Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические проблемы профилактики алкогольной зависимости




При всем необозримом количестве научных, научно-популярных ра­бот, посвященных клиническим и предклиническим формам алкоголизма, ряд проблем остается открытым.

В настоящее время должен быть предъявлен социальный заказ на поиск сохранения и развития нации, ее здоровья.

Центр тяжести проблемы все в большей степени переносится из сферы научных исследований и разработок в сферу образования.

Безусловно, дальнейшее неблагоприятное социально-экономическое развитие в стране может привести к увеличению количества детей, упот­ребляющих алкоголь.

Поэтому одной из важных задач на современном этапе является профилактическая работа с подростками.

Профилактика должна рассматриваться с позиции комплексных со­циальных биологических аспектов процесса формирования организма и личности; факторов определяющих наличие в конечном итоге целостного адаптационно-реабилитационного пространства.

В свою очередь создание целостного адаптационно-реабилитационного пространства возможно в рамках реализации трех направлений:

1. Санологического (медико-гигиенического) - подразумевающего лечение, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний, поддержа­ние здоровых условий жизнедеятельности;

2. Психовалеологического - формирование здорового образа жизни, актив­ной мотивации на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохра­нение и увеличение резервов здоровья и связи с различными режимами обучения (с учетом возможностей индивидуальной социально-биологической адаптации);

З. Психолого-педагогического - решающего с использованием санологиче­ского и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию двигательного поведения, нарко­мании, алкоголизма, формирование готовности к профессиональному са­моопределению и выбору сферы профессиональной деятельности.

Если медицина исследует причины болезни, то валеология, являясь комплексом наук, изучает причины здоровья и методы и средства его раз­вития.

Валеология как наука о здоровье практически здоровых детей, прин­ципиально отличается от медицины (клинической, профилактической, тео­ретической) и от гигиены - независимо от направлений последней. Основ­ное отличие состоит в том, что объект валеологии - здоровый человек, то­гда как объектом клинической медицины является человек, подверженный заболеваниям, а объектом гигиены - среда обитания и условия жизнедея­тельности человека.

Нарушения процессов воспитания в сочетании с биологически пол­ноценной почвой искажают процессы социализации личности, приводя к неправильному формированию ее структуры, системы потребностей, моти­вов, способствую отсутствию у личности социально позитивных установок, несформированности высших эмоций, чувства долга, ответственности. Чем больше у личности выражены диссоциированность структурных элементов, склонность к частым аффективным колебаниям, неспецифические возрас­тные реакции (протеста, имитации), наличие волевых расстройств с расторможенностью влечений, слабость волевого контроля, патологическое стремление к самоутверждению или патологическое переживание неполно­ценности, тем, очевидно, выше риск заболевания.

Поэтому современные психолого-валеологические подходы включают формирование таких личностных регуляторных поведенческих и правовых навыков, которые отвечают в целом организации здоровья (как, например, предотвращение наркомании, алкоголизма, гомосексуализма, девиантного поведения), методы выбора своей профессии, оценки своих физических, биологических и эмоциональных способностей, анализ цикличности воз­раста, отношение личности в коллективе, создание психологического кли­мата.

Задачами профилактики употребления алкоголя является повышение психолого-валеологической культуры школьников: - ранняя диагностика психологического и психофизического статуса школь­ников нацеленная на формирование готовности и по­требности в здоровом образе жизни, на выявление характера и причин от­клонений в поведении, психологизацию медико-психологической деятельно­сти;

- подготовка специализированных кадров практических психологов, меди­цинских и социальных работников, социальных педагогов и реабилитаторов, специализирующихся на психокоррекции детей группы риска и оздо­ровлений условий их семейного и общественного воспитания;

- разработка системы валеологического обучения и воспитания по развитию психологической культуры школьников и коррекционных классов; контроль за проведением указанных мероприятий со стороны школьного психолого-педагогического консилиума;

- создание информационного банка данных по проблеме накопления потен­циала для совершенствования методики повышения психологической куль­туры школьников.

Понимая, что школа является социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика, а не формировать личность с заданными свойствами, педагогам и психологам следует видеть задачу в необходимости помочь учащемуся познать и сотворить себя, учить детей сообразно с природой каждого, приспосабливая к ребенку способы и ус­ловия обучения, а не наоборот. Главное в решении этих проблем - созда­ние предметно-развивающей среды, ее психо-валеологическое и психологи­ческое сопровождение, предполагая, что образовательная среда будет являться единим адаптационным и реабилитационным пространством для каждого отдельного подростка.

