Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические методы научного познания.




Известны два классических способа теоретических исследований — индукция и дедукция. Индукция — спо-соб умозаключения от частных фактов к общему утверждению. Че-ловек приобретает знание о мире только из опыта, путём наблюде-ний и экспериментов. Но они единичны. Поэтому и путь познания должен быть таким же, от частных случаев к обобщениям. Дедукция — цепь умозаключений; начало цепи — ак-сиомы, постулаты, гипотезы, в общем, некие исходные посылки, а конец — следствия из исходных посылок. Если все промежуточные умозаключения проводить по правилам логики, а исходные посылки — простые и очевидные истины, в которых невозможно усомниться, то и все следствия неизбежно будут верными; причём, они будут иметь характер всеобщих законов, что нельзя получить из анализа частных случаев, как это предписано индуктивным методом. Таковы аргументы в защиту индукции и дедукции. Опыт показал, что по-знавательное значение имеют оба метода и в то же время одного из них и даже обоих вместе недостаточно. Кроме индукции и дедукции при работе над научной проблемой используются анализ и синтез, аналогии и мысленные эксперименты, эмоции и интуиция. Интуи-ция играет,пожалуй, решающую роль. Интуиция -способность постижения истины путём её непосредственного усмотрения, без обоснования с помощьзо доказательства, это не обобщение фактов и не логические рассуждения, а результат работы подсознания. Проще скажем так: интуиция — это внезапное озарение; была неразрешимая проблема, и вдруг, сразу, всё стало ясно. Интуицию следует считать высшим этапом познания, но он неотделим от других этапов — чувственного восприятия, сбора и систематизации фактов, логических заключе-на.

 

 

Классификация наук. Естественно-научная и гуманитарная культура (специфика, взаимодействие). материя в природе имеет различные уровни организации, которые так же, как и культура, образуют иерархическую структуру. Механика-физика-химия-биология-психологияНа самом глубоком уровне находятся элементарные частицы и фундаментальные физические поля, посредством которых эти частицы взаимодействуют. Изучением таких объектов занимается современная физика. Однако в более широком смысле к физике относят все те явления и процессы в природе, описание которых опирается непосредственно на энергию взаимодействия между отдельными частями рассматриваемой системы и между системой и окружающей средой. Энергия взаимодействия - это то общее, что есть и в механике, и в электромагнетизме, и в термодинамике, и в квантовой физике. Субстратом для физики являются частицы (не обязательно элементарные), взаимодействующие посредством физических полей. На более высоком уровне структурной организации материи располагаются атомы, представляющие собой устойчивые образования из элементарных частиц и полей. химию не интересуют внутренней структурой атомов, а считают их элементарными (неделимыми) объектами химических процессов. Другими словами, субстратом химии являются атомы. Химия изучает процессы образования и превращения молекул. Однако, существует класс органических молекул - так называемые биополимеры (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды), поведение которых обнаруживает особые свойства, в первую очередь, самоорганизацию и самовоспроизведение, которые лежат в основе биологических процессов в природе. Поэтому субстратом биологии являются биополимеры. Эту иерархическую лестницу можно продолжать и дальше, за пределы естествознания. Например, в социальных науках элементарной структурой, или субстратом, является человек. Проблемы, возникающие внутри самой науки называют фундаментальными. Фунд.наука направлена на получение знания о мире как такового. Проблемы, которые ставятся перед человеком извне, называются прикладными. Прикладные науки имеют своей целью осуществление практического применения научного знания. Редукционизм - возможность сведения сложных явлений к более простым, более элементарным. Редукционизм являлся и является весьма мощным методологическим принципом в науке, с его помощью были получены важные результаты, позволившие связать, казалось бы, совершенно различные явления. Например, электромагнитная картина мира установила единую природу электрических, магнитных и оптических явлений. Гуманитарная культура Аксиология - философское учение о духовных ценностях и о структуре ценностного мира. Человек всегда находится в непосредственном контакте с окружающей его средой. Всю необходимую о ней информацию человек получает с помощью органов чувств и на основании этой информации реагирует на изменения внешних условий. Полученная информация откладывается у человека в виде субъективного образа внешнего мира. Но этот образ сам по себе ничего не дает человеку. И только после оценке субъективного образа, путем сравнения его с идеальным образом, включаются человеческие реакции. Идеал присутствует в сознание каждого человек и является обобщением индивидуального и видового опыта реагирования на изменение внешних условий. Оценка субъективного образа происходит с разных сторон, в соответствии с разными критериями Моральная оценка субъективного образа основывается на этических нормативно-оценочных категориях ("добро" - "зло"). Для оценки с точки зрения "красоты" используются эстетические категории ("прекрасное" - "безобразное", "возвышенное" - "низменное" и т.п.). В области права оценка действительности связана с категориями "справедливости" и "несправедливости". Наука как составляющая духовной культуры также имеет свой специфический подход к информации о внешнем мире, который основан на применении оценочных категорий "истина" и "ложь". Именно поэтому одной из основных функций науки, наряду с производством нового знания, является обоснование истинности этого знания. Оценки одного и того же явления, одной и той же информации с разных точек зрения могут быть различными, часто "противоположными. В.И. Суриков "Переход Суворова через Альпы" автору были высказаны справедливые упреки в том, что изображенная им сцена нереальна, так как в походных условиях солдаты не могут быть одеты в парадные мундиры и держать ружья с примкнутыми штыками. Суриков согласился с этим, заметив, однако, что "хотя это и нереально, но зато красиво!" Вза имосвязь естественных и гуманитарных наук заключается в том, что законы гармрнии мира можно потять на более универсальном научном языке – математика. Именно на языке математики удаётся простым и наглядным образом выяснить причинно-следственные взаимоотношения между отдельными явлениями, что позволяет увеличить знания о мире и предсказать ход событий. Курс КСЕ является синтезом гуманитарных и естественных наук, путем к пониманию природы, науки, человека и общества

