II. Менеджер и функции управления.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ (Основы управленческой экономики)
I. «Экономика и управление» «Экономика – это наука об управлении экономической системой в условиях ограниченности используемых ресурсов»
В самом общем виде социально-экономическая система содержит два компонента: экономическую систему, как источник воспроизводства необходимых условий жизни и развития человечества, и социальную систему, как механизм поддержания и защиты функционирования общественных формаций. Обе подсистемы диалектически едины в конечной цели – существования и развития человечества, и противоположны в частных интересах, обусловленных ограниченностью ресурсов в данных географических, физических (земля, воздух, вода, энергия) и временных рамках. Экономическая система строится на основе частной выгоды и, как следствие, отражает интересы индивида, эффективность ее – прибыль.
Социальная система защищает интересы всего общества. Источником практической реализации социальных программ является отчужденная у бизнеса часть его произведенного продукта. И в этом – важнейший источник интересов и противоречий между социумом и бизнесом. Эффективность СС – уровень благосостояния членов общества. С другой стороны, бизнес заинтересован в развитии социальной системы, поскольку приобретает у нее необходимые для производства ресурсы, а также распределяет произведенный продукт членам общества, от благосостояния которых зависит его прибыль. «Экономические аспекты управления рассматривают экономические методы и способы, с помощью которых менеджер руководит использованием ограниченных ресурсов для достижения поставленной цели наиболее эффективным образом».
Ресурсы/ограниченность ресурсов. Все, с помощью чего осуществляется человеческая деятельность, является ресурсами: · Земля, · Капитал (здания, сооружения, машины и механизмы, инструмент) · Финансы (деньги как средство глобального обращения в экономике, ценные бумаги и т.д.) · Труд · Энергетические ресурсы · Предпринимательская способность – способность видеть источники прибыли, направления инвестиций, способность к риску. · Информация, как знания так и источники их получения и использования · Интеллектуальный капитал - капитализированная информация + творческие способности человеческих ресурсов. Ограниченность ресурсов на нашей планете – источник и причина развития человечества, но с другой стороны – причина конфликтов и войн за обладание ими. Ограниченность ресурсов заставляет человека искать наиболее выгодные решения из множества альтернативных вариантов.
II. Основные понятия и определения. Человеческая деятельность – любое дело, направленное на достижение определенной цели. Цель человеческой деятельности – создание благ, необходимых для обеспечения условий жизни и развития: Жизнеобеспечение: - производство материальных благ, - здравоохранение, - защита.
Развитие: - образование - наука, - культура (ценности, религия, духовность) - технологии
Целенаправленная деятельность требует организации – объединения и упорядочения всех ресурсов (в том числе человеческих), необходимых для осуществления деятельности. Примеры: образовательная деятельность, производственная (Лемакс), торговая. Таким образом, организация содержит структуру и процессы, отражающие ее деятельность:
Структура - элементы организации и связи между ними, например – структура торговой точки
:
Процессы - характер имеханизм взаимодействия элементов друг с другом: Ресурсы: капитал, труд, производственные (оборотные) ресурсы, земля…. Процессы: поставки, производство, сбыт, вспомогательные. Сформировать набор ресурсов и процессов Примеры: образовательная деятельность, производственная (Лемакс), торговая. Ресурсы: капитал, труд, производственные (оборотные) ресурсы, земля…. Процессы: поставки, производство, сбыт, вспомогательные. Сформировать набор ресурсов и процессов, например: Ресурсы образовательной деятельности: - здания, сооружения - оборудование инвентарь - преподаватели - обслуживающий персонал - студенты Образовательные процесс: - набор студентов - обучение - контроль качества - хозяйственные Понятие цели: а) философский аспект - «Идеальное устремление – мотивация к действию «опережающее отражение» и т.д. б) конструктивный аспект - конкретные конечные результаты, достижимые в пределах некоторого интервала времени.
Цель любого вида деятельности человека - обеспечение жизненных условий и развития
Примечания:
Как и сама деятельность цель многопланова. Четыре важнейших проекций (аспектов) стратегической цели практически любого коммерческого предприятия: · Финансовая, · Рыночная (клиенты) · Производственная (бизнес-процессы) · Инфракструктура/персонал.
На рисунке приведен пример формирования стратегического плана достижения комплекса целей для некоторой компании предоставления информационных услуг (Интернета), в разрезе 4-х указанных проекций.
( Рис. Формирование комплексной стратегической цели
(разработать для своей компании) Результат деятельности – это материальная реализация цели. Результат отличается от ресурсов, использованных при его создании, качественно новыми материальными свойствами и большей экономической ценностью, т.е. «экономическая деятельность человека направлена на преобразование низко стоимостных ресурсов в высоко стоимостные».
Разница в стоимости начальных ресурсов и конечного результата порождает понятие «Прибыль».
Область профессиональной деятельности менеджера: 1. Получение и анализ информации о цели деятельности – конкретизация цели на любом уровне ответственности 2. Выбор наилучшего пути достижения цели (стратегическое и тактическое планирование) (время, деньги, социальный комфорт) 3. Выбор ресурсов, включая человеческие, и наилучшей технологии их использования (тактика и стратегия) (сбалансированность, эффективность) 4. Управление человеческими и материальными ресурсами в процессе деятельности - оперативное управление. 5. Оценка результата и коррекция принятых решений – обратная связь в управлении. (плановая и рыночная экономика в управлении)
II. Менеджер и функции управления. «Менеджер» – специалист, который руководит использованием ресурсов для достижения поставленной цели. «Менеджер» - специалист, управляющий процессом преобразования ресурсов низкой стоимости в высоко стоимостные ресурсы. «Менеджер» - специалист по сбору, обработке и анализу информации для принятия целесообразного решения по управлению компанией. Основные функции менеджера: - Организация и координация усилий других людей для достижения поставленной цели: (персонал) - Приобретение ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг организации; (производство) - Установление объемов и цен, уровня качества на товары и услуги своей организации. (рынок) Примерный набор проблем, решаемых менеджером: - Закупать ли полуфабрикаты и комплектующие, или производить их самим; ( себестоимость, объемы ) - Следует ли производить значительное разнообразие своей продукции, или сосредоточиться на узком ассортименте (коньюктура рынка, имеющиеся технология и ноу-хау );
- Объемы выпускаемой продукции ( доля рынка, спрос, потенциал )); - Сколько работников следует нанять и по какой схе ме осуществлять их вознаграждение (система производства, ситуация в отрасли ); - Каким образом мотивировать высокую работоспособность сотрудников и заданный уровень качества продукции (система контроля качества, социальная психология,); - В какой степени действия ваших конкурентов могут повлиять на принимаемые менеджером решения; - Оценивать правовые последствия своих решений на основе данных юридического отдела (гражданский кодекс, трудовой кодекс, налоговый кодекс, профессиональное законодательство); - Оценивать налоговые последствия и стоимость реализации решений на основе данных бухгалтерского учета; - Принимать во внимание и учитывать при принятии решений данные маркетингового отдела о базовых характеристиках рынка; - Принимать решения по использованию альтернативных источников финансирования (цена, ставки, условия возврата, страхование)..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|