Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Менеджер и функции управления.




ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

(Основы управленческой экономики)

 

I. «Экономика и управление»

«Экономика это наука об управлении экономической системой в

условиях ограниченности используемых ресурсов»

 

 

В самом общем виде социально-экономическая система содержит два компонента: экономическую систему, как источник воспроизводства необходимых условий жизни и развития человечества, и социальную систему, как механизм поддержания и защиты функционирования общественных формаций.

Обе подсистемы диалектически едины в конечной цели – существования и развития человечества, и противоположны в частных интересах, обусловленных ограниченностью ресурсов в данных географических, физических (земля, воздух, вода, энергия) и временных рамках.

Экономическая система строится на основе частной выгоды и, как следствие, отражает интересы индивида, эффективность ее – прибыль.

 

 

Социальная система защищает интересы всего общества. Источником практической реализации социальных программ является отчужденная у бизнеса часть его произведенного продукта. И в этом – важнейший источник интересов и противоречий между социумом и бизнесом. Эффективность СС – уровень благосостояния членов общества.

С другой стороны, бизнес заинтересован в развитии социальной

системы, поскольку приобретает у нее необходимые для производства ресурсы, а также распределяет произведенный продукт членам общества, от благосостояния которых зависит его прибыль.

«Экономические аспекты управления рассматривают экономические

методы и способы, с помощью которых менеджер руководит использованием ограниченных ресурсов для достижения поставленной цели наиболее эффективным образом».

 

Ресурсы/ограниченность ресурсов.

Все, с помощью чего осуществляется человеческая деятельность, является ресурсами:

· Земля,

· Капитал (здания, сооружения, машины и механизмы, инструмент)

· Финансы (деньги как средство глобального обращения в экономике, ценные бумаги и т.д.)

· Труд

· Энергетические ресурсы

· Предпринимательская способность – способность видеть источники прибыли, направления инвестиций, способность к риску.

· Информация, как знания так и источники их получения и использования

· Интеллектуальный капитал - капитализированная информация + творческие способности человеческих ресурсов.

Ограниченность ресурсов на нашей планете – источник и причина развития человечества, но с другой стороны – причина конфликтов и войн за обладание ими.

Ограниченность ресурсов заставляет человека искать наиболее выгодные решения из множества альтернативных вариантов.

 

II. Основные понятия и определения.

Человеческая деятельность – любое дело, направленное на достижение определенной цели.

Цель человеческой деятельности – создание благ, необходимых для обеспечения условий жизни и развития:

Жизнеобеспечение: - производство материальных благ,

- здравоохранение,

- защита.

 

Развитие: - образование

- наука,

- культура (ценности, религия, духовность)

- технологии

 

Целенаправленная деятельность требует организации – объединения

и упорядочения всех ресурсов (в том числе человеческих), необходимых для осуществления деятельности. Примеры: образовательная деятельность, производственная (Лемакс), торговая.

Таким образом, организация содержит структуру и процессы, отражающие ее деятельность:

 

 

 

 

Структура - элементы организации и связи между ними, например – структура торговой точки

:

 

Процессы - характер имеханизм взаимодействия элементов друг с другом:

Ресурсы: капитал, труд, производственные (оборотные) ресурсы, земля….

Процессы: поставки, производство, сбыт, вспомогательные.

Сформировать набор ресурсов и процессов

Примеры: образовательная деятельность, производственная (Лемакс), торговая.

Ресурсы: капитал, труд, производственные (оборотные) ресурсы, земля….

Процессы: поставки, производство, сбыт, вспомогательные.

Сформировать набор ресурсов и процессов, например:

Ресурсы образовательной деятельности: - здания, сооружения

- оборудование инвентарь

- преподаватели

- обслуживающий персонал

- студенты

Образовательные процесс: - набор студентов

- обучение

- контроль качества

- хозяйственные

Понятие цели:

а) философский аспект - «Идеальное устремление – мотивация к действию

«опережающее отражение» и т.д.