 

Основные концепции исторического развития науки (эволюционная, революционная и взаимодействие) Разработка истории науки началась только в XIX в., но понималась она тогда или как раздел философии, или как раздел общей теории культуры, или как раздел той или иной научной дисциплины.Первые программы историко-научных исследований можно охарактеризовать следующим образом:- первоначально решалась задача хронологической систематизации успехов в какой-либо области науки;- делался упор на описание механизма прогрессивного развития научных идей и проблем;- определялась творческая лаборатория ученого, социокультурный и мировоззренческий контекст творчества. Одна из главных проблем, характерных для истории науки, - понять, объяснить, как, каким образом внешние условия - экономические, социокультурные, политические, мировоззренческие, психологические и другие - отражаются на результатах научного творчества: созданных теориях, выдвигаемых гипотезах, применяемых методах научного поиска. Эмпирической базой истории науки являются научные тексты прошлого: книги, журнальные статьи, переписка ученых, неопубликованные рукописи, дневники и т.д.Так как объектом историко-научного исследования является прошлое, то такое исследование всегда - реконструкция, которая стремится претендовать на объективность.В настоящее время сосуществуют (несмотря на то, что возникли в разное время) три модели исторической реконструкции науки:1) история науки как, поступательный, прогрессивный процесс;2) история науки как развитие через научные революции;3) история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций (кейс стадис). В перспективе ситуационные исследования должны занять свое место в историко-научных изысканиях. Но уже сегодня можно выделить их методологически значимые особенности:1. Эти исследования сосредоточены не на готовом факте, итоге научного открытия, а на самом событии, по возможности целостном и неповторимом. Это событие, даже представляющееся частным и незначительным, несет в себе симптомы переломных, переворотных событий в истории науки. Оно оказывается перекрестком разных направлений историко-научных поисков. Характерным для ситуационных исследований является включение науки в контекст культуры, что и заставляет перестраивать типичные для исторической реконструкции понятия..Ситуационные исследования можно подразделять на два рода: а) предметом изучения берутся некоторые мутационные точки, в которых меняется тип культуры, тип мышления (диалоги Галилея, первые статьи Эйнштейна и т.д.); б) более рядовое событие в истории науки, которое не выводит за рамки научного мышления данной культуры, но сосредоточивает в себе, фокусирует его основные особенности.
Натурфилософия. Развитие естественно-научного знания в эпоху античности. Период от зарождения до Сократа определяют как период ранней натурфилософии, т.е. философии природы. Спецификой философии на первом этапе ее развития является стремление понять сущность природы, мира в целом. Философы этого периода (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Парменид и др.) интересуются преимущественно проблемой устройства космоса, первопричинами, первоначалами, первосущностями бытия. Они пытаются ответить на вопрос, откуда и каким образом мир начал свое существование, из чего все произошло. На первом этапе своего развития философия выступала преимущественно в форме натурфилософии, была космоцентрической, занималась главным образом внешней природой. Проблемы человеческой жизни, психологии и теории познания, этики, эстетики, политики, если присутствовали в ней, то как побочные вторичные.