Специфически человеческие особенности
«Специфически человеческие особенности, отличающие род Homo saprins от всех прочих животных видов, охватываются наименованием «культура»; следовательно, науку о специфически человеческих способах деятельности вполне можно было бы назвать культурологией…» Культурология как наука формируется на стыке целого ряда научных направлений, создавших собственные традиции изучения культуры. Наиболее важным из них стали философия культуры, культурная антропология, сравнительное языкознание, история культуры, социология культуры и т. д. Специфику антропологической традиции точно подметил американский культурантрополог Л. Уайт. Определив культуру как специфический класс явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому сообществу, он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека – это мир культуры. Таким образом, на протяжении более 150 лет антропология, выделяла культуру как объект исследования, а мир человека рассматривала как совокупность тщательно изучаемых этнографически, археологически, исторически других культур. Системный подход, предложенный Л. Уайтом, преодолевая разнообразные мнения о возможности или невозможности существования единой науки о культуре, способствовал выявлению сущности культурологии как науки о целостном феномене культуры, специфики ее как гуманитарной науки 20 века, и новом качестве исследования, которое она как инструмент познания мира человека дает изучающему культуру. Термин «Культура» каждый понимает по-своему.Долгие годы антропологи совершенно спокойно определяли культуру как научаемое поведение, свойственное человеческому виду и передающееся от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности. Однако теперь на этот счет возникли сомнения, которые привели к утверждению, что культура есть не само поведение, а лишь его абстракция. Когда культура превращается в абстракцию, она не только становится невидимой и неуловимой, но вообще перестает существовать как таковая. Психология человека и культурология имеют в качестве объекта исследования одни и те же феномены: предметы и явления, зависящие от способности человека символизирования. А отличаются эти две науки друг от друга различными контекстами, в которых изучаются эти феномены. Таким образом, пишет Л. А. Уайт, культура представляет собой класс предметов явлений, зависящих от способности человека к символизации, который рассматривается в экстрасоматическом контексте. Это определение спасает культурную антропологию от неосязаемых, неуловимых и онтологически не существующих абстракций и снабжает ее реальным, материальным, познаваемым предметом исследования. Ибо оно проводит четкую грань между поведением и культурой; между наукой о психологии и наукой о культуре.
Глобальная экология, экология человека, социальная экология. Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между живыми организмами и средой их обитания. Экосистема — сообщество организмов биоценоза и окружающей их неживой природы, образующее устойчивую и динамическую систему. Другими словами, совокупность биоценоза и биотопа. В некоторых источниках экосистема не считается синонимом биогеоценоза. Эти авторы считают, что экосистема может не включать растительные сообщества, в то время, как в состав биогеоценоза они входят обязательно. Экология человека, являясь составной частью общей экологии, определяется прежде всего негативным воздействием на людей ими же изменяемой окружающей среды обитания.
Ещё в XVIII в. человечество находилось в гармонии с природой. Но уже в конце XIX в. возник дисбаланс между человеком и окружающей средой. Сейчас объём допустимого воздействия на биосферу превышен в 8 – 10 раз. Хотя экологическая проблема, в принципе, имеет глобальный характер, но в различных странах она проявляется по-разному. Мы будем рассматривать её применительно к условиям современной России, в которой экологическое состояние природы и населения является, по некоторым оценкам, наихудшим в мире. В стране имеется 13 зон с опасной экологической ситуацией. К ним относятся, прежде всего такие районы, как зона аварии Чернобыльской АЭС, Южный Урал – окрестности Челябинска, где появилось новое для врачей понятие – “хроническая лучевая болезнь” и др. Поэтому закономерно, что здоровье населения ухудшается. Таким образом, экологическая проблема в нашей стране выдвигается на первый план, прежде всего в связи с угрозой физическому и психическому развитию и даже выживанию. Перед обществом встаёт ещё одна важнейшая задача – формирование экологического сознания населения. Термин “биосфера” впервые был использован в 1875 г. австрийским геологом Э.Зюссом. Под биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населённая микроорганизмами. Два главных компонента биосферы – живые организмы и среда и обитания – непрерывно взаимодействуют. Многообразие живых систем поражает воображение. Одним из первых в науке комплексное учение о биосфере стал разрабатывать русский учёный В.И.Вернадский. Современное естествознание в ходе изучения биогеоценозов вводит понятие - “коэволюция”, означающее взаимное приспособление видов. Человек и биосфера Появление “человека разумного” качественным образом изменило не только биосферу, но и результаты её планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простого биологического приспособления к разумному поведению и целенаправленному изменению окружающей природной среды разумными существами. Последствия появления человека как существа, обладающего разумом, и его связь с биосферой многофункциональны. Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Однако не все творения человека находятся в гармонии с окружающей действительностью. Кроме того, сделанное человеком, как правило, не способствует созданию новых запасов энергии.
