Анализ влияния факторов внешней среды
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание Содержание.................................................................................................. 2 Введение....................................................................................................... 3 1. Анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия........ 5 1.1 Анализ внутренней среды организации............................................... 5 1.1.1 Производственный срез...................................................................... 5 1.1.2 Финансовый срез................................................................................. 7 1.1.3 Организационный срез....................................................................... 8 1.1.4 Маркетинговый срез......................................................................... 10 1.1.5 Кадровый срез.................................................................................. 12 1.2 Анализ влияния факторов внешней среды......................................... 13 1.2.1 Анализ факторов макросреды......................................................... 13 1.2.2 Анализ факторов микросреды......................................................... 16 3.1 Миссия организации............................................................................ 20 3.2 Цели организации................................................................................ 21 4. Анализ SWOT........................................................................................ 22 4.1 Анализ сильных и слабых сторон....................................................... 22 4.2 Анализ возможностей и угроз............................................................. 22 4.3 Матрица SWOT.................................................................................... 23 5. Функциональная стратегия развития.................................................... 24 Заключение................................................................................................. 25 Список использованных источников........................................................ 26 Введение
Эффективное управление организацией в целом, и её затратами – в частности. В нынешнее время, время быстрого изменения в технологиях производства, наличия нестабильности в экономической и политической ситуации, усиления конкуренции, затратность производства на любом предприятии – наиболее актуальный показатель, обеспечивающий или развитие или спад в деятельности организации.
При сложившемся положении в Украине, цены на энергоносители, сырьё, материалы и покупные комплектующие изделия неуклонно растут. Соответственно растут и затраты на производство продукции, что при низкой покупательной способности украинского потребителя может вызвать появление серьёзных убытков, или, как минимум, – существенное снижение прибыли. Для производственного предприятия ОАО «Электромашина» эта проблема имеет огромное значение, так как оно, имея достаточно большой потенциал производственных возможностей, не всегда может их реализовать из-за необходимого для этого увеличения затрат на производство. Харьковское коллективное производственное предприятие открытое акционерное общество «Электромашина» работает в одной из старейших отраслей украинской промышленности – машиностроении. Это предприятие является само по себе одним из старейших в Харьковской области и ведёт отсчёт своей истории с 1868 года, когда оно было основано как паровозоремонтные мастерские. Претерпев серьёзные изменения после образования Советского Союза, с 1969 года завод стал специализироваться на производстве электрических машин постоянного тока. В условиях приобретения Украиной независимости, предприятие было в 1996 году реорганизовано в Открытое акционерное общество с тем же названием – «Электромашина». Основная деятельность предприятия в данное время заключается в производстве электрических машин, таких как двигатели, генераторы, трансформаторы. На предприятии работают более восьми с половиной сотен работников – специалистов разного класса. Сформулирована основная общая цель данного курсового проекта: Разработка системы, позволяющей наиболее эффективно управлять всеми видами затрат предприятия ОАО «Электромашина», экономить, где это возможно, для обеспечения его нормального функционирования организации в данной отрасли.
1. Анализ хозяйственно-экономической деятельности предприятия Анализ внутренней среды организации
Внутреннюю среду организации образует совокупность средств производства, персонал, производственные и информационные процессы, взаимоотношения в коллективе. Исходя из этого, в данном курсовом проекте внутренняя среда будет анализироваться в направлениях производства, организационной структуры, финансов, маркетинга на предприятии ОАО «Электромашина». Учитывая рассматриваемую в работе тему будет сделан акцент на производственный и финансовый срезы. Производственный срез Исследуемое в курсовом проекте предприятие ОАО «Электромашина» расположено в городе Харьков, и является одним из крупнейших предприятий машиностроительной отрасли. Основными видами продукции и услуг, производимых ОАО «Электромашина» являются: ü Электрические машины постоянного тока серий 4П, 5П, мощностью от 0,5 до 200 кВт; объём производства – 983 шт. в год; ü Специальные электрические машины морского предназначения серии ПМ; ü Силовое электрическое оборудование для магистральных и маневровых тепловозов; объём производства 194 шт.; ü Однофазные тиристорные электрические проборы ЭКТС; ü Товары народного потребления такие, как электронасосы «Струмок», «Водограй», «Гном»; объём произодства 92 шт. Важнейшей составляющей эффективности производства является производственный процесс, который проходит каждое изделие предприятия. От этого на прямую зависит качество продукции, выпускаемой на заводе. Ниже представлены общие наиболее характерные составляющие производственного процесса для большинства изделий, производимых на заводе: · Входной контроль готовых покупных комплектующих деталей и узлов; · Монтаж и сборка изделия из собственных и покупных комплектующих; · Наладка и регулировка работы изделия; · Испытания; · Упаковка; · Установка и наладка работы изделия у заказчика. Реализация технологического процесса проходит при помощи специально разработанного программного обеспечения «1С-Предприятие 7.7», которое до 2005 года используется как нематериальный актив, а в будущем будет дорабатываться в соответствии с потребностями.