Представителями Милетской школы была сформулирована исторически первая и наиболее фундаментальная проблема – проблема того первоначала, из которого возникают все вещи и в которое со временем они превращаются. Согласно же Демокриту, в основе мира,, лежат два начала - атомы и пустота. Существует только один вид первоначала – маленькие неделимые частицы. Они движутся в пустоте, и их движения определяются исключительно механическими причинами.Милетская школа - это еще натурфилософское познание мира, естественнонаучное и философское познание здесь еще не разделились в полной мере. Философская и естественнонаучная картины мира здесь формируются в тесном единстве. Основы двух исторически первых естественнонаучных программ познания природы в античной науке закладывают Демокрит и Платон. У Платона все бытие пронизано числами, числа – это путь к постижению идей, сущности мира. Он считал, что только занятия математикой являются реальным средством познания вечных, идеальных, абсолютных истин. Платон не отвергал значения эмпирического знания о мире земных вещей, но считал, что это знание не может быть основой науки, т.к. является приблизительным, неточным и лишь вероятным. Только познание мира идей, прежде всего с помощью математики, является единственной формой научного, достоверного познания. Историческая заслуга Аристотеля перед естествознанием состоит и в том, что он впервые закладывает систему знаний о природе – физику. Центральное понятие аристотелевской физики – понятие движения. Аристотель разрабатывает первую историческую форму учения о движении – механику. Важную роль в космологии Аристотеля играл принцип отсутствия в природе пустоты. Важнейшее различие между современным естествознанием и античной натурфилософией заключается в характере применяемых ими методов. Если в античной философии достаточно было обыденного знания природных явлений, чтобы делать заключения из основополагающего принципа, характерная особенность современной науки состоит в постановке экспериментов, т. е. конкретных вопросов природе, ответы на которые должны дать информацию о закономерностях. Следствием этого различия в методах является также и различие в самом воззрении на природу. Внимание сосредоточивается не столько на основополагающих законах, сколько на частных закономерностях.

Естественно- научное знание в Средние века. В средневековом сознании доминировали ценностно-эмоциональные отношения к миру над познавательно - рациональным. Стержнем средневекового сознания выступало религиозное мировоззрение, в котором истолкование всех явлений природы и общества, их оценка, а также регламентация поведения человека обосновываются ссылкой на сверхъестественные силы. Представление о сверхъестественных силах было порождено как практическим бессилием человека перед природой (неразвитость производительных сил, сельскохозяйственный и ремесленный характер производства), так и стихийным характером социально-классовых процессов, процессов общения (социальный гнет, социальная несправедливость, непредсказуемость жизненных ситуаций и др.). Выделяя себя из природы, но еще не противопоставляя себя ей полностью, средневековый человек и не формулирует своего отношения к природе как самостоятельной сущности. Знание природы подчинено "чувству божества". Природа рассматривается им как сфера, созданная, творимая и поддерживаемая всемогущим и всевидящим божеством, абсолютно зависящая от него, своими предметами, их поведением реализующая его волю во всем. Природа - проводник воздействия на людей божьей воли, вплоть до того, что она есть и средство их наказания. Поэтому познавательный аспект средневекового сознания был направлен на осмысление их символических значений. Познавательная деятельность была по преимуществу толковательной, оценочной, опиралась на иерархизированную систему ценностей, ценностное сознание. Его главная функция средневекового сознания - сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта.

