Становление и развитие социологии в Беларуси.современное развитие соц-гии в РБ
Стр 1 из 4Следующая ⇒ 1. Эмпирические исследования в 20-30 годах 2. Развитие социологических исследований в 60-80 годах
3. Основные направления современной социологической мысли Беларуси (90-е годы) Институт выполнил исследования по следующим направлениям: динамика социальной структуры, интересы и потребности различных групп и слоев населения, особенности их социального статуса и деятельности в обществе, социальная дифференциация и интеграция, взаимосвязь социальных структур и демографических процессов, структура рынка труда и динамики безработицы, мотивация и стимулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике, основные тенденции развития науки, социодинамика культуры, поведение личности, социальных общностей, их взаимодействие в экстремальных условиях кризисов, анализ и прогнозирование социально-экономических, демографических и политических процессов в Республике Беларусь и развитие международных связей и сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья.
9. Общество как социально-экономичная и социокультурная система. По М. Веберу, общество – это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество – это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. При всем многообразии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены. При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы: • экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями; • политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня; • духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство; • социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации. Все сферы жизнедеятельности общества функционируют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции в обществе и являясь сложными общественными подсистемами.
Итак, общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности. Рассмотрим отличительные признаки общества. 1. Социальность - выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей. 2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга. 4. Существование в социальном пространстве и социальном времени. 5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей. 6. Наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов. 7. Существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения. 8. Наличие социальной структуры, элементами которой могут быть: • социальные институты; • социальные общности; • социальные группы, классы, слои;• социальные организации; • человеческие индивиды.
Типология обществ Тип общества - это совокупность устойчивых при знаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов. Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы проходило. Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ: 1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо. 2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности. 3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.
Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет: 1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь. 2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда. 3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному. В середине ХХ в. американский антрополог У.Голдшмидт предложил обобщенную модель базовых типов общества: 1. кочевые общества охотников и собирателей; 2. оседлые общества охотников и собирателей; 3. огороднические (раннеземледельческие) общества; 4. скотоводческие общества; 5. аграрные общества; 6. индустриальные общества[2].
11. Социальные общества Особую важность представляют отношения между лояльностями подгрупп и индивидов по отношению к социальному коллективу, то есть всему обществу, и по отношению к другим коллективам, членами которых они являются. Фундаментальной чертой всех человеческих обществ является участие одних и тех же людей в ряде коллективов. одной из значительных проблем интеграции, стоящих перед социальным сообществом, является проблема регулирования лояльностей его членов по отношению к нему самому и к другим различным коллективам.
Непосредственной проблемой для большинства индивидов является проблема выбора и уравновешивания своих обязательств в случаях конфликта конкурирующих между собой лояльностей. Например, нормальный взрослый мужчина в обществах современного типа одновременно является работником и членом семьи. И хотя требования, предъявляемые этими двумя ролями, часто находятся в конфликте, большинство мужчин жизненно заинтересованы в сохранении лояльности обеим ролям.
Социальное сообщество представляет собой сложную сеть взаимопроникающих коллективов и коллективных лояльностей, систему, для которой характерны дифференциация и сегментация. Так, семейные ячейки, деловые фирмы, церкви, правительственные учреждения, учебные заведения и т.п. отделены друг от друга (дифференцированы). К тому же каждый такой тип коллектива состоит из множества конкретных коллективов, например из множества семей, каждая из которых насчитывает лишь несколько человек, и из многих локальных сообществ.
С целью управления лояльностями существует так называемая система норм социального общества – стратификационная шкала – шкала признаваемого престижа входящих в это сообщество в качестве его членов коллективов, отдельных лиц, а также статусов и ролей, распространенных в этом сообществе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|