Проверка статистических гипотез
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 (Лобоцкая Н.Л. 1978, стр.389-391, Лакин Г.Ф., стр.111-133) Ни одно исследование не обходится без сравнений. Сравнивать приходится данные опыта с контролем, эффективность действия препаратов, продуктивность одной группы животных с продуктивностью другой и т.д. Обычно, между сравниваемыми данными всегда имеются различия. Иногда различиями пренебрегают и утверждают, что, в целом, данные контрольной группы совпадают с данными опытной группы, другими словами различия между полученными данными недостоверны. В другом случае различиями пренебречь нельзя и в таком случае говорят, что различия между полученными данными достоверны. В каком случае делается тот или иной вывод? Введём несколько основных понятий:
1. 2. 3. a - уровень значимости, равен вероятности ошибки, допускаемой при оценке принятой гипотезы (обычно равен 0,05; 0,01; 0,001).
Принять или отклонить гипотезу можно после её проверки. Для этих целей служит величина, называемая статистическим критерием или просто критерием. Критерии, которые вычисляются по исходным данным (выборкам) tф (фактические критерии) с р а в н и в а ю т с я с табличными критериями tкр.
ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП проверки статистических гипотез сводится к следующему:
ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ И НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ РАЗЛИЧИЯ (Лакин Г.Ф., стр.111-133)
В биометрии применяют два вида статистических критериев:
Применение параметрических критериев для проверки статистических гипотез основано на предположении о нормальном распределении (закон Гаусса) совокупностей, из которых взяты сравниваемые выборки. К параметрическим критериям относятся: 1. критерий Стьюдента; 2. критерий Фишера. Однако не всегда исходные данные подчиняются нормальному закону распределения. Кроме того, исходные данные могут быть представлены качественно (например, наличие или отсутствие боли, восприятие света - есть или нет и т.д.). В таком случае используют непараметрические критерии: например, критерий знаков. Хотя непараметрические критерии можно использовать и для нормально распределённых величин. Но при нормальном распределении признака параметрические критерии обладают большей мощностью, чем непараметрические.
КРИТЕРИЙ ЗНАКОВ П р и м е р
Если разницы между признаками нет, ставят 0. Если есть разница - ставят “ + “ или “ - ” (“+“ если есть ожидаемый эффект). В нашем примере общее число наблюдений n = 15. Число случаев, давших ожидаемый эффект Zф = 13, общее число случаев без нулевых значений- Z = 14. Величину Zф = 13 сравнивают с Zкр. (Zкр определяют по таблице). В нашем примере Zкр = 12 для Z = 14 и доверительной вероятности 0,05. Исходя из ОСНОВНОГО ПРИНЦИПА проверки статистических гипотез, имеем: Zф > Zкр, значит нулевая гипотеза отвергается. КРИТЕРИЙ СТЬЮДЕНТА Для сравнения двух нормально распределенных совокупностей, у которых есть различия в средних выборочных значениях, используют критерий Стьюдента. Фактический критерий рассчитывают по формуле:
где
Для вывода о достоверности различий между выборками используют ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП проверки статистических гипотез. Нулевую гипотезу отвергают, если фактически установленная величина П р и м е р: При изучении влияния некоторой пищевой добавки на прирост массы животных были получены следующие значения. В первой группе животных КРИТЕРИЙ ФИШЕРА Для сравнения двух нормально распределенных совокупностей, у которых нет различий в средних выборочных значениях, но есть разница в дисперсиях, используют критерий Фишера. Фактический критерий рассчитывают по формуле:
где в числителе стоит большее значение выборочной дисперсии, а в знаменателе - меньшее. Для вывода о достоверности различий между выборками используют ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП проверки статистических гипотез. Критические точки для П р и м е р: при изучении влияния некоторого препарата на скорость проростания семян было установлено, что в экспериментальной партии семян и контроле средняя скорость проростания одинакова, но есть разница в дисперсиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|