Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ученики и последователи А. С. Макаренко




Рассказ о Макаренко и его творчестве был бы неполным ес­ли не сказать о его учениках и последователях. Ведь Антон Семе­нович принадлежит к тем людям, жизнь которых в определенном смысле не заканчивается с их физической смертью. Их книги и дела продолжают творит добро, а ученики и соратники с еще большей энергией содействуют распространению и пропаганде новых идей. Вспомним - Макаренко при жизни не был признан как педагог и последние слова его были: «Я писатель Макаренко». И если сегодня мы являемся свидетелями мировою при­знания исключительного значения его творчества в педагогике, то этим обязаны самоотверженной борьбе и упорному труду ею последователей. О некоторых из них умолчать нельзя.

Семен Афанасьевич Калабалин был в числе любимых воспи­танников Макаренко. Все знают его как Семена Карабанова в «Педагогической поэме». Вместе со своей женой Галиной Кон­стантиновной он всего себя отдает заботе о детях лишенных семьи, работая в детских домах. Великолепный рассказчиц Семен Афанасьевич щедро откликался на приглашения выступить либо с публичной лекцией, либо с докладом в школах и на учительских совещаниях. Многие воспитатели «пришли» к Мака­ренко через С.А.Калабалина.

Виктор Николаевич Терский — в «Поэме» Перский — был талантливейшим педагогом, организатором клубной работы в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. Это о нем сказал Макаренко: «Я дрожал, как бы у меня его не смани­ли». Он написал несколько прекрасных книг. Среди них особо выделяются «Клубные занятия и игры в практике А.С.Макарен­ко» (М., 1961) и написанная в соавторстве с О.С.Кель книга «Иг­ра. Творчество. Жизнь», выпущенная издательством «Просвеще­ние» в 1966 г. Можно смело утверждать, что в этих работах Вик­тора Николаевича — основы педагогики клубной работы.

И С.А.Калабалину, и В.Н.Терскому посчастливилось рабо­тать с Макаренко. Но были и другие его последователи, внесшие также значительный вклад в пропаганду и разработку его идей.

В мае 1940 г. научным сотрудником кабинета педагогики НИИ школ Наркомпроса РСФСР стал Иван Федорович Козлов, который за несколько дней до начала Великой Отечественной войны успешно защитил первую диссертацию об опыте Мака­ренко. Козлов стал составителем первого сборника избранных педагогических произведений Антона Семеновича. Более 10 лет трудился он над книгой «Педагогический опыт А.С.Макаренко», которая в полном объеме увидела свет только в 1987 г. — изда­тельство «Просвещение» выпустило ее к 100-летию со дня рож­дения А.С.Макаренко. Эту книгу стоит прочитать каждому, кто хочет понять и осмыслить педагогическую систему педагога-гу­маниста. Автор не только дает систематическое изложение тео­рии воспитательного коллектива и методики педагогического воздействия — важнейших разделов учения Макаренко, но и на основе осмысления совокупности его идей первым в истории пе­дагогики глубоко и верно характеризует предмет педагогики — воспитание как объективно-закономерное явление — и тем са­мым ставит точку в споре: может ли педагогика считаться нау­кой.

Особо следует сказать об Иване Андреевиче Каирове. Он был одним из тех профессоров, кто приглашал Антона Семеновича писать учебник педагогики. Помните? В небольшой книжечке «Слово о Макаренко. К 75-летию со дня рождения», выпущен­ной в 1963 г., он сам рассказывает об этом. В 1946 г., став прези­дентом Академии педагогических наук РСФСР, Иван Андреевич возглавил работу по подготовке к изданию 7-томного собрания сочинений Макаренко, вышедшего в свет в 1950—1952 гг., а за­тем повторно — в 1957—1958 гг. С этого момента не только худо­жественное, но и научно-педагогическое наследие Макаренко становится доступным широкому читателю. И факт этот пере­оценить невозможно.

Удивительна судьба всех революционных открытий в науке. На пути ее развития они становятся своеобразным перекрестком, миновать который в дальнейшем поступательном движении науч­ных идей практически невозможно. Мало того, они становятся, образно говоря, мощным детонатором для взрыва новых научных идей. Так в отечественной психологии открытия И.М.Сеченова стимулировали научный подвиг И.П.Павлова, в педагогике идеи и опыт А.С.Макаренко дали толчок творчеству В.А.Сухомлинского и других видных педагогов второй половины XX века.