б) конструктивный аспект - конкретные конечные результаты, достижимые в пределах некоторого интервала времени.

 

Цель любого вида деятельности человека - обеспечение жизненных условий и развития

 

Примечания:

  • Оперативное управление – непрерывное управление всеми функциями организации: снабжение, обработка деталей, поставка заказчику…)
  • Тактическое управление –планирование и управление средствами деятельности (машин, механизмов, рабочих) во времени и пространстве (в краткосрочном периоде)
  • Стратегическое управление – управление всей деятельностью в течение длительного срока (от 3 лет и более) с целью достижения долгосрочных целей.

 

Как и сама деятельность цель многопланова. Четыре важнейших проекций (аспектов) стратегической цели практически любого коммерческого предприятия:

· Финансовая,

· Рыночная (клиенты)

· Производственная (бизнес-процессы)

· Инфракструктура/персонал.

 

На рисунке приведен пример формирования стратегического плана достижения комплекса целей для некоторой компании предоставления информационных услуг (Интернета), в разрезе 4-х указанных проекций.

 

(

Рис. Формирование комплексной стратегической цели

 

(разработать для своей компании)

Результат деятельности – это материальная реализация цели. Результат отличается от ресурсов, использованных при его создании, качественно новыми материальными свойствами и большей экономической ценностью, т.е. «экономическая деятельность человека направлена на преобразование низко стоимостных ресурсов в высоко стоимостные».

Разница в стоимости начальных ресурсов и конечного результата порождает понятие «Прибыль».

 

Область профессиональной деятельности менеджера:

1. Получение и анализ информации о цели деятельности – конкретизация цели на любом уровне ответственности

2. Выбор наилучшего пути достижения цели (стратегическое и тактическое планирование) (время, деньги, социальный комфорт)

3. Выбор ресурсов, включая человеческие, и наилучшей технологии их использования (тактика и стратегия) (сбалансированность, эффективность)

4. Управление человеческими и материальными ресурсами в процессе деятельности - оперативное управление.

5. Оценка результата и коррекция принятых решений – обратная связь в управлении. (плановая и рыночная экономика в управлении)

 

II. Менеджер и функции управления.

«Менеджер» – специалист, который руководит использованием ресурсов для достижения поставленной цели.

«Менеджер» - специалист, управляющий процессом преобразования ресурсов низкой стоимости в высоко стоимостные ресурсы.

«Менеджер» - специалист по сбору, обработке и анализу информации для принятия целесообразного решения по управлению компанией.

Основные функции менеджера:

- Организация и координация усилий других людей для достижения поставленной цели: (персонал)

- Приобретение ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг организации; (производство)

- Установление объемов и цен, уровня качества на товары и услуги своей организации. (рынок)

Примерный набор проблем, решаемых менеджером:

- Закупать ли полуфабрикаты и комплектующие, или производить их самим; ( себестоимость, объемы )

- Следует ли производить значительное разнообразие своей продукции, или сосредоточиться на узком ассортименте (коньюктура рынка, имеющиеся технология и ноу-хау );

- Объемы выпускаемой продукции ( доля рынка, спрос, потенциал ));

- Сколько работников следует нанять и по какой схе ме осуществлять их вознаграждение (система производства, ситуация в отрасли );

- Каким образом мотивировать высокую работоспособность сотрудников и заданный уровень качества продукции (система контроля качества, социальная психология,);

- В какой степени действия ваших конкурентов могут повлиять на принимаемые менеджером решения;

- Оценивать правовые последствия своих решений на основе данных юридического отдела (гражданский кодекс, трудовой кодекс, налоговый кодекс, профессиональное законодательство);

- Оценивать налоговые последствия и стоимость реализации решений на основе данных бухгалтерского учета;

- Принимать во внимание и учитывать при принятии решений данные маркетингового отдела о базовых характеристиках рынка;

- Принимать решения по использованию альтернативных источников финансирования (цена, ставки, условия возврата, страхование)..

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...