В период позднего средневековья (14-15 в.в.) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественнонаучной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. В эпоху позднего средневековья получила значительное развитие динамическая "теория импетуса", которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Жан Буридан (14в.) объяснял с точки зрения теории импетуса падение тел. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле "импетус", поэтому и скорость его все время возрастает. Импетус расходуется в процессе движения для преодоления трения, и когда импетус растрачивается, тело останавливается. Благодаря теории импетуса внимание исследовательской мысли постепенно переносилось на расстояние движущегося тела от начала движения: тело, падающие под действием импетуса накапливает его все больше и больше по мере того, как оно отдаляется от исходного пункта. На этом пути складывались предпосылки для перехода от понятия импетуса к понятию инерции. В эпоху средневековья все формы человеческой деятельности и общения пронизывались ритуалами. Все формы действий людей были строго регламентированы; если же действие было коллективным, то строго регламентировалось поведение каждого в отдельности. Магические, обрядовые и ритуальные действия рассматривались как способ влияния на природные и божественные стихии.

 

 

Общелогические методы научного познания. Общелогические методы научного познания являются простейшими методами.

Включают в себя:

1. СРАВНЕНИЕ – выявление сходства двух объектов.

2. АНАЛИЗ – разделение целого на отдельные части и дальнейшее их изучение.

3. АБСТРАГИРОВАНИЕ – мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных тх признаков.

4. СИНТЕЗ – соединение различных частей в целое.

5. ОБОБЩЕНИЕ – перенос признаков отдельного предмета на множество.

6. ДЕДУКЦИЯ - цепь умозаключений; начало цепи — ак-сиомы, постулаты, гипотезы, в общем, некие исходные посылки, а конец — следствия из исходных посылок.

7. ИНДУКЦИЯ - спо-соб умозаключения от частных фактов к общему утверждению.

АНАЛОГИЯ – перенос признаков одного предмета на другой

 

Человек как многомерный феномен. Человек – биопсихосоциокосмическое существо. Проявлений человека достаточно много. Человек проявляет себя в различных областях. Может рассматриваться в различных науках.

 