Создание такого пространства следует видеть через: определение адаптационно-реабилитационных условий на основе комплекса методов (социально-педагогических, личностных и психофизических); составление дифференцированных комплексных учебных планов и программ; выход на рекомендации семье, педагогу, ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития.

Все мотивы приобщения к алкоголю (любопытство, потребность в ост­рых ощущениях, влияние сверстников, стремление к одобрению референтной группы, бегство от стресса, бунт против обстоятельств и авторитета родителей и общества, «философские» обоснования, такие как стремление к познанию ми­ра и самопознанию, самораскрытию, просветлению, нирване и т.д.) связаны с ощущением недостаточной идентичности. В данном случае прием наркотиков, алкоголя, токсических веществ связан с достижением состояний, позволяющих (ложно) определить границы собственного «Я», не доступного в обыденной об­становке.

С другой стороны, прием, алкоголя является символическим действием, позволяющими приобщиться, проявить и почувствовать идентичность с некоторым окружением, которое обычно ак­тивно требует этого. И то и другое - проявление кризиса самоопределения лич­ности.

Подростковый возраст, когда ощущение идентичности носит диффузный характер, и юношеский, прежде всего характеризующийся актуальным и актив­ным процессом самоопределения, наиболее сензитивны к маргинальным, асо­циальным способам нахождения идентичности, в конечном счете ведущим к аномальному самоопределению.

В более поздних возрастах или у юношей, в достаточной мере самоопре­делившихся, начало приема алкоголя может быть связано с жизненным кри­зисом, вызванным внешними обстоятельствами, начиная от переутомления и психического перенапряжения, заканчивая неудачным социальным выбором, что провоцирует поиск второго «Я», лишенного акту­альных проблем первого. Это второе «Я» ускользает от личности в обычных, «трезвых» обстоятельствах жизни и достижимо лишь в состоянии опьянения. Надо полагать, что это второе «Я», являющееся в каком-то отношении «Я-идеальным», существует, наличествует в личности на бессознательном уровне, что открывает перспективы для психотерапии алкоголизма. Однако, трудность состоит в том, что это второе «Я», действуя в галлюцинациях, разворачивается в таких же галлюцинаторных обстоятельствах, которых в реальности человек не видит.

Данные положения, основанные на теоретических положениях Э.Эриксона, В.Франкла, прежде всего, заставляют думать не о психиатрической практике борьбы с алкоголизмом, а о тех мерах, которые уместно назвать «социальной психотерапией». К настоящему времени общество и государство эффективно забыли о социально-педагогической и социально-терапевтической роли созданных ими служб: службы занятости, службы социального обеспече­ния, комитетов по делам молодежи, управлений занятости, управлений образо­вания и т.д. Деятельность большинства из них носит характер распределения неких скудных материальных благ, и уж редкий чиновник осознает необходи­мость заботы о создании условий для обретения смысла жизни людей, что можно сделать иногда даже без денег.

 

Заключение

Каковы факторы, которые формируют личность подростка, обращающегося к алкоголю? Для некоторых определяющей является пси­хофизиологическая предрасположенность, которая имеет разные формы: ано­мальный онтогенез, нейроэндокринные сдвиги, инфантилизм, психические рас­стройства, «бурная» акселерация. Но предрасположенность может проявиться при определенных условиях как фактор, приводящий к алкоголизации, но может и не проявиться. К данной группе также относятся подростки с врожденной аг­рессивностью, которые прибегают к алкоголю как к допингу, чтобы заглу­шить «муки совести» и устранить все нравственные барьеры.

Особый интерес представляют психологические факторы, которые связа­ны с темпераментом, формированием характера, с волей, с ценностями и инте­ресами, познавательной сферой. Эти факторы способствуют становлению лич­ности подростка. Чаще всего алкоголем увлекаются подро­стки неуравновешенного типа нервной системы. «К этой врожденной особенно­сти, по мнению детских психологов института Гезела в США, добавляются ка­чества, свойственные всем детям определенного возраста: в 11 лет - ребенок ломающийся, очень беспокойный; в 12 лет - ровный, уравновешенный; в 13 лет - беспокойный, раздражительный; в 14 лет - энергичный, завоевательный; в 15 лет - замкнутый, невротичный; в 16 лет - спокойный, ровный, контактный».