Говоря о последователях А.С.Макаренко, нельзя умолчать о Георгии Васильевиче Гасилове. Сотрудник Наркомпроса РСФСР, директор школы, двух детских домов, в течение 17 лет руководитель районного отдела народного образования в Моск­ве, он стал неутомимым пропаганди­стом его опыта и идей. Его ученики — талантливые директора московских школ Э.Г.Костяшкин, С.Э.Карклина, К.Н.Волков — стали крупными учены­ми.

Помимо назван­ных выше это педагоги Е.Н.Медынский, В.Е.Гмурман, Э.И.Моноезон, И.Ф.Свадковский, писатели и журналисты Ю.Б.Лукин, М.П.Павлова и многие другие.

 

Заключение

Педагогика XXI века... Какой она будет?

Представить это достаточно подробно и в полном объеме не­мыслимо. Да в этом и нет необходимости. Но некоторые призна­ки ее видятся сегодня отчетливо и зримо.

Прежде всего, это будет наука о ребенке, его воспитании и развитии. Не какая-то особая наука «педология», а именно педагогика, опираясь на данные всех наук о человеке и обществе, о развитии живого в природе, будет изучать воспитание и развитие личности в единстве, станет, как о том мечтал великий Ушинский, педагогической антропологией. К этому выводу ведет нас понимание воспитания — предмета педагогики, которое высве­тил для нас А.С.Макаренко. Теория развития личности, возраст­ного созревания детей непременно станет фундаментом педаго­гического знания, а познание объективных законов воспитания и развития личности составит истинное могущество педагогиче­ского знания. На этом пути педагогика из собрания субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные явления и факты, дающую им мате­матически точные оценки.

Педагогика — наука опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным источником и главным мето­дом добывания знаний о воспитании детей и его законах, а так­же точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко рождалась не «в мучительных судорогах кабинетно­го ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере развития и совершенствования теории ее удельный вес и значение в опыте нарастают. На этом пути научно-педагоги­ческого решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться и становиться все более практичной педаго­гика XXI века.

Педагогика в своем развитии выйдет на технологический уровень. Традиционные отделы любой технологии — материало­ведение и проектирование, производственные процессы и обору­дование, инструментарий и техника безопасности — появятся и в педагогике в виде новых ее разделов. Так возникнет и общая теория целостного воспитательного процесса, ориентированного на руководство развитием цельной личности ребенка. Педагоги­ка, вероятнее всего, откажется от «растаскивания» человека на части по многочисленным видам воспитания: умственного, фи­зического, трудового, нравственного, эстетического и т.п. Отка­жется она и от составления «вечных», «лучших», а поэтому ни­когда и нигде не пригодных программ воспитания, но взамен этого даст воспитателям теорию проектирования личности на ос­нове знания законов ее развития и при учете конкретных обще­ственных потребностей, так называемого социального заказа.

Важнейшим отделом педагогической науки станет теория педагогического мастерства. Она предложит учителям и воспитате­лям богатейший арсенал педагогических средств управления процессом воспитания, вооружит их знанием педагогических си­туаций, умением их анализировать и на этой основе безошибоч­но выбирать нужные методы и приемы. А главное — педагогика будет помогать педагогам технологически мыслить и действовать по логике, начала которой заложил Макаренко.

Люди давно заметили: когда поднимаешься в гору, линия го­ризонта словно отодвигается, и чем выше ты поднялся, тем даль­ше видишь. «Низко — так близко, а высоко — так далеко», — свидетельствует пословица. Педагогический опыт Макаренко — высочайшая вершина современной педагогики. И если мы сегод­ня дерзаем заглянуть в будущее педагогики, то только оттого, что стоим на плечах гиганта.

 

Библиографический список

1. А. С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследование, опыт. Сост. Фролов С. А. Н. Новгород, НГПУ, 1992. – с.207.

2. Барбаров П. Я. Я работал с А. С. Макаренко//Педагогика. 1993, №2. – с.102 – 105.

3. Беляев В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2000. – с 222.

4. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогики. Волгоград: Перемена, 1997. – с. 264.

5. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. — М.: Педагогика, 1987. – 314 с.

6. Макаренко А. С. Сост. Коротов В. М. М.: АМОНАШВИЛИ: Моск. гор. пед. ун-т, 1999. – с. 223.

7. Чубаров Л. Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко). — Ч. 1. - М.: ХАРВЕСТ, 1994. — 487.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...