Понятие метода и методологии. Уровни научного познания. Классификация методов научного исследования.Понятие метод (от греческого слова “методос” — путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. “Таким образом, метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Основная функция метода — регулирование познавательной и иных форм деятельности”. Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Методология дословно означает “учение о методах”.Изучая закономерности человеческой познавательной деятельности, методология вырабатывает на этой основе методы ее осуществления. Важнейшей задачей методологии является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания. Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов в истории познания известно два: диалетический и метафизический. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины XIX века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Классификация общенаучных методов тесно связана с понятием уровней научного познания. Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Особая роль эмпирии в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, поставки экспериментов. Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и “мыслительных операций”. Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами обуславливает ту особенность, что объект на данном уровне научного познания может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. “Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые отвечают требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда”. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Выделяя в научном исследовании указанные два различных уровня, не следует, однако, их отрывать друг от друга и противопоставлять. Ведь эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Гипотезы и теории формируются в процессе теоретического осмысления научных фактов, статистических данных, получаемых на эмпирическом уровне. К тому же теоретическое мышление неизбежно опирается на чувственно-наглядные образы (в том числе схемы, графики и т. п.), с которыми имеет дело эмпирический уровень исследования. В свою очередь, эмпирический уровень научного познания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно опирается на определенную теоретическую конструкцию, которая определяет направление этого исследования, обуславливает и обосновывает применяемые при этом методы. К третьей группе методов научного познания относятся методы, используемые только в рамках исследований какой-то конкретной науки или какого-то конкретного явления. Такие методы именуются частнонаучными. Каждая частная наука (биология, химия, геология и т. д.) имеет свои специфические методы исследования. При этом частнонаучные методы, как правило, содержат в различных сочетаниях те или иные общенаучные методы познания. В частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, индуктивные или дедуктивные умозаключения и т. д. Характер их сочетания и использования находится в зависимости от условий исследования, природы изучаемых объектов. Таким образом, частнонаучные методы не оторваны от общенаучных. Они тесно связаны с ними, включают в себя специфическое применение общенаучных познавательных приемов для изучения конкретной области объективного мира. Вместе с тем частнонаучные методы связаны и со всеобщим, диалектическим методом, который как бы преломляется через них. Еще одну группу методов научного познания составляют так называемые дисциплинарные методы, которые представляют собой системы приемов, применяемых в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования. К последней, пятой группе относятся методы междисциплинарного исследования являющиеся совокупностью ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом па стыки научных дисциплин. Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действий, направленности и т. п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий

 

Механистическая картина мира. Значительные успехи классической механики привели к выработке рационального подхода, взгляда на весь мир. Концепция единой механистической сущности природы стала основой того мировоззрения. Весь мир представлялся в виде сложнейшего совершенного механизма. Основные принципы механистической картины мира:

1. Мир построен на законах Ньютона. Всё объясняется механикой атомов, их перемещением, столкновением, взаимодействием. Все виды энергии на основе закона сохранения и превращения энергии сводятся к энергии механистического движения.

2. В основе картины лежит геометрия Евклида.

3. Микромир аналогичен макромиру, управляется одними и теме же законами. Живая и неживая природа построены из механических деталей, но имеющих разные размеры и сложность.

4. незыблемость природы объясняется отсутствием качественных изменений, все изменения чисто количественные. Отсутствует развитие. Метафизична. Время – параметр движения, оно абсолютно и одинаково во всех системах независимо от их движения, т.е всегда t = -t.

5. Ньютон считал, что если бы материя исчезала, то осталось бы только пространство и время, своего рода сцена, на которой разыгрываются физические процессы (Эйнштейн).

6. Галилеевская физика рассматривает мир как некий «объект», и все описание идет извне, со стороны, т.е. наблюдатель не принадлежит объекту.

7. Теория Ньютона в принципе несовместима с ОТО Эйнштейна, т.к. согласно Ньютону тяготение передаётся мгновенно, а по Эйнштейну – только со скоростью света.

8. Наличие случайности обусловлено лишь невозможностью учесть все влияющие факторы, все детали сложного механизма природы.

 

 