Следует отметить, что затраты необходимы по каждому пункту производственного процесса. Те затраты, которые связаны с покупными ресурсами комплектующими и заказываемыми услугами растут, что и является основной проблемой предприятия в данное время. Вся продукция предприятия ОАО «Электромашина» в целом не является узкоспециализированной, что обеспечивает её более высокий уровень конкурентоспособности. Предприятие создаёт изделия и комплектующие для обеспечения других предприятий разных направлений машиностроения, производящих конечную продукцию. Это позволяет при быстрой реакции на спрос в каждом сегменте отраслевого рынка активизировать мощности и увеличивать производство определённого вида продукции. Разработка и освоение производства новых изделий входит в утверждённый на 2005 год бизнес-план. Один из основных показателей эффективности производства, показатель годового экономического эффекта, для предприятия ОАО «Электромашина» составляет 2920,8 тыс. грн., при себестоимости реализованной продукции в 22766,2 тыс. грн. Оценивая степень реализации главных принципов организации производственных процессов, следует указать величину общего показателя специализации производства, учитывающего отношение объёма профильной продукции к объёму общей. Он составит 91%, что является достаточно высоким показателем для существующих основных задач предприятия. При этом затраты на побочное производство не минимальны и могут превышать возможности предприятия. Итак, основная проблема производства на предприятии ОАО «Электромашина» – это рост себестоимости производства. Это видно и из производственного среза предприятия. Финансовый срез Обеспечение эффективности процессов, связанных с использованием денежных средств и уменьшением затрат на производство является основным элементом финансовой стратегии предприятия.
Важнейший показатель, характеризующий финансовую устойчивость предприятия, определяется отношением собственного капитала к общей сумме пассива предприятия. Для организации ОАО «Электромашина» этот показатель составит почти 55%. Это достаточно низкий показатель, подтверждающий наличие финансовых проблем, которые в основном обусловлены ростом цен на ресурсы. В случае дальнейшего повышения цен и отсутствия механизмов защиты от этого фактора, предприятие может потерять финансовую стабильность и терпеть серьёзные убытки. Следует отметить так же отрицательную динамику роста оборотных средств: на начало года они составляли примерно 10,6 млн. грн., а к концу года упали до отметки 9,1 млн. грн. Это может быть вызвано как конкретным явлением роста цен на сырьё и материалы, так и общей нестабильностью экономики страны. при этом необоротные активы значительно выросли к концу года в сравнении уровнем на начало года и составили 15,5 млн. грн. В принципе, в данное время, при сложившемся экономическом положении в стране ситуация в отрасли неоднородна, хотя и сходна для каждого предприятия по основным аспектам. Рост цен испытывает на себе не только ОАО «Электромашина» и борьба с этим явлением на предприятия и составляет главную проблему для него равно, как и для других предприятий. Для более полного представления ситуации на заводе необходимо так же определить коэффициент соотношения привлечённых и собственных средств, определяющийся отношением первого ко второму указанному пункту. Для рассматриваемого предприятия коэффициент этот составит 0,31, что соответствует малому уровню зависимости от кредиторов, а, следовательно, возможностям в плане минимизации затрат. Основными кредиторами ОАО «Электромашина» являются такие известные банки, как ХФ ОАО «Кредитпромбанк», Харьковское отделение Проминвестбанка. Ещё одним важным моментом для описания финансовой ситуации на заводе является наличие дебиторской задолженности, составляющей около 500 тыс. грн. Эта сумма не является слишком опасной, хотя и влияет на возможность покрытия затрат. Организационный срез Организационная структура предприятия имеет важное значение при рассмотрении вопроса о минимизации затрат, так как при помощи конструктивного оперирования в этой структуре возможно создать условия для их уменьшения. Организационную структуру предприятия ОАО «Электромашина» характеризует схема, расположенная в Приложении 1. Структура предприятия включает подразделения основного производства, вспомогательных производств, опытно-конструкторское бюро с подчинённым дочерним предприятием «НИП электрических машин и систем». Наличие такой развитой организационной структуры у предприятия и наличие дочернего предприятия свидетельствует о следующем:
Предприятие давно работает на рынке и имеет содержательный опыт; Существует мощная идеологическая мотивация подчинённых; Обеспечивается высокий технологический уровень производства: оно ведётся от стадии зарождения идеи до выпуска готового изделия; структура требует развитой системы производственных коммуникаций; существенные затраты на коммуникационные процессы. Такая организационная структура обеспечивает наиболее эффективное осуществление деятельности, включающее разработку конструкции, подготовку и само производство. Организационная структура ОАО «Электромашина» существенно облегчает выполнение конкретных задач организации, но усложняет реализацию установленной на данный момент цели – минимизации затрат. С другой стороны реорганизовать структуру предприятия на данном этапе дороже, чем попытаться улучшить работу в рамках существующей структуры. Этого можно добиться, придерживаясь следующих указаний: · избегать дублирования функций подразделений; · предназначение задач исходя из профиля подразделения; · мотивация активной работы подчинённых для уменьшения времени выполнения задачи. Затраты на коммуникации в рамках существующей организационной структуры ОАО «Электромашина» и их уменьшение в данном аспекте деятельности организации имеют место важного компонента достижения основной цели. Маркетинговый срез Политика ценообразования. Проведение наиболее обоснованной и эффективной, оптимальной ценовой политики в отношении производимой продукции становится в данной ситуации одним из реальных решений основной проблемы предприятия. Цена на производимую ОАО «Электромашина» продукцию образуются исходя из затрат на производство. Поэтапно ценообразование представлено в таблице 1.
