Показатели качества переходного процесса
Для определения показателей качества необходимо построить переходную характеристику. Переходная характеристика h(t) представляет собой решение дифференциального уравнения (ДУ) системы:
при xвх(t) = 1 и нулевых начальных условиях. Подставив h(t) = xвых(t), получим ДУ , коэффициенты определены при выводе передаточной функции замкнутой системы: a0 = 50; a1 = 1; a2 = 0,105; a3 = 0,0005; b0 = 50. Перепишем ДУ в виде . Обозначив h1(t) =, получим однородное дифференциальное уравнение . Для его решения необходимо найти все корни характеристического уравнения: a0 + a1 p + a2 p2 + a3 p3 = 0, 50 + p + 0,105 p2 + 0,0005 p3 = 0. Так как уравнение третьего порядка, получим три корня: p1 = –202,6 = –b, p2,3 = –3,72 ± j∙21,9 = –a ± j∙w, где обозначено b = 202,6; a = 3,72; w = 21,9 c–1. Получен один действительный корень и два комплексных. Поэтому решение ДУ имеет вид h1(t) = C1 e–b t + e–a t (C2 cos wt + C3 sin wt). Переходная характеристика системы h(t) = + h1(t) = + C1 e-bt + e-at (C2 cos wt + C3 sin wt). Величина = 1. Постоянные величины C1, C2, C3 найдем из начальных условий: h(0) = 0, = 0, = 0. Вычисляя первую и вторую производные функции h(t) при t = 0 и решая полученную систему уравнений относительно C1, C2, C3, получим С1 = – 0,012; С2 = – 0,988; С3 = – 0,282. Таким образом, переходная характеристика h(t) = 1 – 0,012 e– 202,6 t – e-3,72 t (0,988 cos 21,9 t + 0,282 sin 21,9 t). По данной формуле построим переходную характеристику (рис. 8).
Рис. 8. Переходная характеристика САУ Графически определим показатели качества: – время регулирования tP = 0,76 c, – перерегулирование s = = = 58 %, – колебательность переходного процесса n = 3. Варианты систем управления Приведем варианты систем автоматического управления для самостоятельного анализа студентами: 1. Система регулирования угловой скорости вращения коленчатого вала дизеля.
2. Система автоматического регулирования угловой скорости вращения гидротурбины. 3. Система автоматического регулирования концентрации сернистого газа на заводах серной кислоты. 4. Схема программного регулятора температуры теплообменника. 5. Система автоматической стабилизации продольного канала самолета (автопилот). 6. Система стабилизации напряжения генератора. 7. Следящая система копировально-фрезерного станка. 8. Регулятор скорости вращения электрического двигателя. 9. Электрогидравлическая следящая система. 10. Электрогидравлическая следящая система с электромагнитом. 11. Система автоматического регулирования давления. Для каждой САУ приведены три варианта исходных данных. Исходные данные содержат параметры звеньев системы (коэффициенты передачи, постоянные времени).
Задание 1. Написать уравнения, передаточные функции элементов. Составить структурную схему. Определить передаточные функции разомкнутой, замкнутой систем и передаточную функцию по ошибке. 2. Построить частотные характеристики (АЧХ, ФЧХ) системы, ЛАЧХ разомкнутой системы, переходную характеристику. 3. Исследовать систему на устойчивость. Определить запасы устойчивости. 4. Определить коэффициенты ошибок. Найти установившуюся ошибку Dx(t) при функции входного сигнала xВХ(t) = 1; t; t2. 5. Определить показатели качества (время регулирования, перерегулирование, колебательность переходного процесса). 6. Определить параметры корректирующего звена, обеспечивающие наибольшее быстродействие при достаточном запасе устойчивости (по амплитуде не менее 6 дБ, по фазе не менее 30°).
1. Система регулирования угловой скорости вращения На рис. 9 изображена принципиальная схема системы автоматического регулирования угловой скорости вращения коленчатого вала дизеля. В качестве чувствительного элемента в системе применен тахометрический измеритель угловой скорости 5, вал которого соединен с помощью механического редуктора 8 с коленчатым валом дизеля 1. Рычаг 6 связан с муфтой измерителя скорости, поршнем гидравлического клапана 7 и штоком изодрома 3. Изодром в свою очередь соединен с поршнем гидравлического серводвигателя 2. Шток поршня серводвигателя через систему рычагов перемещает тягу управления насоса 9 подачи топлива в дизель.