Теория Дрейфа литосферных плит. В 1912 года Вегенер А. предложил свою теорию дрейфа континентов.Отправным пунктом в построениях Вегенера было удивительное сходство береговых линий континентов по разные стороны Атлантического океана, на которое обращали внимание многие естествоиспытатели еще с XVII века (Ф.Бэкон) Вегенер, однако, не остановился на том, что контуры всех приатлантических и - в несколько меньшей степени - прииндоокеанских континентов могут быть совмещены друг с другом подобно кусочкам мозаики, формирующим единое панно. Он показал практически полную идентичность позднепалеозойских и раннемезозойских геологических разрезов Африки и Южной Америки, находящихся ныне по разные стороны Южной Атлантики, и очень высокое единство позднепалеозойской флоры и фауны всех разделенных теперь океанами материков Южного полушария и Индии. Это привело его к выводу о том, что в конце палеозоя все материки были собраны в единый протоконтинент - Пангею, состоящий из двух блоков: северного, Лавразии (Северная Америка и Евразия без Индостана), и южного, Гондваны (Южная Америка, Африка, Индостан, Австралия и Антарктида), разделенных морем Тетис.Итак, Вегенер фактически объединил концепцию изостазии (взаимное уравновешивание по закону Архимеда, когда вес погруженного тела (коры) равен весу вытесненной им жидкости), (термин этот был введен Даттоном в 1892 году, но сама концепция гораздо старше) с данными по геологии и палеоклиматологии Южных материков и создал в итоге свою теорию дрейфа континентов. Согласно ей изостатические айсберги-материки медленно дрейфуют в чрезвычайно вязком мантийном веществе. Праматерик Гондвана, первоначально располагавшийся в высоких широтах Южного полушария, раскололся на фрагменты, часть из которых затем переместилась еще дальше к Южному полюсу (Антарктида), а остальные, напротив, приблизились к экватору (Южная Америка, Африка, Австралия) или даже пересекли его и оказались в Северном полушарии (Индия). Когда материки сталкиваются между собой, кора сминается в складки, образуя горы; если продолжать аналогию с плавучими льдами, то орогенез соответствует процессу образования торосов. Теория дрейфа континентов быстро завоевала популярность, которая, однако, оказалась недолгой. Дело в том, что ни Вегенеру, ни его сторонникам не удалось найти сил, заставляющих материк продвигаться вперед, преодолевая колоссальное сопротивление мантийного вещества. Попытки объяснить это движение кориолисовыми силами (инерционные силы, возникающие на поверхности вращающегося тела, вектор которых направлен против направления вращения) и тяготением Луны были тут же отвергнуты геофизиками как несерьезные. Несколько десятилетий к концепции горизонтальных перемещений континентов относились как к изящной фантазии, однако в начале шестидесятых годов она получила подтверждение с совершенно неожиданной стороны - из области палеомагнитных исследований. Если нагреть постоянный магнит выше определенной температуры, называемой точкой Кюри, то он теряет свои магнитные свойства, но затем, при охлаждении, вновь восстанавливает их. При прохождении точки Кюри застывающая изверженная горная порода, которая содержит ферромагнитные минералы (соединения железа и никеля), намагничиваются и ориентируются в соответствии с существующим в это время магнитным полем; это явление называется остаточной намагниченностью. Иными словами, содержащая соединения железа (или иных ферромагнетиков) горная порода в известном смысле представляет собой стрелку компаса, указывающую направление на магнитный полюс Земли в момент застывания породы. Если же у нас есть более одной такой "стрелки", то пересечение указываемых ими направлений даст нам и точное положение полюса в соответствующую эпоху, и, с другой стороны, географическую широту района образования каждой из наших пород-"стрелок" (направление линий намагниченности породы относительно земной поверхности меняется от 90о на полюсе до 0о на экваторе). А поскольку для изверженной породы можно радиоизотопным методом определить абсолютный возраст (см. Возраст земли), то возникает возможность нарисовать довольно точную картину расположения континента относительно полюса в различные моменты истории. В результате этих исследований выяснились две вещи. Во-первых, теперь было прямо доказано, что все "Гондванские" материки действительно находились некогда в гораздо более высоких широтах Южного полушария, чем ныне. Во-вторых, оказалось, что общая картина положения полюсов в геологическом прошлом выходит какая-то странная. Данные по каждому отдельному материку рисуют вполне согласованную траекторию перемещений полюсов (например, Северный полюс относительно Евразии начиная с карбона двигался из центральной части Тихого океана до своего нынешнего положения по S-образной кривой, проходящей через Берингов пролив), однако траектории, даваемые разными материками не совпадают между собой - за исключением того, что все они заканчиваются близ современного полюса Картина эта казалась совершенно необъяснимой до тех пор, пока в 1962 г. С. Ранкорн не догадался "сдвинуть" материки в соответствии с полузабытыми уже реконструкциями Вегенера; при таком их положении соответствующие палеомагнитные траектории совместились между собой практически идеально.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...