Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология малых групп. Виды малых групп.




Социальная психология как наука. Основные понятия и принципы.

Социальная психология — раздел психологии изучающий поведение человека, обусловленное его нахождением в социуме. Согласно различным авторам, социальная психология определяется как:

- раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.

- наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей (определение В. Г. Крысько);

- наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу

Эта дисциплина формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.

Осн. Понятия и принципы:

Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.

Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.

 

СПУ, характеристики, компоненты.

(социально-психологическое Управление)

социально- психологические методы. Они применяются с целью повышения социальной активности людей. Социальные методы включают в себя:

  • методы социального нормирования, позволяющие упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путём введения различных норм (правила внутреннего распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия);
  • социально-политические методы, включающие социальное образование и привлекающие работников к активной деятельности в социальном управлении;
  • методы социального регулирования служат для упорядочения социальных отношений. Для этого выявляют, с целью регулирования, интересы и цели различных коллективов, групп и индивидов (договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение и удовлетворение социальных потребностей);
  • методы морального стимулирования. Их используют для выделения и поощрения коллективов, групп, отдельных работников, которые достигли определённых успехов в профессиональной деятельности.
  • социально-психологические методы. Их используют для обеспечения социальных потребностей человека, для повышения трудовой активности личности. Для этого используют различные способы мотивации: внушение, побуждение, подражание и т. д.
  • психологические методы. Они направлены на регулирование отношений между людьми, что достигается определённым подбором и расстановкой кадров. Сюда включаются методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения.

 

Типология СПУ.

 

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система вза­имоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Социально-психологические методы — это способы осуще­ствления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и от­дельные личности. По масштабу и способам воздействия эти ме­тоды можно разделить на две основные группы: социологические методы И психологические методы

Социологические методы. Они позволяют установить назначение и место сотрудни­ков в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производ­ства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение кон­фликтов в коллективе.

Социальное планирование обеспечивает постановку социаль­ных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уро­вень жизни, оплата труда, потребность в жилье и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необ­ходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые реше­ния. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформаль­ных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является рас­пространенным методом при деловых переговорах, приеме на ра­боту, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной бесе­де решаются небольшие кадровые задачи.

Психологические методы играют важную роль в работе с персо­налом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индиви­дуальны. Главной их особенностью является обращение к внутрен­нему миру человека, его личности, интеллекту и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение кон­кретных задач организации.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психоло­гического состояния коллектива организации. Оно исходит из не­обходимости концепции всестороннего развития личности челове­ка, устранения негативных тенденций в развитии трудового кол­лектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психоло­гических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:

• формирование подразделений («команд») на основе психоло­гического соответствия сотрудников;

• комфортный психологический климат в коллективе;

• формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;

• минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

• разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

• рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;

• формирование корпоративной культуры на основе норм пове­дения и образов идеальных сотрудников.

 

Психология малых групп. Виды малых групп.

Члены каждой группы взаимодействуют друг с другом.

Малая группа – небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака.

Малая группа – это общность, состоящая из 2-3 до 20-30 человек (верхняя граница определяется возможностью непосредственно контактировать друг с другом), которых отличают:

- наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.),

- личное знакомство друг с другом,

- непосредственное взаимодействие друг с другом,

- существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы,

- наличие внутренней организованности: лидерства, распределения ролей, групповых норм и т.п.

Классификация малых групп, как и любая другая, условна:

- формальные (членство основано на официальных предписаниях) и неформальные (членство основано на внутренних потребностях индивидов в общении, принадлежности и понимании),

- временные и постоянные,

- лабораторные и естественные,

- случайные и стационарные,
- группы разного уровня развития,

- референтные, индифферентные и антиреферентные,

- горизонтальная (члены имеют одинаковый статус в обществе) и вертикальная,
- гетерогенные и гомогенные,
- дискуссионные и исполнительские.

5. Признаки малой группы, источники сплоченности

Малая группа — это группалюдей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.Отличительными признаками малой социальной группы являются:•небольшое число членов;•непосредственность общения между ее членами;• общие интересы, цели и совместная деятельность;•разделение труда, координация и дополнительность деятельности;•внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;•общиенормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;•определенная структура организации и управления.

К числу основных факторов групповой сплоченности относятся прежде всего: -сходство главных ценностных ориентаций членов группы; -ясность и определенность групповых целей;-демократический стиль лидерства (руководства);-кооперативная взаимозависимость членов группы в процессе совместной деятельности;-относительно небольшой объём группы

;-отсутствие конфликтующих между собой микрогрупп;- престиж и традиции группы.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...