Составление заключительной отчетности
Заключительная отчетность реорганизуемой организации составляется и представляется в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (Приказ Министерства финансов РФ от 06.07.1999г. № 43н). При составлении заключительной бухгалтерской отчетности осуществляется закрытие счета продаж, счета прочих доходов и расходов, счета прибылей и убытков. Счет 90 «Продажи» закрывается следующим образом. Подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты. Если сумма оборотов по дебету превышает сумму оборотов по кредиту, то разница списывается следующей проводкой: Дебет 99 «Прибыли и убытки» Кредит 90-9 «Прибыли и убытки от продаж» на сумму убытка от продаж. Если же, наоборот, обороты по кредиту превышают обороты по дебету, то имеет место следующая проводка: Дебет 90-9 Кредит 99 на сумму прибыли от продаж. Аналогично закрывается счет 91 «Прочие доходы и расходы». Дебетовый оборот по субсчету 91-2 «Прочие расходы» сравнивается с кредитовым оборотом по субсчету 91-1 «Прочие доходы». Результат списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Дебет 91-9 Кредит 99 на сумму прибыли от прочих доходов и расходов; или Дебет 99 Кредит 91-9 на сумму убытка от прочих доходов и расходов. Прежде чем закрыть счет 99 «Прибыли и убытки», делаются проводки: Дебет 99 Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам» на сумму начисленного налога на прибыль; Дебет 99 Кредит счетов доходов и расходов — на сумму чрезвычайных доходов и расходов. Затем списывается чистая прибыль: Дебет 99 Кредит 84 «Нераспределенная прибыль» на сумму прибыли; или Дебет 84 Кредит 99 на сумму убытка.
Прибыль по счету 84 может быть использована по усмотрению органов управления реорганизуемых организаций, в том числе и на расходы по реорганизации. 3. Формирование отчетности при осуществлении реорганизации в форме слияния
Согласно п.15 Методических указаний, при реорганизации в форме слияния на день, предшествующий внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи о возникшей организации, все организуемые организации, прекращающие свою деятельность, составляют заключительную бухгалтерскую отчетность. В заключительной отчетности реорганизуемых в форме слияния организаций должны найти отражение все операции, связанные с текущей деятельностью, к которым относится (п. 16): — продажа товарно-материальных ценностей; — осуществление расчетов с кредиторами; — начисление амортизации; — начисление оплаты труда работникам; — осуществление расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды; — списание расходов будущих периодов, не подлежащих включению в передаточный акт. Расходы по реорганизации (государственная регистрация возникших организаций, внесение изменений в учредительные документы регистрация ценных бумаг, оплата юридических услуг и др.) признаются организациями, участвующими в слиянии, в качестве внереализационных расходов соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете организаций, осуществляющих эти расходы с последующим включением в заключительную отчетность. Пункт 47 Методических указаний в пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности рекомендует раскрывать информацию о проведенной реорганизации и прекращении деятельности организации, указывая: — основания проведения реорганизации; —документы передачи имущества и обязательств правопреемнику;
—документы, подтверждающие закрытие, переоформление расчетных и других банковских счетов реорганизуемой организации; —сведения о снятии с учета реорганизуемой организации налоговыми органами, территориальными органами Пенсионного фонда РФ, региональными отделениями Фонда Социального Страхования РФ, территориальными органами Государственного комитета РФ по статистике и др. Если между датой составления передаточных актов организаций, осуществляющих слияние, и датой внесения в Единый государственный реестр записи о вновь созданном юридическом лице существует промежуток времени, на который приходится отчетная дата, то реорганизуемые организации должны составлять промежуточную или годовую отчетность (п. 10 Методических указаний). Поэтому целесообразно приурочить оформление передаточных актов к какой-либо отчетной дате, чтобы успеть составить заключительную отчетность до наступления следующей отчетной даты. Согласно п. 46 Методических указаний в промежуточной или годовой отчетности подлежит раскрытию следующая информация о проводимом слиянии: — основания слияния; — сведения об организациях, участвующих в слиянии и правопреемниках; — дата составления передаточного акта; — изменения в составе и стоимости имущества и обязательств, начиная с даты составления передаточного акта, а также события, вызвавшие соответствующие изменения в активах и обязательствах, — расходы по реорганизации; — невыполненные условия и прочие события, связанные с признанной реорганизацией; — несоответствие (уточнение) данных передаточного акта числовым показателям заключительной отчетности. При осуществлении слияния организаций желательно минимизировать промежуток времени между оформлением передаточных актов и составлением заключительной отчетности или свести до минимума хозяйственную активность. Дело в том, что в процессе финансово-хозяйственной деятельности реорганизуемых организаций может происходить изменение стоимости передаваемого имущества, указанного в передаточных актах. Например, в результате начисления амортизации объектов основных средств, нематериальных активов, лизингового имущества, использования материалов, реализации готовой продукции и т.д. Данные изменения необходимо отражать в пояснительной записке к заключительной отчетности, что увеличивает трудоемкость ее составления.
Вступительная бухгалтерская отчетность составляется вновь возникшим юридическим лицом на дату его государственной регистрации на основе данных передаточного акта и построчного суммирования (или вычитания при наличии непокрытых убытков прошлых лет) числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности. Суммирование числовых показателей отчетов о прибылях и убытках юридических лиц, прекративших свою деятельность, не производится. Из вступительной бухгалтерской отчетности, согласно п. 13 Методических указаний, должны быть исключены суммы взаимной дебиторской и кредиторской задолженности между реорганизуемыми организациями, суммы финансовых вложений одних реорганизуемых организаций в уставные капиталы других реорганизуемых организаций, иные активы и обязательства, характеризующие взаимные расчеты реорганизуемых организаций, включая прибыль и убытки в результате взаимных операций. Например, если одна организация осуществила поставку продукции другой, то в ее активе возникает дебиторская задолженность по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». А у организации, получившей продукцию от этого поставщика, возникает кредиторская задолженность по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Валюта вступительного баланса уменьшается на сумму этой задолженности. Если одна организация осуществляла вложения в уставный капитал другой организации, то эти вложения в ее активе числятся по дебету счета 58 «Финансовые вложения». У другой организации это участие в ее уставном капитале отражается по кредиту счета 80 «Уставный капитал». При формировании вступительного баланса уставный капитал вновь возникшей организации должен быть уменьшен на соответствующую сумму. В таблице 9.1 представлены различные виды взаимных обязательств, на которые уменьшается валюта вступительного баланса вновь возникшей организации. Таблица 9.1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|