирующим пьянство детей, является алкогольное окружение, которое составляют прежде всего пьющие ближайшие родственники: отец, реже мать, иногда оба родителя». К ним могут присоединиться старшие братья или сестры. Отрицательное влия­ние последних может сказываться и самостоятельно при родите­лях-трезвенниках. Чаще всего представители старшего поколения в пьющих семьях имеют низкий уровень образования, в основном это неквалифицированные рабочие. Потребление алкоголя в семье не считается злом, поэтому приобщение детей к спиртному не вызывает беспокойства. Тем не менее установлено, что дети из семей, в которых им не запрещалось хмельное, впоследствии при­бегают к выпивкам вне семьи в 9 раз чаще по сравнению со свер­стниками, которым потребление спиртных напитков было стро­жайше запрещено родителями. Даже в том случае, когда сыновья больных алкоголизмом родителей воспитываются с раннего воз­раста в семьях с трезвыми обычаями, они в 4 раза чаще идут по стопам своих отцов, нежели их сверстники.

«Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость». Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения. Этому способствует неосведомленность детей и подростков о свойствах алкоголя и трагических последствиях его потребления. А обманчи­вое удовольствие, испытываемое от первоначально малых доз спирт­ного, формирует ошибочное представление о благотворном его влиянии на организм и способствует быстрому привыканию к ал­коголю.

Привлекательность для подростков спиртного усугубляется попу­ляризацией алкоголепития в кино и телевизионных передачах. «Социо­логи США считают, что для подростков, проводящих до 5 ч у телевизора, примеры пьющих кино- и телегероев наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в США с 20 до 23 ч, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положи­тельные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицатель­ных».

Наши юные телезрители лишь в период действия известных постановлений и указа по борьбе с пьянством и алкоголизмом были в значительной мере избавлены от подобной рекламы по­требления спиртного.

«Еще одна причина подросткового пьянства — пример сверст­ников». У детей и подростков из неблагополучных (особенно не­полных) семей, как правило, не развита культура общения. От­сутствие душевной близости с родителями и контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к по­иску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии добиться ни в семье, ни в школе. Участие в «алкогольной компании», где почти всегда лидируют «заводилы», состоящие на учете в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимые, чре­вато не только приобщением к алкоголю. Обычно оно связано еще и с выполнением новичком «обязательной программы» — хулиганских действий и других уголовно наказуемых правонару­шений. Из-за возникающих в результате этого конфликтов пре­рывается учеба, без сожаления меняются одно за другим места работы, которая рассматривается теперь лишь как средство полу­чения денег на покупку алкоголя.

Если у сверстников с трезвенническими установками этот пе­риод жизни связан с максимальным духовным ростом, с учеб­ными и профессиональными интересами, то у пьющих подрост­ков такие формы деятельности становятся несовместимыми с по­стоянной и уже непреодолимой потребностью в алкоголе. У них нарушается внимание, память, мышление, падает работоспособ­ность, изменяется обмен веществ, поскольку организм уже не может обходиться без алкоголя. Диагноз состояния — алкоголизм. Избавиться от него самостоятельно подросток не может, необхо­димо лечение.

«В последние годы выявлена еще одна причина влечения подрост­ков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неиз­бежных забот и обязанностей приводят к формированию у подро­стка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответственность, неподготовленность к жизни. Внешне это бла­гополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся дети и под­ростки. У них как бы «соглашательский» тип характера, аморф­ный, без яркой индивидуальности. Нежелание преодолевать воз­никающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к подчинению дурным влияниям». Потребление спиртного для молодых людей такого склада является наиболее про­стым и доступным (благодаря материальной обеспеченности роди­телей), хотя и иллюзорным выходом из трудных ситуаций. Они — продукт среды. В хорошем коллективе они могут стать хорошими людьми, учениками и работниками, а в компании антисоциаль­ных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окруже­ния, в котором им придется жить и работать.

Не все несовершеннолетние, так или иначе вовлекаемые в вы­пивки, становятся на путь регулярного пьянству. Объясняется это тем, что помимо перечисленных факторов в приобщении к пьян­ству и в развитии алкоголизма большую роль играют особенности личности самого человека. «Психологи утверждают, что наибольшая вероятность заболевания алкоголизмом наблюдается у детей с моз­говой недостаточностью, выраженной часто в стертой форме и обус­ловленной различными, в том числе и родовыми, черепно-мозго­выми травмами, неблагоприятно протекающей беременностью, за­держкой физического и умственного развития, синдромами психи­ческой заторможенности или возбуждения, психопатиями».

Сейчас активно изучаются биологические аспекты алкоголиз­ма. Исследуется значение наследственности и особенностей обме­на веществ, предрасполагающих к этой болезни. Согласно имею­щимся данным, с помощью биологических маркеров можно вы­делить группы риска, что позволит вести целенаправленную про­филактическую работу по отношению к людям с врожденной склон­ностью к алкоголизму.

Итак, похмельный синдром у подростков формируется спустя 1 — 3 года после начала систематического пьянства. «Последователь­ность развития этого негативного процесса такова:

I этап — начальная адаптация к спиртному;

II этап — усвоение стереотипов алкогольного поведения;

III этап — формирование психической зависимости от алко­голя;

IV этап — отчетливо выраженная физическая зависимость от алкоголя».

У подростков, страдающих алкоголизмом, спиртное становит­ся необходимым компонентом обменных процессов в организме, именно поэтому при воздержании возникает похмельный синдром. Он проявляется в виде общего недомогания, головных болей, на­рушения сна, деятельности сердечно-сосудистой и желудочной систем, пониженного настроения, выраженного желания принять спиртное. Известны случаи суицида подростков в состоянии по­хмельного синдрома.

Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не учи­тывать и такой важной социально-гигиенической проблемы, как акселерация.

Современные условия жизни оказывают на нервную систему ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток информации стал несравненно обильнее, впечатления — разно­образнее и богаче, темп жизни ускорился. Происходит определен­ное ускорение и психического развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость представлений. Возникает диспропорция между физиче­ским развитием и социальным статусом. При неустойчивой не­рвной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения. Ранняя алкоголизация выступает, как правило, индикатором со­циально-психологической несостоятельности личности, бедности и неразвитости ее нравственно-ценностной сферы, является при­знаком дефицита социально значимого поведения, носит компен­саторный характер, создавая иллюзию деятельности и эмоциональ­ности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...