Глобальная Экология – рассматривает взаимодействие биосферы и человека. Экология человека рассматривает проблему сохранения окружающей среды и воспроизведения. Социальная экология – проблема сохранения и воспроизводства окружающей среды, экология ресурсов
Сущность современного экологического кризиса. Принципы и пути разрешения современного экологического кризиса. Будучи составной частью биосферы, человек сильно зависит от окружающей среды. Так, без воздуха человек может прожить лишь 3 минуты, без воды — 3 дня, без пищи — 30 дней. С ростом технических и научных достижений человек, обеспечивая себе комфортные условия существования, резко увеличил антропогенную нагрузку на окружающую среду, нарушив при этом сбалансированность биосферы, ее биологическое равновесие и способность к самоочищению. Человек овладел новыми технологиями, материалами, средствами, комуникациями и энергетическими возможностями.Человек действительно, как говорил В.И. Вернадский, становится глобальной планетарной силой, и его деятельность во всех сферах существенно влияет на природу Земли. За год в мире извлекается из недр 120 млрд тонн руд и горючих ископаемых, различных строительных материалов, выплавляется 800 млн тонн металлов. В то же время эффективность использования сырья составляет не более 5—7%, а 93—95% уходит в отходы, загрязняя атмосферу и природные водоемы. Это антропогенное загрязнение обусловлено бесхозяйственной, неразумной деятельностью человека. Металлургические предприятия дают до 34% загрязнений, тепловые станции — 27%, нефтяная промышленность — 12%, химическая — 9%, газовая — 7%. По данным ООН общая площадь разрушенных почв за всю историю человечества составляет 20 млн км2, что больше совокупной площади, используемой в настоящее время в мире в сельском хозяйстве. Урбанизация природной среды и рост городского населения сильно уменьшают возможности производства Продовольствия.
Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей ив 25 раз больше газов. При этом 60—70% газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Растут заболеваемость и смертность. 35% населения промышленно развитых городов страдает заболеваниями, связанными с окружающей средой.Даже и в сельской местности человек ухитряется портить природу., деревенская семья из четырех человек, ежедневно сжигающая мусор на своем дворе, выпускает в воздух больше токсических соединений, чем средний мусороперерабатывающий завод. Разрушается природная среда и в целом на планете. Изменяется состав атмосферы, увеличилось содержание фреонов, которые разрушают озоновый слой, защищающий все живое на Земле от жестокого ультрафиолетового излучения Солнца. Ежегодно сгорает около миллиона тонн нефти, промышленная загазованность приводит к попаданию в атмосферу окислов серы и азота. Возвращаясь на Землю в виде кислотных дождей, они закисляют и поражают почвы, водоемы, леса. Происходит деградация почв, вокруг Аральского моря ежегодно выдувается свыше 150 млн тонн земли. В целом на Земле опустыниванием охвачена территория, равная по площади Северной и Южной Америке. Наблюдается дефицит пресной воды (суточная потребность человека в воде возросла до 2,5 литров). Происходит сокращение естественных мест обитания.