Как видно из таблицы, затраты по большинству статей значительно выросли за 1 год. За счёт уменьшения побочных (других) расходов это явление руководство пыталось сгладить рост цены предприятия. Эти действия дали незначительный эффект, так как цена сильно увеличилась по сравнению с предыдущим годом. На данном этапе это на так опасно, как в перспективе при продолжении этой тенденции: при очень низкой покупательной способности украинского потребителя продукции завода, это может отсечь большую долю рынка и привести к убыткам в будущих периодах. Цену предприятия планируется удерживать за счёт уменьшающейся амортизации, дальнейшего снижения побочных расходов, заключением более благоприятных договоров с поставщиками. Продвижение товара на рынок. Предприятие проводит рекламную политику, направленную на увеличение продаж с целью максимального покрытия затрат. В основном продажи осуществляются определённому постоянному кругу потребителей, с которыми отношения строятся на рыночных принципах. При реализации продукции используется такие виды рекламы, как целевая рассылка рекламных предложений потенциальным потребителям, размещение прайс-строк и листов в специальных отраслевых изданиях; размещение рекламной информации в специализированных каталогах и справочниках, разработка собственного сайта в сети Интернет, а так же участие в профильных выставках в Украине и на международном уровне. Эти рекламные усилия направлены на расширение клиентурной базы предприятия и увеличение прибыли при покрытии затрат. Рынки сбыта. Предприятие ОАО «Электромашина» – одно из старейших в своей отрасли в Украине. Соответственно завод имеет определённую часть постоянных заказчиков, сложившуюся за время его существования. В ходе описанной рекламной кампании предусмотрено существенно увеличить рынки сбыта как в Украине, так и за рубежом. Следует отметить, что в этом году, не смотря на все трудности, предприятию удалось увеличить долю экспорта в общем объёме реализованной продукции выросла до 46,6%. При экспортной продаже по более высоким чем в Украине ценам, возможно частичное покрытие затрат, хотя это и не решает проблемы. Так же в целом то, что почти половина продукции экспортируется за границу – не лучший показатель ни для предприятия, ни для имиджа страны. Сбытом основной продукции занимается существующий в структуре организации отдел сбыта, побочная продукция в качестве товаров народного потребления реализуется через продовольственные магазины и частных предпринимателей. В сложившейся ситуации, когда важно минимизировать затраты, стоит обратить внимание на административные расходы: их уменьшение наиболее часто используется для этой цели. Для определения показателя, дающего возможность следить за административными расходами используется отношение числа заказов к соответствующей сумме продаж: К админ = N з / Σ прод = 0,05 Небольшая величина этого показателя свидетельствует о наличии минимальных административных затрат, то исключает возможность экономии на этом пункте. Подводя итоги маркетинговой деятельности предприятия можно сказать, что существует ряд возможностей уменьшения затрат в этой сфере, которые будут включены в стратегию организации. Кадровый срез Для снижения затрат на предприятии необходимо проводить правильную кадровую политику. На каждом уровне кадровой политики существует теоретическая возможность экономии средств. На предприятии работает около 860 работников разного уровня квалификации, и это достаточно большое количество, хотя и нормальное для такого большого предприятия как ОАО «Электромашина». Руководство уже проводило ряд сокращений штата в предыдущие периоды, но убедившись в неэффективности таких мер, отказалось от такой политики. В тот момент это давало реальные возможности снижения затрат, но в результате негативных ожиданий сотрудников, уменьшалось качество работы а следовательно и продукции. При составлении стратегии предприятия этот фактор будет учтён и такая политика будет исключена. Нормальное качественное взаимодействие руководства с персоналом является важным для мотивации работающих. Это может повышать качество работы на предприятии, что не сможет не повлиять положительно на качество продукции. Анализ влияния факторов внешней среды Организация вынуждена постоянно приспосабливаться к внешней среде, оценивать по её реакции успешность своей деятельности. Организация обращается к внешней среде, чтобы получить информацию и ресурсы, которые она перерабатывает и преобразует в продукцию или услуги. Последние, в свою очередь снова поступают во внешнюю среду.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|