Система регулирования угловой скорости вращения дизеля работает следующим образом. При повышении угловой скорости вращения коленчатого вала дизеля, обусловленном уменьшением нагрузки, увеличивается угловая скорость вращения вала тахометрического измерителя 5, и его грузы начинают расходиться, поднимая муфту, а вместе с ней конец А рычага 6 вверх. Шток поршня гидравлического клапана 7 также поднимается вверх, и его поршень открывает отверстие а, через которое масло под давлением будет поступать в верхнюю полость серводвигателя 2. Поршень серводвигателя переместится вниз. Одновременно с этим его шток через систему рычагов передвинет тягу управления насосом влево, уменьшая подачу топлива в дизель. Скорость вращения дизеля уменьшится, грузы центробежного измерителя опустятся и конец рычага А переместится вниз. При этом в гидравлическом клапане закрывается отверстие а и открывается отверстие 6. Шток серводвигателя 2 будет подниматься вверх, воздействуя на поршень изодрома. Так как полости Г и Д соединены калибровочным отверстием, то перемещение точки В вверх зависит не от положения поршня серводвигателя, а от его скорости. Пружина изодрома 4 обеспечивает возвращение точки В в одно и то же положение. Точка Б находится в положении равновесия, когда оба отверстия а и б перекрыты. При уменьшении скорости вращения дизеля перемещения всех рассмотренных устройств будут происходить в обратных направлениях. Блок-схема системы регулирования угловой скорости вращения коленчатого вала дизеля показана на рис. 10.
Рис. 10. Блок-схема системы регулирования угловой скорости вращения Исходные данные приведены в табл. 4. Таблица 4
Исходные данные
Примечание: Плечи рычага 6 равны: АБ = БВ.
2. Система автоматического регулирования угловой скорости На рис. 11 изображена упрощенная принципиальная схема системы автоматического регулирования угловой скорости вращения гидротурбины. Чувствительным устройством системы является тахометрический измеритель скорости (тахометр) 2, приводимый во вращение от синхронного электродвигателя 1, питаемого напряжением от генератора 11. При этом скорость вращения тахометра пропорциональна частоте переменного тока генератора, а следовательно, скорости вращения вала гидротурбины. С падением электрической нагрузки в цепях потребления 13 возрастает скорость вращения гидротурбины 12 и генератора 11, грузы тахометра 2 расходятся и муфта перемещается вверх. Рычаг 3 перемещает золотник 4 гидроусилителя 6 вспомогательного гидравлического привода и масло, поступающее от насоса в силовой цилиндр, будет опускать поршень 5, а вместе с ним – корпус гидроусилителя 6. Его движение передается через рычаг 7 на управляющий золотник 8 основного гидравлического привода 9. Поршень гидравлического привода, следя за движением золотника 8, переместится вниз, и заслонка 10 уменьшит проходное отверстие в трубопроводе 14. Соответственно с этим мощность турбины снизится, что приведет к уменьшению скорости вращения гидротурбины, генератора и синхронного электродвигателя 1. Для повышения устойчивости системы регулирования, а также уменьшения времени протекания переходного процесса применена гибкая обратная связь изодромного типа. В системе перемещение рычага 15 передается через цилиндр изодрома 16, масло в цилиндре изодрома приведет в движение поршень 17, который в свою очередь воздействует на рычаг 3. При движении поршня происходит сжатие пружины 18. Выпрямляясь, пружина возвращает поршень в первоначальное положение, и масло будет перетекать через калибровочное отверстие в поршне из одной половины цилиндра в другую. Тогда перемещение сервомотора будет пропорционально скорости относительного перемещения поршня.
На рис. 12 показана блок-схема системы автоматического регулирования угловой скорости вращения гидротурбины. Значения параметров САУ приведены в табл. 5.
Рис. 12. Блок-схема системы регулирования угловой скорости Таблица 5 Исходные данные
Примечание: скорость двигателя 1 в 20 раз выше скорости гидротурбины 12. Плечи рычагов 3 и 15 равны. Перемещение гидроусилителя 6 равно перемещению золотника 4.