Подростков, употребляющих алкоголь, отличает слабая воля. Их воле­вые усилия не достигают результата, и поэтому они перестают напрягаться и отдаются течению жизни. Их ценности и интересы часто бывают примитивны­ми, что показывает психодиагностика, и, зачастую, не выходят за пределы фи­зиологического удовлетворения.

К употреблению алкоголя склонны подростки, у которых отсутствует когнитивная сложность, что не позволяет им дифференцировать себя и других, оценивать свои поступки. Такой подросток обладает меньшей чувствительно­стью и слабой эмоциональностью, у него снижена способность к эмпатии и пе­реживанию по отношению к себе и к другим. Ему также свойственно непри­ятие самого себя. Непринимающий самого себя подросток становится психоло­гически неустойчивым, стрессодоступным, хрупким и именно таковой чаще всего обращается к алкоголю.

При завышенной оценке своих способностей или при наличии интересов, хобби, превышающих когнитивную сложность подростка или его волевые уси­лия, довольно часто возникает ощущение непризнанного «гения», что приводит к депрессивному состоянию. Некоторые подростки начинают использовать алкоголь для стимуляции творческих способностей, особенно это относится к детям астероидного и шизоидного типа акцентуаций.

Подростка, предрасположенного к алкоголю, отличает агрессивность, которая может быть прямой или защитной. Защитная выступает как реакция на страх или же возникает в связи с половым созреванием, особенно у мальчиков, когда они стремятся снять подобным образом сексуальное напряжение. Агрес­сивность в подростковом возрасте быстро закрепляется даже и у девочек.

У подростка, склонного к употреблению алкоголя, отсутствует иденти­фикация со своей половой ролью. Особенно это свойственно ребенку из небла­гополучной семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, так как у него нет образца мужского или женского поведения. Ребенок, воспитывающийся в неполной семье, либо в полной, но где мама является лидером, также формиру­ется со спутанной половой ролью. Мама, а часто и учительницы в школе вы­полняют и женскую и мужскую роль.

Большое влияние на формирование личности подростка, склонного к упот­реблению алкоголя, оказывают разнообразные психосоциальные условия: алкоголизация членов семьи; жесткие условия вос­питания; гиперопека со стороны взрослых или отсутствие необходимой заботы по отношению к ребенку; несостоятельность в учебе; отвержение референтной группой. Подросток стремится к самостоятельности, а часто она принимает форму освобождения из под контроля взрослых, но он подпадает под еще более жесткий контроль своих сверстников или более старших представителей не­формальных групп, особенно с асоциальным поведением: это могут быть нар­команы, преступные группы, компании сексуальных меньшинств и другие. Стремление к независимости от взрослых характерно для гипертимных, истероидных, шизоидных подростков.

Итак, существует довольно много факторов, приводящих к подростковой алкоголизации, но, на основе анализа литературы, мы делаем вывод, что главный фактор - это отсутствие внимания и заботы к нуждам и требовани­ям подростка, отсутствие условий для формирования здоровой, полноценной личности подростка, как в семье, так и в школе, и в обществе в целом, поэтому неслучаен рост подростковой наркомании в последние годы.

 

Библиографический список

1. Братусь В. С, Сидоров П. Психология, клиника и профилактика ран­него алкоголизма. М.: Педагогика, 1984. с. 273.

2. Бузунова Л.Г. Психологические факторы формирования личности подростка, употребляющего алкоголь//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно-практич. конф. Кемерово 1998. с. 45-46.

3. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. М., 1999. с. 274.

4. Казин Э.М. Психолого-валеологические проблемы в профилактике зависимостей в подростковом возрасте//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно-практич. конф. Кемерово 1998. с. 40 – 42.

5. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Форум, 1999. с.204

6. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. М.: Академия, 2002. с.192

7. Крупнов А.И. Личностное самоопределение и проблема алкоголизма//Социально-психологические аспекты профилактики нарко- и алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи: опыт и перспективы. Тез. докл. Рос. научно-практич. конф. Кемерово 1998. с. 43-44.

8. Личко Б.М. Подростковая наркомания. М.: Педагогика, 1991. с.348

9. Фокин В.М. Как уберечь подростка от пьянства. М.: Академия, 1992. с. 390.

10. Фортова Л.К. Педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании. Владимир.: Изд-во ВГУ, 2002. с. 142.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...