Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие образования и просвещения к концу 18 – первой половине 19в.




В основе развития культуры лежало народное образование. В первой половине XIX века в нем произошли значительные изменения. Начало переменам положила эдукационная комиссия, созданная в 70-е годы XVIII века, еще во времена РП. Царское правительство после присоединения белорусских земель к Российской империи сохранило общее направление в развитии народного образования. Только в 1802 году началось проведение школьной реформы. В 1803г. Главная литовская школа была преобразована в Виленский университет, который являлся учебным и административным центром одноименного учебного округа, в который в этот период входила вся территория Беларуси, а также Литва и Западная часть Украины.

В соответствии с реформой в каждом учебном округе создавалось несколько типов учебных заведений. Самой низшей ступенью в этой системе были одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий. Изучение общеобразовательных предметов в нем не предусматривалось. Учащихся обучали в них только основам земледелия и церковному песнопению. Степенью выше были уездные 4-классные училища, где изучались польский, латинский, французский и немецкий языки, физико-математические и природоведческие предметы, основы истории, права и логики. Русский язык изучался по желанию учащихся. Среднее образование давали гимназии. Учебный план их был рассчитан на 7 лет и представлял расширенный учебный план уездных училищ. Несмотря на то, что гимназии считались всесословными, в них обучались преимущественно дети чиновников и шляхты.

Кроме вышеназванных учебных заведений, в Беларуси в первые десятилетия XIX в. существовали школы и училища при католических и униатских монастырях, духовные семинарии. В 1807г. в Виленском учебном округе действовала духовная семинария, 7 иезуитских коллегиумов, 40 школ при католических монастырях, 8 базилианских школ и несколько школ для девочек при католических монастырях. В 1812г. полоцкому иезуитскому коллегиуму было предоставлено право академии. Но в 1820г. академия была закрыта в связи с изгнанием из Российской империи иезуитов. В связи с этим и несколько училищ при католических монастырях были преобразованы в гимназии или уездные училища.

В первой четверти XIX в. система просвещения в Беларуси, особенно в западной ее части, работала по-польски. Польский язык являлся основным языком преподавания во всех типах учебных заведений. Учащиеся изучали, в основном, польский язык и литературу. Это было связано с тем, что царизм искал в лице местной шляхты союзника и сознательно поддерживал полонизацию.

Ситуация начала меняться только после раскрытия в 1923 году тайных обществ в учебных заведениях Виленского учебного округа. С этого времени начало вводиться преподавание русского языка как отдельного предмета, польская история заменяется историей России. М.Н. Новосильцев, ставший куратором Виленского учебного округа, начал предпринимать меры по ослаблению польского влияния и реформированию Виленского университета. Были пересмотрены учебные программы, разработан новый устав университета, созданы университетская и училищная полиции, уволены прогрессивно настроенные преподаватели. Но Виленский университет и после этого не утратил своей роли главного учебного заведения Беларуси и Литвы. В его состав входили 4 факультета – физико-математический, медицинский, морально-политических наук, литературы и изящных искусств, а также учительская и духовная семинарии. На всех факультетах обучались ежегодно более 1000 человек. В университете имелась прекрасная библиотека, ботанический сад, астрономическая обсерватория, анатомический музей, лаборатория.

Более радикальные изменения в системе образования в Беларуси произошли после подавления восстания 1830-1831гг. В школах преподавание всех предметов было переведено на русский язык, а с 1936 года преподавание польского языка как отдельного предмета было запрещено. Католические и униатские монастырские школы преобразовывались в русские светские гимназии и уездные училища. 1 мая 1832 года указом царя за участие студентов в восстании был закрыт Виленский университет. Продолжали работать только медицинский факультет, который был преобразован в Медико-хирургическую академию, и теологическое отделение морально-правового факультета, на базе которого была создана Римско-католическая духовная академия. Ликвидирован был также Виленский учебный округ, а территория Беларуси включена в состав Петербургского и Белорусского учебных округов. Выпускникам Виленского университета запрещалось заниматься преподаванием в школах Беларуси и Литвы. В связи с тем, что остро ощущалась нехватка преподавателей, учителей приглашали из российских губерний, а выпускников местных гимназий направляли в Петербургский и Московский университеты на учебу за казенный счет, после чего они должны были отработать в школах Белорусского учебного округа определенный срок. Предпринимались попытки организовать подготовку русскоязычных преподавателей для приходских школ и подготовительных классов гимназий в Витебской учительской семинарии, открытой в 1834 году. Но она просуществовала только 5 лет. Недолго существовала в Вильно также Медико-хирургическая и духовная академии. После следствия по делу «Демократического общества» в 1840 году Медико-хирургическая академия была закрыта, а духовная академия в 1842 году переведена в Петербург.

Развитие экономики вынуждали местные власти принимать меры по развитию специального образования. С конца 30-х годов при гимназиях были открыты агрономические курсы, а в 1840 году основано Гори-Горецкое земледельческое училище. В 1848 году оно было реорганизовано в земледельческий институт – первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение. В гимназиях с 4-го класса вводилась также специализация для желающих поступать на военную и государственную службу или продолжать учебу в университете. С 40-х годов стали открываться начальные школы для государственных крестьян, расширяться сеть приходских школ в городах, местечках и деревнях.

Отличительной чертой местной системы образования стало увеличение военно-учебных учреждений. Если в эпоху Александра I они были представлены юнкерскими училищами в Бобруйске, Динабурге и Могилеве, то при Николае I были открыты кадетские корпуса в Полоцке (1835) и Бресте (1842). Они рассматривались правительством как средство воспитания дворянства в духе верности самодержавию и поэтому наполовину комплектовались из дворянства белорусских губерний.

К 60-м годам в Беларуси существовало уже 576 учебных заведений всех типов: 12 средних, 45 неполных средних школ, 45 частных и государственных женских училищ, 21 духовное училище и 453 начальные школы. Обучались в них около 17 тыс. учащихся, что составляло 0,5% населения Беларуси.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...