3. Система автоматического регулирования концентрации На рис. 13 представлена упрощенная схема системы, состоящая из объекта регулирования в виде сушильной башни 2; регулятора Р, состоящего из электронного усилителя 3, электромашинного усилителя (ЭМУ) 4, электродвигателя 5, механического редуктора 6 и силового серводвигателя 8; датчика 1 (электрического газоанализатора). Регулятор воздействует на управляющий орган 7, изменяющий проходное сечение воздуховода. Работа системы регулирования заключается в следующем. При увеличении количества сернистого газа SO2, поступающего через трубопровод в сушильную башню, на ее выходе повышается концентрация сернистого газа. Электрический газоанализатор 1, измеряющий концентрацию SO2, выдает напряжение uд, поступающее на электронный усилитель 3 регулятора Р. Усиленный в ЭМУ, электродвигателе и силовом гидравлическом серводвигателе сигнал воздействует на заслонку 7 воздуховода, увеличивая количество воздуха, поступающего в башню. Таким образом, концентрация сернистого газа в башне падает до требуемого значения. Для повышения устойчивости и качества системы регулирования в ней предусмотрены две внутренние гибкие обратные связи: первая, состоящая из конденсатора 13 и резистора 14, и вторая, состоящая из редуктора 9, тахогенератора 10, потенциометра 11, конденсатора 12 и резистора 15. Блок-схема системы регулирования концентрации сернистого газа показана на рис. 14 (электромашинный усилитель 4 и электронный усилитель 3 объединены). Исходные данные приведены в табл. 6.
Рис. 14. Блок-схема системы регулирования концентрации сернистого газа Таблица 6 Исходные данные
Окончание табл. 6
Примечание: постоянные времени корректирующих RC-цепочек равны TK=0,01c. 4. Схема программного регулятора температуры теплообменника На рис. 15 изображена упрощенная принципиальная схема программного регулятора температуры теплообменника. Система состоит из задатчика температуры (потенциометра) 3 и термометра сопротивления 4, включенных в электрический измерительный мост. Напряжение разбаланса моста uм поступает на вход электронного усилителя 2, а затем – на магнитный усилитель 1. Нагрузкой магнитного усилителя является двухфазный асинхронный двигатель 14, который через редуктор 13 перемещает струйную трубку 12.
Расход пара измеряется мерной шайбой 9. По трубопроводам 7 и 8 пар поступает на мембранный двигатель 11, который перемещает струйную трубку. Регулирующим органом 6 управляет серводвигатель 10, в который поступает сжатый воздух от компрессора через струйную трубку 12. Система работает следующим образом. При движении в соответствии с программой щетки потенциометра 3 образуется разбаланс моста, и электродвигатель 14 переместит струйную трубку. Сжатый воздух поступит к серводвигателю 10, который будет поворачивать регулирующий орган 6, изменяя подачу пара в теплообменник 5 до тех пор, пока температура в теплообменнике не станет равной заданной температуре по программе. Блок-схема этой системы регулирования изображена на рис. 16. Таблица 7 Исходные данные
Примечание: пружины прикреплены к центру струйной трубки 12 и имеют одинаковую жесткость. 5. Система автоматической стабилизации продольного канала Система автоматической стабилизации продольного канала самолета (автопилот) показана на рис. 17. Гироскопический блок 11, ось которого направлена вдоль вертикальной оси самолета, имеет выходной потенциометр 10. Этот потенциометр неподвижно закреплен на фюзеляже, и при отклонении горизонтальной оси самолета на некоторый угол J (угол тангажа) корпус потенциометра повертывается на тот же угол, так как гироскоп стремится сохранить свое положение неизменным. Потенциометр 10 соединен электрически с задающим потенциометром 9. При перемещении ползунка задающего потенциометра 9 на угол JЗ, (заданный угол тангажа) в потенциометрической системе образуется напряжение рассогласования иП, которое поступает на усилитель 8. Выходной каскад усилителя питает двухфазный электродвигатель переменного тока 7, приводящий в движение через редуктор 6 золотник гидроусилителя 4. Гидравлический усилитель и силовой поршень цилиндра 5 образуют гидравлическую рулевую машинку. При смещении золотника поршень цилиндра 5 перемещается и поворачивает через рычаг 2 руль высоты 1. С рулем высоты связан потенциометр обратной связи 3, с которого снимается напряжение uP, соответствующее углу поворота руля dВ. Самолет под действием руля высоты будет перемещаться до тех пор, пока его ось не повернется на угол JЗ. В этом случае напряжение рассогласования станет равным нулю, и самолет будет набирать высоту под заданным углом тангажа. Датчик угловой скорости 12 измеряет угловую скорость самолета и с помощью автоматической системы демпфирует колебания самолета в вертикальной плоскости. На рис. 18 показана блок-схема продольного канала автопилота (система автоматической стабилизации). Исходные данные приведены в табл. 8.
Рис. 18. Блок-схема продольного канала автопилота самолета
Таблица 8 Исходные данные
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|