Основные концепции происхождения жизни на Земле. Креационизм – божественное сотворение живого 2.Концепция зарождения жизни из неживого вещества 3.Концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда 4 Концепция понспермии - внеземное происхождение жизни 5.В современной науке принята гипотеза абиогенного (небиологического происхождения жизни под действием естественных причин в результате длительного процесса космической, геологической и химической эволюции- абиогенез). Абиогенная концепция не исключает жизни в космосе и космического происхождения на Земле. Первый этап возникновения живого связан с химической эволюцией. После возникновения Земля представляла собой раскаленный шар. Постепенное остывание планеты способствовало тому, что тяжелые химические элементы перемещались к центру, а легкие скапливались на ее поверхности. Легкие элементы – кислород, углерод, азот и водород – стали взаимодействовать друг с другом и после образовали различные
Второй этап возникновения живого связан с появлением белковых веществ. Присутствие в водах первичного океана большого числа углеродных соединений привело к возникновению «органического бульона», в котором осуществлялся органические соединения. По мере остывания происходило сгущение водяных паров, что в последствии привело к образованию огромных водоемов. Синтез сложных органических молекул – белков и нуклеиновых кислот - из достаточно простых углеродных соединений. Итак, под воздействием высокой температуры из простейших органических соединений образовались белки, жиры, углеводы и аминокислоты. Третий этап возникновения жизни связан с формированием у органических соединений способности к самовоспроизводству. Только после возникновения самовоспроизводящейся органической системы можно говорить о начале биологической эволюции.
Возникновение жизни на Земле: основные этапы. Органическая природа Земли находится в непрерывном развитии, это и есть эволюция. При-чины эволюции хорошо известны—изменчивость, наследственность и естественный отбор. Результат эволюции-в настоящее время на Земле имеется примерно 500000 различных растений и 1200000 животных. Доказательства эволюции Смена фауны и флоры в геологические эпохи наводит на мысль о происхождении одних более молодых групп от других, более древ-них: рыбы —земновод-ные—пресмыкающиеся—млекопитающие. В геологическом прошлом было только два континен-та — Лавразия и Гондвана. Жизнь на них развивалась обособленно. О давно прошедшем этапе эволюции свидетельст-вуют и реликты — современные организмы с признаками давно вы-мерших организмов. Различные по внешнему виду и функциям органы имеют общий план строения- анатомическое доказательство эво-люции. Всё живое построено на основе белков, у всех единый механизм воспроизводства, они имеют единый химический состав и одинаковые биохимические процессы-доказательст-во на основании данных молекулярной биологии. Возникновение и начальное развитие жизни Недра Земли постепенно разогревались, и температура в ядре достигла 4000 — 5000 К. На начальном этапе недра Земли по-степенно разогревались, вещества вступали в химические ре-акции, образовывались газы, которые извергались на поверхность. Так возникла первобытная атмосфера, она содержала водород, ам-миак, азот, метан, сероводород, водяные пары, но кислорода там не было. После того, как температура на поверхности понизилась, водяной пар атмосферы сконденсировался и образовался первобытный океан. В горячей воде океана растворялись различные соли с его дна и газы из атмосферы.Из атмо-сферы органические соединения попадали в океан. Синтез органиче-ских веществ из неорганических был первым актом возникновения жизни. Последующие "акты творения" совершались в океане. Химические взаимодействия в воде приобретали всё более слож-ный характер.Органические молекулы способны объединяться Образование коацерватов (ка-пельки- коацерваты -способны поглощать из окружающего рас-твора различные вещества, увеличиваясь в размерах. Установлено, что коацерватные капли взаимодействуют между со-бой, вещества капель вступают в реакции, некоторые продукты ре-акций выделяются во внешнюю среду.) — второй этап возникновения жизни. Далее появились молекулы, на которых оказалась возможной сборка таких же моле-кул (матричное копирование), способность к самовоспроизводству. Появля-лись мутации. Последовала конкуренция, выживали наиболее приспособленные организмы. Уже на этом этапе имел место естественный отбор и борьба за существование про-стейших первобытных организмов. Дальнейшим и очень крупным усовершенствованием жизни стал фотосинтез. В результате появился свободный кислород, сначала в воде, а по-том в атмосфере. Это обеспечило развитие клеток и при-вело к возникновению и развитию более сложных живых организ-мов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|